"Регламент осуществления функций по аттестации в химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей в Отраслевой аттестационной комиссии Минпромторга России ОАК

Утверждено

Отраслевая комиссия

Минпромторга России по аттестации

в химической промышленности

аварийно-спасательных служб,

аварийно-спасательных формирований,

спасателей и граждан, приобретающих

статус спасателя

Протокол N 17 от 20 июля 2016 г.

РЕГЛАМЕНТ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПО АТТЕСТАЦИИ

В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ

СЛУЖБ, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ, СПАСАТЕЛЕЙ

И ГРАЖДАН, ПРИОБРЕТАЮЩИХ СТАТУС СПАСАТЕЛЕЙ В ОТРАСЛЕВОЙ

АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ МИНПРОМТОРГА РОССИИ ОАК 5/6

1. Общие положения

1.1. Настоящий регламент определяет порядок организации работы Отраслевой комиссии Минпромторга России по аттестации в химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее - ОАК 5/6, комиссия) при осуществлении функций по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, в том числе:

- организация работы секретариата Комиссии;

- организация проверки соответствия аттестуемых аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, и определения готовности к выполнению возложенных на них задач;

- порядок формирования рабочих (экспертных) групп и организация их работы;

- порядок организации и проведения заседаний Комиссии.

1.2. Комиссия в своей работе руководствуется:

Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";

"Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 (далее - Положение об аттестации);

"Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", утвержденным приказом МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. N 102 (далее - Положение о комиссиях);

"Положением об Отраслевой комиссии Минпромторга России по аттестации в химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", утвержденным приказом Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. N 317 (далее - Положение об ОАК 5/6);

"Методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ", утвержденными Протоколом заседания МАК от 05.06.2012 г. N 2;

Приказом МЧС России N 569 от 27.10.2015 г. "Об утверждении нормативов по физической подготовке спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".

Иными методическими рекомендациями, утверждаемыми Межведомственной аттестационной комиссией.

1.3. Комиссия самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями иных постоянно действующих комиссий по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей (кроме решений Межведомственной аттестационной комиссии).

1.4. Деятельность комиссии осуществляется на основе принципов законности, коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.

1.5. Место нахождения комиссии (место постоянного нахождения (работы) председателя комиссии): город Москва, ул. Китайгородский проезд, д. 7, Министерство промышленности и торговли РФ, Департамент химико-технологического и лесопромышленного комплекса.

Почтовый адрес комиссии: 109074, город Москва, ул. Китайгородский проезд, д. 7, Министерство промышленности и торговли РФ, Департамент химико-технологического и лесопромышленного комплекса.

2. Организация работы секретариата комиссии

Секретарь комиссии осуществляет подготовку и организацию проведения заседаний комиссии, ведение документооборота (делопроизводство), обеспечивает решение текущих вопросов деятельности комиссии, взаимодействует с председателем, заместителями председателя, членами комиссии, а также с членами рабочих (экспертных) групп.

Секретариат комиссии располагается в месте нахождения аттестационной комиссии.

По согласованию с организацией, являющейся местом постоянной работы секретаря комиссии, в целях повышения эффективности деятельности секретариата и рационального использования рабочего времени секретаря комиссии, аттестационной комиссией может быть принято решение об организации работы секретариата в месте постоянной работы секретаря комиссии.

2.1. Делопроизводство

2.1.1. Секретарь комиссии организует прием, регистрацию и обработку заявлений на аттестацию.

Заявление адресуется председателю комиссии или его заместителю.

Заявление на аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований) должно содержать полное и сокращенное наименование аварийно-спасательной службы (формирования), организационно-правовую форму юридического лица и место нахождения юридического лица (если аварийно-спасательная служба является юридическим лицом), место дислокации, телефон руководителя и оперативного дежурного. Заявление подписывается руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом.

Заявление на аттестацию спасателя, или гражданина, приобретающего статус спасателя, должно содержать фамилию, имя, отчество заявителя, адрес места жительства и контактный телефон, а также перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестуется заявитель. Заявление подписывается лично спасателем, гражданином, приобретающим статус спасателя. Заявление спасателя, гражданина, приобретающего статус спасателя, входящих в состав аварийно-спасательной службы (формирования), заверяется руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы.

К заявлениям прилагаются пакеты документов согласно перечням, установленным Положением об аттестации.

Каждый документ, содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.

Все представляемые документы для аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) подписывает руководитель организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководитель аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом.

Копии документов, представляемых для аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), заверяются руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом с обязательным нанесением оттиска печати, или секретарем аттестационной комиссии при предоставлении оригиналов документов.

Копии документов, представляемых для аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, заверяются кадровыми службами их работодателей с обязательным нанесением оттиска печати, либо секретарем аттестационной комиссии при предоставлении оригиналов документов.

Заявление с пакетом документов направляется на почтовый адрес комиссии.

Распоряжением председателя комиссии (в его отсутствие - заместителя председателя) заявление с пакетом документов передается в секретариат комиссии, где регистрируется в журнале регистрации и обработки заявок (приложение 1).

Секретарь комиссии сообщает организации-заявителю входящий регистрационный номер и дату регистрации заявки и направляет информационное письмо о процедуре проведения аттестации.

Срок рассмотрения заявления на аттестацию не должен превышать 45 дней.

Секретарь комиссии проверяет полноту представленного пакета документов.

Из документов, представленных для проведения аттестации секретарь комиссии формирует "личное дело спасателя", "дело АСС (АСФ)".

В случае выявления недостаточности или несоответствия (недостоверности) сведений в представленном пакете документов, секретарь комиссии информирует об этом заявителя по указанным в заявлении контактным данным с указанием срока для устранения выявленных недостатков. После устранения заявителем выявленных недостатков секретарь комиссии продолжает рассмотрение заявления и пакета документов, при этом срок рассмотрения заявления продляется на срок устранения недостатков.

В случае не устранения заявителем выявленных недостатков в установленный срок, секретарь комиссии выносит вопрос об аттестации на заседание комиссии по представленным заявителям документам.

2.1.2. Секретарь комиссии по результатам рассмотрения на заседании комиссии заявления на аттестацию аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя, или гражданина, приобретающего статус спасателя оформляет следующие документы:

2.1.2.1. Протокол заседания аттестационной комиссии. Подписывается председателем, заместителями председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

Протокол заседания комиссии хранится в секретариате комиссии.

2.1.2.2. Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - свидетельство об аттестации). Подписывается председателем комиссии (в его отсутствие - одним из заместителей). Направляется руководителю организации, подавшей заявление на аттестацию в течение 30 дней с даты принятия аттестационной комиссией решения об аттестации.

