Решение Верховного Суда РФ от 14.11.2018 N АКПИ18-996 Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим подпункта г пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1130

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2018 г. N АКПИ18-996
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Росбет" о признании недействующим подпункта "г" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130,
установил:
согласно подпункту "г" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130 (далее также - Положение), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются в том числе обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Общество с ограниченной ответственностью "Росбет" (далее также - ООО "Росбет") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "г" пункта 4 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 4 статьи 4, части 4 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и нарушают его права.
Как указывает административный истец, на основании лицензии от 11 августа 2009 г. N 8 ООО "Росбет" является организатором азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресам, указанным в приложении к лицензии. С 25 августа 2016 г. такая деятельность осуществлялась по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Древлянка, д. 18, помещения N 5, 6. В связи с расположением пункта приема ставок букмекерской конторы (ООО "Росбет") в одном здании с медицинским учреждением и на одном земельном участке с медицинским учреждением лицензирующим органом (ФНС России) в адрес лицензиата вынесено предписание от 31 октября 2017 г. N 1.5-07/21688, согласно которому в срок до 20 декабря 2017 г. лицензиат (ООО "Росбет") обязан устранить нарушение лицензионного требования - подпункта "г" пункта 4 Положения, связанного с расположением пункта приема ставок букмекерской конторы в одном здании и на одном земельном участке с медицинским учреждением.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 416 района Арбат города Москвы от 16 марта 2018 г. ООО "Росбет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение предписания от 31 октября 2017 г. N 1.5-07/21688, ему назначено наказание в виде административного штрафа, поскольку не была снята с учета контрольно-кассовая техника и не исключен адрес пункта приема ставок из лицензии организатора азартных игр.
В суде представители административного истца ООО "Росбет" А., Ш.С. поддержали заявленные требования и пояснили, что оспариваемой нормой Положения не установлен исчерпывающий перечень лицензионных требований в отношении лицензируемого вида деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и не указаны требования, предусмотренные федеральным законодательством о снятии с учета зарегистрированной контрольно-кассовой техники и об исключении из лицензии организатора азартных игр адреса пункта приема ставок.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 13 октября 2018 г. N КЧ-П13-6912).
Представитель Правительства Российской Федерации Ш.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "Росбет" А., Ш.С., административного ответчика Правительства Российской Федерации Ш.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных пунктом 2 части 1 статьи 5 и части 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правительство Российской Федерации постановлением от 26 декабря 2011 г. N 1130 утвердило Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 2 января 2012 г., N 1, "Российской газете" 11 января 2012 г. (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1038, размещенного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 1 сентября 2017 г. и опубликованного в Собрании законодательства Российской Федерации 4 сентября 2017 г., N 36).
Положение определяет порядок лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет лицензионные требования как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (статья 3).
Согласно части 4 статьи 8 названного Федерального закона к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг. Положения указанной нормы направлены на ограничение внесения в лицензируемый вид деятельности общих видов хозяйственной деятельности и общих требований, предъявляемых законодательством к широкому кругу лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, на защиту экономических интересов лиц, получивших лицензию на конкретный вид деятельности, а также на повышение их ответственности перед населением, получающим услуги (результаты работы, товары не общего характера) от таких лиц.
Так, требование о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в уполномоченном органе (налоговой инспекции) вытекает из положений статей 1.2, 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".
Согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена (часть 8 статьи 18).
Положения указанных федеральных законов являются общими для всех хозяйствующих субъектов и подлежат исполнению в том числе и хозяйствующими субъектами, осуществляющими лицензированную деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Следовательно, доводы административного истца о том, что в нарушение требований федерального законодательства подпункт "г" пункта 4 Положения не устанавливает исчерпывающий перечень лицензионных требований (зарегистрированной контрольно-кассовой техники, нахождения в лицензии организатора азартных игр адреса пункта приема ставок), являются несостоятельными.
Подпункт "г" пункта 4 Положения носит отсылочный характер, не содержит каких-либо дополнительных требований и подлежит применению во взаимосвязи с требованиями к букмекерским конторам, тотализаторам, пунктам приема ставок букмекерских контор и тотализаторов, установленными статьей 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Так, в силу пункта 2 части 2, части 3 данной статьи букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок не могут быть расположены в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения; при этом букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок также не могут быть расположены на земельных участках, на которых расположены указанные объекты. Данный запрет обусловлен характером деятельности букмекерских контор и тотализаторов и исключает возможность размещения данных контор и тотализаторов, а также их пунктов приема ставок в одном здании с любыми детскими, образовательными, медицинскими и санаторно-курортными организациями независимо от их организационно-правовых форм.
Согласно разъяснению, данному в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суду, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям федерального законодательства, являются определенными, не допускают неоднозначного толкования и не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Росбет" о признании недействующим подпункта "г" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
А.М.НАЗАРОВА

Еще документы:

"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза сведениями при перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции при осуществлении взаимной торговли в рамках Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза сведениями при перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции при осуществлении взаимной торговли в рамках Евразийского экономического союза", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза сведениями при перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции при осуществлении взаимной торговли в рамках Евразийского экономического союза", "Порядком присоединения к общему процессу "Обеспечение обмена между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза сведениями при перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции при осуществлении взаимной торговли в рамках Евразийского экономического союза")
"О некоторых вопросах применения таможенных процедур"
<О признании недействующим пункта 23 раздела V перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения, утв. Приказом Минздрава России от 07.06.2018 N 321н>
"О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (ТР ТС 006/2011), и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (ТР ТС 006/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования"