Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.02.2019 N АКПИ18-1201 Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим подпункта з пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1130

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2019 г. N АКПИ18-1201
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Росбет" о признании недействующим подпункта "з" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130,
установил:
согласно подпункту "з" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130 (далее также - Положение), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются в том числе соблюдение лицензиатом требований, установленных частью 5 статьи 6 и частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Общество с ограниченной ответственностью "Росбет" (далее также - ООО "Росбет") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "з" пункта 4 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 4 статьи 4, части 4 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и нарушают права административного истца в сфере предпринимательской деятельности.
Как указывает административный истец, на основании лицензии от 11 августа 2009 г. ООО "Росбет" является организатором азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресам, указанным в приложении к лицензии. Постановлением мирового судьи судебного участка N 168 района Северное Тушино города Москвы от 9 августа 2018 г. ООО "Росбет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа, поскольку в ходе внеплановой налоговой проверки выявлен факт нарушения в обособленном подразделении, расположенном по адресу: <...>, порядка хранения и расходования свободных денежных средств, вместо передачи денежных средств в ПАО "Сбербанк" осуществлялась выплата выигрышей игрокам за счет наличных денег через кассу данного подразделения. В судебном акте отражено, что ООО "Росбет" в нарушение подпункта "з" пункта 4 Положения не соблюдало лицензионные требования, установленные частью 5 статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В суде представители административного истца ООО "Росбет" А., Ш.С. поддержали заявленные требования и пояснили, что оспариваемыми положениями нормативного правового акта не установлен исчерпывающий перечень лицензионных требований в отношении лицензируемого вида деятельности, поскольку им не предусмотрено отдельного требования о соблюдении организатором азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах указания Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом. Судебным актом дано толкование подпункту "з" пункта 4 Положения, согласно которому в перечень лицензионных требований для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах включено требование соблюдения названного Указания.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 3 декабря 2018 г. N КЧ-П13-8551).
Представитель Правительства Российской Федерации Ш.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "Росбет" А., Ш.С., административного ответчика Правительства Российской Федерации Ш.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных пунктом 2 части 1 статьи 5 и части 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правительство Российской Федерации постановлением от 26 декабря 2011 г. N 1130 утвердило Положение, определяющее порядок лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 2 января 2012 г. N 1, "Российской газете" 11 января 2012 г. (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1038, размещенного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 1 сентября 2017 г. и опубликованного в Собрании законодательства Российской Федерации 4 сентября 2017 г. N 36).
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет лицензионные требования как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (статья 3).
Предусмотренное подпунктом "з" пункта 4 Положения предписание о соблюдении лицензиатом требований, установленных частью 5 статьи 6 и частью 2 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", соответствует требованиям действующего законодательства в установленной сфере деятельности.
С учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает включение в перечень лицензионных требований наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, системы производственного контроля, а также иных требований, установленных федеральными законами (часть 3 статьи 8).
Так, Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность организатора азартных игр соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр (часть 5 статьи 6). Частью 2 статьи 8 названного Федерального закона определены требования к игорному заведению, предусматривающие, в частности, размещение информации о фирменном наименовании организатора азартных игр, об адресе и о часах его работы, правил приема ставок и выплаты выигрышей, разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне либо лицензии и др.
К основным принципам осуществления лицензирования Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" относит установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (пункт 4 статьи 4). Подпункт "з" пункта 4 Положения имеет бланкетный (отсылочный) характер и не создает дополнительных лицензионных требований, выходящих за объем установленных федеральным законодателем требований к букмекерским конторам, тотализаторам, пунктам приема ставок букмекерских контор и тотализаторов, и не может рассматриваться как противоречащий пункту 4 статьи 4 и части 4 статьи 8 названного Федерального закона.
Что касается вопроса о привлечении ООО "Росбет" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ссылок в судебных актах на правовые акты Банка России, то данные обстоятельства связаны с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и не являются предметом судебного разбирательства по делу об оспаривании нормативного правового акта. В случае несогласия с принятыми судебными постановлениями ООО "Росбет" не лишено возможности обжаловать их в установленном законом порядке.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Росбет" о признании недействующим подпункта "з" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА

Еще документы:

"О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 046/2018)"
"О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии"
"Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов углеграфитовой продукции для электролиза алюминия"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1 Указа Президента РФ от 29.07.2015 N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и пунктов 2 - 6 правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень продукции, страной происхождения которой являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, Норвегия, Украина, Албания, Черногория, Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2019 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 N 774>