Решение Верховного Суда РФ от 07.04.2016 N АКПИ16-13 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 2, 3 Приказа ФТС России от 18.06.2013 N 1111 Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и пунктов 5, 7, 10, 15, подпункта д пункта 12 утвержденного им Порядка

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2016 г. N АКПИ16-13
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.Н.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании частично недействующими пунктов 2 и 3 приказа Федеральной таможенной службы от 18 июня 2013 г. N 1111 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" и пунктов 5, 7, 10, 15, подпункта "д" пункта 12 утвержденного им Порядка,
установил:
приказом Федеральной таможенной службы от 18 июня 2013 г. N 1111 (далее - Приказ) утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 20 августа 2013 г., N 29448, и опубликован 28 августа 2013 г. в "Российской газете", N 190.
Приказом предписано создать в Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России), региональных таможенных управлениях и таможнях комиссию ФТС России, комиссию регионального таможенного управления, комиссию таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) (пункт 2); начальникам региональных таможенных управлений, таможен в пятнадцатидневный срок со дня вступления в силу Приказа утвердить состав комиссий и организовать их работу в соответствии с Приказом (пункт 3).
Порядком закреплено, что Комиссия создается на основании приказа ФТС России (приказа регионального таможенного управления, приказа таможни) (пункт 5). Председателем Комиссии является заместитель руководителя ФТС России (заместитель начальника регионального таможенного управления, заместитель начальника таможни) (пункт 7).
Согласно пункту 10 Порядка Комиссия вносит руководителю ФТС России (начальнику регионального таможенного управления, начальнику таможни) предложения о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам, членам семей и гражданам, уволенным со службы в таможенных органах, из числа состоящих на учете, с приложением расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Пунктом 12 Порядка установлен порядок подготовки секретарем Комиссии запроса в государственные органы и учреждения для получения информации о предоставлении (непредоставлении) сотруднику, членам семей и гражданам, уволенным со службы в таможенных органах, единовременной социальной выплаты по прежним местам прохождения службы, если сотрудник, члены семей и гражданин, уволенный со службы в таможенных органах, проходили службу в государственных органах и учреждениях. Запрос подписывается председателем Комиссии (заместителем председателя Комиссии) ФТС России (регионального таможенного управления, таможни).
При подготовке предложений руководителю ФТС России (начальнику регионального таможенного управления, начальнику таможни) о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам, членам семей и гражданам, уволенным со службы в таможенных органах, из числа состоящих на учете, Комиссия проводит уточнение сведений о сотрудниках, членах семей и гражданах, уволенных со службы в таможенных органах, состоящих на учете (пункт 15 Порядка).
Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Приказа и Порядка в той части, в какой они допускают создание Комиссии в таможне, находящейся в подчинении регионального таможенного управления, и наделяют полномочиями, связанными с деятельностью Комиссии, должностных лиц таможни, находящейся в подчинении регионального таможенного управления, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ), части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила), поскольку не устанавливают порядок распределения единовременной социальной выплаты исходя из даты постановки на учет между сотрудниками разных таможенных органов и ведение единого учета сотрудников всех таможенных органов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что проходил службу в должности начальника отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Уральской оперативной таможни в звании полковника таможенной службы, с 17 февраля 2014 г. уволен со службы в таможенных органах по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Решением Комиссии Уральской оперативной таможни от 7 октября 2013 г. был поставлен на учет с составом семьи из 4 человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В целях реализации права сотрудников на получение единовременной социальной выплаты ФТС России дважды Уральскому таможенному управлению выделены бюджетные средства, в том числе и находящейся в подчинении Управления Уральской оперативной таможне. Однако приказом начальника Управления данная выплата была предоставлена сотруднику аппарата Управления, который был поставлен на учет более чем на месяц позже даты постановки на учет административного истца.
Т. в судебном заседании поддержал заявленные требования, а также просил взыскать солидарно с административных ответчиков понесенные им в связи с рассмотрением дела судебные расходы.
ФТС России и Минюст России в письменных возражениях указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, оспариваемые положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представители ФТС России - Е. и П.О. и представитель Минюста России - Б. просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Частью 6 названной статьи предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 24 апреля 2013 г. N 369 утвердило Правила и поручило Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службе утвердить: порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; а также порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с указанного учета (в том числе о лицах, сведения о которых в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну).
Во исполнение данного предписания Правительства Российской Федерации ФТС России издан Приказ, который в установленном порядке был зарегистрирован в Минюсте России и опубликован.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования.
По смыслу положений части 3 статьи 4 Федерального закона N 383-ФЗ и пункта 3 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Приказом ФТС России от 17 июля 2013 г. N 1320 "О делегировании начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, полномочий по принятию решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лицам, состоящим на учете для ее получения" начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, делегированы полномочия по принятию решения о предоставлении единовременной социальной выплаты.
В силу пункта 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
Согласно пунктам 7 и 15 Правил к полномочиям Комиссии отнесено принятие решения о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет, а также о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Следовательно, оспариваемые заявителем положения пунктов 2 и 3 Приказа, пунктов 5, 7, 10, 15 и подпункта "д" пункта 12 Порядка вопросы, связанные с принятием решения соответствующим руководителем о предоставлении единовременной социальной выплаты, не регулируют.
Статьей 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) закреплено, что таможенными органами являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы.
Из приведенного следует, что Правила предусматривают создание соответствующих комиссий по месту прохождения службы сотрудников, в число которых согласно статье 10 Федерального закона N 311-ФЗ входят региональные таможенные управления и таможни.
С учетом изложенного оспариваемые положения Приказа и Порядка не противоречат Федеральному закону N 283-ФЗ и Правилам.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Приказа и Порядка части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку указанная норма кодекса регулирует отношения в сфере жилищного законодательства, в частности вопросы предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что не относится к предмету правового регулирования оспариваемого нормативного правового акта.
Поскольку оспариваемые нормативные предписания не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного административного иска, в силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства отсутствуют основания возмещения административному истцу понесенных судебных расходов.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Т. о признании частично недействующими пунктов 2 и 3 приказа Федеральной таможенной службы от 18 июня 2013 г. N 1111 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" и пунктов 5, 7, 10, 15, подпункта "д" пункта 12 утвержденного им Порядка отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Еще документы:

"О детализированном плане на 2016 год по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности"
(с изм. от 10.10.2014) "О Договоре об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним" (вместе с "Договором об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним" (Подписан в г. Москве 09.12.2010))
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании частично недействительным распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 N 156-р>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев 21, 22 и 23 пункта 7.1.2 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-02/729>