Рейтинг@Mail.ru

Распоряжение Росморречфлота от 29.07.2005 N ВР-211-р

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 июля 2005 г. N ВР-211-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ОСНАЩЕНИЮ (ДООСНАЩЕНИЮ) ПОРТОВЫХ СРЕДСТВ

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАНЫ

В целях обеспечения практической реализации требований Главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (МК СОЛАС-74) и Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) в рамках проведения организационно-технических мероприятий по оснащению (дооснащению) портовых средств инженерно-техническими средствами охраны предлагаю:

1. Утвердить прилагаемое Временное положение по оснащению (дооснащению) портовых средств инженерно-техническими средствами охраны (далее - Временное положение).

2. ФГУ "Служба морской безопасности" (Н.В. Савельеву) обеспечить внедрение Временного положения на портовых средствах, подпадающих под действие Главы ХI-2 МК СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС.

3. Администрациям морских портов и Государственным бассейновым управлениям водных путей и судоходства применять изложенные во Временном положении рекомендации при организации работы.

4. Рекомендовать операторам портовых средств (стивидорным компаниям) и экспертным (специализированным) организациям в области обеспечения транспортной безопасности руководствоваться прилагаемым Временным положением при проведении строительно-монтажных и пусконаладочных работ по оснащению (дооснащению) портовых средств инженерно-техническими средствами охраны.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Руководитель

В.В.РУКША

Утверждено

распоряжением Росморречфлота

от 29 июля 2005 г. N ВР-211-р

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ПО ОСНАЩЕНИЮ (ДООСНАЩЕНИЮ) ПОРТОВЫХ СРЕДСТВ

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАНЫ

1. Область применения

1.1. Временное положение по оснащению (дооснащению) портовых средств инженерно-техническими средствами охраны (далее - Положение) рекомендуется применять при проектировании, монтаже, реконструкции и модернизации комплексных систем безопасности и отдельных технических систем охраны портовых средств различных форм собственности на территории Российской Федерации, в целях приведения их в соответствие с требованиями Главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - МК СОЛАС-74), Международного кодекса по охране судов и портовых средств (далее - Кодекс ОСПС) и национальных нормативных правовых актов в области охраны на море.

1.2. Положение устанавливает порядок и способы оснащения портовых средств инженерно-техническими средствами охраны с целью противодействия актам незаконного вмешательства, направленным против безопасности мореплавания, и иным преступным посягательствам на портовое средство.

1.3. Рекомендации, изложенные в Положении, необходимо учитывать руководителям и должностным лицам портовых средств, ответственным за охрану, экспертным (специализированным) организациям, если в проектной документации и в договоре на охрану сделана ссылка на данный документ.

2. Нормативные ссылки

Положение разработано с учетом требований и рекомендаций следующих международных и национальных документов:

1. ИМО. Международный кодекс по охране судов и портовых средств.

2. Федеральный закон от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом".

3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

4. Федеральный закон от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране".

5. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.1999 N 1040 "О мерах по противодействию терроризму".

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 60 "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".

8. ГОСТ Р 50775-95 "Системы тревожной сигнализации". Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения.

9. ГОСТ Р 50776-95 "Системы тревожной сигнализации". Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию.

10. ГОСТ Р 50777-95 "Системы тревожной сигнализации". Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 6. Пассивные оптико-электронные инфракрасные извещатели для закрытых помещений.

11. ГОСТ Р 50658-94 "Системы тревожной сигнализации". Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 4. Ультразвуковые доплеровские извещатели для закрытых помещений.

12. ГОСТ Р 50659-94 "Системы тревожной сигнализации". Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 5. Радиоволновые доплеровские извещатели для закрытых помещений.

13. ГОСТ Р 51558-2000 "Системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний".

14. ГОСТ Р 51241-98 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний".

15. ГОСТ 12.1019-79 "Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты".

16. РД 31.3.05-97 "Нормы технологического проектирования морских портов".

17. РД 31.3.01.01-93 "Руководство по технологическому проектированию морских портов". Часть I, раздел 2.3.5 "Рейды для отстоя судов и перегрузочных операций".

18. РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств". МВД России.

19. СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". М., Минтранс России, 1995 г.

20. СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения".

21. СНиП 31-03-2001 "Производственные здания".

22. СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания".

23. СНиП 31-04-2000 "Складские здания".

24. Типовые требования по оснащению пунктов пропуска и центров таможенного оформления информационно-техническими средствами. Утв. Приказом ГТК РФ от 17.08.2001 N 812.

