Решение Верховного Суда РФ от 27.06.2018 N АКПИ18-420 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 1.2, 2.3.4 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2018 г. N АКПИ18-420
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению В. о признании частично недействующими пунктов 1.2, 2.3.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090,
установил:
в абзаце десятом пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации под "главной дорогой" понимается дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Согласно пункту 2.3.4 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан в случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.
Гражданин В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 1.2 и 2.3.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 6, пункту 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Как полагает административный истец, водитель транспортного средства не может находиться на проезжей части или обочине, которые являются частью дороги, там может находиться исключительно пешеход. Кроме того, дорога, обозначенная знаком 5.1 - "автомагистраль", не может быть главной по отношению к пересекаемой (примыкающей), так как данная дорога не может иметь пересечений на одном уровне с другими дорогами. В Правилах дорожного движения Российской Федерации имеются противоречия, которые нарушают его права, в частности на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья, имущества, а также могут повлечь незаконное привлечение к административной ответственности.
Административный истец В. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 27 апреля 2018 г. N СП-П9-2462).
Представители Правительства Российской Федерации П., М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации П., М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", согласно статье 6 которого формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Правительство Российской Федерации, осуществляя полномочия, предоставленные ему федеральным законодателем, постановлением от 23 октября 1993 г. N 1090 утвердило Правила дорожного движения Российской Федерации (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 22 ноября 1993 г., N 47, "Российских вестях" 23 ноября 1993 г., действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 618.
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" определяет дорогу как обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхности искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (статья 2).
Осуществляя нормативно-правовое регулирование по установлению единого порядка дорожного движения, Правительство Российской Федерации в пункте 1.2 Правил дало определения основных понятий и терминов, которые используются в данном нормативном правовом акте, в частности "главная дорога".
Данная правовая норма включает общепринятое понятие, применимое к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций. В понятие "главная дорога" знак 5.1, обозначающий "автомагистраль", включен в целях указания приоритета при движении по автомагистрали. Дорога, подпадающая под это определение, имеет преимущество в том числе по отношению к пересекаемой (примыкающей) дороге либо по отношению к выездам с прилегающих территорий. Данное понятие наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств в конкретной ситуации.
Согласно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" водитель транспортного средства - это лицо, управляющее транспортным средством, в том числе обучающее управлению транспортным средством (статья 2).
Пункт 2.3.4 Правил расположен в разделе 2 "Общие обязанности водителей", в котором содержатся общие требования к водителям транспортных средств, включая требования, не связанные непосредственно с управлением транспортным средством. Водитель в силу требований Федерального закона "О безопасности дорожного движения" является участником дорожного движения наряду с пешеходом, пассажиром транспортного средства.
Таким образом, Правила возлагают на водителя различные обязанности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, в том числе и те, которые водитель обязан соблюдать вне транспортного средства.
Согласно статье 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" правовое регулирование дорожного движения осуществляется в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Нормативно-правовое регулирование, предусматривающее определение понятия "главная дорога" и обязанность водителя транспортного средства быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, права водителей не ограничивает и какой-либо юридической ответственности не устанавливает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления В. о признании частично недействующими пунктов 1.2, 2.3.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
Л.В.БОРИСОВА

Еще документы:

<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 2 Постановления Правительства РФ от 25.04.2011 N 316 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. N 423", подпункта "б" пункта 5 и подпункта "б" пункта 6 данных изменений>
"О Критериях разграничения элементов медицинского изделия, являющихся составными частями медицинского изделия, в целях его регистрации"
"О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования"
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании абзаца второго пункта 38 и абзаца третьего пункта 48 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утв. Приказом Минтранса России от 09.03.2016 N 44>