"Регламент взаимодействия Юридического департамента с привлеченными для сопровождения ликвидационных процедур специализированными организациями"

Утвержден

решением Правления

Государственной корпорации

"Агентство по страхованию вкладов"

от 9 марта 2017 г. (протокол N 26, раздел XIV)

РЕГЛАМЕНТ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА С ПРИВЛЕЧЕННЫМИ

ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИКВИДАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент взаимодействия Юридического департамента с привлеченными для сопровождения ликвидационных процедур специализированными организациями (далее - Регламент) определяет порядок взаимодействия Юридического департамента с привлеченными для сопровождения ликвидационных процедур специализированными организациями при выполнении Агентством функций конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитными организациями.

2. Для целей Регламента под привлеченной специализированной организацией понимается аккредитованная при Агентстве специализированная организация (адвокаты аккредитованного при Агентстве адвокатского образования) по номинациям "Юридические консультанты", "Сопровождение ведения исполнительных производств", с которой по результатам конкурсного отбора был заключен договор на оказание юридических услуг (соглашение об оказании юридической помощи) кредитной организации (далее - Договор об оказании юридических услуг), а также иное лицо, оказывающее юридические услуги ликвидируемой кредитной организации на основании заключенного с ним гражданско-правового договора (далее - Специализированная организация).

3. Под взаимодействием со Специализированной организацией понимается комплекс осуществляемых Юридическим департаментом мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего правового сопровождения Специализированной организацией ликвидационных процедур в отношении кредитных организаций, включающий в себя проверку достоверности и правильности сведений, указанных в акте сдачи-приемки оказанных услуг (далее - Акт), выработку общих подходов для осуществления правового сопровождения конкурсного производства (ликвидации) кредитных организаций на основе анализа и обобщения правоприменительной практики, а также координацию деятельности Специализированных организаций.

II. Порядок и формы взаимодействия

4. Взаимодействие Юридического департамента со Специализированными организациями осуществляется в объеме заключенных с ними Договоров об оказании юридических услуг по следующим направлениям деятельности:

- взыскание дебиторской задолженности в пользу кредитной организации, а также сопровождение исполнительных производств;

- рассмотрение возражений конкурсных кредиторов по результатам рассмотрения их требований конкурсным управляющим (ликвидатором) кредитной организацией;

- рассмотрение разногласий с кредиторами кредитной организации, в том числе при оспаривании кредиторами действий (бездействия) конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией;

- правовое сопровождение дел о банкротстве должников кредитной организации;

- иные направления.

5. Ответственным за непосредственное взаимодействие со Специализированной организацией назначается работник Юридического департамента, входящий в состав группы сопровождения представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией, формируемой в соответствии с разделом 4 Положения о представителе конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией, утвержденного решением Правления Агентства от 31 марта 2014 г. (протокол N 38) (далее - Ответственный работник Юридического департамента).

Информация о контактных данных (адрес электронной почты, телефон) включается в Приложение 2 к Договору об оказании юридических услуг.

6. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего правового сопровождения Специализированной организацией ликвидационных процедур в отношении кредитной организации, реализуется посредством проведения текущего, предварительного и последующего контроля Юридическим департаментом.

III. Текущий контроль

7. Текущий контроль осуществляется на протяжении всего срока оказания юридических услуг ликвидируемой кредитной организации путем представления Специализированной организацией в соответствии с условиями Договора об оказании юридических услуг в Юридический департамент информации о судебных делах с участием ликвидируемой кредитной организации и об иных значимых мероприятиях, а также проверки достоверности и правильности указанной в Акте информации, в том числе: информации о пропуске срока предъявления требований к находящимся в процедурах банкротства должникам - юридическим лицам, а также процессуальных сроков для обжалования состоявшихся судебных актов; подаче исковых заявлений с нарушением правил подведомственности; причинах полного или частичного отказа удовлетворения требований.

8. Информация для текущего контроля представляется Специализированной организацией путем направления отчетов с данными по судебной работе по установленным формам (далее - Отчеты) (Приложения 1 и 2 к Регламенту) на адрес электронной почты представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией и Ответственного работника Юридического департамента в порядке и сроки, установленные распоряжением Первого заместителя Генерального директора Агентства В.А. Мирошникова от 10 января 2017 г. N 1-1/5/1001.

