Решение Верховного Суда РФ от 20.09.2016 N АКПИ16-731 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. N АКПИ16-731
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Агафонова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" о признании недействующим приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации",
установил:
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) издан приказ от 25 декабря 2015 г. N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Приказ).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд", имеющее лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Общество), обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на его несоответствие действующему законодательству, в том числе части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации. В обоснование своего требования Общество указало, что Приказ принят с грубыми нарушениями процедуры разработки и принятия нормативного правового акта, с превышением предоставленных законом полномочий, вместо порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации устанавливает только условия для их внесения, а именно требование о представлении документов и основания их внеочередной проверки. Приказ не содержит таких существенных (основополагающих) положений определения самого порядка внесения изменений, как порядок предоставления сведений (непосредственное представление либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, почтовое отправление с объявленной ценностью и т.д.); момент фактического получения органом государственного жилищного надзора сведений и документов; срок, в пределах которого принимается решение в случае приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, требования к его содержанию, порядок и сроки получения этого решения заявителем.
Минстрой России и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на административное исковое заявление просили в его удовлетворении отказать, мотивируя тем, что Приказ принят компетентным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, которому не противоречит, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представитель Общества Д. поддержала заявленное требование.
Представители Минстроя России - К.К. и Минюста России - К.Н. не признали административный иск.
Выслушав объяснения представителя административного истца Д., возражения представителя Минстроя России К.К., представителя Минюста России К.Н., проверив оспариваемый приказ на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частями 2, 3 статьи 198 приведенного кодекса соответственно предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства.
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, регламентировано, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (абзац первый пункта 2). При подготовке нормативного правового акта проводится его правовая экспертиза, а также антикоррупционная экспертиза в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, и согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждаемой Правительством Российской Федерации (абзац второй пункта 5). Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10). Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя кроме прочего правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации и антикоррупционную экспертизу этого акта (пункт 11).
Названные требования при издании Приказа соблюдены, он прошел необходимые правовую и антикоррупционную экспертизы, зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2016 г., регистрационный номер 41716, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 апреля 2016 г., в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти 30 мая 2016 г., N 22.
Таким образом, Приказ, вопреки утверждениям административного истца, издан компетентным федеральным органом исполнительной власти в пределах полномочий, предоставленных ему законом, с соблюдением требований к форме, порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, его государственной регистрации и опубликования.
Доводы административного истца о несоответствии содержания оспариваемого приказа части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации лишены правовых оснований, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Приказом утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Данным Порядком определены условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр).
В частности, основанием для внесения органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации изменений в реестр служит представленное лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявление о внесении изменений в реестр. При этом установлен перечень сведений, которые указываются в заявлении, и перечень прилагаемых к нему документов (пункты 2 и 3 Порядка).
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении; отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, и оформляется заключение, в котором в том числе отражаются результаты проверки по каждому из этих условий. По результатам рассмотрения принимается решение о внесении изменений в реестр, либо об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления, либо решение о приостановлении рассмотрения заявления. Срок, в течение которого орган государственного жилищного надзора должен рассмотреть заявление и документы и принять по ним решение, составляет десять рабочих дней с даты поступления заявления (пункты 4 - 7 Порядка).
В пунктах 8 - 10 Порядка приведены основания для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения. Так, решение о внесении изменений в реестр принимается в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка.
Пунктом 11 Порядка установлен трехдневный срок направления лицензиату копии решения органа государственного жилищного надзора со дня его принятия.
При принятии решения о внесении изменений в реестр соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, согласно пункту 14 Порядка вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в таком решении.
Следовательно, Порядок устанавливает определенную последовательность процедур внесения изменений в реестр и их сроки.
Доводы административного истца о превышении Минстроем России полномочий ввиду определения в Порядке не только последовательности и сроков внесения изменений в реестр, но и соответствующих им условий (пункт 1) следует признать неправильными.
Оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает самостоятельных условий внесения изменений в реестр, согласно его содержанию к ним относятся случаи изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, то есть те обстоятельства, которые предусмотрены частями 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка административного истца, не оспаривающего по существу конкретные положения Порядка, на несоответствие Приказа требованиям части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания, также лишена правовых оснований.
Указанная статья Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует правоотношения, возникающие из договора управления многоквартирным домом, а ее часть 7 определяет начало исполнения управляющей организацией такого договора в соответствии с его условиями.
Оспариваемый приказ в отличие от приведенной нормы имеет иной предмет правового регулирования и не определяет содержание прав и обязанностей сторон договора управления многоквартирным домом или иных его условий, поэтому не может противоречить части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Утверждения административного истца об отсутствии в оспариваемом нормативном правовом акте ряда положений, которые носят, по его мнению, существенный (основополагающий) характер, нельзя признать состоятельными, так как они не основаны на нормах материального права. Такие доводы, по сути связанные с необходимостью осуществления иного правового регулирования, не относятся к обстоятельствам противоречия норм оспариваемого акта действующему законодательству.
Упоминаемые в административном исковом заявлении положения статей 12 - 14, 20, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 3, 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 2, 10, 21 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 27 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" не относятся к реализации определенных частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочий Минстроя России по утверждению порядка и сроков внесения изменений в реестр.
Имея иной предмет правового регулирования, оспариваемый приказ не противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
Указанный административным истцом в заявлении приказ Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" имеет равную юридическую силу с оспариваемым приказом по настоящему делу.
В свою очередь, не указывает на наличие противоречий Приказа иным нормативным правовым актам и ссылка административного истца на нарушение его прав и несогласие с различными правоприменительными решениями, действиями (бездействием) органа государственного жилищного надзора, которые не относятся к предмету административного иска по настоящему делу и могут быть обжалованы в суд в общем порядке.
Поскольку Приказ, не нарушающий прав и законных интересов административного истца в указанных им аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела должно быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" о признании недействующим приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Еще документы:

"Об отмене статьи 16 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности"
<О признании частично недействующим Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 N 206>
"О внесении дополнения в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру"
(ред. от 29.12.2015) "О предоставлении официальной статистической информации Евразийской экономической комиссии уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза и о признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии"