Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по внедрению принципов открытости в работу территориальных органов, организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России"

Утверждаю

Статс-секретарь -

заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

В.С.АРТАМОНОВ

22.12.2014 N 2-4-87-36-28

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРИНЦИПОВ ОТКРЫТОСТИ В РАБОТУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ

МЧС РОССИИ

I. Общие положения

1.1. Цели и задачи Методических рекомендаций

Методические рекомендации по внедрению принципов открытости в работу территориальных органов, организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти (далее - Концепция открытости), утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 N 93-р, и в соответствии с Методическими рекомендациями по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти.

Методические рекомендации призваны упорядочить и систематизировать деятельность территориальных органов, организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России (далее - подразделений МЧС России) при внедрении принципов открытости в свою деятельность.

1.2. Организация работы территориальных органов,

организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России

по внедрению принципов открытости

В соответствии с Планом МЧС России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти подразделениями МЧС России разрабатываются частные планы внедрения принципов открытости в своей деятельности, которые должны учитывать принятые нормативные правовые акты и документы по созданию системы "Открытое правительство" в Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, определяющие внедрение принципов открытости в деятельности МЧС России.

Частные планы утверждаются руководителем подразделения МЧС России и подлежат публичному размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В частных планах должны быть четко сформулированы основные направления деятельности подразделения, направленные на повышение открытости, определены конкретные целевые показатели эффективности, должностные лица, ответственные за реализацию мероприятий.

Рекомендуется определять конкретные мероприятия на каждый календарный год с учетом перспективного планирования на 3 - 5 лет, с определением приоритетных, подлежащих реализации в первую очередь, в т.ч. в рамках иных принятых планов и программ.

На официальном сайте подразделения МЧС России создают специальный раздел, в котором размещают частный план, полную и объективную информацию о мероприятиях, проводимых подразделением в рамках его реализации, а также отчеты об исполнении плана и иных мероприятий, инициатив, программ и обязательств по повышению открытости министерства.

II. Основные рекомендации по внедрению механизмов

(инструментов) открытости

Реализация принципов открытости МЧС России осуществляется посредством внедрения и развития основных механизмов (инструментов) открытости, определенных Концепцией открытости на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях: принятие федеральными органами исполнительной власти планов до 2018 года; публичных деклараций целей и задач на каждый год; публикация информации о работе ведомства; публичная отчетность; независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг; обеспечение понятности; работа с открытыми данными; работа с обращениями граждан, организаций и общественных объединений; референтными группами; взаимодействие с общественными советами и СМИ.

В пунктах настоящего раздела сформулированы практические рекомендации по внедрению в деятельность подразделений МЧС России основных механизмов (инструментов) открытости.

2.1. Рекомендации по реализации принципа

информационной открытости территориальных органов,

организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется:

1) на информацию, свободно распространяемую;

2) на информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) на информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Не подлежит раскрытию информация о деятельности МЧС России, доступ к которой ограничен федеральными законами. К информации ограниченного доступа относится государственная тайна и иные охраняемые федеральным законом виды тайн, а также сведения конфиденциального характера, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".

Целесообразно разработать и утвердить регламент подготовки и размещения на официальном сайте подразделения МЧС России в сети Интернет информации о его деятельности, который предусматривает порядок подготовки, предоставления и размещения информации о деятельности, формирование и изменения состава и структуры тематических рубрик (подрубрик) официального сайта в сети Интернет, права, обязанности и ответственность соответствующих структурных подразделений и должностных лиц, уполномоченных на предоставление такой информации.

Подразделения МЧС России наряду с обязательным размещением информации о своей деятельности в сети Интернет вправе размещать такую информацию в иных информационно-телекоммуникационных сетях, а также создавать информационные системы и размещать в них указанную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тексты утвержденных документов (возможно, единого документа) размещаются на официальном сайте и на информационных стендах в помещении подразделений МЧС России.