25. Перечень и порядок применения технических средств. Утвержден Приказом ГТК РФ от 29.10.2003 N 1220.

26. Требования, предъявляемые таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению воздушных, морских (речных) и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Утверждены Приказом ГТК РФ от 22.10.2001 N 1005.

27. Типовые схемы организации пропуска через государственную границу иностранных и российских судов заграничного плавания, членов экипажа, пассажиров, грузов и товаров в речных и морских портах Российской Федерации. Утверждены Минтрансом РФ 27.09.1999.

28. Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля. Утверждены Директором ФПС РФ 25.10.2001.

29. Типовые требования по оснащению таможенных объектов по постоянной схеме системами бесперебойного гарантированного энергоснабжения. Утверждены заместителем Председателя ГТК РФ 12.03.1998.

30. Методические рекомендации по категорированию объектов науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и диверсионно-террористической уязвимости. Утверждены Приказом Минпромнауки России от 29.05.2002 N 145 (поручение Правительства Российской Федерации от 25.04.2002 N ХВ-П4-06095).

31. Правила устройства электроустановок (7-е издание). Утверждены Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N 204.

3. Термины и определения. Перечень сокращений

3.1. В настоящем Положении применяются следующие основные термины и определения.

Акты незаконного вмешательства - признаваемые в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации преступления и правонарушения, связанные с вмешательством в деятельность транспортного комплекса и создающие угрозу транспортной безопасности, в том числе акты терроризма во всех его формах.

Извещатель - устройство, предназначенное для формирования состояния тревоги при обнаружении опасности (по ГОСТ Р 50775-95).

Категория опасности (категорирование) портового средства - комплексная характеристика, отражающая степень потенциальной опасности портового средства - условный индекс, характеризующий степень потенциальной угрозы транспортной безопасности в случае осуществления акта незаконного вмешательства на портовом средстве.

Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности - федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, определяемый Правительством Российской Федерации и осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

Комплексная система безопасности портового средства - комплекс инженерно-технических средств охраны и управления, обеспечивающий своевременное обнаружение и противодействие попыткам совершения актов незаконного вмешательства (в том числе террористических акций) в отношении имущества, груза и физических лиц на ПС, а также обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами внутриобъектового режима.

Нарушитель - лицо, совершившее или пытающееся совершить несанкционированное действие, а также лицо, оказывающее содействие в этом.

Портовое средство (ПС) - определенный неразрывный район акватории (подходы с моря, рейдовые, якорные стоянки, места ожидания причала) и/или территории (гидротехнические сооружения и инфраструктура) морского торгового (специализированного) порта, где происходит взаимодействие судно/порт, находящийся в ведении одного оператора (стивидорной компании), связанный единым технологическим процессом, имеющий однотипные сооружения, устройства и оборудование, эксплуатация которых аналогична при производстве погрузочно-разгрузочных работ и оказании услуг, и где необходимо, в соответствии с требованиями Главы XI-2 СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС, осуществление специальных мер, направленных на своевременное обнаружение, предупреждение и пресечение актов, угрожающих обеспечению безопасности на морском транспорте.

Рубеж охранной сигнализации - шлейф или совокупность шлейфов сигнализации, контролирующих охраняемые зоны территории, здания или помещения (периметр, объем или площадь) на пути возможного движения нарушителя к материальным ценностям, при преодолении которых выдается соответствующее извещение о проникновении.

Система контроля и управления доступом - совокупность средств контроля и управления, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью (по ГОСТ Р 51241-98).

Система охранной сигнализации - совокупность совместно действующих технических средств обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде (по ГОСТ Р 50775-95).

Система телевизионного наблюдения - телевизионная система замкнутого типа, предназначенная для получения телевизионных изображений (со звуковым сопровождением или без него), служебной информации и извещений о тревоге охраняемого объекта (по ГОСТ Р 51558-2000).

Террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространение угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (ФЗ "О борьбе с терроризмом").

Шлейф сигнализации - цепь (электрическая, радиоканальная, оптоволоконная или другая), соединяющая выходные узлы извещателей, включающая в себя вспомогательные (выносные) элементы и соединительные линии и предназначенная для передачи на прибор приемно-контрольный (ППК) или на устройство объектовое системы передачи извещений (СПИ) информации от извещателей о контролируемых ими параметрах, а в некоторых случаях - для подачи электропитания на извещатели.

