Решение Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N АКПИ18-443 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приложения 1 к Положению о национальном парке Самарская Лука, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2018 г. N АКПИ18-443
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ф.О., Ф.В., Т. о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке "Самарская Лука", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. N 69,
установил:
приложение 1 к Положению о национальном парке "Самарская Лука", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. N 69, содержит координаты поворотных точек границы национального парка "Самарская Лука".
Ф.О., Ф.В., Т. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке "Самарская Лука" в части координат поворотных точек границы национального парка "Самарская Лука" по территории городского округа Жигулевск, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", решению Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10 августа 1984 г. N 333 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука", поскольку в соответствии с данными координатами вся территория городского округа Жигулевск, в том числе г. Жигулевск и населенные пункты Яблоневый Овраг, Ширяево, Зольное, Богатырь, Бахилова Поляна, включены в границы национального парка "Самарская Лука", в результате чего нарушены их права, свободы и законные интересы.
Как указывают административные истцы, в соответствии с Законом Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" им как многодетным семьям предоставлены в собственность земельные участки (Т. - с кадастровым номером <...>; Ф.В., Т. - с кадастровым номером <...>, расположенные в с. <...> городского округа <...> области, относящиеся к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства". Полагают, что на основании решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10 августа 1984 г. N 333 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука", Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 февраля 1952 г. N 762/3 "О преобразовании рабочего поселка Жигулевск Жигулевского района Куйбышевской области в город областного подчинения", Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 апреля 1952 г. N 741/4 "О ликвидации Жигулевского района Куйбышевской области", решения Исполнительного комитета Жигулевского городского Совета депутатов трудящихся от 2 апреля 1968 г. N 141 "Об утверждении акта комиссии от 29 января 1968 г. по уточнению границ г. Жигулевска со Ставропольским и Волжским районами" на момент создания национального парка "Самарская Лука" с. Ширяево входило в состав земель г. Жигулевска и не было включено в границы национального парка, а выделенные им земельные участки расположены за границами лесных кварталов, являющихся внешними границами национального парка в районе г. Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг, указанных в решении Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21 июня 1989 г. "О проекте районной планировки государственного природного национального парка "Самарская Лука". Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области приостановлено осуществление кадастрового учета и отказано в осуществлении государственной регистрации прав на указанные земельные участки. При этом согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земли населенного пункта Ширяево входят в границы охранной зоны национального парка "Самарская Лука" и не входят в границы национального парка.
В суде представитель административных истцов К. поддержала заявленные требования.
Представители административных ответчиков Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.И.А., Ф.В., Министерства юстиции Российской Федерации С.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов.
Выслушав объяснения представителей административных истцов Ф.О., Ф.В., Т. по доверенности К., административных ответчиков Минприроды России С.И., Ф.В., Минюста России С.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.
Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, действовавшим на момент утверждения оспариваемого нормативного правового акта, было предусмотрено, что Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе положения о национальных парках (подпункт 5.2.35).
Аналогичные полномочия установлены действующим Положением о Минприроды России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (подпункт 5.2.69).
Национальный парк "Самарская Лука" находится в ведении Минприроды России (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р).
В соответствии с предоставленными полномочиями Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 25 февраля 2015 г. N 69, утвердивший Положение о национальном парке "Самарская Лука" (далее - Положение).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 мая 2015 г., регистрационный номер 37255, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 15 мая 2015 г.
Приведенные в приложении 1 к Положению координаты поворотных точек границ национального парка "Самарская Лука" подготовлены ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в соответствии с договором подряда от 18 декабря 2013 г. N 08330, заключенным с ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука".
В соответствии с Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 769, национальные природные парки являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.
Границы национального парка "Самарская Лука" определены в системе координат МСК-63Г и представлены в приложении 1 к Положению.
Доводы административных истцов о том, что в результате издания оспариваемого нормативного правового акта изменены границы национального парка "Самарская Лука", являются несостоятельными.
Национальный парк "Самарская Лука" создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 г. N 161 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука". Согласно пункту 1 данного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР, в ведение которого передан национальный парк, поручено уточнить границы национального парка.
Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10 августа 1984 г. N 333 произведено уточнение и приведено описание границ национального парка "Самарская Лука". Минлесхоз РСФСР письмом от 5 ноября 1985 г. N 8-17/665 согласовал границы, указанные в решении Куйбышевского облисполкома от 10 августа 1984 г. N 333.
Решениями Куйбышевского облисполкома от 28 марта 1989 г. N 94 и от 21 июня 1989 г. утвержден проект районной планировки государственного природного национального парка "Самарская Лука", подготовленный институтом "Гипрогор" Госстроя РСФСР в 1988 г. Согласно данным сведениям г. Жигулевск и поселок городского типа Яблоневый Овраг не входят в границы национального парка, а поселок городского типа Богатырь и с. Ширяево расположены в границах национального парка. Населенный пункт с. Ширяево является центром базирования туристов и экскурсантов (стр. 135 - 139 указанного проекта).
Что касается ссылок административных истцов на решение Жигулевского горисполкома от 2 апреля 1968 г. N 141 "Об утверждении акта комиссии от 29 января 1968 г. по уточнению границ г. Жигулевска со Ставропольским и Волжским районами", то в пункте 1 акта приведены уточненные границы г. Жигулевска, из описания которых не следует, что населенный пункт Ширяево располагался в границах г. Жигулевска.
Из представленных административными истцами кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...> (населенный пункт <...>) следует, что земельные участки расположены в границах охранной зоны национального парка "Самарская Лука".
Сведения о границах национального парка "Самарская Лука" как о зоне с особыми условиями использования территории внесены в Государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - ЕГРН) в 2012 г. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому сведения о границах национальных парков вносятся в ЕГРН в форме сведений об особо охраняемых природных территориях.
Письмом от 11 мая 2018 г. N 0582 Управление Росреестра по Самарской области сообщило, что в ЕГРН внесены изменения в сведениях о зоне с особыми условиями использования территории - национальный парк "Самарская Лука" в части указания вида объекта "территория особо охраняемого природного объекта".
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ф.О., Ф.В., Т. о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке "Самарская Лука", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. N 69, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Еще документы:

<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца восьмого пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>
"О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза в отношении товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь в целях подготовки и проведения II Европейских игр 2019 года"
"О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии"
"О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 октября 2012 г. N 180"