Отчеты по форме, установленной Приложением 3 к Регламенту, до полного внедрения в Агентстве системы учета судебных споров представляются Специализированной организацией на еженедельной основе, не позднее 15:00 последнего рабочего дня отчетной недели, если иное не предусмотрено Договором об оказании юридических услуг, путем направления Отчетов на адрес электронной почты представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией и Ответственного работника Юридического департамента.

9. После внедрения в Агентстве системы учета судебных споров информация для текущего контроля по форме Отчета (Приложение 3 к настоящему регламенту) подлежит постоянному незамедлительному внесению Специализированной организацией в указанную информационную систему.

О факте внедрения системы учета судебных споров Агентство обязано уведомить Специализированную организацию.

10. Акт перед его подписанием со стороны кредитной организации подлежит согласованию Ответственным работником Юридического департамента. Срок согласования Акта не может превышать 8 рабочих дней со дня его передачи Ответственному работнику Юридического департамента.

11. При выявлении недостоверности содержащейся в Акте информации Ответственным работником Юридического департамента составляются замечания к Акту, которые доводятся до сведения представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией. До устранения со стороны Специализированной организации замечаний Юридического департамента Акт не подлежит подписанию со стороны кредитной организации.

12. В случае выявления Ответственным работником Юридического департамента фактов, перечисленных в пункте 20 Регламента, повлекших негативные последствия для ликвидируемой кредитной организации, они также отражаются в замечаниях к Акту и доводятся до сведения представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией для принятия решения о применении к Специализированной организации мер ответственности. Акт в этом случае подлежит подписанию с замечаниями.

13. Указанные в пунктах 11 и 12 Регламента замечания оформляются Ответственным работником Юридического департамента на отдельном листе, о чем в Акте делается соответствующая отметка.

IV. Предварительный контроль

14. Юридическим департаментом может проводиться предварительный контроль работы Специализированной организации по судебным делам путем согласования правовой позиции и процессуальных документов по данным делам до их направления в суд, в том числе проектов исковых заявлений, апелляционных, кассационных, частных, надзорных жалоб, отзывов и возражений, заявлений об изменении предмета и основания иска, ходатайств и иных процессуальных документов.

15. Предварительный контроль осуществляется на основании решения представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией по согласованию с директором Юридического департамента. Указанное решение может быть принято по делам, сумма исковых требований по которым превышает 100 млн руб. (или эквивалент в иностранной валюте) либо сторонами или третьими лицами в которых выступают:

- федеральные органы государственной власти Российской Федерации, включая Банк России;

- государственные организации (государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации и компании, государственные учреждения, унитарные предприятия и т.д.);

- организации, входящие в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009;

- организации, являющиеся широко известными на внутреннем и мировом рынках;

- социально ориентированные, религиозные организации (объединения), политические партии;

- видные российские или зарубежные политические и общественные деятели, руководители и заместители руководителей органов и организаций, указанных в настоящем подпункте.

По решению Генерального директора Агентства или его заместителя предварительный контроль может осуществляться также по любому иному судебному делу, рассмотрение которого может вызвать общественный резонанс или привести к негативным репутационным последствиям для Агентства.

16. В порядке предварительного контроля Специализированная организация направляет на адрес электронной почты Ответственного работника Юридического департамента проекты процессуальных документов в срок не позднее 7 рабочих дней до истечения срока на их подачу в суд. Замечания юридического и юридико-технического характера Ответственного работника Юридического департамента должны быть учтены Специализированной организацией.

V. Последующий контроль

17. Юридический департамент может проводить последующий контроль работы Специализированной организации, заключающийся в проверке оказанных Специализированной организацией услуг путем анализа качества подготовленных процессуальных документов (исковых заявлений, апелляционных, кассационных, частных, надзорных жалоб, отзывов и возражений, заявлений об изменении предмета и основания иска, ходатайств), а также своевременности и полноты совершенных процессуальных и иных действий.

