Решение Верховного Суда РФ от 14.08.2018 N АКПИ18-566 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпунктов 5 и 7 пункта 20, абзаца четвертого пункта 27, абзацев второго, третьего, шестого, седьмого, восьмого и девятого пункта 28, пунктов 29, 31, 32, 33 Положения о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства, подпунктов 5, 7, 8, 10 и 11 пункта 1, подпункта 1 пункта 2 приложения к нему, утв. Приказом Минюста России от 13.07.2016 N 165

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2018 г. N АКПИ18-566
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению автономной некоммерческой организации "Центр арбитражного разбирательства" о признании недействующими подпунктов 5 и 7 пункта 20, абзаца четвертого пункта 27, абзацев второго, третьего, шестого, седьмого, восьмого и девятого пункта 28, пунктов 29, 31, 32, 33 Положения о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2016 г. N 165, и подпунктов 5, 7, 8, 10 и 11 пункта 1, подпункта 1 пункта 2 приложения к данному положению,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2016 г. N 165 утверждено Положение о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства (далее соответственно - Положение, Совет). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 июля 2016 г., регистрационный номер 42860, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 июля 2016 г. и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 15 августа 2016 г. N 33.
Согласно подпунктам 5 и 7 пункта 20 Положения Секретарь Совета не менее чем за 4 рабочих дня до даты заседания Совета информирует членов Совета о повестке дня заседания Совета, обеспечивает их необходимыми материалами (в электронном виде); по решению Совета для уточнения сведений, содержащихся в документах, представленных для рассмотрения Советом вопроса о выдаче рекомендации Правительству Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, приглашает на заседание Совета уполномоченного представителя некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, или иностранного арбитражного учреждения.
Абзацем четвертым пункта 27 названного положения предусмотрено, что при необходимости уточнения сведений, содержащихся в документах, представленных для рассмотрения Советом вопроса о выдаче рекомендации Правительству Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, по решению Совета на его заседание может быть приглашен уполномоченный представитель некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, или иностранного арбитражного учреждения (далее - заявитель).
Пунктом 28 Положения установлено, что решение Совета по вопросу выполнения заявителем требований, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", являющееся основанием для выдачи рекомендации Правительству Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета, имеющих право голоса при рассмотрении конкретного заявления. К членам Совета, имеющим право голоса при рассмотрении конкретного заявления, относятся все члены Совета, за исключением членов Совета, имеющих личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов при рассмотрении соответствующего вопроса (далее - члены Совета, имеющие право голоса) (абзац второй). В ходе рассмотрения заявления и документов заявителя Совет большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета, имеющих право голоса, вправе запросить у заявителя, а также у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций документы и сведения, необходимые для принятия решения о выдаче Правительству Российской Федерации рекомендации о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В этом случае рассмотрение заявления откладывается до предоставления запрошенной информации, но на срок не более шести месяцев (абзац третий). Совет вправе принимать решения путем заочного голосования, осуществляемого при помощи заполнения опросных листов, подписанных членами Совета собственноручно и направленных в Совет. Решение о проведении заочного голосования принимается Председателем Совета или в случае отсутствия Председателя Совета по его поручению заместителем Председателя Совета (абзац шестой). Опросные листы должны содержать вопросы, по которым проводится голосование, а также варианты ответов: "за" и "против" (абзац седьмой). В случае проведения заочного голосования члены Совета уведомляются об этом с указанием срока, до которого они могут в письменной форме представить позицию по вопросу, вынесенному на заочное голосование. Указанный срок не может составлять менее семи рабочих дней со дня уведомления членов Совета (абзац восьмой). К процедуре заочного голосования применяются правила, предусмотренные пунктом 26 Положения (абзац девятый).
Пунктом 29 Положения определено, что копии протоколов заседаний Совета или выписки из протоколов заседаний Совета предоставляются Секретарем Совета по запросу любого члена Совета в течение 5 рабочих дней с даты поступления запроса. Копии протоколов заседаний Совета представляются в суд по его запросу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 31 Положения для рассмотрения Советом вопроса о выдаче рекомендации Правительству Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения некоммерческой организацией, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, или иностранным арбитражным учреждением в Министерство юстиции Российской Федерации представляются документы согласно перечню документов, представляемых для рассмотрения Советом по совершенствованию третейского разбирательства вопроса о выдаче рекомендации Правительству Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, прилагаемому к Положению. Первичное рассмотрение вышеуказанных документов организуется Секретарем Совета с участием федеральных государственных гражданских служащих Министерства юстиции Российской Федерации, а также экспертов по решению Председателя Совета или по его поручению заместителя Председателя Совета.
Совет при отсутствии предусмотренных пунктом 32 Положения оснований для отказа в рассмотрении представленных документов в течение 3 месяцев со дня их получения рассматривает указанные документы и проводит на заседании Совета голосование по вопросу о выполнении требований, предусмотренных Федеральным законом "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 32 Положения в случае представления на рассмотрение Совета документов не в полном объеме Председатель Совета или в случае отсутствия Председателя Совета по его поручению заместитель Председателя Совета в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов отказывает в их дальнейшем рассмотрении. Возврат всех представленных документов осуществляется Секретарем Совета в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
В случае представления на рассмотрение Совета документов, оформленных с нарушением законодательства Российской Федерации или Положения либо содержащих недостоверные сведения, Совет отказывает в их рассмотрении на очередном заседании Совета. Возврат всех представленных документов осуществляется Секретарем Совета в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола заседания Совета.
Пунктом 33 Положения предусмотрено, что отказ в дальнейшем рассмотрении документов и их возврат не являются препятствием для повторной подачи документов на рассмотрение Совета при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Повторное рассмотрение документов осуществляется в порядке, предусмотренном Положением. При повторной подаче документов после их возврата в соответствии с Положением течение срока, установленного абзацем вторым пункта 31 Положения, начинается сначала.
Согласно подпунктам 5, 7, 8, 10 и 11 пункта 1 приложения к данному положению для рассмотрения Советом вопроса о выдаче рекомендации Правительству Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения некоммерческая организация, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, представляет в Министерство юстиции Российской Федерации на русском языке следующие документы:
в случае наличия председателя или иного должностного лица постоянно действующего арбитражного учреждения, уполномоченного правилами постоянно действующего арбитражного учреждения единолично принимать какие-либо решения от его имени в рамках администрирования арбитража или в связи с ним, соответствующие сведения о данном лице (фамилия, имя, отчество, дата рождения, сведения об образовании и профессиональной деятельности), а также заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего назначение соответствующего лица на вышеуказанную должность;
рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения;
письменные согласия лиц на включение в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, биографические справки со сведениями об образовании и профессиональной деятельности указанных лиц;
оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих наличие (сведения об отсутствии) у соответствующего числа лиц, включенных в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, высшего юридического образования, ученой степени по научной специальности, входящей в утвержденный Министерством юстиции Российской Федерации перечень, и (или) опыта разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (или) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировых судей;
оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов и сведения, подтверждающие соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 4 части 8 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", в том числе сведения о некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, о ее учредителях (участниках) (например, наименование (фамилия, имя, отчество), сведения о финансовых, экономических и иных показателях деятельности некоммерческой организации, о реализуемых (реализованных) некоммерческой организацией проектах и проведенных мероприятиях, о поддержке (и ее формах) некоммерческой организации органами государственной власти, международными организациями).
Подпунктом 1 пункта 2 приложения к указанному положению определено, что для рассмотрения Советом вопроса о выдаче рекомендации Правительству Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения для учреждения-правопреемника некоммерческой организацией, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, наряду с документами, предусмотренными пунктом 1 приложения, представляются: сведения о деятельности учреждения-правопредшественника до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", о количестве рассмотренных им дел, включая количество решений, принятых им при администрировании арбитража, которые были отменены судом или по которым судом было отказано в выдаче исполнительного листа.
Автономная некоммерческая организация "Центр арбитражного разбирательства" (далее - АНО "ЦАР") обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов 5 и 7 пункта 20, абзаца четвертого пункта 27, абзацев второго, третьего, шестого, седьмого, восьмого и девятого пункта 28, пунктов 29, 31, 32, 33 Положения и подпунктов 5, 7, 8, 10 и 11 пункта 1, подпункта 1 пункта 2 приложения к Положению, ссылаясь на их противоречие статье 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", абзацу третьему пункта 26 Положения. Свое требование административный истец мотивирует тем, что неоднократно обращался в Министерство юстиции Российской Федерации с заявлением о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, однако министерство ни разу не передало документы на рассмотрение непосредственно в Совет.
По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения не позволили АНО "ЦАР" реализовать свой законный интерес по рассмотрению и анализу Советом заявления о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и приложенных к нему документов. Административный ответчик посредством издания Положения закрепил за собой широкие полномочия, своими действиями подменяет полномочия Совета, предусмотренные в статье 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации". Рассмотрение вопроса о выдаче Правительству Российской Федерации рекомендации о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения не может осуществляться под административным контролем Министерства юстиции Российской Федерации, поскольку такое рассмотрение должно осуществляться исключительно независимой структурой, учитывающей интересы как государства, так и гражданского общества.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указало, что Положение утверждено федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
В судебном заседании представители административного истца А., М. поддержали заявленное требование.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ж. не признала административный иск.
