Решение Верховного Суда РФ от 25.07.2018 N АКПИ18-500 О признании частично недействующим пункта 2.8 Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 36

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2018 г. N АКПИ18-500
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нанива" о признании недействующими пунктов 2.8, 2.9 Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 36,
установил:
согласно пункту 2.8 Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов (далее также - Правила) прием к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт без перегрузки их на пограничных передаточных станциях в пунктах пропуска через государственную границу, разрешается при условии предъявления грузоотправителем фитосанитарного сертификата, выданного Госинспекцией по карантину растений Российской Федерации в местах отгрузки на каждый вагон, контейнер или на каждую отправку (партию) подкарантинного груза, при нахождении в одном вагоне, контейнере нескольких отправок (партий) грузов, если не истек срок действия фитосанитарного сертификата.
Прием к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт с перегрузкой грузов из вагонов на пограничных (передаточных) станциях, в морских, речных портах допускается при наличии карантинного сертификата.
В соответствии с пунктом 2.9 Правил при перевозках подкарантинных грузов на экспорт фитосанитарный (карантинный) сертификат прикладывается грузоотправителем к накладной с указанием в графе "Документы, приложенные отправителем" его номера и даты выдачи.
Общество с ограниченной ответственностью "Нанива" (далее также - ООО "Нанива") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2.8, 2.9 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений", пункту 8.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности (вынуждают нести дополнительные расходы на оплату заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, а также временные затраты на получение фитосанитарных сертификатов), поскольку устанавливают требование об обязательном предъявлении фитосанитарного сертификата при перевозках всех подкарантинных грузов на экспорт, в том числе в случаях, когда в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортера наличие фитосанитарного сертификата не является обязательным.
Как указывает административный истец, ООО "Нанива" осуществляет хозяйственную деятельность по изготовлению пиломатериалов хвойных пород для поставки на экспорт в страны Восточной Азии, в том числе Японию, и, являясь грузоотправителем, организует доставку своей продукции в адрес иностранных покупателей в крупнотоннажных контейнерах железнодорожным транспортом до морских портов, расположенных в Приморском крае, где груженые контейнеры передаются для последующей перевозки морским транспортом. Размещение пиломатериалов в контейнеры осуществляется на территории производственной базы в г. Усть-Илимске Иркутской области. ООО "Нанива" ежегодно заключает с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") договор об организации перевозок грузов на особых условиях, в соответствии с которым ОАО "РЖД" принимает на себя обязательства по перевозке пиломатериала пакетированного в крупнотоннажных контейнерах со станции Усть-Илимск ВСЖД назначением на станции российских железных дорог, в том числе на экспорт через российские порты. Однако до настоящего времени ОАО "РЖД", ссылаясь на положения пунктов 2.8 и 2.9 Правил, не принимает к перевозке поставляемые на экспорт пиломатериалы в отсутствие оформленного фитосанитарного сертификата на каждую партию перевозимой продукции, загруженную в отдельный контейнер. Вместе с тем на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сети "Интернет" (www.fsvps.ru) размещены фитосанитарные требования Японии к древесине, в соответствии с которыми окоренная и распиленная древесина, включая переработанные (обработанные) древесные материалы и древесные упаковочные материалы, обработанные и авторизированные в соответствии с Международными стандартами по фитосанитарным мерам МСФМ N 15 "Руководство по регулированию древесных упаковочных материалов в международной торговле" (далее - МСФМ N 15), не подлежат регулированию. Из чего следует, что в соответствии с фитосанитарными требованиями Японии ввозимые пиломатериалы хвойных пород могут не сопровождаться фитосанитарными сертификатами, выданными в Российской Федерации.
В суде представитель административного истца ООО "Нанива" П. поддержала заявленные требования.
Представители административных ответчиков Министерства транспорта Российской Федерации Т., Министерства юстиции Российской Федерации С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав объяснения представителей административного истца ООО "Нанива" П., административных ответчиков Минтранса России Т., Минюста России С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению частично, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании названного Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Во исполнение указанной нормы Министерство путей сообщения Российской Федерации приказом от 18 июня 2003 г. N 36 утвердило Правила.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 г., регистрационный номер 4760, опубликован в специальном выпуске "Российской газеты" 20 июня 2003 г., N 119/2.
Правила определяют порядок осуществления перевозок железнодорожным транспортом продукции растительного происхождения, растений и других подкарантинных материалов.
Устанавливая правовые основы регулирования в области карантина растений, Федеральный закон "О карантине растений" определяет фитосанитарный сертификат как документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения (пункт 37 статьи 2).
Согласно части 1 статьи 25 указанного Федерального закона вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
Аналогичная норма содержится в пункте 8.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318, согласно которому в случае, если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортера подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена.
В системе действующего международно-правового регулирования обязанности Российской Федерации в области карантина растений реализуются в соответствии с Международной конвенцией о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (заключена в г. Женева 21 октября 1982 г.), согласно которой под фитосанитарным контролем подразумевается контроль, направленный на предупреждение распространения и перевозки через государственные границы вредителей растений и продуктов растительного происхождения, Международной конвенцией по карантину и защите растений (заключена в г. Риме 17 ноября 1997 г.).
Согласно части 4 статьи 25 Федерального закона "О карантине растений" контроль за соблюдением положений части 1 данной статьи осуществляется таможенными органами в форме документарной проверки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 г. N 995 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, допускающие вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 2).
Фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из Российской Федерации, выдается на основании заявления участника внешнеэкономической деятельности, заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой подкарантинной продукции, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений (часть 1 статьи 29 Федерального закона "О карантине растений").
Из содержания приведенных норм следует, что предъявление фитосанитарного сертификата при вывозе подкарантинной продукции является обязательным при наличии такого требования у страны-импортера.
Следовательно, предусмотренное пунктом 2.8 Правил требование о предъявлении грузоотправителем фитосанитарного сертификата при приеме к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт, в случае, когда в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортера подкарантинная продукция не должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, не соответствует действующему законодательству в области карантина растений.
При перевозках подкарантинных грузов на экспорт в соответствии с пунктом 2.9 Правил грузоотправителем к накладной прикладывается фитосанитарный (карантинный) сертификат, что соответствует правовому регулированию в области карантина растений и не может рассматриваться как нарушение прав административного истца в сфере предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче административного искового заявления ООО "Нанива" уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб. согласно платежному поручению N 644 от 23 апреля 2018 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Нанива" удовлетворить частично:
признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда абзац первый пункта 2.8 Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 36, в той мере, в которой на грузоотправителя возлагается обязанность предъявлять фитосанитарный сертификат при приеме к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт, в случае, если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортера подкарантинная продукция не должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом.
В остальной части заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Министерства транспорта Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нанива" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб. (четыре тысячи пятьсот рублей), уплаченные по платежному поручению N 644 от 23 апреля 2018 г.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Еще документы:

"О классификаторе видов документов, оформляемых при рассмотрении регистрационного досье медицинского изделия"
"Об утверждении Правил реализации общего процесса "Использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений"
"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", "Порядком присоединения к общему процессу "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза")
"Об установлении на 2019 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств - членов Евразийского экономического союза"