Кодекс этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (утв. решением Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ от 20.12.2018)

Утверждено
решением Совета контрольно-счетных
органов при Счетной палате
Российской Федерации
от 20 декабря 2018 г.
КОДЕКС
ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ
ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Совет контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее - СКСО), признавая особую ответственность органов внешнего государственного финансового контроля перед государством и обществом, принимает Кодекс этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (далее - Кодекс).
СКСО исходит из того, что поведение работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (далее - контрольно-счетные органы) всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам. Ничто не должно порочить деловую репутацию, авторитет работника органа внешнего государственного финансового контроля.
Принимая данный Кодекс, СКСО надеется обеспечить благоприятный морально-психологический климат в трудовых коллективах контрольно-счетных органов, повысить общественное доверие и уважение к профессиональной деятельности их работников.
Статья 1. Основания разработки настоящего Кодекса
1. Настоящий Кодекс основан на нормах поведения, изложенных в Лимской декларации руководящих принципов контроля, Своде этических правил ИНТОСАИ, принятом XXII Конгрессом ИНТОСАИ в декабре 2016 года, а также в нормативных правовых актах Российской Федерации и иных решениях в сфере применения норм этики и морали в деятельности государственных органов.
2. Настоящий Кодекс разработан в соответствии с Положением о Совете контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, утвержденным решением Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации от 21 марта 2014 года, согласно которому одной из основных задач Совета является выработка общих подходов и требований к этическому и служебному поведению работников контрольно-счетных органов.
Статья 2. Сфера действия настоящего Кодекса
1. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться все работники контрольно-счетных органов, представители которых входят в СКСО.
2. Основные принципы профессиональной этики и правила служебного поведения, изложенные в настоящем Кодексе, распространяются на привлеченных к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по договорам гражданско-правового характера специалистов и независимых экспертов. Ссылка на настоящие требования делается в договоре с привлеченным специалистом, независимым экспертом.
3. Работник контрольно-счетного органа добровольно возлагает на себя обязательства неуклонно соблюдать положения настоящего Кодекса в процессе своей служебной деятельности.
4. Каждый гражданин, назначаемый на государственную должность субъекта Российской Федерации, предусмотренную в контрольно-счетном органе, поступающий на государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации, предусмотренную в контрольно-счетном органе, либо принимаемый на работу на иную должность в контрольно-счетный орган, должен быть ознакомлен с настоящим Кодексом под роспись.
5. Знание и соблюдение работниками контрольно-счетных органов положений настоящего Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.
Статья 3. Цель настоящего Кодекса
1. Цель настоящего Кодекса - установление принципов профессиональной этики и правил служебного поведения работников контрольно-счетных органов для достойного выполнения ими своих должностных обязанностей и снижения коррупционных рисков, а также содействия укреплению авторитета и доверия граждан к органам внешнего государственного финансового контроля.
2. Настоящий Кодекс определяет:
а) основные принципы профессиональной этики, которые должны соблюдать работники контрольно-счетных органов, независимо от занимаемой (замещаемой) должности;
б) основные правила служебного поведения, которыми должны руководствоваться в своей деятельности работники контрольно-счетных органов;
в) порядок разрешения этических конфликтов и меры ответственности за нарушение этических норм и требований.
Статья 4. Основные принципы профессиональной этики работников контрольно-счетных органов
Работники контрольно-счетных органов в своей деятельности должны соблюдать следующие принципы:
а) моральная добросовестность: действовать честно, надежно, добросовестно и в интересах общества;
б) независимость и объективность: быть свободным от обстоятельств или влияния, которые подрывают или могут рассматриваться как подрывающие профессиональное суждение, и действовать беспристрастно и непредвзято;
в) компетентность: приобретать и поддерживать знания и навыки, соответствующие профессиональной деятельности, и действовать в соответствии со стандартами внешнего государственного финансового контроля и должной тщательностью;
г) профессиональное поведение: осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, избегать любого вида деятельности, который может дискредитировать контрольно-счетный орган;
д) конфиденциальность и прозрачность: не разглашать сведения, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей при одновременном соблюдении требований о гласности и подотчетности.
Статья 5. Основные правила служебного поведения работников контрольно-счетных органов
1. Работники контрольно-счетных органов, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы контрольно-счетных органов;
осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего контрольно-счетного органа;
не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении работником контрольно-счетного органа должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету контрольно-счетных органов;
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности контрольно-счетных органов, его руководителей, если это не входит в должностные обязанности работника контрольно-счетного органа;
соблюдать установленные в контрольно-счетном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе контрольно-счетных органов, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке.
2. Работники контрольно-счетных органов, осуществляющие внешний государственный финансовый контроль, исходя из принципов профессиональной этики, призваны:
действовать в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с должным усердием и в соответствии с применяемыми в контрольно-счетном органе стандартами;
способствовать установлению при осуществлении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий деловых взаимоотношений и стремиться к конструктивному сотрудничеству с коллегами в ходе таких мероприятий;
иметь обоснованное суждение по применению профессиональных знаний и навыков в процессе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
делать выводы по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий исключительно на основании проверенной, объективной и подтвержденной документально информации;
уметь оценивать серьезность выявленных нарушений (отклонений), степень их влияния на результаты деятельности объекта контроля и предпринимать необходимые меры, направленные на своевременное их устранение или их минимизацию;
соблюдать конфиденциальность при подготовке, во время осуществления и после завершения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
не использовать при подготовке материалов по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий отчетность, документы, иную информацию, если имеются сведения, подтверждающие их недостоверность, ошибочность, либо если в таких отчетности, документах, иной информации пропущены или искажены данные, что может привести к неправильным выводам;
не использовать свой официальный статус, а также конфиденциальную информацию в личных целях либо в интересах третьей стороны.
Статья 6. Этика взаимоотношений работников контрольно-счетных органов с коллегами и подчиненными
1. Работники контрольно-счетных органов должны способствовать установлению деловых и товарищеских взаимоотношений как в своем коллективе, так и между контрольно-счетными органами. Профессионализм и конструктивное сотрудничество являются важными факторами эффективности деятельности контрольно-счетных органов.
2. Работник контрольно-счетного органа, наделенный большими полномочиями по отношению к своим коллегам, должен с пониманием относиться к праву своих коллег иметь собственное профессиональное суждение, особенно когда это суждение отличается от его собственного.
3. Работнику контрольно-счетного органа, занимающему руководящую должность, следует быть образцом профессионализма, иметь безупречную репутацию, служить примером справедливости, доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. Работник, занимающий руководящую должность, не вправе перекладывать свою ответственность на коллег и подчиненных, допускать высказывания, умаляющие достоинство коллег и подчиненных, высказывать критические замечания, не связанные с исполнением должностных обязанностей и носящие субъективный характер.
Работники контрольно-счетного органа своим служебным поведением должны способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
Статья 7. Этика взаимоотношений работников контрольно-счетных органов с привлеченными специалистами и независимыми экспертами
1. Консультации с привлеченными специалистами и независимыми экспертами должны осуществляться при соблюдении конфиденциальности.
2. Договор с привлеченным специалистом, независимым экспертом должен содержать условие, согласно которому привлеченный специалист, независимый эксперт, оказывающий консультационную помощь, обязан принимать разумные меры для поддержания профессионального имиджа работника контрольно-счетного органа, запросившего такую помощь, и не должен высказывать какой-либо критики по поводу его профессиональной компетенции.
Статья 8. Этика взаимоотношений работников контрольно-счетных органов с сотрудниками и должностными лицами объектов контроля
1. Работники контрольно-счетных органов должны быть корректными по отношению к сотрудникам и должностным лицам объектов контроля.
2. Работники контрольно-счетных органов не должны:
допускать предвзятого мнения относительно сотрудников и должностных лиц объекта контроля;
допускать взаимоотношений с сотрудниками и должностными лицами объекта контроля, которые могут их скомпрометировать, поставить под сомнение независимость и непредвзятость работника контрольно-счетного органа и (или) повлиять на результаты проводимых мероприятий;
допускать нарушений законных прав и интересов объектов контроля;
реагировать на попытки влияния какого-либо лица на принимаемые решения. При попытке оказать воздействие на работника контрольно-счетного органа и отказе источника такого воздействия от принятия во внимание доводов работника о недопустимости такого поведения, необходимо немедленно поставить в известность о данном факте непосредственного руководителя, а также руководителя контрольно-счетного органа.
Статья 9. Гласность и предоставление информации
1. Гласность - одно из важнейших условий эффективной деятельности контрольно-счетных органов. Информация о деятельности контрольно-счетных органов может быть опубликована или передана средствам массовой информации в порядке, установленном внутренними документами контрольно-счетного органа с соблюдением требований действующего законодательства. Работники контрольно-счетного органа не могут предавать гласности свои выводы и промежуточные результаты контрольных мероприятий до их завершения и составления актов и отчетов.
2. При подготовке актов, отчетов и заключений о результатах контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, других материалов работник контрольно-счетного органа не должен делать следующего:
а) наносить ущерб репутации контрольно-счетного органа посредством использования непроверенной, необъективной или заведомо ложной информации;
б) рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;
в) пренебрежительно отзываться о работе коллег по профессии.
3. Работник контрольно-счетного органа должен с уважением и пониманием относиться к деятельности средств массовой информации по освещению работы контрольно-счетных органов и оказывать им необходимое содействие, если это не противоречит действующему законодательству и настоящему Кодексу.
4. Работник контрольно-счетного органа не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и учреждений (независимо от форм собственности), их руководителей, в том числе органа, в котором работает работник, если это не входит в его должностные обязанности.
Статья 10. Конфликтные ситуации
1. Работник контрольно-счетного органа в ходе выполнения своих должностных обязанностей может столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными следующими факторами:
а) давлением со стороны руководителя;
б) отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на служебную деятельность работника контрольно-счетного органа;
в) просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы работник контрольно-счетного органа действовал вопреки своим должностным обязанностям;
г) воздействием на работника контрольно-счетного органа, осуществляемым в корыстных целях с помощью слухов, шантажа.
Во всех этих и подобных ситуациях работник контрольно-счетного органа должен вести себя достойно и действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, а также принципами профессиональной этики, установленными настоящим Кодексом.
2. Работник контрольно-счетного органа должен стремиться не быть вовлеченным в конфликтные ситуации, которые могут нанести ущерб его личному авторитету или деловой репутации.
3. Работник контрольно-счетного органа не должен прекращать исполнение должностных обязанностей при возникновении конфликтных ситуаций.
Статья 11. Разрешение конфликтных ситуаций
1. В случае если работнику контрольно-счетного органа не удалось избежать конфликтной ситуации, он должен уметь правильно разрешить ее, применяя с этой целью действия, предусмотренные контрольно-счетным органом.
2. Если в контрольно-счетном органе, в котором работает работник, не установлена система надлежащих мер по разрешению конфликтных ситуаций, ему следует предпринять следующие последовательные шаги:
а) обсудить проблему конфликта с непосредственным руководителем;
б) если участие непосредственного руководителя не приводит к решению проблемы и работник контрольно-счетного органа решает обратиться к руководству более высокого звена, то непосредственный руководитель должен быть уведомлен об этом;
в) если руководитель определенного уровня не может разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, работнику контрольно-счетного органа следует обратиться к руководителю более высокого уровня;
г) если предпринимаемые меры не привели к желаемому результату, работник контрольно-счетного органа вправе обратиться за конфиденциальными консультациями и рекомендациями в комиссию по этике СКСО.
3. Председатели контрольно-счетных органов обязаны принять необходимые меры по установлению системы процедур и мер, направленных на правильное разрешение возможных конфликтных ситуаций.
4. Контрольно-счетные органы должны обеспечить своим работникам возможность обращения в комиссию по этике СКСО за необходимой для разрешения конфликтной ситуации помощью и конфиденциальными консультациями.
Статья 12. Ответственность за нарушение положений настоящего Кодекса
1. Соблюдение работником контрольно-счетного органа положений настоящего Кодекса является важным элементом для всесторонней и объективной оценки его личностных и профессионально-деловых качеств.
2. Нарушение работником контрольно-счетного органа требований настоящего Кодекса рассматривается на заседании специально созданной в контрольно-счетном органе Этической комиссии.
3. Этическая комиссия может вынести нарушителю настоящего Кодекса моральное осуждение, дать рекомендацию по исправлению своего поведения, применить иные подобные меры. За совершение проступка, позорящего честь и достоинство работника контрольно-счетного органа, подрывающего авторитет контрольно-счетного органа, Этическая комиссия может вынести заключение о несоответствии данного работника высокому статусу представителя органов внешнего государственного финансового контроля и направить свое заключение в аттестационную комиссию контрольно-счетного органа.
4. По представлению руководителя контрольно-счетного органа рассмотрение случаев нарушения работником контрольно-счетного органа положений настоящего Кодекса и применению мер воздействия, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, может осуществляться комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, созданной в контрольно-счетном органе в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
5. Соблюдение работником контрольно-счетных органов положений настоящего Кодекса может учитываться при проведении аттестации, формировании кадрового резерва, при назначении на должность в порядке должностного роста, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
6. В случае нарушения требований настоящего Кодекса лицом, замещающим государственную должность субъекта Российской Федерации в контрольно-счетном органе, этическая комиссия вправе направить свое заключение в законодательный (представительный) орган соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 13. Заключительные положения
Для реализации положений настоящего Кодекса руководители контрольно-счетных органов разрабатывают и принимают необходимые меры, создающие достаточные условия для реального соблюдения работниками норм настоящего Кодекса.

Еще документы:

"Об утверждении состава сведений о выданных свидетельствах о государственной регистрации продукции, которые могут быть получены таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза, и порядка получения таких сведений"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 12 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538>
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 5.8 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утв. Приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359>