Решение Верховного Суда РФ от 07.02.2018 N АКПИ17-1014 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 7 раздела II приложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 февраля 2018 г. N АКПИ17-1014
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Р., К.А., А., С. о признании недействующим пункта 7 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках",
установил:
согласно пункту 7 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" в организациях дополнительного образования продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогов дополнительного образования, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, составляет 56 дней.
Граждане Р., К.А., А., С. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 7 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", ссылаясь на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит статье 334 Трудового кодекса Российской Федерации и нарушает их права и законные интересы на получение ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 дней.
Как указывают административные истцы, они работают в должности учитель-логопед в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Фрунзенского района Санкт-Петербурга (ГБУ ДО ЦППМСП). До 25 июня 2015 г. данное учреждение называлось Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского административного района Санкт-Петербурга. В связи с переименованием учреждения были изменены условия трудового договора в части продолжительности срока основного отпуска, который с 56 календарных дней сокращен до 42 календарных дней. В обязанности учителя-логопеда входят, в том числе, проведение диагностики, направленной на выявление структуры и степени выраженности имеющегося речевого дефекта, осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию нарушений устной и письменной речи обучающихся (воспитанников), проведение индивидуальных занятий по коррекции речи, восстановлению нарушенных функций в рамках своей профессиональной компетенции, комплектация групп с учетом структуры и степени выраженности имеющегося речевого дефекта обучающегося (воспитанника). Дети, имеющие речевые дефекты, нарушения устной и письменной речи, относятся к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В суде представитель административных истцов Р., К.А., А., С. по доверенности К.О. поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству образования и науки Российской Федерации (поручение от 28 ноября 2017 г. N ОГ-П8-7886).
Представитель Правительства Российской Федерации Ф. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административных истцов Р., К.А., А., С. по доверенности К.О., Правительства Российской Федерации Ф., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).
Право педагогических работников на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации, закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (пункт 3 части 5 статьи 47).
Определяя особенности регулирования труда педагогических работников, Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 334 предусматривает предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска и относит установление его продолжительности к компетенции Правительства Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г. издано постановление N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" (далее - Постановление), которое устанавливает продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей.
Нормативный правовой акт размещен на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 18 мая 2015 г., опубликован в "Российской газете" 21 мая 2015 г., Собрании законодательства Российской Федерации 25 мая 2015 г., N 21.
Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников установлена статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации и составляет 28 календарных дней.
Постановлением для педагогических работников в зависимости от должности, типа образовательной организации и иных отдельных особенностей деятельности установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска 42 дня или 56 дней, что превышает общую продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работников.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" определяет обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2).
Удлиненный оплачиваемый отпуск 56 дней, предусмотренный пунктом 7 раздела II приложения к Постановлению, установлен для педагогов дополнительного образования, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в организациях дополнительного образования.
Должность педагога дополнительного образования отнесена к категории педагогических работников номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678, изданным на основании части 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Номенклатура).
Административные истцы работают в учреждении дополнительного образования в должностях учитель-логопед. Работникам, занимающим должности учитель-логопед в организации дополнительного образования, пунктом 1 раздела II приложения к Постановлению предусмотрен отпуск продолжительностью 42 дня.
Педагог дополнительного образования и учитель-логопед являются разными должностями, входящими в Номенклатуру, лица, их замещающие, имеют различный объем обязанностей, и для работников, замещающих указанные должности, Правительством Российской Федерации установлена различная продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска.
Постановление, устанавливающее продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, носит гарантийный характер и не может расцениваться как нарушающее права административных истцов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Р., К.А., А., С. о признании недействующим пункта 7 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА

Еще документы:

"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 6.5 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 438>
<О признании частично недействующим пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288>
<О признании недействующим пункта 15.5 Положения об информационной политике Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, утв. Приказом ФАС России от 10.11.2015 N 1069/15>