Решение Верховного Суда РФ от 23.06.2016 N АКПИ16-359 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 3 порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утв. Приказом Минздрава России от 15.06.2015 N 344н

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. N АКПИ16-359
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.Н.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медпрофи" о признании частично недействующим абзаца первого пункта 3 порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. N 344н,
установил:
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. N 344н утвержден порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 марта 2016, N 41376, официально опубликован 15 марта 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21 марта 2016 г. в "Российской газете".
Пунктом 3 Порядка установлено, что медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством", "оториноларингологии", "офтальмологии", "неврологии" и "функциональной диагностике", "терапии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)" (абзац первый). Обследование врачом-психиатром осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства), проходящего медицинское освидетельствование (далее - свидетельствуемый), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по "психиатрии" и "психиатрическому освидетельствованию" (абзац второй). Обследование врачом-психиатром-наркологом, включая определение наличия психоактивных веществ в моче, а также качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови, осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по "психиатрии-наркологии" и "лабораторной диагностике" либо "клинической лабораторной диагностике" (абзац третий).
Общество с ограниченной ответственностью "Медпрофи" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3 Порядка в части, предусматривающей обязательное включение в лицензию на медицинскую деятельность выполнение работ (оказание услуг) по "оториноларингологии", "офтальмологии", "неврологии", "функциональной диагностике", "терапии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)", как противоречащего пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацу второму пункта 7 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ), пунктам 1, 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 (далее - Положение), пункту 7 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 121н. По мнению административного истца, оспариваемые положения нарушают его право самостоятельно выбирать при осуществлении медицинской деятельности конкретный вид работ или услуг из перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, незаконно возлагает на него дополнительные обязанности по лицензированию и осуществлению работ (услуг) по "оториноларингологии", "офтальмологии", "неврологии", "функциональной диагностике", "терапии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)".
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что с 2010 года осуществляет деятельность по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, в соответствии с оспариваемой нормой ему необходимо будет дополнительно переоформить действующую лицензию и включить в нее наряду с имеющимся видом работ по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством работы по "оториноларингологии", "офтальмологии", "неврологии", "функциональной диагностике", "терапии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)", что повлечет для него ряд негативных последствий, связанных с дополнительными расходами и возможным полным прекращением деятельности.
В судебном заседании представитель административного истца П.С. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, оспариваемые положения Порядка не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Обсудив доводы представителя административного истца, выслушав возражения представителя Минздрава России А. и представителя Минюста России Ч., проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ предусмотрено медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, которое включает в себя обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств и кандидатов в водители транспортных средств (пункт 1 статьи 23).
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 поименованного закона порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, к полномочиям Минздрава России отнесено принятие на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (подпункты 5.2 и 5.2.75).
Во исполнение предоставленных полномочий, а также с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования Минздрав России утвердил Порядок.
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12).
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ установлено, что обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ) (пункт 76 статьи 23).
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ закреплено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждение которых в силу пункта 2 части 1 статьи 5 этого закона относится к полномочиям Правительства Российской Федерации, устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные названным федеральным законом полномочия, утвердило Положение, которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (пункт 1).
Пунктом 3 Положения установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются в том числе и при медицинских освидетельствованиях. В названный перечень включены, в частности, и работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность по "оториноларингологии", "офтальмологии", "неврологии", "функциональной диагностике", "терапии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)".
Таким образом, пункт 3 Порядка, предусматривающий, что медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством", "оториноларингологии", "офтальмологии", "неврологии" и "функциональной диагностике", "терапии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)", полностью соответствует приведенным выше нормативным правовым положениям.
Кроме того, исходя из положений пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. При этом статья 23.1 данного закона определяет, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (пункт 1), а медицинскими показаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), при которых управление транспортным средством допускается при оборудовании его специальными приспособлениями, либо при использовании водителем транспортного средства специальных приспособлений и (или) медицинских изделий, либо при наличии у транспортного средства определенных конструктивных характеристик (пункт 2), медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категории, назначения и конструктивных характеристик (пункт 3). Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обязанность лицензирования указанных в пункте 3 Порядка работ (услуг) в составе медицинской деятельности в целях проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) обусловлена необходимостью установления не только медицинских противопоказаний, но и медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством в соответствии с перечнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1604, то есть необходимостью проведения диагностики заболеваний (состояний) и вынесения соответствующего медицинского заключения.
Определение медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, установленных указанными выше перечнями, невозможно в условиях отсутствия у медицинской организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения лицензии на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "оториноларингологии", "офтальмологии", "неврологии" и "функциональной диагностике", "терапии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)".
Поскольку оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Медпрофи" о признании частично недействующим абзаца первого пункта 3 порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. N 344н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Еще документы:

<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 10 Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 886 "О внесении изменений в приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587", пункта 7 перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 N 1629-р>
"О внесении изменений в план разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза"
"О внесении дополнений в Реестр организаций, на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы"
<О признании незаконной (недействующей) и не подлежащей применению части 2 пункта 36 "Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 (в редакции Приказа от 11 июля 1991 г. N 77)>