Решение Верховного Суда РФ от 04.04.2018 N АКПИ18-77 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 04.08.2017 N 937

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2018 г. N АКПИ18-77
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ивмолокопродукт" о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. N 937 "О внесении изменений в приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99",
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. N 937 (далее - Постановление) внесены изменения в приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". В новой редакции изложена позиция 6 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99, согласно которой для оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 руб., необходимо наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Общество с ограниченной ответственностью "Ивмолокопродукт" (далее - ООО "Ивмолокопродукт") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит установленным статьей 6 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принципам контрактной системы в сфере закупок (в частности, принципу обеспечения конкуренции, принципу эффективности осуществления закупок), нарушает равенство условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, не соответствует целям регулирования и принципам закупки товаров, работ, услуг, предусмотренным частью 1 статьи 1, пунктами 2, 3 части 1 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", нарушает права и законные интересы административного истца, создает формальные искусственные ограничения на участие организации в поставках товаров для государственных и муниципальных нужд.
Как указывает административный истец, ООО "Ивмолокопродукт" является крупным производителем молочной, кисломолочной и масложировой продукции Ивановской области и с 2015 г. принимает участие в торгах по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд. ООО "Ивмолокопродукт" 13 и 15 декабря 2017 г. подало в муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальными закупками" заявки на участие в конкурсах с ограниченным участием на поставку товаров для муниципальных нужд (N N 0833600000817000133, 0833600000817000134, 0833600000817000135), но не прошло предквалификационный отбор и не смогло принять участие в конкурсах, несмотря на имеющиеся конкурентные преимущества перед другими участниками конкурса по причине несоответствия представленных им копий исполненных гражданско-правовых договоров на поставку продуктов питания в детские сады, актов сверок и платежных поручений по договорам на общую сумму свыше 5000000 руб., поскольку в подтверждение опыта исполнения контракта (договора) на поставку пищевых продуктов представлен не один договор, а несколько, при этом сумма каждого договора не превышает 100 тыс. руб., ввиду чего указанные договоры отсутствуют в реестрах. В конкурсах победила организация - посредник, занимающаяся оптовыми и розничными продажами не только молочных, но и других продуктов питания, имеющих более высокую ценовую категорию.
Представитель административного истца ООО "Ивмолокопродукт" Р. в суде поддержала заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 17 февраля 2018 г. N СП-П13-873).
Представитель Правительства Российской Федерации Ш. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО "Ивмолокопродукт" Р., Правительства Российской Федерации Ш., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Регулируя отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части 2 статьи 31 предусматривает право Правительства Российской Федерации устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации 4 февраля 2015 г. издало постановление N 99, которым установило дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (приложение N 1), а также случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием (приложение N 2).
Оспариваемым Постановлением внесены изменения в позицию 6 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 8 августа 2017 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 14 августа 2017 г., N 33.
Столбец первый позиции 6 изменений устанавливает случай оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 руб. Устанавливая порог стоимости контракта, Правительство Российской Федерации определило условие конкуренции в целях привлечения крупных поставщиков, способных обеспечить необходимыми товарами, работами и услугами государственные и муниципальные нужды на длительное время, повышая таким образом их заинтересованность в участии в закупках, что способствует более эффективному использованию государственных и муниципальных бюджетных средств.
Столбец второй позиции 6 изменений предусматривает дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Стоимость ранее исполненного контракта (договора) определена с учетом установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов по одному договору в наличной форме, осуществляемых участниками наличных расчетов, в сумме, не превышающей 100 тыс. руб. либо суммы в иностранной валюте, эквивалентной 100 тыс. руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (пункт 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У, пункт 13 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации).
Это позволяет повысить прозрачность расчетов, контролировать законностью расчетов и снизить коррупционные проявления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, что соответствует пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Трехлетний срок, в течение которого претендент на участие в конкурсе осуществлял исполнение контрактов до обращения с заявкой на участие в конкурсе, установлен в целях определения добросовестности исполнителя и стабильности его экономического положения на рынке поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг как дополнительный критерий, гарантирующий достижение цели закупки.
Столбец третий позиции 6 изменений определяет требования к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Данные требования направлены на соблюдение прозрачности при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, и снижение коррупционных проявлений в этой сфере.
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указывает дополнительные требования, которые Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, одним из которых является наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (часть 2 статьи 31).
Дополнительные требования для проведения конкурса с ограниченным участием в соответствии с частью 1 статьи 56 данного Федерального закона сообщаются заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Оспариваемый нормативный правовой акт, устанавливая дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, соответствует как целям обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений, так и принципам закупки товаров, работ, услуг, закрепленным в статье 3 Федерального закона. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Ивмолокопродукт" о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. N 937 "О внесении изменений в приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА

Еще документы:

<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 120, 123, 123.1, 123.3, 123.4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа ФАС России от 29.11.2017 N 1606/17 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Омскгазсеть" на территории Омской области">
<Об удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3.3.4 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "б" пункта 2, подпункта "б" пункта 3, пунктов 5 и 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948>