Экспертная (специализированная) организация - организация, осуществляющая оценку охраны судов и портовых средств, разработку планов их охраны, проектирование, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, гарантийное и сервисное обслуживание инженерно-технических средств охраны судов и портовых средств в соответствии с требованиями Главы XI-2 МК СОЛАС-74, Кодекса ОСПС и национальных нормативных правовых актов в области охраны на море.

3.2. В настоящем Положении применяются следующие основные сокращения:

4. Общие положения

4.1. Для оборудования объектов ПС комплексными системами безопасности должны использоваться инженерно-технические средства охраны, имеющие российский сертификат соответствия.

4.2. Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение объектов ПС системами пожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения о пожаре, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России.

Пожарная сигнализация при наличии технической возможности подключается на отдельные входы пульта ССОИ.

4.3. Тип, количество, места установки и объем функций, выполняемых инженерно-техническими средствами охраны, определяются при проектировании в соответствии с техническим заданием на разработку, согласованным с компетентными органами в установленном порядке и одобренным компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. Техническое задание должно учитывать положения плана охраны портового средства, касающиеся ИТСО.

4.4. Проектирование, монтаж, реконструкция и модернизация комплексных систем безопасности и отдельных технических систем охраны ПС должны осуществляться с привлечением экспертных (специализированных) организаций, имеющих соответствующие лицензии.

4.5. КСБ должна обеспечивать устойчивое и безопасное функционирование ПС, защиту объектов от актов незаконного вмешательства.

4.6. КСБ ПС должна строиться на принципе разумной достаточности с обеспечением максимальной оперативности при оптимальном распределении сил и средств охраны.

5. Категорирование портовых средств

5.1. Оснащение портового средства КСБ рекомендуется осуществлять в соответствии с условной категорией ПС.

5.2. В настоящем документе все ПС делятся по степени потенциальной опасности на три условные категории: высокой (1), средней (2) и низкой (3) опасности в соответствии с Методикой определения условной категории портового средства.

Методика приведена в Приложении к настоящему Положению.

6. Проектирование инженерно-технических средств охраны

комплексных систем безопасности портовых средств

6.1. Работы по установке и монтажу на объектах ПС инженерно-технических средств охраны комплексной системы безопасности должны проводиться в соответствии с проектно-сметной документацией.

6.2. Проектные работы выполняются в соответствии с ГОСТ 21.101-97, СНиП 11-01-95.

6.3. Задание на разработку проекта и проектно-сметная документация на строительство, монтаж, реконструкцию и модернизацию комплексных систем безопасности и отдельных технических систем охраны ПС подлежат обязательному согласованию и утверждению в установленном порядке.

6.4. При проектировании и строительстве новых портовых средств проект КСБ должен входить отдельным разделом в состав общей проектно-сметной документации, о чем должно быть указано в задании на проектирование всего объекта.

6.5. В соответствии с Нормами технологического проектирования морских портов (смотри нормативную ссылку 16) система режимно-охранного обеспечения ПС (морского порта) включает следующие службы: пропускной контроль, пограничный контроль, таможенный контроль, иммиграционный контроль, санитарно-эпидемиологический контроль, ветеринарный и фитосанитарный контроль.

6.5.1. Здания и сооружения объектов контроля размещают в операционных, производственных зонах, а также в зоне общепортовых объектов, зоне пассажирских операций и предпортовой зоне.

6.5.2. Проектирование объектов контроля производится с учетом действующих РД, строительных норм и правил, государственных стандартов, таких как: РД 31.30.11.01-84, СНиП 2.04.01-85, СНиП 41.01-2003, СНиП 41.02-2003, СНиП 23-05-95, ГОСТ 9238-83, СНиП 21-01-97, РД 31.82.01-95.

6.5.3. По согласованию с заказчиком проектирование обеспечения пограничного и таможенного режима на ПС может производиться на основе нормативов и технических требований к проектированию объектов таможенного, пограничного, иммиграционного и др. контроля в морских и речных портах (смотри нормативные ссылки 26, 27, 28).

6.6. Выполнение работ по строительству, монтажу, реконструкции и модернизации комплексных систем безопасности и отдельных технических систем охраны не должно отражаться на производственном процессе ПС.

6.7. По окончании пусконаладочных работ перед подписанием акта приемки в эксплуатацию заказчику (оператору ПС) должны быть переданы экземпляры откорректированного комплекта проектной документации. Также передаются для дальнейшего технического обслуживания паспорта, формуляры на установленное оборудование, рабочие варианты программирования технических средств охраны и инструкции по их эксплуатации.

