Решение Верховного Суда РФ от 26.04.2017 N АКПИ17-169 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого пункта 5 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 N 155

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2017 г. N АКПИ17-169
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 5 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155,
установил:
согласно пункту 5 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Правила), исчисление выслуги производится исходя из налета часов. При этом засчитываются:
а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работ, предусмотренных в подпункте "б" данного пункта) - за один месяц выслуги;
б) каждые 12 часов налета на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ), в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики), в должностях командно-летного (включая инспекторский) и летно-инструкторского составов, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава гражданской авиации, - за один месяц выслуги.
Гражданин К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 5 Правил в части, допускающей исчисление выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, исходя только из налета часов без учета периодов работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях (из расчета 1 год работы в составе такого экипажа за 1,5 календарных года).
Как указывает административный истец, он работал в должности старшего штурмана авиакомпании, при обращении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рязани с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии узнал, что исчисление выслуги производится исходя из налета часов без учета периодов работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях. Правительство Российской Федерации при утверждении Правил вышло за рамки требований Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", исключив из них периоды работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях, ограничив его право на социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Административный истец К. и его представитель Х. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 31 марта 2017 г. N ОГ-П12-1891).
Представители Правительства Российской Федерации Л., З. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Л., З., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).
Определяя условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" предусматривает, что правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 1).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 14 марта 2003 г. N 155 утвердило Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 22 марта 2003 г., Собрании законодательства Российской Федерации 24 марта 2003 г., N 12.
Правила устанавливают порядок исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Пункт 5 Правил предусматривает исчисление выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, исходя из налета часов.
Данное нормативное правовое регулирование соответствует требованиям Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", которым введена специальная социальная выплата, право на которую законодатель связывает не с любой летной деятельностью, а лишь с протекавшей в соответствующих должностях в системе гражданской авиации и подлежавшей дополнительному обязательному пенсионному страхованию.
Дополнительное социальное обеспечение, имеющее особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной надбавки, предоставляется на основании названного Федерального закона, осуществляется в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиям труда.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (часть 3).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 379-О-О, дополнительное социальное обеспечение, предоставляемое на основании Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", имеет обязательный характер. Доплата к пенсии, устанавливаемая в соответствии с данным Федеральным законом, не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному социальному (пенсионному) страхованию, установленному в федеральных законах от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; она имеет иную правовую природу.
При таких обстоятельствах, являются несостоятельными ссылки административного истца на подпункт "в" пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537, предусматривающий, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимается 1 год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях - за 1,5 календарных года.
Механизм (порядок) подсчета выслуги (стажа), заработка, из которого рассчитывается доплата, порядок (формула) ее определения могут отличаться от соответствующего механизма (порядка) подсчета стажа, заработка, расчета страховой пенсии, если иное не определено федеральным законом.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 5 Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА

Еще документы:

<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2, 3, 5, 6, 7, подпункта "л" пункта 8 Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476>
"О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов бетономешалок и растворосмесителей"
"О Порядке организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса государств - членов Евразийского экономического союза"
"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 607"