Решение Верховного Суда РФ от 27.10.2011 N ГКПИ11-1353 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3.7.2 Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2011 г. N ГКПИ11-1353
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре И.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим пункта 3.7.2 Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110,
установил:
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110 утверждена Инструкция о порядке назначения лекарственных препаратов (далее - Инструкция). Приказ опубликован в "Российской газете" 15 мая 2007 г. N 100, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2007 г. N 9364.
Пунктом 3.7.2 Инструкции установлено, что назначение наркотических средств и психотропных веществ списков II и III производится при оказании медицинской помощи в случаях возникновения болевого шока при травмах, инфарктах и иных острых заболеваниях и состояниях - врачом (фельдшером) выездной бригады скорой медицинской помощи.
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3.7.2 Инструкции в части, предусматривающей назначение наркотических средств и психотропных веществ списков II и III при оказании медицинской помощи в случаях возникновения болевого шока при травмах, инфарктах и иных острых заболеваниях и состояниях фельдшером выездной бригады скорой медицинской помощи, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ), который допускает назначение наркотических средств только врачом.
Помимо этого, считает, что оспариваемое положение необоснованно возлагает трудовые обязанности на фельдшерский состав службы скорой медицинской помощи и несет угрозу уголовной ответственности по статьям 228, 228.1, 228.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание К. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации А., Н., Г. возражали против доводов заявителя и пояснили, что Инструкция издана в соответствии с предоставленной компетенцией, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б. поддержала требования заявителя, полагая, что они являются обоснованными и подлежат удовлетворению по тем основаниям, что оспариваемое положение Инструкции не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения определяет порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях (пункт 3 статьи 31).
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения (пункт 1), самостоятельно принимает нормативные правовые акты: по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств (пункт 5.2.34 в редакции, действовавшей до 7 сентября 2010 г.), формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядок их регистрации, учета, хранения, правил оформления (пункт 5.2.40), порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях (пункт 5.2.41), нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федерального агентства (пункт 5.2.101).
Во исполнение названных нормативных правовых положений и в целях обеспечения граждан, в том числе имеющих право на получение государственной социальной помощи, по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждена Инструкция о порядке назначения лекарственных препаратов.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ установлено, что оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях, предусмотренных статьями 29, 33 - 36 данного Федерального закона.
Вместе с тем суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии пункта 3.7.2 названному положению Федерального закона.
В соответствии с частью первой статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5487-1, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Инструкцией установлено, что при оказании скорой и неотложной медицинской помощи лекарственные препараты назначаются врачом выездной бригады скорой медицинской помощи или врачом отделения неотложной помощи (помощи на дому) медицинской организации (пункт 1.1). В ряде случаев лекарственные препараты могут быть назначены специалистом со средним медицинским образованием (зубным врачом, фельдшером, акушеркой) в соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и в порядке, определенном названной Инструкцией (пункт 1.2).
Пунктом 3.3 Инструкции данное право предоставлено фельдшеру выездной фельдшерской бригады скорой медицинской помощи - в случаях острых заболеваний, отравлений, травм и других острых состояниях больного; а в случаях, указанных в подпунктах а) - б) пункта 2.1.2 Инструкции (одномоментного назначения пяти и более лекарственных препаратов одному больному; назначения наркотических средств, психотропных веществ, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, анаболических гормонов), - по согласованию с ответственным дежурным врачом станции (подстанции, отделения) скорой помощи.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм следует, что назначение наркотических средств и психотропных веществ фельдшером выездной бригады скорой медицинской помощи возможно только по согласованию с ответственным дежурным врачом станции (подстанции, отделения) скорой помощи.
Таким образом, положение пункта 3.7.2, предусматривающее назначение наркотических средств и психотропных веществ списков II и III при оказании медицинской помощи в случаях возникновения болевого шока при травмах, инфарктах и иных острых заболеваниях и состояниях фельдшером выездной бригады скорой медицинской помощи, не противоречит вышеприведенным нормативным правовым положениям Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ.
Необоснованным является довод заявителя о том, что в обязанности фельдшера службы скорой медицинской помощи не входит назначение наркотических средств, поскольку согласно квалификационным характеристикам фельдшера (скорая медицинская помощь), утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н, фельдшер применяет наркотические и сильнодействующие препараты по назначению врача.
Также несостоятельной является и ссылка заявителя на Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающий уголовную ответственность за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку, производство и сбыт или пересылку наркотических средств и психотропных веществ, а также за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Поскольку оспариваемое положение пункта 3.7.2 Инструкции не противоречит федеральному законодательству, Инструкция издана компетентным органом государственной власти и не нарушает прав заявителя, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления К. о признании частично недействующим пункта 3.7.2 Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА

Еще документы:

"Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении фторида алюминия и о внесении изменения в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г. N 59"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим перечня сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского Союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконными абзаца 3 подпункта "а" и абзаца 3 подпункта "в" пункта 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 8 Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию, утв. Приказом ФСФР России от 15.06.2005 N 05-21/пз-н>