Выслушав объяснения представителей административного истца А., М., возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Ж., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно статье 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации на основании рекомендации Совета (части 1 и 4).
Совет создается при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, который утверждает его состав, положение о порядке его создания и деятельности, перечень документов, представляемых для рассмотрения указанным Советом вопроса о выдаче рекомендации о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, порядок их рассмотрения (часть 5).
Для целей этого федерального закона уполномоченным федеральным органом исполнительной власти признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики в сфере юстиции (пункт 18 статьи 2). Таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации, которое имеет право издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и др.), обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами (пункты 1, 3, подпункт 9 пункта 8 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
Следовательно, Положение издано в целях реализации требований федерального закона, в соответствии с полномочием, возложенным на Министерство юстиции Российской Федерации, с соблюдением формы нормативного правового акта, порядка его принятия, государственной регистрации и опубликования. Данные обстоятельства ранее установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N АКПИ17-615.
Доводы административного истца о противоречии подпунктов 5 и 7 пункта 20, абзаца четвертого пункта 27, абзацев второго, третьего, шестого, седьмого, восьмого и девятого пункта 28, пунктов 29, 31, 32, 33 Положения и подпунктов 5, 7, 8, 10 и 11 пункта 1, подпункта 1 пункта 2 приложения к этому положению статье 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции" лишены правовых оснований и фактически сводятся к несогласию с установленным в соответствии с законом правовым регулированием порядка создания и деятельности Совета, а также к нецелесообразности оспариваемых нормативных положений.
Вместе с тем, проверяя полномочия органа (должностного лица), суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (подпункт "а" пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Регламентируя образование постоянно действующих арбитражных учреждений в Российской Федерации и осуществление ими деятельности, статья 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) Российской Федерации" содержит норму (часть 5), в соответствии с которой порядок создания и деятельности Совета, перечень документов, представляемых для рассмотрения Советом вопроса о выдаче рекомендации о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, порядок их рассмотрения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно Министерством юстиции Российской Федерации.
Анализ содержания оспариваемых нормативных положений позволяет сделать вывод, что регулирование, осуществляемое на основании изложенных выше подпунктов 5 и 7 пункта 20, абзаца четвертого пункта 27, абзацев второго, третьего, шестого, седьмого, восьмого и девятого пункта 28, пунктов 29, 31, 32, 33 Положения, относится к порядку создания и деятельности Совета, а также к порядку рассмотрения документов, представляемых для рассмотрения Советом. В свою очередь, подпункты 5, 7, 8, 10 и 11 пункта 1, подпункт 1 пункта 2 приложения относятся к утверждаемому Министерством юстиции Российской Федерации перечню документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выдаче рекомендации о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.
Вопреки утверждениям административного истца оспариваемые нормы не вступают в противоречие с требованиями статьи 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) Российской Федерации" либо иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, включая статью 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно частям 8, 11, 12 статьи 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) Российской Федерации" некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, предоставляется право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения или отказывается в предоставлении такого права по результатам анализа соответствия следующим требованиям: соответствие представленных правил постоянно действующего арбитражного учреждения требованиям данного федерального закона; наличие у постоянно действующего арбитражного учреждения рекомендованного списка арбитров, соответствующего требованиям этого же федерального закона; достоверность представленной информации о некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и ее учредителях (участниках); репутация некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, масштаб и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей (участников) позволят обеспечить высокий уровень организации деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения, в том числе в части финансового обеспечения создания и деятельности соответствующего учреждения, осуществление указанной организацией деятельности, направленной на развитие арбитража в Российской Федерации. При принятии решения о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения-правопреемника также учитывается деятельность учреждения-правопредшественника до дня вступления в силу данного федерального закона, а также количество рассмотренных им дел, включая количество решений, принятых им при администрировании арбитража, которые были отменены судом или по которым судом было отказано в выдаче исполнительного листа. Иностранному арбитражному учреждению право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения на территории Российской Федерации предоставляется, если указанное учреждение имеет широко признанную международную репутацию.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в каждом рекомендованном списке арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения не менее одной трети арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории Российской Федерации по научной специальности, входящей в перечень, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании рекомендации Совета, а не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (или) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировых судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров. Одно лицо не может входить в рекомендованные списки арбитров более трех постоянно действующих арбитражных учреждений.
