Решение Верховного Суда РФ от 13.02.2008 N ГКПИ07-1712

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 февраля 2008 г. N ГКПИ07-1712

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Тихоновой А.Н.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим пункта 1.4 Приложения N 1 к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2007 года N 19/164-5 "О перечне и формах документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации",

установил:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании пункта 1.4 Приложения N 1 к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2007 года N 19/164-5 "О перечне и формах документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации", согласно которому при самовыдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации в числе других документов представляется протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата, удостоверенный нотариально. Подпись каждого члена группы избирателей должна быть удостоверена нотариально (п. 5 ст. 34 Федерального закона) (приложение N 4).

По мнению заявителя, закрепленное в пункте 1.4 Приложения N 1 правило о нотариальном удостоверении подписей всех членов инициативной группы (каждого в отдельности), послужившее основанием для отказа в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки его самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации, противоречит пункту 5 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", не требующему такого удостоверения, заверение подлинности подписи на документе согласно статье 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате является отдельным нотариальным действием, которое в статье 34 названного Федерального закона не оговорено.

В судебном заседании К. поддержал заявленное требование, мотивируя его вышеприведенными доводами.

Представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Гермашева М.М. заявление не признала, указывая в своих возражениях на то, что Постановление от 6 июля 2007 г. N 19/164-5 принято в соответствии с требованиями Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", пункт 1.4 Приложения N 1 к этому Постановлению должен рассматриваться в единстве с рекомендуемой формой протокола регистрации членов группы избирателей, приведенной в Приложении N 4, согласно которой удостоверительной надписью заверяется одна или несколько подписей избирателей, сделанных в присутствии нотариуса, такой порядок удостоверения основан на нормах Федерального закона и предусмотрен в настоящее время формой N 77 реестра для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 255.

Выслушав объяснения заявителя и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой, перечислены в статье 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в которой также установлено, что законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.

Пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" предусмотрено, что к ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата и протокол собрания данной группы избирателей.

Таким образом, нотариальное удостоверение протокола регистрации членов группы избирателей прямо предусмотрено указанным Федеральным законом, который не раскрывает форму и содержание данного протокола, наделяя Центральную избирательную комиссию Российской Федерации полномочиями издавать инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения этого Федерального закона, утверждать формы (в том числе при необходимости машиночитаемые) документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации (пункты 3, 15 статьи 19).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в соответствии с предоставленными ей полномочиями Постановлением от 6 июля 2007 г. N 19/164-5 утвердила перечень и формы документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации. Постановление официально опубликовано в "Парламентской газете" от 26 июля 2007 г. N 96-97, в Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 2007 г., N 11.

В пункте 1.4 Приложения N 1, определяющем в развитие пункта 5 статьи 34 Федерального закона необходимость нотариального удостоверения подписи каждого члена группы избирателей, содержится отсылка к Приложению N 4, в котором приведена рекомендуемая форма протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации.

Данная форма предусматривает отражение в протоколе сведений о членах группы избирателей и подписи каждого из них (графа 9), верность которых свидетельствуется удостоверительной надписью. При этом определено, что удостоверительной надписью заверяется одна либо несколько подписей указанных лиц, сделанных в присутствии нотариуса.

Порядок регистрации членов группы избирателей, присутствующих на собрании, посредством их подписей в протоколе регистрации, удостоверяемых нотариально, не противоречит пункту 3 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и соответствует требованиям статей 35, 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, наделяющей нотариуса полномочиями свидетельствовать подлинность подписи на документе, что возможно лишь в случае совершения этой подписи гражданином, личность которого удостоверена, в присутствии нотариуса.

Форма удостоверительной надписи об удостоверении протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации (форма N 77) утверждена в настоящее время Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 255. Эта форма предусматривает не только удостоверение указанных в протоколе сведений о гражданах Российской Федерации - членах группы избирателей, но и свидетельствование подлинности их подписей, сделанных в присутствии нотариуса.

Ссылка заявителя на определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N КАС94-28, в котором установлено, что свидетельствование нотариусом копии подписей председателя и секретаря собрания не может быть приравнено к нотариальному удостоверению самого протокола регистрации членов группы избирателей, не имеет правового значения по настоящему делу.

По смыслу пункта 5 статьи 34 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" нотариальному удостоверению подлежит не протокол собрания, а протокол регистрации членов группы избирателей, что заключается в подтверждении нотариусом достоверности изложенных в нем сведений и подписей. Пункт 1.4 Приложения N 1 предусматривает удостоверение нотариусом не подписей председателя и секретаря собрания, а достоверности сведений и подписей зарегистрировавшихся в протоколе членов группы избирателей, что соответствует названной статье Федерального закона.

Поскольку оспариваемая норма не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Еще документы:

"О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары"
"О некоторых вопросах по регулированию ввоза сахара на территорию Республики Казахстан"
"О Протоколе о прекращении действия Протокола о таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми между таможенными органами государств - участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 года" (вместе с "Протоколом о прекращении действия Протокола о таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми между таможенными органами государств - участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 года" (Подписан в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010))
"О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов валков для прокатных станов" и внесении изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 904"