2.1.2.3. Книжку спасателя. Подписывается председателем комиссии (заместителем председателя). Выдается гражданину, в отношении которого принято положительное решение о присвоении статуса спасателя. Спасателю, подтвердившему в ходе аттестации статус спасателя, а также гражданину, получившему статус спасателя, которым уже выдана книжка спасателя, секретарем комиссии вносится запись об их аттестации на право ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ в ранее выданную книжку спасателя.

Книжка спасателя направляется спасателю в течение 30 дней с даты принятия аттестационной комиссией решения об аттестации по указанному в заявлении на аттестацию адресу места жительства. Книжка спасателя по его личному заявлению может быть направлена по иному указанному им адресу, в том числе по месту работы (руководителю аварийно-спасательной службы, формирования).

В случае централизованной отправки в адрес комиссии работодателем (руководителем аварийно-спасательной службы, формирования) книжек спасателей, после прохождения процедуры аттестации и внесения соответствующей записи, книжки спасателя по умолчанию направляются (возвращаются) в адрес работодателя в указанный срок.

В случае централизованной отправки книжек спасателей в адрес комиссии образовательной организацией, осуществляющей предаттестационную подготовку указанных спасателей, после прохождения процедуры аттестации и внесения соответствующей записи, книжки спасателя по умолчанию направляются (возвращаются) в адрес образовательной организации в указанный срок.

2.1.2.4. Удостоверение спасателя. Выдается гражданину, в отношении которого принято положительное решение о присвоении статуса спасателя. Порядок и срок выдачи (направления) удостоверения аналогичен порядку и сроку выдачи (направления) книжек спасателя.

2.1.2.5. Выписку из протокола заседания аттестационной комиссии с содержащимся в ней решением аттестационной комиссии. В течение 15 рабочих дней с даты проведения заседания аттестационной комиссии подписанная секретарем комиссии выписка направляется руководителю организации, подавшей заявление на аттестацию аварийно-спасательной службы (формирования), или руководителю аварийно-спасательной службы (формирования) в состав которой входит спасатель или гражданин, приобретающий статус спасателя, а при аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, не входящего в состав аварийно-спасательной службы (формирования) - непосредственно спасателю или гражданину.

2.1.2.6. Уведомление о присвоении спасателю регистрационного номера. Выдается гражданину, в отношении которого принято положительное решение о присвоении статуса спасателя для последующего нанесения регистрационного номера на жетон спасателя установленного образца. Порядок и срок выдачи (направления) уведомления аналогичен порядку и сроку выдачи (направления) выписки из протокола заседания аттестационной комиссии.

2.1.3. После принятия решения об аттестации сведения об аттестованных аварийно-спасательных службах (формированиях) и спасателях заносятся секретарем комиссии в регистрационные реестры аттестационной комиссии - регистрационный реестр аварийно-спасательных служб (формирований) и регистрационный реестр спасателей.

2.2. Подготовка и организация проведения заседаний Комиссии

Подготовку и организацию проведения заседаний аттестационной комиссии осуществляет секретарь комиссии.

Подготовка и организация проведения заседаний комиссии включает в себя следующие мероприятия:

2.2.1. Формирование проекта повестки заседаний комиссии, исходя из раннее принятых решений комиссии, предложений членов комиссии и рабочих групп, на основе представленных в секретариат заявителями и рабочими группами необходимых материалов, проектов решений комиссии, а также предложений о докладчиках по вносимым на рассмотрение комиссии вопросам.

2.2.2. Оповещение членов комиссии о времени и месте проведения заседания, и вопросах, выносимых на рассмотрение аттестационной комиссии (повестка дня).

Оповещение осуществляется не менее чем за 14 рабочих дней до даты, на которую назначено проведение заседания.

2.2.3. Подготовка документов и материалов к заседанию комиссии, в том числе:

- в отношении аттестуемых аварийно-спасательных служб (формирований) - Справка о результатах проверки на соответствие установленным обязательным требованиям и постоянной готовности аварийно-спасательной службы (формирования) к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации по форме, приведенной в Приложении N 2;

- в отношении аттестуемых спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя - Справка о результатах проверки соответствия обязательным требованиям и готовности к исполнению обязанности спасателя по форме, приведенной в Приложении N 3.

Указанные справки готовятся на основании представленного заявителем в комиссию пакета документов, акта проверки соответствия аварийно-спасательной службы (формирования) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и определения готовности к выполнению возложенных задач, акта проверки соответствия спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, и определению готовности к исполнению обязанностей спасателя, протоколов заседания рабочих групп, в том числе по проверке физической подготовки спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, а также иных документов, имеющихся в распоряжении секретариата комиссии.

2.2.4. Организация участия руководителей аварийно-спасательных служб (формирований) и (или) руководителей (представителей) организаций, создавших аварийно-спасательную службу (формирование) в заседании комиссии по вопросам аттестации представляемых ими аварийно-спасательных служб (формирований) в том числе:

- оповещение руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) и (или) руководителя организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), о времени и месте проведения заседания комиссии по рассмотрению вопроса аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) - осуществляется не менее чем за 14 рабочих дней до даты, на которую назначено проведение заседания;

- консультирование руководителей аварийно-спасательных служб (формирований) и (или) руководителей (представителей) организаций, создавших аварийно-спасательную службу (формирование), прибывших на заседание комиссии, по процедурным вопросам проведения заседания аттестационной комиссии.

2.2.5. Обеспечение фото- и видеоматериалами с результатами проверки постоянной готовности аварийно-спасательной службы (формирования) к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, предоставляемыми членами рабочих (экспертных) групп, а также техническими средствами для их просмотра на заседании комиссии.

2.2.6. При необходимости оперативного рассмотрения того или иного вопроса на заседании комиссии материалы по нему могут предоставляться членам комиссии непосредственно перед началом заседания.

2.3. Текущая деятельность

Секретарь аттестационной комиссии обеспечивает организацию текущей деятельности комиссии, в том числе:

2.3.1. Готовит проекты ответов на поступившие в адрес комиссии запросы (обращения) заинтересованных организаций и граждан. Срок подготовки проекта ответа на поступивший запрос (обращение) не может превышать 15 рабочих дней.

2.3.2. Осуществляет консультирование по процедурным вопросам проведения аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.

Консультирование осуществляется в устной форме в месте постоянного нахождения (работы) секретаря комиссии, в рабочие дни с 9-00 до 12-00 и с 14-00 до 16-00.

2.3.3. Обеспечивает сохранность документов комиссии и передачу их в архив.

2.3.4. Выполняет поручения председателя (заместителей председателя) комиссии.

2.3.5. Взаимодействует с членами комиссии, членами рабочих (экспертных) групп по организационным вопросам функционирования аттестационной комиссии.

2.3.6. Организует решение иных вопросов текущей деятельности аттестационной комиссии.

3. Организация и порядок работы рабочих и экспертных групп

Аттестационная комиссия вправе создавать рабочие (экспертные) группы по вопросам, относящимся к деятельности аттестационной комиссии.

Рабочие (экспертные) группы создаются в целях наиболее эффективной организации работы комиссии; всестороннего изучения вопросов аттестации; объективной оценки соответствия аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и определения готовности к выполнению возложенных задач и обязанностей; исследования, обобщения и подготовки проектов решений по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.

Задачами создаваемых рабочих и экспертных групп являются:

- анализ документов и материалов, представленных для проведения аттестации;

- проведение проверки соответствия аттестуемых аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации;

- определение готовности аттестуемых аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, к выполнению возложенных задач и обязанностей;

- разработка проектов нормативных и методических документов по вопросам совершенствования системы аттестации;

- экспертиза материалов по вопросам организации и выполнения аварийно-спасательных работ;

- иные задачи по решению вопросов, относящихся к деятельности комиссии.

3.1. Организация рабочих и экспертных групп

3.1.1. В состав рабочих (экспертных) групп кроме членов аттестационной комиссии могут быть включены (по согласованию):

а) представители территориальных органов Ростехнадзора;

б) представители территориальных органов МЧС России;

в) члены иных постоянно действующих комиссий;

г) руководители аварийно-спасательных служб (формирований), организаций, создавших аварийно-спасательные службы (формирования);

д) высококвалифицированные спасатели;

е) специалисты научно-исследовательских, экспертных, иных профильных организаций, осуществляющих деятельность в сфере прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) специалисты образовательных организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей.

3.1.2. Включение в состав рабочих и экспертных групп лиц, указанных в п.п. г - ж пункта 3.1.2 Регламента (далее - эксперты), допускается после предварительного рассмотрения их кандидатур на заседании аттестационной комиссии на соответствие требованиям, установленным в приложении N 4.

Секретарь комиссии ведет реестр экспертов, подтвердивших свою компетентность и прошедших отбор в состав рабочих (экспертных) групп.

3.1.3. Основанием для рассмотрения кандидатур экспертов на заседании аттестационной комиссии является личное заявление.

К заявлению прикладываются документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уровень квалификации (документы об образовании, повышении квалификации, присвоении званий, степеней, квалификаций и т.п.), опыт работы.

3.1.4. Создание рабочих (экспертных) групп, утверждение их состава и распределение полномочий между членами относится к компетенции аттестационной комиссии. Решение о формировании рабочих (экспертных) групп принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и заносится в протокол заседания аттестационной комиссии.

В промежутках между заседаниями аттестационной комиссии допускается формирование рабочих (экспертных) групп решением председателя комиссии (в его отсутствие - заместителя председателя), оформленным в письменном виде.

3.1.5. Предложения по кандидатурам экспертов в состав рабочей (экспертной) группы после предварительного согласования с экспертами представляет секретарь комиссии.

3.1.6. Выбор эксперта осуществляется с учетом:

- видов аварийно-спасательных работ, на которые аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование), спасатель или гражданин, приобретающий статус спасателя;

- квалификации и опыта работы эксперта;

- места проведения проверки соответствия аварийно-спасательной службы (формирования), спасателей или граждан, приобретающих статус спасателей, обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и определения их готовности к выполнению возложенных задач и исполнению обязанностей спасателя;

- сроков проведения проверки соответствия аварийно-спасательной службы (формирования), спасателей или граждан, приобретающих статус спасателей, обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и определения их готовности к выполнению возложенных задач и исполнению обязанностей спасателя, и возможностей экспертов по их участию в проведении проверки в указанный срок.

3.1.7. Секретарь комиссии информирует заявителя о составе рабочей (экспертной) группы и контактах эксперта.

3.1.8. Председателем рабочей (экспертной) группы может быть только член аттестационной комиссии.

3.1.9. Количество членов рабочих и экспертных групп не может быть менее 2 человек.

3.1.10. Члены рабочих (экспертных) групп, не являющиеся членами аттестационной комиссии, могут быть приглашены на заседание комиссии при рассмотрении вопроса аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя, в проверке которых они принимали участие.

Члены рабочих (экспертных) групп, не являющиеся членами аттестационной комиссии, обладают правом совещательного голоса и в голосовании при принятии решения об аттестации участия не принимают.

3.1.11. В исключительных случаях, решением аттестационной комиссии на основании обращения руководителей организаций, создавших аварийно-спасательные службы (формирования), состав рабочих групп по принятию нормативов по физической подготовке может формироваться из числа руководителей (уполномоченных представителей) обратившихся организаций без предварительного рассмотрения их кандидатур на заседании аттестационной комиссии на соответствие требованиям, установленным в приложении N 4, и без участия членов аттестационной комиссии в указанных рабочих группах.

3.2. Порядок проверки рабочими и экспертными группами

соответствия аварийно-спасательной службы (формирования)

обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации,

и определения их готовности к выполнению возложенных задач

3.2.1. Проверка соответствия аварийно-спасательной службы (формирования) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и определения их готовности к выполнению возложенных задач проводится рабочими (экспертными) группами в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

3.2.2. Документарная проверка заключается в проверке аварийно-спасательной службы (формирования) на соответствие обязательным требованиям, установленным п. 12 "Положения об аттестации", на основании представленного в аттестационную комиссию пакета документов.

3.2.3. Выездная проверка проводится членами рабочей (экспертной) группы для определения (оценки) уровня готовности аварийно-спасательной службы (формирования), к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

3.2.4. Проверка соответствия аварийно-спасательной службы (формирования) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и определение их готовности к выполнению возложенных задач проводится, в том числе, в соответствии с критериями оценки готовности АСС, АСФ к аттестации на право ведения заявленного вида аварийно-спасательных работ, установленными методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, принятыми (утвержденными) Межведомственной аттестационной комиссией.

3.2.5. Выездная проверка проводится членами рабочей (экспертной) группы в месте постоянной дислокации аварийно-спасательной службы (формирования) и (или) на одном или нескольких обслуживаемых объектах.

3.2.6. Для обеспечения проведения выездной проверки аттестационная комиссия может привлекать научно-исследовательские, экспертные, иные профильные организации, осуществляющие деятельность в сфере прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и имеющие в штате экспертов, подтвердивших свою компетентность, прошедших отбор в состав рабочих (экспертных) групп и включенных в реестр аттестационной комиссии.

Департамент химико-технологического комплекса Министерства промышленности и торговли России не осуществляет финансовое обеспечение расходов членов рабочих групп по проведению выездной проверки, в том числе по проезду членов рабочих (экспертных) групп к месту осуществления выездной проверки, а также расходов, связанных с проживанием членов рабочих (экспертных) групп вне места их постоянного жительства.

Выездная проверка проводится за счет финансовых средств, предназначенных для обеспечения деятельности аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования.

3.2.7. По результатам проводимых рабочей (экспертной) группой документарной проверки и выездной проверки (оценки уровня готовности аварийно-спасательной службы (формирования) к выполнению возложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации задач) составляется Акт проверки соответствия аварийно-спасательной службы (формирования) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и определения готовности к выполнению возложенных задач (далее - Акт проверки АСС (Ф).

3.2.8. Акт проверки АСС (Ф) включает следующие разделы:

I. Общие положения.

Раздел содержит информацию:

- дата составления акта проверки;

- сроки проведения проверки;

- состав рабочей группы;

- перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование) и периодичность аттестации;

- краткие сведения об обслуживаемых объектах с приложением карты зоны ответственности.

II. Результаты проверки на соответствие обязательным требованиям и определения готовности аварийно-спасательной службы (формирования) к выполнению возложенных задач.

В данном разделе должны содержаться сведения о соответствии аварийно-спасательной службы (формирования) обязательным требованиям, установленным п. 12 "Положения об аттестации", критериям оценки готовности АСС, АСФ к аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, установленным утвержденными МАК Методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, а также объективная оценка готовности аварийно-спасательной службы (формирования) к решению возложенных законодательством Российской Федерации задач, в том числе:

- сведения о наличии документов и материалов, необходимых для рассмотрения вопроса об аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) и оценка готовности по данному параметру;

- сведения о структуре, численности, укомплектованности аварийно-спасательной службы (формирования), ее соответствии предъявляемым требованиям и оценка готовности по данному критерию;

- сведения о размещении аварийно-спасательной службы (формирования), наличии и состоянии зданий и помещений, учебно-тренировочной базы и оценка готовности по данному критерию;

- сведения о наличии и соответствии предъявляемым требованиям технического оснащения аварийно-спасательной службы (формирования) и оценка готовности по данному критерию;

- результат проверки постоянной готовности к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации;

- выводы рабочей (экспертной) группы.

3.2.9. Акт проверки АСС (Ф) подписывается всеми членами рабочей (экспертной) группы. Если результаты оценки членов рабочей группы о соответствии обязательным требованиям и готовности аварийно-спасательной службы (формирования) к выполнению возложенных задач расходятся, окончательное решение о готовности принимается путем голосования простым большинством голосов членов рабочей (экспертной) группы. В случае равенства голосов, председатель рабочей группы обладает правом решающего голоса.

3.2.10. Особое мнение члена(ов) рабочей (экспертной) группы, не согласных с принятым решением по результатам проверки на соответствие обязательным требованиям и готовности аварийно-спасательной службы (формирования) к выполнению возложенных задач, прилагается к акту проверки и при рассмотрении вопроса об аттестации на заседании комиссии доводится руководителем рабочей (экспертной) группы до членов комиссии.

3.2.11. Руководитель аварийно-спасательной службы (формирования) и (или) руководитель (уполномоченный представитель) организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), ознакамливается с актом проверки АСС (Ф) под роспись. В случае отказа руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) и (или) руководителя (уполномоченного представителя) организации от ознакомления или подписи руководителем рабочей (экспертной) группы делается соответствующая запись в акте проверки.

3.2.12. Акт проверки АСС (Ф) составляется в двух экземплярах. Один экземпляр в течение 5 рабочих дней передается в секретариат аттестационной комиссии, другой в аварийно-спасательную службу (формирование) или в создавшую ее организацию.

3.2.13. Результаты проверки на соответствие обязательным требованиям и определения готовности аварийно-спасательной службы (формирования) к выполнению возложенных задач, содержащиеся в акте проверки готовности, действительны в течение 6 месяцев с момента подписания акта членами рабочей группы.

3.3. Порядок проверки рабочими группами спасателя

или гражданина, приобретающего статус спасателя

соответствия обязательным требованиям, предъявляемым

при их аттестации, и определения их готовности

к исполнению обязанности спасателя

3.3.1. Проверка соответствия спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, обязательным требованиям, установленным п.п. "б" п. 22 "Положения об аттестации" проводится рабочими группами по результатам выполнения спасателями и гражданами, приобретающими статус спасателя, физических нормативов, утвержденных приказом МЧС от 27.10.2015 N 569.

3.3.2. Проверка готовности спасателей или граждан, приобретающих статус спасателей, к исполнению обязанностей спасателя проводится по результатам оценки членами рабочей (экспертной) группы теоретических знаний и практических навыков в соответствии с принимаемыми комиссией рекомендациями по тестированию на заявленный к аттестации вид аварийно-спасательных работ (не менее 2 - 3 тестовых упражнений).

3.3.3. Проверка соответствия спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации и готовности спасателей или граждан, приобретающих статус спасателей, к исполнению обязанностей спасателя проводится в месте нахождения аттестационной комиссии или в месте нахождения секретариата аттестационной комиссии.

3.3.4. По согласованию с образовательной организацией, осуществляющей подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей, принятие нормативов по физической подготовке и проверка готовности спасателей или граждан, приобретающих статус спасателей, к исполнению обязанностей спасателя может осуществляться в месте нахождения образовательной организации или в месте проведения обучения (выездная проверка).

3.3.5. Принятие нормативов по физической подготовке и проверка готовности спасателей или граждан, приобретающих статус спасателей в составе аварийно-спасательной службы (формирования) может осуществляться по согласованию в месте дислокации аварийно-спасательной службы (формирования) (выездная проверка).

3.3.6. Для обеспечения проведения выездной проверки аттестационная комиссия может привлекать научно-исследовательские, экспертные, иные профильные организации, осуществляющие деятельность в сфере прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и имеющие в штате экспертов, подтвердивших свою компетентность, прошедших отбор в состав рабочих (экспертных) групп и включенных в реестр аттестационной комиссии.

3.3.7. Департамент химико-технологического комплекса Министерства промышленности и торговли России не осуществляет финансовое обеспечение расходов членов рабочих (экспертных) групп по проведению выездной проверки, в том числе по проезду членов рабочих (экспертных) групп к месту осуществления выездной проверки, а также расходы, связанные с проживанием членов рабочих (экспертных) групп вне места их постоянного жительства.

Выездная проверка проводится за счет финансовых средств, предназначенных для обеспечения деятельности аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования.

3.3.8. По результатам принятия членами рабочей (экспертной) группы нормативов по физической подготовке составляется "Протокол заседания рабочей группы по проверке физической подготовки спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" по форме, приведенной в Приложении N 6.

3.3.9. По результатам оценки членами рабочей (экспертной) группы готовности к исполнению обязанности спасателя составляется "Акт проверки соответствия спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, и определения готовности к исполнению обязанностей спасателя" (далее - Акт проверки спасателей). Акт проверки спасателей содержит результаты проверки теоретических знаний и практических навыков и оформляется по форме, приведенной в приложении N 5.

3.3.10. Акт проверки спасателей подписывается всеми членами рабочей группы.

