Решение Верховного Суда РФ от 27.01.2017 N АКПИ16-1220 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 7.2, 9.2, 10.2, 17, 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 17.5 и 17.6 Приказа Минтранса России от 21.12.2009 N 245 Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 января 2017 г. N АКПИ16-1220
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФинансБюро", общества с ограниченной ответственностью "Петро-Гранит" о признании недействующими: частично пунктов 7.2, 9.2, 10.2 и полностью пунктов 17, 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 17.5, 17.6 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 245 "Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог", в редакции приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 9 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 245",
установил:
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 245 установлен порядок определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог. Приказом Минтранса России от 22 января 2014 г. N 9 в данный Приказ внесены изменения.
Согласно пункту 7.2 Приказа при перевозке грузов назначением на железнодорожные станции Октябрьской железной дороги Ховрино (включительно) - Редкино (включительно), Решетниково - Конаково ГРЭС (включительно), Москва - Товарная (включительно) кратчайшие расстояния определяются с железнодорожных станций Волховстроевского, Петрозаводского отделений (участки Медвежья Гора - Петрозаводск - Свирь, Брусничная - Суоярви 1, Суоярви 2, Вяртсиля, Сортавала, Петрозаводск - Суоярви 1, Суоярви 2), из Финляндии (через железнодорожные станции Вяртсиля, Кивиярви) - по направлению Кошта - Александров - Ховрино.
В соответствии с пунктом 9.2 Приказа при перевозке грузов назначением на железнодорожные станции Октябрьской железной дороги Тверь - Осеченка (включительно), Дорошиха (включительно) - Васильевский Мох (включительно), Лихославль - Торжок - Селижарово (включительно) кратчайшие расстояния определяются с железнодорожных станций Волховстроевского, Петрозаводского отделений (участки Медвежья Гора - Петрозаводск - Свирь, Брусничная - Суоярви 1, Суоярви 2, Вяртсиля, Сортавала, Петрозаводск - Суоярви 1, Суоярви 2), из Финляндии (через станции Вяртсиля, Кивиярви) - по направлению Волховстрой - Кошта - Александров - Шаховская.
В силу пункта 10.2 Приказа при перевозке грузов назначением на железнодорожные станции Октябрьской железной дороги Елизаровка (включительно) - Бологое - Угловка - Боровичи (включительно) кратчайшие расстояния определяются с железнодорожных станций Волховстроевского, Петрозаводского отделений (участки Медвежья Гора - Петрозаводск - Свирь, Брусничная - Суоярви 1, Суоярви 2, Вяртсиля, Сортавала, Петрозаводск - Суоярви 1, Суоярви 2), из Финляндии (через станции Вяртсиля, Кивиярви) - по направлению Кошта - Сонково.
Пунктами 17, 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 17.5, 17.6 Приказа установлено, что при перевозке грузов назначением на железнодорожные станции Московского узла и в обратном направлении кратчайшие расстояния определяются между железнодорожной станцией отправления, входной (выходной) железнодорожной станцией Большого Московского кольца (Александров, Орехово-Зуево, Куровская, Воскресенск, Яганово, Михнево, Столбовая, Бекасово 1, Кубинка 1, Манихино 2, Поварово 2, Икша, Дмитров, Пост 81 км), входными (выходными) железнодорожными станциями Большого Московского кольца и железнодорожной станцией Московского узла с учетом следующей привязки входных (выходных) железнодорожных станций Большого Московского кольца к железнодорожным станциям Московского узла:
Орехово-Зуево для железнодорожных станций: Кусково, Лосиноостровская, Москва - Пассажирская - Ярославская, Москва - Товарная - Ярославская, Владыкино - Московское, Лефортово, Лихоборы, Братцево, Белокаменная, Ростокино, Серебряный Бор, Черкизово, Ховрино, Москва - Пассажирская, Москва - Товарная.
Кубинка 1 для железнодорожных станций: Пресня, Кутузово, Москва - Товарная - Смоленская.
Куровская для железнодорожных станций: Андроновка, Канатчиково, Кожухово, Бойня, Новопролетарская, Угрешская, Москва - Южный Порт, Люблино - Сортировочное, Москва - Каланчевская, Москва - Пассажирская - Курская, Москва - Товарная - Курская, Коломенское, Москва - Пассажирская - Павелецкая, Москва - Товарная - Павелецкая, Москва - Пассажирская - Казанская, Москва - Товарная - Рязанская, Москва 2 - Митьково, Перово.
Бекасово 1 для железнодорожных станций: Москва - Сортировочная - Киевская, Москва - Пассажирская - Киевская, Москва - Товарная - Киевская.
Манихино 2 для железнодорожных станций: Москва - Рижская, Гражданская, Подмосковная.
Икша для железнодорожных станций: Бескудниково, Москва - Бутырская.
ООО "ФинансБюро", ООО "Петро-Гранит" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими частично пунктов 7.2, 9.2, 10.2 Приказа - в части слов "Брусничная - Суоярви 1, Суоярви 2", полностью пунктов 17, 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 17.5, 17.6 Приказа, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пункту 5 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643, статьям 10, 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Тарифному руководству N 4 "Книга 1 "Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог", утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, что привело к фактическому повышению тарифов и созданию необоснованных конкурентных преимуществ и нарушению, в конечном итоге, прав административных истцов.
В суде представители административных истцов ООО "ФинансБюро", ООО "Петро-Гранит" Ш., К.В. поддержали заявленные требования.
Представители Министерства транспорта Российской Федерации К.Д., Министерства юстиции Российской Федерации Б. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах предоставленных полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.
Выслушав объяснения представителей ООО "ФинансБюро", ООО "Петро-Гранит" Ш., К.В., Минтранса России К.Д., Минюста России Б., специалистов И., З., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, его функционирование осуществляется исходя из таких принципов, как устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Согласно статье 15 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.
Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, предусматривает полномочия Минтранса России на установление порядка определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов (пункт 5.2.47).
Во исполнение требований федерального законодательства Минтранс России 21 декабря 2009 г. издал приказ N 245 "Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог".
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 2009 г., регистрационный номер 15908, опубликован в "Российской газете" 12 января 2010 г. Приказ Минтранса России от 22 января 2014 г. N 9 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 245", зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2014 г., регистрационный номер 31569, опубликован в "Российской газете" 26 марта 2014 г.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Плата за перевозки грузов согласно статье 15 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов. При этом порядок определения данного расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, каковым является Минтранс России.
Таким образом, кратчайшее расстояние, предусмотренное статьей 15 Устава, определяется не по фактическому кратчайшему направлению между железнодорожными станциями, а в соответствии с порядком, который предусмотрен оспариваемым Приказом.
Кроме того, ошибочным является довод административных истцов о том, что увеличение расстояния перевозки произошло не по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
Оспариваемые положения нормативного правового акта применяются при расчете провозной платы при перевозке грузов на отдельных участках российских железных дорог и обусловлены необходимостью исключения следования грузовых поездов по скоростной линии в связи с организацией движения высокоскоростных пассажирских поездов "Сапсан" на линии Москва - Санкт-Петербург, а также реализацией проекта по реконструкции и развитию Малого окружного кольца Московской железной дороги под пассажирское движение. Чтобы исключить транзитный грузопоток через Московский узел, местные грузопотоки в значительной степени переключены на сортировочные станции Большого Московского кольца.
Доводы административных истцов о нарушении оспариваемыми положениями нормативного правового акта одного из принципов определения тарифов, установленного Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643, являются несостоятельными, поскольку данный нормативный правовой акт издан в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О естественных монополиях".
Оспариваемые положения нормативного правового акта не осуществляют регулирование тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а определяют кратчайшее расстояние при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог.
Определяя общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 710, в пункте 6 предусматривают, что владелец инфраструктуры обязан обеспечить оказание услуг по использованию инфраструктуры для перевозок в определенной очередности, а именно: 1) перевозки, осуществляемые для восстановления движения поездов и тушения пожаров; 2) воинские перевозки; 3) перевозки пассажиров в международном сообщении; 4) перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в дальнем следовании; 5) перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в пригородном сообщении; 6) перевозки почтовых отправлений, багажа, грузобагажа; 7) специальные перевозки; 8) грузопассажирские и людские перевозки; 9) перевозки грузов.
Согласно статье 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает дифференцированные тарифы для различных регионов для пользователей услуг ОАО "РЖД" и не ограничивает доступ отдельных производителей на рынок Московского региона.
При этом расчет тарифного расстояния с учетом требований оспариваемого нормативного правового акта является обязательным для всех пользователей услугами железнодорожного транспорта независимо от их организационно-правовой формы, обеспечивает хозяйствующим субъектам равные условия для их доступа к услугам перевозчика и не может рассматриваться как дискриминационный и противоречащий антимонопольному законодательству.
Согласно Тарифному руководству N 4, утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, оно предназначено для определения тарифных расстояний перевозки в границах железнодорожных администраций, входящих в Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, пассажиров, грузов и грузобагажа. Книгой 1 "Тарифные расстояния между станциями участков железных дорог" Тарифного руководства N 4 предусмотрено, что тарифные расстояния по участку в целом и между пунктами в пределах участка исчислены от и до осей основных зданий пунктов по продольному профилю кратчайшего между ними железнодорожного пути. На двухпутных и многопутных участках принимается расстояние кратчайшего направления.
Порядок расчета тарифных расстояний определяется каждой железнодорожной администрацией самостоятельно.
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации Минтранс России при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, в том числе как "железнодорожная администрация".
Оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают порядок определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов, и не противоречат положениям Тарифного руководства N 4.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ФинансБюро", общества с ограниченной ответственностью "Петро-Гранит" о признании недействующими: частично пунктов 7.2, 9.2, 10.2 и полностью пунктов 17, 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 17.5, 17.6 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 245 "Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог", в редакции приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 9 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 245" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Еще документы:

(утв. решением Комиссии по апелляциям при Росаккредитации от 16.01.2017)
"О рассмотрении кооперационных проектов, имеющих интеграционный потенциал, для финансирования Евразийским банком развития"
"О Положении о проведении мониторинга рынка промышленной продукции в рамках Евразийского экономического союза"
"О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники" (ТР ЕАЭС 037/2016)"