2.1.1. Рекомендации к размещению территориальными органами,

учреждениями и организациями центрального подчинения МЧС

России информации на официальных сайтах в сети Интернет

Размещение подразделениями МЧС России информации в сети Интернет на официальном сайте осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", приказом МЧС России от 30.09.2011 N 558 и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с перечнем информации о деятельности МЧС России, сроками ее размещения и требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, утвержденными в установленном порядке.

Также, учебным заведениям высшего образования МЧС России следует руководствоваться постановлением Правительства России от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" и приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" (зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423).

При раскрытии информации о своей деятельности подразделения МЧС России в целях обеспечения доступности, простоты и визуализации представления и понятности восприятия информации рекомендуется представлять на официальном сайте информацию, в т.ч. указанную в статье 13 Федерального закона N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в интерактивном режиме, наглядно и понятно для широкого круга граждан, используя при необходимости систему гиперссылок на соответствующие документы.

Общая информация о подразделении МЧС России

Помимо контактной информации о руководителе и заместителях руководителя подразделения МЧС России, включающей номер служебного телефона, электронной почты, на официальном сайте должна быть представлена информация о графике приема руководства подразделения МЧС России и реализована возможность направить с официального сайта обращение руководителю и его заместителям, а также записаться на личный прием в установленном порядке.

На официальном сайте с соблюдением требований Закона о персональных данных размещается краткая биографическая справка о руководстве подразделения МЧС России, включающая информацию об образовании и занимаемых ранее должностях.

При раскрытии информации о полномочиях и структуре подразделения МЧС России, помимо нормативных правовых актов, определяющих функции и полномочия, на официальном сайте целесообразно в наглядном виде представлять систему и структуру управления в уполномоченной сфере деятельности.

Информация о результатах проверок, проведенных

подразделениями территориальных органов, организациями

и учреждениями центрального подчинения МЧС России

При раскрытии информации о контрольно-надзорной деятельности, помимо информации о результатах проверок, проведенных подразделениями МЧС России, в целях совершенствования системы проактивного раскрытия общедоступной информации, образующейся в деятельности министерства, рекомендуется размещать на официальном сайте ссылки на информацию, содержащую:

- правила (требования), соблюдение (исполнение) которых является предметом проводимых проверок;

- вступившие в силу и планируемые изменения правил (требований) регулирования.

Дополнительно на официальном сайте в целях повышения уровня вовлеченности гражданского общества в процедуры выработки и реализации решений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, целесообразно предусмотреть возможности:

а) электронного обращения (жалобы) заявителей по вопросам проведения проверки;

б) бесплатной рассылки по запросу правил (требований), соблюдение (исполнение) которых проверяется в рамках мероприятий по контролю;

в) бесплатного консультирования и информирования по нормативам и требованиям к проводимым проверкам.

Информация о предоставлении государственных услуг

Предоставление информации о государственных услугах регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации", в соответствии с которым заявитель вправе получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке предоставления государственных услуг, в т.ч. в электронной форме.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (ст. 28) в целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети Интернет либо доводить до граждан иным способом в том числе:

а) правила оказания государственных и муниципальных услуг;

б) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов и их должностных лиц;

в) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" обязало федеральные органы исполнительной власти, предоставляющие государственные услуги, обеспечить прием и рассмотрение жалоб в соответствии с "Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации".

На основании вышеизложенного, в целях совершенствования технологий взаимодействия и обеспечения доступности для граждан и организаций социально значимой информации о предоставлении государственных услуг на официальном сайте МЧС России, его территориальных органов, организаций учреждений центрального подчинения, предоставляющих такие услуги, должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

а) информация представляется в развернутом, гипертекстовом виде, включая необходимые ссылки на тексты официальных документов, регламентирующих порядок предоставления конкретной государственной услуги, включая административный регламент предоставления государственной услуги;

б) информация о порядке совершения гражданами юридически значимых действий и о типичных юридических ошибках при совершении таких действий представляется в понятном, доступном для понимания заявителей, кратком изложении, в разрезе жизненных ситуаций и основных траекторий предоставления государственных услуг, в т.ч. с помощью интерактивной инфографики, в виде наглядных презентаций;

в) организовано информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо сотрудников, ответственных за организацию работы по предоставлению государственных услуг.

В целях реализации принципа открытости общественного контроля в сфере предоставления подразделениями МЧС России государственных услуг рекомендуется:

а) размещать на официальном сайте статистические и аналитические данные о получении государственных услуг, включая ежеквартальные отчеты о полученных и рассмотренных жалобах по вопросам предоставления государственных услуг (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб);

б) обеспечивать хранение и накопление сведений проводимых мониторингов предоставления подразделением МЧС России государственных услуг, включая данные мониторинга, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей", иных мониторингов качества государственных услуг;

в) размещать на официальном сайте статистические и аналитические сведения (информацию), основанные на данных из информационных систем и ресурсов ведомства и (или) федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Информация о результатах проверок,

проведенных в территориальных органах, учреждениях

и организациях МЧС России

Подразделение МЧС России размещает на официальном сайте информацию, содержащую:

а) перечень проведенных проверок;

б) результаты проверок, проведенных в подразделении МЧС России;

в) информацию об устранении нарушений по результатам проверок.

Информация о кадровом обеспечении подразделения МЧС России

При раскрытии информации о кадровом обеспечении подразделения МЧС России в объеме, установленном требованиями статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", рекомендуется дополнительно в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", размещать информацию, содержащую следующие сведения:

а) о формировании резерва кадров и его составе;

б) о деятельности конкурсной и аттестационной комиссий, а также комиссии и аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

в) о планах проведения обучения, подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки сотрудников подразделения МЧС России - информация о подготовке кадров по договорам на обучение;

г) об оплате труда работников по категориям персонала;

д) о денежном содержании по должностям государственной гражданской службы по видам выплат.

Информация по вопросам противодействия коррупции

Размещение и наполнение подразделов официального сайта по вопросам противодействия коррупции должно осуществляться в соответствии с Едиными требованиями к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции, утвержденными Минтрудом России от 26 ноября 2012 года.

Дополнительно на официальном сайте подразделения МЧС России рекомендуется размещать:

1) экспертные заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в соответствии с формой заключения, утвержденной приказом Минюста России от 21 октября 2011 г. N 363 "Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы", содержащие в т.ч. следующие сведения:

а) дату подготовки экспертного заключения;

б) основание подготовки экспертного заключения;

в) реквизиты проекта нормативного правового акта, прошедшего антикоррупционную экспертизу;

г) положения проекта нормативного правового акта, содержащие коррупциогенные факторы (в случае выявления);

д) предложения о способах устранения выявленных в проекте нормативного правового акта положений, содержащих коррупциогенные факторы (в случае выявления);

2) отчет о результатах деятельности подразделения МЧС России по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за первое полугодие и прошедший год;

3) отчет о результатах деятельности независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти и их проектов за первое полугодие и прошедший год.

2.1.2. Рекомендации к размещению информации

о деятельности МЧС России, его территориальных органов,

учреждений и организаций центрального подчинения

в помещениях, которые они занимают, а также в иных

отведенных для этих целей местах общественного доступа

При размещении подразделениями МЧС России информации о своей деятельности в занимаемых ими помещениях, а также в иных отведенных для этих целей местах, необходимо следовать требованиям Закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ст. 16) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и иных нормативных правовых актов.

Подразделениям МЧС России рекомендуется размещать в своих помещениях дополнительные сведения, необходимые для оперативного информирования заявителей, например, образцы принимаемых подразделением МЧС России обращений (предложения, заявления, жалобы), сведения о руководстве, полномочиях, проводимых мероприятиях и т.д.

В целях размещения информации о своей деятельности подразделение МЧС России может устанавливать в занимаемых помещениях дополнительные технические средства (вплоть до полной замены бумажных носителей информации техническими средствами). Использование современных технологий для донесения информации до пользователей, находящихся в занимаемом подразделением МЧС России или ином отведенном для данных целей помещении, обеспечивает удобство как для пользователей, так и для представителей МЧС России, упрощает процесс своевременного обновления информации, позволяя использовать инфографику, интерактивные карты и другие наглядные инструменты доведения информации до пользователя. При наличии необходимых материальных средств в помещениях подразделений МЧС России рекомендуется устанавливать персональные компьютеры либо планшетное устройство с доступом к официальному сайту.

Дополнительно могут быть установлены конкретные часы приема, в которые будет осуществляться ознакомление пользователей с информацией. Информацию о таких часах приема, а также об условиях и порядке осуществления подобного ознакомления целесообразно доводить до пользователей путем размещения ее на официальном сайте, а также на стендах, расположенных в тех помещениях подразделения МЧС России, куда обеспечен доступ пользователей.

Обращение пользователя о предоставлении возможности ознакомления с информацией в помещении подразделения МЧС России должно быть рассмотрено в порядке и сроки, установленные органом власти. При этом необходимо стремиться к установлению максимально коротких сроков рассмотрения указанного обращения, указанный срок не должен превышать срок, установленный законодательством для рассмотрения запросов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В случае принятия подразделением решения о предоставлении пользователю возможности ознакомления с информацией в помещении органа, такая возможность должна быть предоставлена пользователю, начиная с момента принятия данного решения.

В случае если часть запрошенной пользователем информации относится к информации ограниченного доступа, а другая часть является общедоступной, пользователю должна быть обеспечена возможность ознакомления с общедоступной частью запрошенной информации. При этом исключение информации ограниченного доступа из информации, предоставляемой пользователю для ознакомления, может быть произведено путем закрытия органом соответствующей части документа листом бумаги или конвертом, а также путем предоставления пользователю для ознакомления копий интересующих документов с удалением из них информации ограниченного доступа (например, путем замазывания, вычеркивания и т.п.). В случае предоставления пользователю копий документов ему должна быть предоставлена возможность убедиться в соответствии копий оригиналу документа без раскрытия соответствующей информации ограниченного доступа.

2.1.3. Рекомендации по организации работы

в социальных сетях

Социальные сети сегодня являются важной информационной площадкой для организации неформального общения федерального органа исполнительной власти со всеми гражданами, а не только с пользователями электронных ресурсов министерства.

В России в настоящее время развиваются общие и профессиональные социальные сети. Социальные сети могут использоваться в целях широкого общественного информирования, консультирования и просвещения.

Основными направлениями работы подразделений МЧС России в социальных сетях являются:

а) информирование граждан: публикация новостей, социально значимой информации, фото- и видеоотчетов, ссылок на официальный сайт;

б) вовлечение граждан: организация дискуссий, сбор предложений, мнений и комментариев по документам и инициативам ведомства, опубликованным отчетам, мерам по противодействию коррупции и пр. (в этом случае важно соблюдать корректность дискуссии, придерживаться обсуждения намеченной проблемы, не вступать в заведомо провокационные диалоги, выражать исключительно официальную позицию федерального органа исполнительной власти);

в) просвещение и консультирование населения по самому широкому кругу вопросов в сфере полномочий МЧС России;

г) популяризация профессий пожарного и спасателя.

Для организации и обеспечения интернет-представительства в социальных сетях подразделению МЧС России целесообразно назначить ответственного за данный вид коммуникации. Целесообразно разработать краткий свод правил этического поведения официальных представителей МЧС России при работе в социальных сетях.

2.1.4. Рекомендации по предоставлению информации

по запросам граждан и организаций

Подразделения МЧС России должны обеспечивать реализацию права пользователей на обращение с запросом о получении информации в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Подразделениям МЧС России необходимо учитывать характер запрашиваемой информации, ее значимость и актуальность в конкретный момент времени для пользователей информации и принимать меры по оперативному предоставлению такой информации. Поэтому рекомендуется постепенно устанавливать возможность применения сокращенных сроков, менее чем 30 дней, в отношении отдельных видов информации.

Дополнительно рекомендуется в целях совершенствования системы проактивного раскрытия общедоступной информации, образующейся в деятельности подразделении МЧС России, разработать порядок, предусматривающий правило размещения информации на официальном сайте в случае получения неоднократных запросов от потребителей.

2.2. Рекомендации по формированию отчетности

территориальных органов, учреждений и организаций

МЧС России

Принцип подотчетности, определенный в Концепции открытости, наиболее полно может быть реализован через предоставление подразделениями МЧС России информации (отчетов) о своей деятельности в различных форматах, с учетом запросов и приоритетов гражданского общества. Наличие такой информации (отчетов) в понятной и доступной форме призвано способствовать возможности осуществления гражданского и общественного контроля за качеством реализации органом исполнительной власти государственных функций и услуг.

Отчеты и доклады о деятельности МЧС России, его территориальных органов, учреждений и организаций центрального подчинения, направляемые в Правительство Российской Федерации, за исключением сведений (информации) ограниченного доступа, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с разъяснениями изложенных позиций и предложений, в удобных для скачивания с сайта форматах и (или) в формате открытых данных.

Отчетную информацию целесообразно также дополнять мнениями и аналитическими выводами руководства, которые должны учитывать как долгосрочные, так и краткосрочные перспективы деятельности МЧС России и содержать информацию, которая является существенной для принятия решения пользователями.

2.2.1. Итоговый доклад о результатах и основных

направлениях деятельности территориальных органов,

учреждений и организаций центрального подчинения

МЧС России за отчетный год

В качестве одного из ключевых видов отчетности подразделений МЧС России рекомендуется готовить итоговый доклад о результатах деятельности за отчетный год (далее - итоговый доклад).

Одной из составных частей данного итогового доклада может выступать информация о результатах и основных направлениях деятельности подразделения МЧС России за отчетный год.

Итоговый доклад подлежит размещению на официальном сайте подразделения МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения.

В качестве рекомендуемых инструментов, используемых при подготовке итогового доклада, подразделение МЧС России может рассмотреть:

а) использование простого и понятного текста, не изобилующего большим количеством специальных терминов;

б) предпочтение использованию наглядных визуальных представлений информации (инфографика, графики, диаграммы, блок-схемы и интеллектуальные карты) перед длинными текстами и сложными таблицами;

в) описание достигнутых результатов в максимальной ориентации на конечного потребителя: как те или иные мероприятия, осуществляемые органом власти, повлияли или повлияют в будущем на качество жизни граждан/условия ведения предпринимательской деятельности, условия деятельности референтных групп.

2.3. Рекомендации по информированию о работе с обращениями

граждан и организаций

При раскрытии информации о работе с обращениями и запросами информации граждан и организаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рекомендуется на сайте подразделения МЧС России размещать информацию, содержащую следующие сведения:

а) отчеты о работе с обращениями и запросами информации граждан и юридических лиц;

б) результаты мониторинга по количеству обращений в суды и результатам рассмотрения судебных дел по жалобам граждан на действия (бездействие) должностных лиц МЧС России;

в) ежеквартальные справки о соблюдения сроков направления ответов на запросы граждан;

г) отчет о принятых организационных и административных мерах, направленных на улучшение качества работы с обращениями граждан;

д) дайджесты ответов на обращения граждан (за исключением персональных данных и сведений, охраняемых законом);

е) ежеквартальные справки о количестве обращений и ответов, полученных и отправленных, включая направленные через интернет-приемную;

ж) контактные данные и сведения о сотруднике(-ах), ответственном(-ых) в подразделении МЧС России за работу с обращениями граждан;

з) анализ тематики обращений граждан с обозначением наиболее часто встречающихся и актуальных тем, результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах;

и) статистический и аналитический анализ принятых решений на основе предложений граждан и общественных организаций;

к) ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

2.4. Рекомендации по взаимодействию подразделений

МЧС России с общественным советом

В целях вовлечения представителей гражданского общества в процедуры выработки и реализации решений МЧС России, а также повышения информированности общества по основным направлениям министерства, его территориальных органов, учреждений и организаций центрального подчинения необходимо качественно изменить подходы к формированию деятельности общественных советов при подразделениях МЧС России.

В этой связи важно обеспечить:

а) последовательное увеличение степени независимости членов общественного совета;

б) формирование состава совета с учетом профессиональной компетентности его членов в вопросах, входящих в сферу ведения органа власти, их авторитета в соответствующих экспертных и общественных сообществах;

в) вынесение на рассмотрение совета в приоритетном порядке вопросов, представляющих широкий общественный интерес;

г) регулярность заседаний совета;

д) повышение публичности деятельности совета, включая использование современных информационных технологий;

е) учет позиций и мнений общественного совета в принятии решений;

ж) регулярный мониторинг эффективности взаимодействия с общественным советом с выработкой предложений по совершенствованию данного взаимодействия.

При формировании общественного совета при подразделении МЧС России важно обеспечить максимальную понятность для различных референтных и социальных групп процедур отбора и кандидатов в члены общественного совета и утверждения его членов.

При формировании планов деятельности общественных советов членам советов необходимо обеспечить сбор предложений для включения в план деятельности от широкого круга общественных и экспертных организаций, а также обсуждение проекта плана деятельности с последними. Планы деятельности общественных советов должны быть размещены в открытом доступе и подлежать корректировке, в т.ч. по предложениям граждан и общественных объединений.

В обязательном публичном доступе должна быть информация о решениях, принятых общественным советом. Общественный совет обязан публиковать одобренные на заседании заключения и результаты экспертиз по рассмотренным проектам нормативных правовых актов и иным документам, независимо от принятых на их основе решений. На официальном сайте размещается ежегодный публичный отчет об итогах деятельности общественного совета.

Для обеспечения информационной открытости деятельности общественного совета могут использоваться информационные ресурсы, имеющиеся как в распоряжении общественного совета, так и МЧС России.

Члены общественного совета могут также рассматривать индивидуальные и (или) коллективные обращения граждан, поступившие в общественный совет, в том числе направленные с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет.

2.5. Рекомендации по работе пресс-службы подразделения

МЧС России

Работа по повышению уровня открытости МЧС России неразрывно связана с взаимодействием со средствами массовой информации, являющихся одной из референтных групп министерства. Эффективным инструментом такого взаимодействия являются информационные подразделения территориальных органов, учреждений и организаций центрального подчинения. Создание информационного подразделения взаимовыгодно, т.к. позволяет не только иметь канал передачи информации, но и служит каналом обратной связи, позволяя, в том числе, отслеживать общественный интерес и изменение имиджевых характеристик МЧС России по качеству и количеству обращений и публикаций в СМИ.

Основные принципы работы информационного подразделения - объективность и достоверность информации о деятельности подразделения МЧС России, а также оперативность ее предоставления. При этом в качестве основной цели работы информационного подразделения рекомендуется рассматривать обеспечение доступа к информации о деятельности МЧС России, мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, принимаемых им решениях и происходящих обсуждениях по вопросам, имеющим важность для граждан Российской Федерации, представителей бизнеса, общественных организаций и средств массовой информации, с использованием широкого набора способов и каналов коммуникаций.

2.6. Иные механизмы (инструменты) открытости

Перечень представленных в Концепции открытости и настоящих Методических рекомендациях механизмов (инструментов) открытости не является исчерпывающим и может дополняться как Правительством Российской Федерации по итогам обобщения лучших практик в области открытости государственного управления, МЧС России, так и самостоятельно по усмотрению подразделения МЧС России.

Рекомендуется при самостоятельной разработке подразделением МЧС России дополнительных инициативных механизмов (инструментов) открытости учитывать:

а) принципы открытости, изложенные в Концепции открытости;

б) особенности деятельности МЧС России, запросы референтных групп ведомства;

в) примеры ведущих мировых практик в сферах деятельности, подконтрольных МЧС России.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте