Решение Верховного Суда РФ от 22.11.2018 N АКПИ18-994 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого пункта 4 приложения к форме N 1 приложения N 9 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2018 г. N АКПИ18-994
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Б.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 4 приложения к форме N 1 приложения N 9 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495,
установил:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495 (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 сентября 2014 г., регистрационный номер 34099, и опубликованным в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 15 декабря 2014 г., N 50, утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 9 Инструкции формы документов воинского учета (военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана; военного билета офицера запаса; персональной электронной карты; справки взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса; персональной электронной карты; удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу), а также формы документов первичного воинского учета, по которым осуществляется первичный воинский учет в органах местного самоуправления, порядок их ведения и хранения устанавливаются согласно приложению N 9 к Инструкции.
Форма N 1 приложения N 9 содержит форму бланка военного билета, а приложение к форме N 1 - Порядок ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (далее - Порядок).
Абзац первый пункта 4 Порядка устанавливает, что на внутренней стороне обложки военного билета наклеивается личная фотография владельца военного билета в черно-белом исполнении со светлым фоном размером 25 x 35 мм, бюст, с четким изображением лица строго в анфас без головного убора (у военнообязанных, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол).
А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 4 Порядка в части, предусматривающей, что на внутренней стороне обложки военного билета наклеивается личная фотография владельца военного билета, ссылаясь на то, что оспариваемое нормативное положение противоречит пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ), в котором требование о наличии фотографии в документе воинского учета отсутствует, и нарушает его право на получение военного билета без предоставления фотографии, а также его право на труд в связи с невозможностью заключить трудовой договор без военного билета.
В обоснование требования административный истец указал, что военным комиссариатом ему было отказано в приеме документов для получения военного билета, поскольку представленная им фотография не соответствовала требованиям Порядка.
В судебном заседании А. и его представитель - адвокат Лобанов Н.С. поддержали административное исковое заявление.
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на административный иск указали, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий, оспариваемое положение Порядка не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель Минобороны России Н. и представитель Минюста России Б.В. просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав стороны, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит основания для удовлетворения административного иска.
Вступившими в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 г. по делу N ВКАПИ15-39 и апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N АПЛ 15-417 установлено, что Приказ издан полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется Федеральным законом N 53-ФЗ и Положением о воинском учете (пункт 6 статьи 8 Федерального закона N 53-ФЗ).
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации в пункте 48 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 (далее - Положение о воинском учете), определило, что перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. При этом документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом N 53-ФЗ.
Реализуя предоставленные полномочия, Министр обороны Российской Федерации Приказом утвердил Инструкцию, согласно которой военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (далее - военный билет) является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности (пункт 1 Порядка), и форму документа воинского учета - военного билета (форма N 1 приложения N 9 к Инструкции).
Таким образом, установив форму военного билета и порядок его заполнения и выдачи, Министр обороны Российской Федерации действовал в рамках предоставленных ему Федеральным законом N 53-ФЗ и Положением о воинском учете полномочий.
Перечень сведений о гражданине, которые должны содержать документы воинского учета, предусмотрен пунктом 4 статьи 8 указанного закона.
Фотография не относится к сведениям о гражданине, названным в этом перечне.
Следовательно, оспариваемая норма Порядка не противоречит пункту 4 статьи 8 Федерального закона N 53-ФЗ.
По смыслу пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, фотография является изображением гражданина, использование которого допускается только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах.
Из положений пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что воинская обязанность граждан Российской Федерации устанавливается в целях обороны Российской Федерации.
Вместе с тем пункт 5 статьи 8 Федерального закона N 53-ФЗ закрепляет, что сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что абзац первый пункта 4 Порядка в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления А. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 4 приложения к форме N 1 приложения N 9 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Еще документы:

<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов 4.1.14 и 4.2.22 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах РФ, утв. приказом Росархива от 01.09.2017 N 143>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 33 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525>
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 11 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н>
<О размере вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела>