Решение Верховного Суда РФ от 23.11.2016 N АКПИ16-1049 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела 4 Перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 855

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2016 г. N АКПИ16-1049
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Л. о признании частично недействующим раздела 4 перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855,
установил:
согласно разделу 4 перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - Перечень) в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, оформляются:
заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы;
копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;
копия свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) военно-врачебной комиссии либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья;
копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации).
Гражданин Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим раздела 4 Перечня, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают его право на получение страховой выплаты.
Как указывает административный истец, 22 октября 2010 г. он уволен из органов внутренних дел, 7 декабря 2010 г. ему установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности - общее заболевание (заключение медико-социальной экспертизы от 7 декабря 2010 г. N <...>). По заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ростовской области" от 28 марта 2013 г. N <...> изменено основание установления ему группы инвалидности с общего заболевания на "военную травму, полученную при исполнении служебных обязанностей". Он обратился в суд с заявлением о выплате страховой суммы в связи с установлением инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы. Решением Таганрогского городского суда от 2 декабря 2014 г. его исковые требования к ОАО "Росгосстрах" о взыскании страховых выплат оставлены без удовлетворения, поскольку страховой случай наступил в момент получения истцом группы инвалидности, истцом пропущен срок для обращения за страховой выплатой, тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта требуют предоставление копии свидетельства о болезни застрахованного лица или заключения (справки) военно-врачебной комиссии либо других военно-медицинских (медицинских) документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Административный истец Л. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 19 октября 2016 г. N РД-П4-6267).
Представители Правительства Российской Федерации М., Б. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Р., объяснения административного истца Л., представителей Правительства Российской Федерации М., Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 11).
Правительство Российской Федерации во исполнение требований федерального законодателя постановлением от 29 июля 1998 г. N 855 утвердило оспариваемый Перечень (далее - Перечень).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 10 августа 1998 г., N 32, "Российской газете" 12 августа 1998 г.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации". В силу требований данного Федерального закона выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая, а перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в разделе 4 Перечня определило документы, необходимые для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья лицам. В указанном перечне в качестве одного из документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, предусмотрено заключение (справка) военно-врачебной комиссии, что соответствует требованиям федерального законодательства.
Статья 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает право сотрудника органов внутренних дел на медицинское освидетельствование (обследование) в военно-врачебной комиссии.
Статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит требования, на которые исковая давность не распространяется, тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают перечень необходимых документов, в связи с чем ссылка административного истца на данную норму закона является несостоятельной.
Доводы административного истца о несвоевременности выдачи ему документов, необходимых для обращения за страховой выплатой, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых им положений нормативного правового акта.
Иные доводы административного истца касаются законности и обоснованности судебных постановлений, принятых по его иску о взыскании страхового возмещения, и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Л. о признании частично недействующим раздела 4 перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА

Еще документы:

<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 1 указания Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет">
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующими пунктов 1.3 и 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца шестого подраздела 5.1 раздела V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. ФССП России 19.06.2012 N 01-16>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 6 Разъяснения N 8 от 20.05.1994 "О порядке применения списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85", утв. Постановлением Минтруда РФ от 20.05.1994 N 39>