Решение Верховного Суда РФ от 20.02.2017 N АКПИ16-1358 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 155, 158, 25 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 N 189, пункта 3 приложения N 1 и абзаца 54 приложения N 2 к указанным Правилам

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2017 г. N АКПИ16-1358
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Л. о признании частично недействующими пунктов 155, 158, 25 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, пункта 3 приложения N 1, абзаца 54 приложения N 2 к данным Правилам,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила внутреннего распорядка).
Правила внутреннего распорядка согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, прошли государственную регистрацию 8 ноября 2005 г., регистрационный номер 7139, опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 46 14 ноября 2005 г., размещены на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) и во всех справочно-информационных системах правового характера (действуют в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 173).
Гражданин Л., содержащийся под стражей, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 155, 158, 25 Правил, пункта 3 приложения N 1, абзаца 54 приложения N 2 к данным Правилам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, нормам международного права и нарушают его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Административный истец Л. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В суде адвокат Рутковский В.А., представляющий интересы административного истца, поддержал заявленные требования.
Представители Министерства юстиции Российской Федерации Ц., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав объяснения адвоката Рутковского В.А., представителей Минюста России Ц., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (статья 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Во исполнение требований названного Федерального закона приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка.
Раздел XVIII Правил внутреннего распорядка определяет порядок обеспечения участия подозреваемых и обвиняемых в следственных действиях и судебных заседаниях.
Так, в соответствии с пунктом 155 Правил внутреннего распорядка администрация СИЗО обеспечивает судьям, прокурорам, следователям, лицам, производящим дознание, а также адвокатам и иным лицам, участвующим в следственных или судебных действиях, беспрепятственное посещение СИЗО в рабочее время и доставку подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц.
Освобождение подозреваемых и обвиняемых от участия в следственных действиях и судебных заседаниях осуществляется на основаниях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 158 Правил внутреннего распорядка по письменному указанию следователя, лица, производящего дознание, прокурора или суда (судьи) для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других экспертиз на территории СИЗО и помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора, его администрация обязана:
- предоставить оборудованное помещение;
- доставить подозреваемого или обвиняемого и обеспечить его охрану;
- обеспечить допуск в СИЗО, ПФРСИ иных лиц, привлекаемых для участия в следственных действиях;
- присутствовать при производстве обыска, выемки, наложения ареста на имущество подозреваемого или обвиняемого, хранящееся на складе учреждения или находящееся в его личном пользовании.
Регулируя порядок и определяя условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законом задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в статье 28 устанавливает, что администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает: прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения; предоставление на территории места содержания под стражей оборудованных помещений для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других экспертиз. Освобождение подозреваемых и обвиняемых от участия в следственных действиях и судебных заседаниях осуществляется на основаниях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Определенный пунктами 155 и 158 Правил внутреннего распорядка порядок обеспечения участия подозреваемых и обвиняемых в следственных действиях и судебных заседаниях соответствует пункту 16 части 2 статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", согласно которому правила внутреннего распорядка устанавливают порядок обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях.
Данные положения Правил внутреннего распорядка направлены на реализацию прав подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Порядок уголовного судопроизводства, установленный данным Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (часть 2 статьи 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, названный Кодекс в качестве общего условия судебного разбирательства предусматривает в статье 247 обязательное участие в судебном заседании подсудимого (часть 1), при неявке которого рассмотрение уголовного дела должно быть отложено (часть 2); при этом суд вправе подвергнуть подсудимого, не явившегося без уважительных причин, приводу, а равно применить к нему или изменить ему меру пресечения (часть 3).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые вправе пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
Пункт 25 Правил внутреннего распорядка к запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относит предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также не включенные в Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение N 2).
Установленный пунктом 25 Правил внутреннего распорядка запрет на хранение и использование предметов, веществ и продуктов питания соответствует части 4 статьи 25 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", предусматривающей, что предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, запрещаются к передаче подозреваемым и обвиняемым.
Часть 2 статьи 36 данного Федерального закона запрещает подозреваемым и обвиняемым иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в соответствии с частью 4 статьи 25 этого Федерального закона, а также хранить их и пользоваться ими.
Положения оспариваемого нормативного правового акта, предусматривающие запрет к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми предметов, веществ и продуктов питания, которые не включены в Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, были предметом судебного контроля. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2007 г. по делу N ГКПИ07-986 отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 25 Правил внутреннего распорядка.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Правил внутреннего распорядка пункту 2 части 2 статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" являются несостоятельными, поскольку они порядок проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых не регулируют.
Положения пункта 25 Правил внутреннего распорядка являются ясными и определенными.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" Правилами внутреннего распорядка устанавливается перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету. Являясь элементами обеспечения режима в местах содержания под стражей, Правила внутреннего распорядка определяют перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение N 2). Согласно абзацу 54 приложения N 2 к Правилам внутреннего распорядка предметы и вещи, не предусмотренные перечнем предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету, являются запрещенными. Данные положения Правил внутреннего распорядка соответствуют части 2 статьи 36 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Абзацем вторым пункта 3 приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка установлено, что подозреваемым и обвиняемым запрещается вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях СИЗО, перестукиваться или переписываться с ними.
Эти требования Правил внутреннего распорядка соответствуют действующему законодательству. В целях обеспечения изоляции и предотвращения правонарушений в местах содержания под стражей Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" устанавливает основные требования обеспечения изоляции, согласно которым не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в других камерах или иных помещениях мест содержания под стражей (статья 32).
Утверждения представителя административного истца о неконституционности статей 32 и 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в установленном порядке данные нормы Федерального закона противоречащими Конституции Российской Федерации не признаны.
Подозреваемые и обвиняемые в силу части 1 статьи 36 указанного Федерального закона обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный данным Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка.
Ссылки административного истца на положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку порядок и условия содержания под стражей регулируются вышеназванным Федеральным законом.
Оспариваемые положения Правил внутреннего распорядка не регламентируют порядок проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с защитником и, следовательно, не могут рассматриваться как ограничивающие права лица, содержащегося под стражей, на защиту и противоречащие статьям 6 и 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Л. о признании частично недействующими пунктов 155, 158, 25 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, пункта 3 приложения N 1, абзаца 54 приложения N 2 к данным Правилам отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Еще документы:

"О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (вместе с "ТР ЕАЭС 040/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза. О безопасности рыбы и рыбной продукции")
"О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 6, 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50>
"О внесении изменения в перечень общих процессов в рамках Евразийского экономического союза"