Если результаты оценки членов рабочей группы готовности к исполнению обязанности спасателя расходятся, окончательное решение о готовности принимается путем голосования простым большинством голосов членов рабочей группы. В случае равенства голосов, председатель рабочей группы обладает правом решающего голоса.

3.3.11. Особое мнения члена(ов) рабочей группы, не согласных с принятым решением по результатам проверки готовности к исполнению обязанности спасателя, отражается в Акте проверки спасателей и при рассмотрении вопроса об аттестации на заседании комиссии доводится руководителем рабочей группы до членов комиссии.

3.3.12. Каждый спасатель или гражданин, приобретающий статус спасателя, ознакамливается с Актом проверки спасателей под роспись. В случае отказа спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, от ознакомления или подписи руководителем рабочей (экспертной) группы делается соответствующая запись в Акте.

3.3.13. Акт проверки спасателей составляется в одном экземпляре, который в течение 5 рабочих дней передается в секретариат аттестационной комиссии.

3.3.14. Результаты проверки теоретических знаний и практических навыков, содержащиеся в Акте проверки спасателей действительны в течение 6 месяцев с момента подписания Акта проверки спасателей членами рабочей группы.

4. Порядок проведения заседаний Комиссии

4.1. Основной формой работы комиссии являются ее заседания, которые проводятся, как правило, не реже одного раза в два месяца в соответствии с планами работы комиссии, предложениями председателя, заместителей председателя и членов комиссии.

4.2. Заседания комиссии проводятся по месту ее нахождения. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.

4.3. Дата и время проведения заседаний комиссии определяется председателем комиссии по предложениям секретаря комиссии.

4.4. Информация о предполагаемом участии членов комиссии в заседании, списки приглашенных на заседание представляются членами комиссии и рабочими (экспертными) группами в секретариат не позднее чем за 2 дня до проведения заседания.

4.5. Заседание комиссии считается правомочным, а голосование при принятии решений действительным при наличии не менее двух третей ее состава.

4.6. Члены Комиссии в случае невозможности по уважительным причинам присутствовать на заседании комиссии могут назначать своих представителей, предоставляя им право на участие в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией.

4.7. По итогам проводимой регистрации участников заседания, секретарь комиссии информирует перед началом заседания председательствующего о явке членов комиссии на заседание, наличии кворума для принятия комиссией решений.

4.8. Председательствующий на заседании комиссии:

- вносит на утверждение комиссии предложения по открытию заседания, повестке заседания, регламенту его работы;

- обеспечивает ведение заседания в соответствии с настоящим Регламентом;

- предоставляет в порядке поступления предложений слово для выступлений, а в необходимых случаях может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого изменения;

- вправе предупредить выступающего или лишить его слова при нарушении утвержденного комиссией регламента работы ее заседания;

- организует голосование по принятию решений комиссии, сообщает результаты голосования.

4.9. Время, предоставляемое для докладов, сообщений, выступлений, устанавливается утверждаемым комиссией регламентом ее заседания.

4.10. Заявления о предоставлении слова могут подаваться на имя председательствующего, как в письменном виде, так и при устном обращении. Члены комиссии и приглашенные выступают на заседаниях комиссии после предоставления им слова председательствующим.

4.11. Комиссия принимает свои решения открытым голосованием.

4.12. В случае равенства голосов "за" и "против" решающее значение имеет голос председательствующего.

4.13. Особое мнения члена(ов) комиссии, не согласных с принятым решением, отражается в протоколе заседания комиссии.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящий регламент принимается на заседании аттестационной комиссии простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.

5.2. Изменения и дополнения в регламент принимаются в том же порядке, что и регламент.

6. Перечень приложений

Приложение N 1 - "Журнал регистрации и обработки заявок".

Приложение N 2 - "Справка о результатах проверки на соответствие установленным обязательным требованиям и постоянной готовности аварийно-спасательной службы (формирования) к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации".

Приложение N 3 - "Справка о результатах проверки соответствия обязательным требованиям и готовности к исполнению обязанности спасателя".

Приложение N 4 - "Требования к кандидатурам экспертов, не являющихся членами аттестационной комиссии, для отбора в состав рабочих (экспертных) групп".

Приложение N 5 - "Акт проверки соответствия спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации на право ведения газоспасательных работ".

Приложение N 6 - "Протокол заседания рабочей группы ОАК 5/6 по проверке физической подготовки спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".

Приложение N 1

Форма журнала регистрации и обработки заявок

Входящий N

Дата поступления заявки

Наименование организации

Статус формирования

Ответственное лицо

N и дата отправления информационного письма

Текущее состояние <*>

Примечание

--------------------------------

<*> 1. Подготовительный этап.

2. Проведение проверки постоянной готовности.

3. Вывод на заседание комиссии.

Приложение N 2

СПРАВКА

о готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации

и проведению аварийно-спасательных работ

____________________________________________________

(полное наименование аварийно-спасательной службы

(формирования))

1. Краткая информация об объекте, на котором функционирует (создается) аварийно-спасательная служба (формирование):

- основное направление производственной деятельности;

- место расположения объекта;

- количество зарегистрированных опасных производственных объектов, на которых вероятно выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ;

- количество опасных производственных объектов, для которых разработаны Планы ликвидации аварийных ситуаций (Планы ликвидации аварий, Планы ликвидации разливов нефти и др.);

- численность работников предприятия.

2. Общая характеристика аварийно-спасательной службы (формирования):

- статус (профессиональное, нештатное);

- вид аттестации (первичная, периодическая, внеочередная);

- организационная (организационно-штатная) структура;

- численность и укомплектованность личным составом;

- место дислокации, зона ответственности, характеристика мобильности аварийно-спасательной службы (формирования);

- наличие документации, регламентирующей деятельность аварийно-спасательной службы (формирования) (Устав, Положение).

3. Заявленные виды аварийно-спасательных работ (в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 г. N 867 "Об аварийно-спасательных работах").

4. Квалификационная характеристика личного состава аварийно-спасательной службы (формирования):

- краткие сведения об обучении руководящего и личного состава;

- сведения об аттестации руководящего состава;

- сведения об аттестации спасателей (% аттестованных спасателей от численности личного состава, непосредственно принимающих участие в проведении аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, сроки проведения аттестации для не аттестованных спасателей).

5. Сведения о материально-техническом оснащении аварийно-спасательной службы (формирования):

- сведения о наличии, укомплектованности автомобильным транспортом, специальной техникой и другим имуществом, обеспечивающим выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ;

- сведения о наличии оборудования для оказания первой (медицинской) помощи;

- соответствие наличия материально-технических средств учетным данным;

- исправность и работоспособность технических средств;

- условия хранения материально-технических средств.

6. Сведения об оперативной готовности аварийно-спасательной службы (формирования):

- сведения о проверке готовности к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации (проведение учебных тревог);

- оценка действий оперативного состава в ходе проведенной учебной тревоги.

