Решение Верховного Суда РФ от 06.04.2017 N АКПИ17-29 Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании в части перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2017 г. N АКПИ17-29
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт металлургической теплотехники" об оспаривании в части перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р,
установил:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р, опубликованным 31 августа 2009 г. в Собрании законодательства Российской Федерации (далее - Распоряжение), утвержден перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации (далее - Перечень).
Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт металлургической теплотехники" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Перечня в части, предусматривающей включение Общества в раздел II "Открытые акционерные общества" Перечня под номером 314, полагая его несоответствующим перечню стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 (далее - Указ N 1009), из которого Общество исключено Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2010 г. N 762 "О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009" (далее - Указ N 762).
В обоснование своего требования административный истец указал на то, что в связи с включением Общества в Перечень Федеральная служба по труду и занятости необоснованно возлагает на него обязанность ежемесячно представлять в инспекцию труда сведения о задолженности по заработной плате.
В судебном заседании представитель Общества П. поддержал административный иск.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в суде Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) (поручение от 10 февраля 2017 г. N РД-П13-743), которое в письменных возражениях указало, что Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, во исполнение требований Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве), Перечень в оспариваемой части не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании его представитель К. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.
В силу статьи 14 приведенного закона Правительство Российской Федерации в сфере экономики осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов; обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.
Распоряжение принято во исполнение пункта 2 статьи 190 Федерального закона о банкротстве, согласно которому перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные параграфом 5 данного закона правила, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.
Исходя из изложенного, Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции в полном соответствии с требованиями Закона о банкротстве.
Параграфом 5 главы IX Федерального закона о банкротстве установлены особенности несостоятельности стратегических предприятий и организаций. В пункте 1 статьи 190 закона приводится определение стратегических предприятий и организаций, под которыми понимаются: федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом; организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Указом N 1009 утвержден перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ в целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации федерального имущества и в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ).
Подпунктом "б" пункта 2 Указа N 1009 на Правительство Российской Федерации возложена обязанность обеспечить включение стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, названных в перечне, утвержденном этим указом, в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 января 2004 г. N 22-р (утратил силу в связи с изданием Распоряжения).
Во исполнение данного указа постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 684 "О стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах, в отношении которых применяются специальные правила банкротства" установлено, что стратегические предприятия и стратегические акционерные общества, предусмотренные перечнем, утвержденным Указом N 1009 в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ, при осуществлении мер по предупреждению банкротства, принятии решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании их банкротами и проведении процедур банкротства рассматриваются в качестве стратегических предприятий и организаций, в отношении которых применяются правила, предусмотренные параграфом 5 главы IX Федерального закона о банкротстве.
Из приведенных правовых актов следует, что в отношении стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ помимо особых условий приватизации установлены особенности банкротства.
Впоследствии Правительством Российской Федерации постановлением от 2 октября 2006 г. N 592 утверждены Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" при подготовке предложений по формированию перечня стратегических предприятий и организаций (далее - Правила), на основании которых в настоящее время осуществляется формирование перечня стратегических предприятий и организаций, утверждаемого Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о банкротстве.
Пунктом 2 указанного постановления федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность стратегические предприятия и организации, предписывалось представить в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом список относящихся к соответствующей отрасли предприятий и организаций, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 января 2004 г. N 22-р, и в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом N 1009.
На дату издания Распоряжения (20 августа 2009 г.) Общество числилось и в перечне, утвержденном Указом N 1009, и в оспариваемом перечне.
Указом N 762 в разделе 2 перечня, утвержденного Указом N 1009, исключена позиция "264 Научно-исследовательский институт металлургической теплотехники, г. Екатеринбург". Однако в оспариваемом перечне сведения об Обществе сохранились.
Указ N 762 издан в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ и в отличие от Указа N 1009 не содержит указаний о возложении на Правительство Российской Федерации обязанности внести соответствующие изменения, в том числе и об исключении поименованных в нем стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, в Перечень. Отсутствуют такие указания и в Правилах, действовавших в период издания Указа N 762.
Порядок исключения стратегических предприятий и организаций из Перечня определен пунктом 12 Правил, согласно которому федеральный орган представляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом предложение об исключении предприятия или организации из перечня в виде таблицы по форме, предусмотренной приложением к Правилам (на электронном и бумажном носителях) и его обоснование, в случае если предприятие или организация, включенные в перечень, перестают соответствовать определениям, установленным Федеральным законом о банкротстве. Предложение федерального органа рассматривается рабочей группой и представляется в Правительство Российской Федерации в порядке, определенном пунктами 5 - 8 Правил.
Из изложенного следует, что исключение Общества из перечня, утвержденного Указом N 1009, не влечет за собой исключения этой организации из Перечня, а также не исключает применение норм параграфа 5 главы IX Федерального закона о банкротстве в случае возбуждения в отношении Общества дела о банкротстве.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ Распоряжение является ненормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлено, что акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Указ N 762 опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 июня 2010 г., N 25, его текст также размещен в информационно-правовых системах "КонсультантПлюс" и "Гарант".
Помимо этого актами Правительства Российской Федерации в 2011 - 2016 годах в Перечень неоднократно вносились изменения. Распоряжение и соответствующие изменения публиковались в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из частей 1, 5 и 8 статьи 219 названного кодекса административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
И Указ N 762, и Перечень были доведены до сведения неопределенного круга лиц, и любое заинтересованное лицо имело возможность ознакомиться с ними.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части Перечня спустя более 6 лет со дня его официального опубликования и спустя чуть менее 6 лет со дня опубликования Указа N 762.
Из материалов дела следует, что обстоятельств, затрудняющих получение информации о данных актах с указанного времени, у административного истца не имелось.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, административным истцом не приведено.
Доводы административного истца об отсутствии у него информации о включении Общества в оспариваемый перечень нельзя признать состоятельными.
Согласно Правилам, определяющим порядок включения предприятия или организации в Перечень, предложение о включении предприятия или организации в Перечень представляется федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающими реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность предприятие или организация (далее - федеральные органы), в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. При подготовке предложения о включении хозяйственного общества в перечень федеральный орган обеспечивает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получение согласия такого общества на представление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обоснования соответствия общества определениям, установленным Федеральным законом о банкротстве, для включения его в Перечень (пункт 2 Правил). Пункт 3 Правил определяет пакет документов, представляемый одновременно с предложением о включении предприятия или организации в Перечень, указывающий на то, что эти документы не могут быть подготовлены без участия предприятия или организации, подлежащих включению в Перечень. При этом одним из основополагающих документом является обоснование соответствия предприятия или организации определениям, установленным абзацем вторым либо третьим пункта 1 статьи 190 Федерального закона о банкротстве, которое проверяется специально созданной рабочей группой в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 8 Правил.
Более того, как следует из пункта 9 Правил, федеральные органы ежегодно, не позднее 1 марта, представляют информацию, которая подтверждает соответствие предприятия или организации, включенных в перечень, определениям, установленным Федеральным законом о банкротстве, и содержит сведения об идентификационном номере налогоплательщика и основном государственном регистрационном номере, подтверждаемые выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Информация представляется в виде таблицы по форме, предусмотренной приложением к Правилам (на электронном и бумажном носителях).
В судебном заседании установлено, что исключение Общества из Перечня в порядке, закрепленном Правилами, не осуществлялось.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт металлургической теплотехники" об оспаривании в части перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА

Еще документы:

<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3.1 и 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45>
<О признании частично недействующими подпункта "б" пункта 26 и подпункта "в" пункта 28 Перечня медицинских противопоказаний для осуществления работ, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2005 N 796>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 40 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005>