Решение Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N АКПИ16-1300 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца первого пункта 1, абзаца четвертого пункта 3, пункта 7, подпункта в пункта 9, подпункта а пункта 21, пунктов 40, 43 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2017 г. N АКПИ16-1300
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.
при секретаре П.,
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ш.С. о признании недействующими абзаца первого пункта 1, абзаца четвертого пункта 3, пункта 7, подпункта "в" пункта 9, подпункта "а" пункта 21, пунктов 40, 43 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 344).
Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 28 июля 2008 г., N 30, "Российской газете" 1 августа 2008 г.
Гражданин Ш.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца первого пункта 1, абзаца четвертого пункта 3, пункта 7, подпункта "в" пункта 9, подпункта "а" пункта 21, пунктов 40, 43 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушают его права как нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Как указывает административный истец, решением мирового судьи судебного участка N 2 г. Мурома и Муромского района от 25 мая 2016 г. по делу N 2-438-2/2016 удовлетворены исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" о взыскании с него и Ш.О. задолженности за потребленный природный газ, сославшись на Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. Между тем Жилищный кодекс Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень лиц, являющихся надлежащими сторонами в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями по договору о поставке газа, и наниматель жилого помещения по договору социального найма не входит в число таких лиц.
Представитель административного истца Д. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Административный истец Ш.С. в суде поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения Правил противоречат пункту 4 части 2 статьи 65, пункту 5 части 1 статьи 67, части 1 статьи 153, пункту 3 части 1 статьи 154, части 1 статьи 157, частям 2.1 - 2.3, 12 статьи 161, части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 19 декабря 2016 г. N СП-П9-7757).
Представитель Правительства Российской Федерации К. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения административного истца Ш.С., представителя Правительства Российской Федерации К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8).
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (абзац первый пункта 1).
Согласно абзацу четвертому пункта 3 Правил "абонент" - это сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Гражданский кодекс Российской Федерации в § 6 раздела IV части второй "Энергоснабжение" использует понятие абонента (потребителя).
Оспариваемые положения Правил соответствуют требованиям гражданского законодательства и законодательства о газоснабжении. Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" предусматривает возможность издания нормативных правовых актов в сфере регулирования отношений, возникающих в связи с поставкой газа, не только федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзац первый пункта 1 Правил определяет, какие отношения регламентируют названные Правила, а в пункте 3 Правил даны понятия, используемые для целей данного нормативного правового акта, что не может рассматриваться как противоречие пункту 5 части 1 статьи 67, части 1 статьи 153, пункту 3 части 1 статьи 154, части 1 статьи 157, частям 2.2 - 2.3, 12 статьи 161, части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и свидетельствовать о нарушении прав административного истца.
Раздел II Правил регулирует порядок и условия заключения договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (заявитель) в соответствии с пунктом 7 Правил направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.
Данное положение Правил соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, который в пункте 2 статьи 432 предусматривает, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Закрепляя в статье 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" правовые основы поставок газа, федеральный законодатель наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению правил поставок газа, которые детализируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа и определяют перечень документов, которые прилагаются к оферте. Согласно подпункту "в" пункта 9 Правил к оферте прилагаются в том числе, документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями.
Раздел III Правил определяет порядок и условия исполнения договора, права и обязанности сторон при исполнении договора.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме. Данное требование Правил, устанавливающее обязанность стороны при исполнении договора о поставке газа, соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О газоснабжении в Российской Федерации", Жилищному кодексу Российской Федерации.
Обязанность абонента оплачивать принятую энергию предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 539).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
В силу статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Довод административного истца о том, что Жилищным кодексом Российской Федерации дан исчерпывающий перечень лиц, являющихся надлежащими сторонами в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями по договору о поставке газа и наниматель жилого помещения по договору социального найма не входит в число надлежащих лиц, которые являются сторонами правоотношений по поставке газа, основан на ошибочном понимании норм действующего законодательства.
В пункте 40 Правил установлено, что внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
В договоре с абонентом - физическим лицом (гражданином) плата за потребленный газ перечисляется (вносится) непосредственно поставщику газа (пункт 43 Правил).
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Правил пункту 5 части 3 статьи 67, части 1 статьи 153, пункту 3 части 1, части 4 статьи 154, частям 2, 4, 7.1 статьи 155, частям 1.1, 12, 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.
Газоснабжение является одной из форм энергоснабжения. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оспаривая отдельные положения Правил, административный истец фактически ставит вопрос об обоснованности применения судом оспариваемого нормативного правового акта. Между тем проверка законности и обоснованности судебных решений, в том числе с точки зрения правильности выбора и истолкования норм законов, входит в компетенцию вышестоящих судов.
Какой-либо правовой неопределенности оспариваемые положения нормативного правового акта не содержат.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ш.С. о признании недействующими абзаца первого пункта 1, абзаца четвертого пункта 3, пункта 7, подпункта "в" пункта 9, подпункта "а" пункта 21, пунктов 40, 43 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
А.М.НАЗАРОВА

Еще документы:

<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 03.09.2015 N 930 "О внесении изменения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации">
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов 30.1, 30.3, 30.4, 30.5, 30.9, 30.15 пункта 30 и подпункта 32.5 пункта 32 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 26.03.2013 N 161>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442>
"О внесении изменения в пункт 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 57"