7. Сведения о наличии и состоянии учебно-материальной базы (условий для проведения мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения).

8. Сведения о выполнении мероприятий, намеченных при проведении предыдущей аттестации (при периодической и внеочередной аттестации).

9. Мероприятия по повышению уровня готовности аварийно-спасательной службы (формирования) (наличие планов организационно-технических мероприятий, материально-технического дооснащения и т.д.) (при необходимости).

10. Рекомендации рабочей группы, проводившей выездную проверку аварийно-спасательной службы (формирования), по аттестации с указанием видов аварийно-спасательных работ.

Таблица основных замечаний по итогам проверки готовности

к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению

аварийно-спасательных работ

___________________________________________________

(полное наименование аварийно-спасательной службы

(формирования))

N п/п

Показатель готовности

Удовлетвор./неудовлетворит.

Примечание

(замечания, рекомендации)

1

Организационная (организационно-штатная) структура, численность и укомплектованность личным составом

2

Место дислокации, зона ответственности и характеристика мобильности аварийно-спасательной службы (формирования)

3

Наличие документации, регламентирующей деятельность аварийно-спасательной службы (формирования)

4

Квалификационная характеристика личного состава

5

Материально-техническое оснащение аварийно-спасательной службы (формирования)

6

Оперативная готовность аварийно-спасательной службы (формирования)

7

Учебно-материальная база (условия для проведения мероприятий по профессиональной подготовке спасателей)

8

Выполнение мероприятий предыдущей аттестации

9

Наличие планов организационно-технических мероприятий и материально-технического дооснащения

10

Организация взаимодействия с местными, региональными и федеральными оперативными службами

Приложение N 3

N п/п

Фамилия, имя, отчество

Возраст (лет)

Вид аттестации (первичная, периодическая, внеочередная)

Комплект документов для первичной аттестации граждан, приобретающих статус спасателя

Дополнительный комплект документов для периодической (внеочередной) аттестации спасателей

Итоги выполнения нормативов по физической подготовке

Примечание

Заявление на аттестацию

Копия паспорта

Копия документа об образовании

Справка по результатам медицинского осмотра (обследования)

Заключение врачебной комиссии по результатам психиатрического освидетельствования

Копия документа об обучении по программам подготовки спасателей

Фотографии (3 x 4) 2 шт. хорошего качества

Характеристика с места работы

Удостоверение спасателя

Книжка спасателя

Ходатайство руководителя АСФ (при прохождении периодической аттестации более чем через три года)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

В примечании делается отметка - "рекомендуется к аттестации" или "не рекомендуется к аттестации" (при этом указать приложение к протоколу с содержащимися замечаниями).

Приложение N 4

к Регламенту осуществления

функций по аттестации

в химической промышленности

аварийно-спасательных служб,

аварийно-спасательных формирований,

спасателей и граждан,

приобретающих статус спасателей

в Отраслевой аттестационной комиссии

Минпромторга России ОАК 5/6

ТРЕБОВАНИЯ

К КАНДИДАТУРАМ ЭКСПЕРТОВ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЧЛЕНАМИ

АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ, ДЛЯ ОТБОРА В СОСТАВ РАБОЧИХ

(ЭКСПЕРТНЫХ) ГРУПП

I. Общие положения и основные понятия

1. Настоящий документ устанавливает основные требования, которым должны соответствовать эксперты, привлекаемые в составе рабочих (экспертных) групп аттестационной комиссии для наиболее эффективной организации работы комиссии; всестороннего изучения вопросов аттестации; объективной оценки соответствия аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и определения готовности к выполнению возложенных задач и обязанностей; исследования, обобщения и подготовки проектов решений по вопросам, относящимся к деятельности комиссии <1>.

--------------------------------

<1> Далее - Система аттестации.

2. Документ предназначен для применения отраслевой комиссией Минпромторга России по аттестации в химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя ОАК 5/6; организациями, осуществляющими подготовку (повышение квалификации) экспертов в области аварийно-спасательных работ; иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; экспертами и лицами, претендующими на привлечение в составе рабочих (экспертных) групп.

3. Функции экспертов в Системе аттестации заключаются в использовании их профессиональных знаний и навыков для принятия объективного решения при рассмотрении вопроса аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ.

Функции экспертов в Системе аттестации реализуются путем:

- участия в составе рабочих (экспертных) групп в документарных проверках аварийно-спасательных служб (формирований) на соответствие обязательным требованиям, установленным п. 12 "Положения об аттестации";

- организации и участия в составе рабочих (экспертных) групп в выездных проверках аварийно-спасательных служб (формирований) в местах постоянной дислокации и (или) на одном или нескольких обслуживаемых объектах;

- организации и участия в составе рабочих (экспертных) групп в проверке готовности спасателей или граждан, приобретающих статус спасателей, к исполнению обязанностей спасателя;

- участия в составе рабочих (экспертных) групп в исследовании, анализе и обобщении материалов, подготовке рекомендаций, заключений, проектов решений по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.

4. Основные понятия, используемые в настоящем документе:

Эксперт - это не являющийся членом аттестационной комиссии специалист, подтвердивший свою компетентность в области аварийно-спасательных работ в соответствии с установленными требованиями, и привлекаемый аттестационной комиссией в составе рабочих (экспертных) групп для решения вопросов в Системе аттестации.

Компетентность эксперта - совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для решения вопросов в Системе аттестации.

Система аттестации - совокупность норм, правил, обычаев и мероприятий, позволяющих эффективно организовать работу аттестационной комиссии, и необходимых для принятия всесторонних и объективных решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя на заявленные виды аварийно-спасательных работ.

II. Требования к экспертам

5. Эксперт, независимо от направления его деятельности, должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих функций и опытом в соответствии с требованиями настоящего документа, а также иметь высшее образование в области знаний, близких к видам деятельности. Наличие высшего образования подтверждается документом об образовании.

6. Эксперт должен иметь предшествующий, не менее чем пятилетний стаж практической работы в сфере прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе:

- в аварийно-спасательных службах (формированиях) на должностях: руководитель (заместитель руководителя) аварийно-спасательной службы (формирования), спасатель с квалификацией не ниже I класса;

- в подразделениях пожарной охраны на должностях: руководителей (заместителей руководителей) пожарных подразделений;

- в научно-исследовательских, экспертных, иных профильных организациях, осуществляющих деятельность в сфере прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на должностях: руководителей (заместителей руководителей) организаций, служб, отделов, секторов; научных сотрудников; аттестованных в области промышленной безопасности экспертов;

- в образовательных организациях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей на должностях: руководителей (заместителей руководителей) кафедр, учебных отделов; профессорско-преподавательского состава.

Стаж работы, обеспечивающий получение необходимого практического опыта в заявленной экспертом области, подтверждается трудовой книжкой или иными эквивалентными документами.

7. Эксперт, независимо от направления его деятельности, должен пройти обучение (повышение квалификации) по программам подготовки экспертов в заявленной области (видах аварийно-спасательных работ), согласованным с аттестационной комиссией, в образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Повышение квалификации эксперта по необходимому профилю подтверждается соответствующим документом образовательной организации.

8. Эксперт должен быть объективным и беспристрастным, не иметь прямой или косвенной связи с проверяемым субъектом.

9. Эксперт, независимо от направления его деятельности, должен знать:

- законодательство Российской Федерации, относящееся к сфере деятельности аттестационной комиссии; аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей;

- методические рекомендации по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, издаваемые (утверждаемые) Межведомственной аттестационной комиссией;

- методические рекомендации, положения, руководства, регламенты и иные документы, относящиеся к Системе аттестации, принимаемые Министерством промышленности и торговли России и (или) отраслевой комиссией Минпромторга России по аттестации в химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (ОАК 5/6);

- требования к порядку проверки оперативной готовности аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя;

- критерии оценки готовности аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, к аттестации на право ведения заявленного вида аварийно-спасательных работ;

- основы ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ;

- особенности ведения аварийно-спасательных работ в различных условиях;

- основы руководства аварийно-спасательными работами;

- требования к наличию и состоянию технического оснащения, оборудования и средства защиты спасателей, используемых в заявленных видах аварийно-спасательных работ, их характеристики, порядок работы и условия применения;

- основные приемы оказания первой помощи пострадавшим;

- обязанности личного состава аварийно-спасательных служб (формирований);

- содержание общих и специальных разделов Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;

- типовые формы основных документов, применяемых в Системе аттестации;

- психологические аспекты работы спасателей.

10. Эксперт должен уметь:

- провести анализ и экспертизу документов и материалов, представленных заявителем для проведения аттестации;

- организовать и провести проверку соответствия аттестуемых аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, а также их готовности к выполнению возложенных задач и обязанностей;

- оценить структуру, численность и укомплектованность аварийно-спасательных служб (формирований) личным составом;

- оценить подготовку спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей к ведению заявленных видов аварийно-спасательных работ;

- оценить состояние служебных помещений аварийно-спасательных служб (формирований);

- оценить состояние транспортных средств, технического оснащения, оборудования и средства защиты спасателей;

- оценить выполнение планов организационно-технических мероприятий в межаттестационный период;

- составить план проведения учебной тревоги;

- дать рекомендации по устранению недостатков;

- оформить результаты проверок.

III. Рассмотрение документов, представленных

экспертами для подтверждения соответствия требованиям

и отбора в состав рабочих (экспертных) групп

11. Для рассмотрения кандидатуры эксперта на соответствие предъявляемым требованиям, претендент представляет в комиссию следующие документы:

а) заявление с указанием фамилии, имени, отчества, направления деятельности (видов аварийно-спасательных работ) по которым претендент намерен получить право включения в состав рабочих (экспертных) групп, образования (квалификации), опыта работы по заявленному направлению деятельности (количество лет), адреса электронной почты (при наличии);

б) копию паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность;

в) копию диплома о высшем профессиональном образовании;

г) копию документа о повышении квалификации по программам подготовки экспертов в заявленной области;

д) заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке копию трудовой книжки или иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы.

12. Документы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Требований, могут быть представлены в комиссию почтовым отправлением, лично, либо через представителя, а также в форме электронных документов.

13. Секретарь комиссии проверяет представленные документы на соответствие требованиям, установленным п. 11 настоящих Требований.

14. Документы, представленные в комиссию с нарушением требований, предусмотренных п. 11 настоящих Требований, в течение 7 рабочих дней с даты их поступления возвращаются отправителю с указанием причин возврата, за исключением документов, представленных в форме электронных документов.

Отправителю, представившему документы для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп в форме электронных документов, в указанный срок направляется уведомление о представлении документов с нарушением соответствующих требований. Указанное уведомление может направляться в форме электронного документа.

15. Претендент (эксперт), представивший документы для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп с соблюдением требований, предусмотренных п. 11 настоящих Требований, проверяется секретарем комиссии на наличие оснований для отказа в допуске к проверке знаний.

16. Основанием для отказа в допуске претендента (эксперта) к проверке знаний является его несоответствие требованиям, предусмотренным п.п. 5 - 7 настоящих Требований.

17. Решение о допуске или об отказе в допуске к проверке знаний принимается на ближайшем заседании комиссии.

18. Комиссия в течение 15 дней с даты принятия решения об отказе в допуске к проверке знаний направляет претенденту (эксперту) почтовым отправлением или в форме электронного документа соответствующее извещение о причинах отказа с указанием оснований, предусмотренных п.п. 5 - 7 настоящих Требований.

19. Комиссия в течение 15 дней с даты принятия решения о допуске претендента (эксперта) к проверке знаний направляет почтовым отправлением или в форме электронного документа соответствующее извещение допущенному к проверке знаний с указанием формы такой проверки, времени и места ее проведения. Указанное извещение направляется не менее чем за 10 дней до дня проведения проверки знаний.

IV. Проверка знаний претендента (эксперта)

20. Проверка знаний претендента (эксперта) проводится применительно к актам (документам) в области обеспечения безопасности опасных производственных объектов, находящихся в ведении или сфере деятельности Министерства промышленности и торговли России в части локализации и ликвидации аварийных ситуаций и проведения аварийно-спасательных работ (включая требования к порядку проверки оперативной готовности аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя к выполнению возложенных обязанностей).

21. В целях проведения проверки знаний в аттестационной комиссии создается рабочая группа из числа членов комиссии в количестве не менее 3 человек. Состав рабочей группы утверждается председателем (заместителем председателя) комиссии по согласованию с членами комиссии.

22. Претендент (эксперт) должен в установленное время явиться для проверки знаний, имея при себе следующие документы:

паспорт или иной основной документ, удостоверяющий личность;

оригинал диплома о высшем профессиональном образовании;

оригинал документа о повышении квалификации по программам подготовки экспертов в заявленной области.

23. Претенденту (эксперту), который не явился в установленное время для проверки знаний, возвращаются документы, представленные для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп. Такой претендент может повторно представить документы для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп в установленном порядке в любое время.

24. Проверка знаний претендента (эксперта) по решению аттестационной комиссии проводится в форме устного экзамена или тестирования.

25. Вопросы для устного экзамена, вопросы для тестирования и ответы на них формируются по направлениям деятельности и утверждаются на заседании аттестационной комиссии.

26. При проведении проверки знаний в форме устного экзамена претендент (эксперт) отвечает рабочей группе аттестационной комиссии на вопросы, указанные в билете. Члены рабочей группы вправе задать претенденту (эксперту) дополнительные вопросы.

Билет для устного экзамена должен содержать не менее 3 и не более 5 вопросов в заявленной области Системы аттестации.

Решение о результатах устного экзамена принимается рабочей группой путем голосования и оформляется протоколом.

27. При проведении проверки знаний в форме тестирования претендент (эксперт) в присутствии членов рабочей группы отвечает на вопросы при помощи тестирующей программы, установленной на персональном компьютере. На каждый вопрос предусматривается не менее 3 вариантов ответов, один из которых является правильным.

28. При проведении проверки знаний в форме тестирования положительное решение о соответствии претендента (эксперта) требованиям для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп принимается рабочей группой, если претендент (эксперт) дал в совокупности не менее 90% правильных ответов.

29. По результатам проверки знаний рабочая группа принимает решение о соответствии либо о несоответствии претендента (эксперта) требованиям для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп. Указанное решение принимается в день проведения проверки знаний и оформляется протоколом.

Претендент (эксперт) вправе ознакомиться с результатами проверки знаний непосредственно после проведения проверки знаний.

30. В ходе проведения проверки знаний не допускается использование претендентом (экспертом) специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. При нарушении указанного запрета претендент (эксперт) удаляется с экзамена (тестирования), соответствующая запись заносится в протокол рабочей группы. В этом случае претендент (эксперт) вправе представить документы для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп не ранее чем через 6 месяцев.

31. Протоколы рабочих групп с результатами проверки знаний претендентов (экспертов) предоставляются в секретариат комиссии в течение 5 рабочих дней с момента проведения проверки знаний.

32. Решение о соответствии претендента (эксперта) требованиям и прохождении отбора в состав рабочих (экспертных) групп принимается на основании решений рабочих групп по проверке знаний на ближайшем заседании аттестационной комиссии простым большинством голосов.

Информация об экспертах, подтвердивших свою компетентность и прошедших отбор в состав рабочих (экспертных) групп заносится в реестр экспертов.

33. Претенденту (эксперту), подтвердившему соответствие требованиям и прошедшему отбор в состав рабочих (экспертных) групп в течение 10 рабочих дней выдается выписка из протокола заседания комиссии.

Выписка из протокола является документом, подтверждающим полномочия эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп.

В случае утраты (порчи) выписки из протокола аттестационная комиссия в течение 10 рабочих дней с даты поступления соответствующего обращения эксперта при предъявлении паспорта или иного основного документа, удостоверяющего личность, выдает эксперту дубликат выписки с проставлением отметки "Дубликат".

34. Претенденту (эксперту), не подтвердившему соответствие требованиям и не прошедшему отбор в состав рабочих (экспертных) групп в течение 10 рабочих дней выдается выписка из протокола заседания комиссии.

Претендент (эксперт), в отношении которого принято решение о несоответствии требованиям и не включении в состав рабочих (экспертных) групп вправе обратиться в комиссию с заявлением для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп не ранее чем через 6 месяцев с даты принятия указанного решения.

35. Полномочия эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп действительны в течение 3 лет с момента принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

Срок полномочий эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп продлевается на основании решения аттестационной комиссии о соответствии претендента (эксперта) требованиям и прохождении отбора в состав рабочих (экспертных) групп.

Решение комиссии принимается и оформляется в порядке, предусмотренном разделами III - IV настоящих Требований.

Эксперты, не подтвердившие соответствие требованиям и не прошедшие очередной отбор в состав рабочих (экспертных) групп утрачивают свои полномочия и исключаются из реестра экспертов.

V. Контроль за деятельностью экспертов

36. Аттестационная комиссия осуществляет постоянный контроль за деятельностью экспертов в течение всего срока действия полномочий эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп.

37. В случаях поступления в аттестационную комиссию претензий к деятельности эксперта или к качеству проводимых им работ, председатель (заместитель председателя) комиссии вправе потребовать от эксперта предоставления письменных объяснений, а также создать рабочую группу для проверки деятельности экспертов.

38. Результаты контроля за деятельностью экспертов и проведенных проверок оформляются протоколами рабочих групп и рассматриваются на заседании комиссии. Аттестационная комиссия дает оценку результатов контроля и принимает решение о сохранении, приостановлении или отмене полномочий эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп.

39. Решение о приостановлении полномочий эксперта принимается в том случае, если путем предложенных корректирующих мероприятий эксперт может устранить обнаруженные причины некомпетентности и подтвердить свою компетентность.

40. Полномочия эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп могут быть досрочно прекращены в случаях, если:

- установлены факты представления экспертом для прохождения отбора в состав рабочих (экспертных) групп документов, содержащих недостоверные сведения;

- эксперт в составе рабочих (экспертных) групп неоднократно допускал нарушения (злоупотребления) в Системе аттестации, повлиявшие на принимаемые аттестационной комиссией решения, или однократно совершил такое нарушение (злоупотребление) умышленно.

Полномочия эксперта на включение в состав рабочих (экспертных) групп могут быть досрочно прекращены также по заявлению эксперта.

Приложение N 5

АКТ

проверки соответствия спасателей и граждан, приобретающих

статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым

при их аттестации, и определению готовности к исполнению

обязанностей спасателя на право ведения газоспасательных

работ, проведенной рабочей группой Отраслевой комиссии

Минпромторга России по аттестации в химической

промышленности аварийно-спасательных служб

(формирований), спасателей и граждан,

приобретающих статус спасателя (ОАК 5/6)

Рабочая группа ОАК 5/6 провела проверку соответствия спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, в соответствии с пунктом 22 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", а также определила их готовность к выполнению задач, возложенных на спасателей, по следующему списку:

N п/п

Ф.И.О. слушателя

Наименование предприятия

Заявленный вид АСР

Результаты прохождения медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования

Итоги выполнения нормативов по физической подготовке

Итоги профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей

Результаты проверки

Проверка теоретических знаний

Проверка практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

Приложение N 6

N п/п

Ф.И.О.

Возрастная группа

Наименование упражнения

Результат проверки (зачет/незачет)

Скоростные возможности

Сила

Выносливость

Челночный бег 10 x 10 м (с)

Бег на 100 м (с)

Подтягивание на перекладине

Отжимание от пола (количество раз)

Бег (кросс) на 1 км (мин., с)

Плавание на 100 м (мин., с)

Бег на лыжах 5 км (мин., с)

контрольное время

зачет/незачет

контрольное время

зачет/незачет

контрольное время

зачет/незачет

контрольное время

зачет/незачет

контрольное время

зачет/незачет

контрольное время

зачет/незачет

контрольное время

зачет/незачет

1

Еще документы:

(утв. решением Общественной палаты РФ, протокол от 21.12.2015 N 126-П) (ред. от 22.03.2017)
(утв. решением Совета ФПА РФ от 19.04.2017, протокол N 10)
(утв. решением Совета по аудиторской деятельности от 22.09.2011, протокол N 2) (ред. от 17.12.2015)