Правила постоянно действующего арбитражного учреждения согласно пунктам 3, 4 части 4 статьи 45 приведенного федерального закона должны содержать положения, предусматривающие в том числе квалификационные и иные требования к арбитрам в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением; организационную структуру постоянно действующего арбитражного учреждения, порядок формирования, полномочия и функции каждого из его органов, полномочия и функции его уполномоченных лиц, принимающих участие в процессе администрирования арбитража (включая, если применимо, председателя или иное должностное лицо постоянно действующего арбитражного учреждения, уполномоченное правилами постоянно действующего арбитражного учреждения единолично принимать какие-либо решения от его имени в рамках администрирования арбитража или в связи с ним).
Предписания подпунктов 5, 7, 8, 10, 11 пункта 1, подпункта 1 пункта 2 приложения к Положению приняты в целях реализации названных выше законоположений, которым не противоречат.
Взаимосвязанные положения пунктов 31, 32 и 33 Положения, предусматривающие в том числе первичное рассмотрение документов, организуемое Секретарем Совета с участием федеральных государственных гражданских служащих Министерства юстиции Российской Федерации, а также экспертов по решению Председателя Совета или по его поручению заместителя Председателя Совета, отказ в дальнейшем рассмотрении представленных не в полном объеме документов Председателем Совета или в случае его отсутствия по его поручению заместителем Председателя Совета в течение 10 рабочих дней со дня их поступления и последующее возвращение документов Секретарем Совета, относятся к порядку деятельности Совета, включая порядок рассмотрения документов. Правовое регулирование такого порядка, как указано выше, федеральный законодатель отнес к полномочиям административного ответчика. Указанные решения и действия осуществляются Советом в лице его уполномоченных за организацию работы лиц, а не Министерством юстиции Российской Федерации, как ошибочно полагает АНО "ЦАР".
Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", в частности статья 44, положениями которой административный истец обосновывает свои требования, не устанавливает предписаний относительно срока обеспечения членов Совета необходимыми материалами, не предусматривает право заявителя (его уполномоченного представителя) на участие в заседании Совета, не регламентирует порядок принятия Советом решения по вопросу о выдаче рекомендации о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, включающий процедуру и правила голосования, конкретный срок проверки и рассмотрения представленных документов, не устанавливает запрета на замещение должности Председателя Совета заместителем Министра юстиции Российской Федерации и требований к порядку рассмотрения документов.
Оспариваемые нормативные положения в системе действующего правового регулирования направлены на обеспечение предписаний Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и по своему правовому содержанию не создают препятствий для доступа некоммерческих организаций на рынок услуг по арбитражу, так как не устанавливают не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к некоммерческим организациям, при которых создаются постоянно действующие арбитражные учреждения.
Ссылка административного истца на имевшие место отказы в дальнейшем рассмотрении документов не является основанием для принятия решения об удовлетворении административного истца, так как подобные обстоятельства не связаны с выводами о противоречии оспариваемого в части акта нормативным правовым актам большей юридической силы. Между тем проверка данных решений, требующая установления фактических обстоятельств и оценки правильности применения норм права, не относится к предмету настоящего административного дела.
Иные доводы АНО "ЦАР", изложенные в административном исковом заявлении, не связаны с действующим содержанием проверяемых норм, а представляют собой, по сути, предложения об их изменении или дополнении в части прав заявителя на получение копии протокола заседания Совета, информации о результатах голосования и основаниях отказа, на дополнение сведений и документов, на возвращение первичных документов (оригиналов), а также в части порядка сбора и анализа Советом документов от третьих лиц. Эти доводы не указывают на противоречие отмеченных норм Положения действующему законодательству.
Оспариваемые нормативные положения не нарушают прав административного истца в указанных им аспектах, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленных требований согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления автономной некоммерческой организации "Центр арбитражного разбирательства" о признании недействующими подпунктов 5 и 7 пункта 20, абзаца четвертого пункта 27, абзацев второго, третьего, шестого, седьмого, восьмого и девятого пункта 28, пунктов 29, 31, 32, 33 Положения о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2016 г. N 165, и подпунктов 5, 7, 8, 10 и 11 пункта 1, подпункта 1 пункта 2 приложения к данному положению отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Еще документы:

"Об утверждении Руководства по составлению нормативного документа по качеству лекарственного препарата"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 8.1.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, утв. Приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 N 743>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца первого Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 409 и пунктов 1, 2, 4, 8 (в части), 9 и 11 Правил предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 21 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565>