18. Последующий контроль может проводиться в форме полной или выборочной проверки. Решение о проведении соответствующей проверки принимается Генеральным директором Агентства, Первым заместителем Генерального директора Агентства или курирующими Юридический департамент и Департамент ликвидации кредитных организаций заместителями Генерального директора Агентства.

19. По результатам проверки Юридический департамент готовит мотивированное заключение, которое направляется лицу, принявшему решение о проведении проверки, а также директору Департамента ликвидации кредитных организаций. Специализированная организация вправе ознакомиться с материалами заключения и представить по нему свои возражения.

VI. Оценка деятельности Специализированной организации

20. Критериями оценки оказания услуг Специализированной организацией могут являться:

- пропуск срока исковой давности для заявления исковых требований, а также процессуальных сроков, в том числе для обжалования состоявшихся судебных актов;

- оставление исковых заявлений без движения либо их возврат ввиду нарушения требований процессуального законодательства;

- подача исковых заявлений с нарушением правил подведомственности и подсудности споров;

- непринятие мер к обеспечению исковых требований при наличии сведений об имуществе должника;

- неверный расчет суммы исковых требований и размера госпошлины, подлежащей уплате;

- неявка в судебное заседание без письменного согласования с представителем конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией;

- невыполнение требований суда о представлении документов и сведений;

- нарушение сроков направления отзывов на иски и жалобы либо их непредставление;

- некачественная подготовка документов, в том числе ошибки в правовой аргументации и доказывании, незнание нормативной базы, судебной практики по предмету спора, неполный сбор доказательств и т.д.;

- предъявление к принудительному исполнению исполнительных документов, не соответствующих требованиям, предъявляемым законодательством, и следующий за этим отказ в возбуждении исполнительного производства;

- нарушение выработанной в Агентстве стратегии защиты интересов кредитной организации, в том числе приоритетности подачи исков, определении размера исковых требований в целях минимизации расходов банка.

21. В случае выявления фактов ненадлежащего оказания услуг Специализированной организацией ликвидируемым кредитным организациям, выразившихся в грубом либо систематическом нарушении требований действующего законодательства, условий Договора об оказании юридических услуг или положений Регламента, Юридический департамент информирует об этом заместителя Генерального директора Агентства, курирующего Департамент ликвидации кредитных организаций.

Определение размера оплаты услуг Специализированной организации ненадлежащего качества осуществляется в порядке, предусмотренном Договором об оказании юридических услуг, и в компетенцию работников Юридического департамента не входит.

22. Юридический департамент вправе на основании результатов последующего контроля, а также анализа качества оказываемых Специализированной организацией юридических услуг ликвидируемым кредитным организациям вносить на рассмотрение Комиссии по оперативным вопросам конкурсного производства (ликвидации) предложения о расторжении Договора об оказании юридических услуг.

VII. Координация деятельности

Специализированной организации

23. В целях обеспечения единства правоприменительной практики Агентства по вопросам осуществления ликвидационных процедур в отношении кредитных организаций Юридический департамент осуществляет постоянное обобщение и анализ соответствующей правоприменительной практики.

По результатам обобщения правоприменительной практики Юридический департамент при необходимости готовит ее обзоры и направляет их Специализированной организации.

24. Юридический департамент вправе проводить совещания с обязательным участием представителей Специализированной организации.

VIII. Заключительные положения

25. Положения Регламента являются обязательными для выполнения Специализированной организацией. Соответствующее требование подлежит включению в Договор об оказании юридических услуг.

26. Положения Регламента о порядке осуществления Юридическим департаментом контроля юридических услуг применяются также в случаях правового сопровождения ликвидационных процедур в отношении кредитных организаций физическими лицами на основании заключенных с ними трудовых договоров в части, не противоречащей трудовому законодательству и существу трудовых отношений.

Еще документы:

(утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 N 3ПК) (ред. от 07.09.2017)
(утв. решением Общественной палаты РФ, протокол от 21.12.2015 N 126-П) (ред. от 22.03.2017)
(утв. Минпромторгом России, Протокол от 20.07.2016 N 17) (вместе с "Требованиями к кандидатурам экспертов, не являющихся членами аттестационной комиссии, для отбора в состав рабочих (экспертных) групп")