6.8. Доступ к документации, содержащей сведения об особенностях построения и функционирования комплексной системы безопасности ПС (техническим заданиям, проектам, инструкциям по эксплуатации, схемам, программам и другим документам), должен быть строго регламентирован. Указанная документация должна быть конфиденциальной и иметь соответствующие условия хранения.

7. Требования к комплексной системе безопасности портового

средства и ее элементам

7.1. Основным назначением КСБ в сочетании с организационными мероприятиями является своевременное обнаружение и противодействие попыткам совершения актов незаконного вмешательства (в том числе террористических акций) в отношении имущества, груза и физических лиц на ПС, а также обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами внутриобъектового режима.

7.2. КСБ должна обеспечивать:

- передачу сигналов тревоги на пульт ССОИ, их категорирование и дальнейшую передачу на посты охраны и иным ответственным лицам, согласно заданным приоритетам происшествий, для организации мероприятий по противодействию правонарушениям;

- охрану и теленаблюдение периметра и акватории ПС;

- охрану и теленаблюдение зон ограниченного доступа ПС;

- контрольно-пропускной режим на территории ПС;

- управление доступом на ПС в целом, а также в зоны ограниченного доступа ПС и отдельные помещения, ведение протокола доступа;

- противопожарный контроль (сигнализация и оповещение о пожаре).

7.3. КСБ должна строиться как единый комплекс с централизованной иерархической структурой.

7.4. Создание КСБ должно начинаться при проектировании нового ПС или при разработке проекта оснащения (дооснащения) действующего ПС инженерно-техническими средствами охраны.

7.5. При выполнении работ по оснащению портовых средств КСБ необходимо учитывать следующие основные моменты:

- выполнение всего комплекса работ, изложенных в разделе 6, целесообразно поручать одной экспертной (специализированной) организации, отвечающей требованиям п. 4.4 настоящего Положения;

- должна быть разработана проектная документация на оснащение портового средства КСБ с полной оценкой ее сметной стоимости и, в случае необходимости, определены этапы оснащения объекта системами безопасности.

7.6. В состав КСБ входят следующие средства и системы охраны:

- система сбора, обработки и отображения информации;

- инженерные средства охраны;

- технические средства охраны, включающие системы:

охранной сигнализации (периметра, зданий и сооружений);

связи и оповещения;

телевизионного наблюдения;

контроля и управления доступом;

охранного освещения;

гарантированного электроснабжения.

8. Система сбора и обработки информации

8.1. Система сбора, обработки и отображения информации (ССОИ) - это совокупность устройств, предназначенных для передачи, приема, сбора, обработки, регистрации и представления оператору информации от средств обнаружения, а также для дистанционного управления устройствами технических средств охраны, контроля работоспособности извещателей и каналов передачи информации.

8.2. Структурно ССОИ должна состоять из:

- центрального пульта управления (на базе персонального компьютера (ПК)) и сертифицированных контрольных панелей, интегрированных в единую систему и обеспеченных специализированным программным обеспечением (ПО);

- сервера хранения баз данных;

- аппаратуры локальной сети, разворачиваемой на объектах ПС в целях охраны;

- станций управления отдельными системами технических средств охраны (ТСО), выполненных на базе ПК или сертифицированных контрольных панелей серийного производства.

8.3. ССОИ должна обеспечивать:

- предоставление по запросу уполномоченного лица информации о состоянии любого объекта и (или) технического средства, входящего в состав КСБ ПС. Информация предоставляется в соответствии с правами доступа пользователя;

- подключение неограниченного числа пользователей, объектов и ТСО в расчете на возможные изменения в структуре ПС;

- отображение поступающих на центральный пульт управления сигналов и информации в визуальном, световом и звуковом режимах, причем каждый поступивший сигнал должен отображаться не менее чем в двух режимах;

- регистрацию поступающих сигналов и информации, запросов уполномоченных лиц;

- воспрепятствование использованию ССОИ неуполномоченными лицами.

9. Инженерные средства охраны

9.1. Инженерные средства охраны должны препятствовать несанкционированному проникновению на территорию ПС, а также повышать эффективность технических средств охраны и действий сотрудников службы охраны. К инженерным средствам охраны относятся:

- ограждение периметра ПС и внутренних зон ограниченного доступа;

- контрольно-пропускные пункты (КПП) с соответствующим досмотровым оборудованием;

- въездные ворота, калитки, шлагбаумы.

9.2. Периметр ПС и внутренних зон ограниченного доступа оборудуется охранным ограждением. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию, минуя КПП.

9.2.1. Ограждения периметра не должны иметь лазов, подкопов и иных повреждений.

9.2.2. Ограждение должно выполняться в виде прямолинейных участков с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.

9.2.3. К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. Окна первых этажей этих зданий, выходящие на неохраняемую территорию, должны оборудоваться металлическими решетками, а при необходимости - и металлическими сетками.

9.2.4. Ограждения подразделяют на предупредительные и основные.

9.2.5. Предупредительное ограждение должно быть просматриваемым. Оно может располагаться как с внешней, так и (или) с внутренней стороны основного ограждения. Высота предупредительного ограждения должна быть не менее 1,5 м.

9.2.6. Для удобства обслуживания технических средств охраны, связи, оповещения и освещения, осмотра местности предупредительное внутреннее ограждение следует разбивать на отдельные участки. На каждом участке должна быть предусмотрена надежно запираемая и фиксируемая в закрытом положении калитка.

9.2.7. Основное ограждение должно быть непросматриваемым, высотой не менее 2,5 метра, по прочностным и конструктивным характеристикам приспособленным для установки технических средств охраны, оборудовано одно- или двусторонним "козырьком".

9.2.8. При необходимости вдоль основного ограждения периметра между основным и внутренним предупредительным ограждениями устраивается зона отторжения, предназначенная для размещения средств охранной сигнализации, телевидения и освещения. Ширина зоны отторжения, в которой размещаются технические средства охраны периметра, должна превышать ширину их зоны обнаружения.

9.3. Периметры ПС и зон ограниченного доступа, а также отдельные объекты ПС там, где установлен пропускной режим или планируется его введение, должны оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта (автомобильного, железнодорожного).

9.3.1. КПП должен обеспечивать необходимую пропускную способность прохода людей и проезда транспорта. Территория КПП оборудуется сигнальными ограждениями, шлагбаумом и механизированными воротами, которые могут входить в состав СКУД.

9.3.2. В составе КПП рекомендуется предусмотреть:

- коридор, оборудованный турникетами и блокируемыми дверями, для прохода людей через КПП;

- помещение для размещения бюро пропусков;

- комнату досмотра;

- помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.

9.3.3. Для исключения возможности несанкционированного прохода на территорию ПС и в зоны (помещения) ограниченного доступа лиц, не имеющих установленной формы пропуска, КПП оборудуются системами контроля и управления доступом (СКУД).

9.3.4. В помещении КПП или на его наружной стене, в зоне ограниченного доступа, размещаются устройства управления: механизмами открывания ворот (дверей, калиток) для проезда (прохода), охранным освещением, СКУД.

9.3.5. Для наблюдения за обстановкой на территории перед КПП с внешней стороны периметра возможно использование выходящих на неохраняемую территорию окон с односторонней видимостью, смотровых окошек дверей (ворот) и (или) систем охранного теленаблюдения.

9.3.6. Для осмотра автотранспорта на КПП должны быть оборудованы смотровые площадки ("ямы", эстакады), а для осмотра железнодорожного транспорта - вышки с площадками.

9.3.7. На КПП необходимо иметь комплект досмотрового оборудования и специальные технические средства, включая:

- портативные и стационарные металлообнаружители (металлодетекторы);

- досмотровые рентгеновские комплексы;

- эндоскопы;

- досмотровые зеркала;

- прибор обнаружения паров взрывчатых веществ;

- прибор радиационного контроля;

- прибор ночного видения;

- средства предотвращения взрыва.

На КПП для пропуска людей должны быть установлены стационарные металлодетекторы, предназначенные для обнаружения оружия и взрывных устройств.

9.3.8. КПП, предназначенные для пропуска автотранспорта, должны быть оснащены средствами принудительного снижения скорости и (или) принудительной остановки автотранспорта.

10. Технические средства охраны

10.1. К техническим средствам охраны ПС относятся:

- системы охранной сигнализации (СОС) периметра;

- системы охранной сигнализации (СОС) зданий и сооружений;

- системы контроля и управления доступом (СКУД);

- системы телевизионного наблюдения (СТН);

- системы охранного освещения (СОО);

- системы связи и оповещения (ССО).

10.2. Основной функцией СОС периметра и зон ограниченного доступа ПС является обнаружение фактов несанкционированного проникновения (попыток проникновения) посторонних лиц (нарушителей) на охраняемую территорию и передача сигнала о вторжении на пульт ССОИ.

10.2.1. СОС периметра и зон ограниченного доступа ПС должны выбираться в зависимости от условной категории ПС, протяженности и типа ограждения, рельефа местности, наличия и характеристик зоны отторжения, движения автомобильного и железнодорожного транспорта.

10.2.2. В зависимости от условной категории ПС для блокирования периметра ПС оборудуются:

- наливные и пассажирские ПС 1 категории - не менее двух рубежей СОС, оснащенных извещателями разного принципа действия;

- навалочные ПС 1 категории - не менее одного рубежа СОС;

- ПС 2 и 3 категории - не менее одного рубежа СОС.

10.2.3. СОС периметра и зон ограниченного доступа ПС должны обеспечивать:

- надежную работоспособность в климатических условиях морского побережья и устойчивость (защиту) комплектующих и оборудования к воздействию морской атмосферы;

- непрерывность обнаружения по всему рубежу;

- невозможность преодоления и вывода из строя без выдачи сигнала тревоги на пульт ССОИ;

- постановку (снятие) на охрану;

- отображение и регистрацию поступающих сигналов;

- возможность дистанционного контроля состояния извещателей с пульта ССОИ;

- простоту обслуживания.

10.2.4. Каждый рубеж СОС, устанавливаемый по периметру, должен включаться на отдельный сигнализационный шлейф.

10.2.5. Для обеспечения удобства обслуживания СОС, более точного определения места проникновения нарушителя и оперативности реагирования подразделения охраны периметр должен разбиваться на участки с подключением каждого участка на отдельные вводы ССОИ. Длина каждого участка не должна превышать 200 метров. Основные ворота ПС должны выделяться в отдельный участок периметра.

10.2.6. Крыши одно- и двухэтажных зданий и сооружений, расположенных по линии охраны ПС, а также их окна и двери, через которые возможно проникновение на ПС, должны быть оборудованы соответствующими средствами обнаружения.

10.2.7. В СОС периметра и зон ограниченного доступа ПС могут применяться следующие типы извещателей:

- двухпозиционные радиоволновые (линейная зона обнаружения не менее 250 м, электропитание переменного (220 В, 50 Гц) либо постоянного (12 - 30 В) тока);

- оптико-электронные (линейная зона обнаружения не менее 250 м, электропитание переменного (220 В, 50 Гц) либо постоянного (12 - 30 В) тока);

- емкостные (линейная зона обнаружения не менее 250 м, электропитание переменного (220 В, 50 Гц) либо постоянного (12 - 30 В) тока);

- проводноволновые (линейная зона обнаружения не менее 250 м, электропитание переменного (220 В, 50 Гц) либо постоянного (12 - 30 В) тока);

- вибрационные (линейная зона обнаружения не менее 250 м, электропитание переменного (220 В, 50 Гц) либо постоянного (12 - 30 В) тока);

- оптико-волоконные (линейная зона обнаружения не менее 250 м, электропитание переменного (220 В, 50 Гц) либо постоянного (12 - 30 В) тока);

- радиотехнические (зона обнаружения не менее 250 м, электропитание переменного (220 В, 50 Гц) либо постоянного (12 - 30 В) тока).

10.2.8. Все оборудование, входящее в СОС периметра и зон ограниченного доступа ПС, должно иметь защиту от вскрытия, при необходимости маскировку.

10.2.9. Открытые площадки с материальными ценностями на территории ПС должны иметь предупредительное ограждение и оборудоваться объемными, поверхностными или линейными извещателями различного принципа действия.

10.3. Основной функцией СОС зданий, сооружений и отдельных помещений ПС является обнаружение фактов несанкционированного проникновения (попыток проникновения) посторонних лиц (нарушителей) в них и передача сигнала о проникновении на пульт ССОИ.

10.3.1. В зависимости от важности охраняемых зданий, сооружений и помещений для функционирования системы безопасности и ПС в целом при проектировании комплексной системы безопасности ПС их рекомендуется подразделять на две категории: оборудуемые однорубежной СОС и оборудуемые многорубежной СОС. К первой категории относятся: административные и складские постройки ПС; здания и сооружения КПП; помещения, здания и сооружения, предназначенные для размещения оборудования энергообеспечения ПС. Ко второй категории относятся: помещения руководства и финансово-экономических органов ПС; помещения для хранения конфиденциальной информации; помещения охраны и размещения ССОИ; помещения для хранения оружия и боеприпасов; помещения, предназначенные для временного хранения опасных грузов небольшого объема.

10.3.2. Первым рубежом СОС должны блокироваться:

- входные двери (ворота) - на открывание и разрушение;

- остекленные конструкции - на открывание и разрушение;

- стены, перекрытия и перегородки - на разрушение (при недостатке конструктивной прочности);

- решетки, жалюзи и другие защитные конструкции, устанавливаемые с наружной стороны оконного проема, - на открывание и на разрушение;

- места ввода коммуникаций - на разрушение.

10.3.3. Вторым рубежом СОС блокируются объемы отдельных помещений на проникновение.

10.3.4. Третьим рубежом СОС в помещениях блокируются отдельные предметы (сейфы, металлические шкафы), в которых сосредоточены ценности или документы с конфиденциальной информацией.

10.3.5. В СОС зданий, сооружений и отдельных помещений ПС могут применяться извещатели следующих типов:

- магнитоконтактные (диапазон рабочих температур от -50 до +50 градусов);

- оптико-электронные многолучевые (размер зоны обнаружения: линейная не менее 5 м, объемная не менее 20 куб. м, диапазон рабочих температур: для неотапливаемых помещений от -40 до +40 градусов, для отапливаемых помещений от 0 до +50 градусов, электропитание постоянного тока 10 - 30 В);

- радиоволновые (размер объемной зоны обнаружения не менее 20 куб. м, диапазон рабочих температур: для неотапливаемых помещений от -40 до +40 градусов, для отапливаемых помещений от 0 до +50 градусов, электропитание постоянного тока 10 - 30 В);

- емкостные (диапазон температур от -10 до +40 градусов, электропитание постоянного тока 10 - 30 В);

- вибрационные (диапазон температур от -40 до +40 градусов, электропитание постоянного тока 10 - 30 В);

- ультразвуковые (диапазон температур от 0 до +40 градусов, электропитание постоянного тока 10 - 30 В);

- акустические (диапазон температур от -10 до +40 градусов, электропитание постоянного тока 10 - 30 В).

10.4. Система контроля и управления доступом (СКУД) предназначена для обеспечения санкционированного входа (въезда) на территорию ПС, здания и в зоны ограниченного доступа и выхода (выезда) из них, а также предотвращения несанкционированного прохода (проезда). Санкция на вход/выход (въезд/выезд) дается автоматически после идентификации личности (транспорта) по комбинации различных признаков.

10.4.1. Устанавливаемые на объектах ПС СКУД должны соответствовать ГОСТ Р 51241-98.

10.4.2. СКУД должна обеспечивать:

- дистанционное управление и контроль за замками (электромагнитными, электромеханическими) дверей, турникетов, электроприводами ворот и шлагбаумов;

- контроль за перемещением сотрудников;

- автоматическое управление исполнительными устройствами в зависимости от уровня доступа и заданного временного интервала в соответствии с заложенной программой, а также возможность ручного управления исполнительными устройствами при возникновении внештатных ситуаций;

- запрет открывания исполнительного устройства при считывании идентификационного признака, доступ по которому не разрешен в данную зону доступа (помещение) в заданный временной интервал;

- регистрацию посетителей при входе на территорию ПС и выходе с нее;

- регистрацию автотранспортных средств при въезде и выезде, в том числе и регистрацию автомобильных номеров;

- контроль и документирование ввозимых и вносимых (вывозимых и выносимых) материальных ценностей с присвоением им идентификационных признаков;

- защиту от несанкционированного доступа к программным средствам для изменения идентификационных признаков;

- защиту технических и программных средств от несанкционированного доступа к элементам управления, установки режимов и информации.

10.4.3. Для ПС 1 категории СКУД должна удовлетворять требованиям, изложенным в п. 10.4.2 настоящего Положения. Для ПС 2 и 3 категорий СКУД может быть выполнена в упрощенном варианте в части применения технических и программных средств, что оговаривается в задании на проектирование.

10.5. Системы телевизионного наблюдения (СТН) должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории ПС в помещение охраны.

10.5.1. Все ПС должны быть оснащены СТН для круглосуточного наблюдения за обстановкой и обнаружения движения:

- на периметре ПС, внутри зон ограниченного доступа и на подступах к ним;

- на основных и запасных КПП, пунктах пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта;

- в зоне причальных сооружений;

- в зонах проведения грузовых операций, операций с судовыми запасами и несопровождаемым багажом;

- на акватории ПС.

10.5.2. Применяемые на ПС СТН должны соответствовать общим требованиям ГОСТ Р 51558-2000.

10.5.3. Вне зависимости от категории ПС СТН должна обеспечивать:

- длительную бесперебойную круглосуточную работу в климатических условиях морского побережья и устойчивость (защиту) комплектующих и оборудования к воздействию морской атмосферы;

- выполнение функций видеонаблюдения с регистрацией;

- выполнение функций видеоохраны (с выполнением функций охранного извещателя - обнаружителя движения);

- проведение оценки обстановки в наблюдаемой зоне путем изменения зоны обзора и масштаба передаваемых изображений по командам с поста охраны, идентификацию обнаруженной цели и ее сопровождение на маршруте движения;

- сопряжение через ССОИ с СОС, СКУД и системой охранного освещения для автоматического вывода (в приоритетном режиме) видеоинформации из контролируемых зон, в которых произошло срабатывание СОС, и включения дополнительного освещения в этих зонах;

- защиту от несанкционированного изменения режима работы системы и изъятия видеодокументов;

- передачу видеоизображения от одной телекамеры на различные посты наблюдения.

10.5.4. СТН должна состоять из:

- телекамер с автодиафрагмой (разрешающая способность не менее 570 ТВЛ, чувствительность не ниже 0,1 лк, отношение сигнал/шум не менее 50 дБ, рабочий диапазон температур от -50 до +30 градусов);

- видеомониторов с возможностью отображения мультиизображений (видеоразрешение ч/б не менее 800 ТВЛ, цветных не менее 400 ТВЛ);

- линий связи;

- обнаружителей движения;

- устройств управления и коммутации видеосигналов;

- видеонакопителей.

10.6. Периметр и зоны ограниченного доступа ПС должны быть оборудованы системой охранного освещения (СОО).

10.6.1. СОО как минимум должна состоять из:

- распределительных устройств;

- блоков автоматического включения резервного источника электропитания при выходе из строя основного;

- осветительных приборов (светильники и прожектора);

- аппаратуры автоматического и ручного дистанционного управления системой.

10.6.2. СОС должна обеспечивать:

- освещение вдоль ограждения периметра или в зоне ограниченного доступа;

- удобство работы личного состава службы охраны по пропуску людей и осмотру транспорта;

- сопряжение с ССОИ и возможность автоматического включения при срабатывании технических средств охраны.

10.6.3. СОС должна обеспечивать равномерную освещенность, чтобы светоточки от светильников перекрывались и образовывали сплошную полосу шириной 3 - 4 м. При оснащении периметра ПС СТН освещенность, создаваемая охранным освещением, должна быть не менее 5 лк. Освещенность территории, прилегающей к КПП, а также причальная зона ПС должны иметь освещенность не менее 50 лк.

10.6.4. При выполнении охранного освещения прожекторами опоры должны устанавливаться на линии ограждения, а лучи прожекторов должны быть направлены вдоль ограждения в одну сторону. При применении СТН должно исключаться прямое попадание лучей в объективы телекамер.

10.6.5. Включение охранного освещения в темное время суток следует предусматривать:

- вручную для просмотра периметра по участкам или на всем протяжении;

- автоматически при срабатывании периметральной СОС.

10.6.6. Электропитание охранного освещения периметра рекомендуется осуществлять по самостоятельным линиям с разделением на участки (зоны) в соответствии с разбивкой на участки (зоны) СОС периметра.

10.7. Система связи и оповещения (ССО) является средством передачи информации и управления системой безопасности ПС должностными лицами. Система предназначена для:

- передачи оперативной информации, которая отражает изменение текущего состояния системы безопасности;

- подачи команд и распоряжений;

- оповещения и управления персоналом службы охраны и персоналом ПС в случае возникновения аварийной ситуации.

10.7.1. Система должна содержать:

- канал телефонной связи с выходом на городскую, междугороднюю линию;

- сеть внутренней проводной телефонной связи;

- сеть служебной радиосвязи ПС;

- громкоговорящую трансляционную сеть.

10.7.2. Телефонными аппаратами, подключенными к сети внутренней проводной телефонной связи, оборудуются все рабочие места подразделений охраны ПС, на которых несется постоянное дежурство, а также кабинеты администрации ПС. На каждом участке периметра ПС и зон ограниченного доступа, на каждом входе в охраняемые здания и сооружения должны быть установлены розетки для подключения к сети внутренней проводной телефонной связи переносных телефонных аппаратов.

10.7.3. С подвижными патрульными группами (нарядами) на маршрутах их следования связь должна поддерживаться с помощью сети служебной радиосвязи ПС. Также данная сеть может быть использована для связи с судами, находящимися у причалов ПС.

Наличие сети служебной радиосвязи ПС оговаривается при составлении технического задания на проектирование КСБ и предварительно согласуется с государственной инспекцией электросвязи.

11. Электропитание оборудования комплексной системы

безопасности ПС

11.1. Согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ) технические средства охраны, устанавливаемые на объектах ПС, относятся к электроприемникам I категории по надежности электроснабжения, а приводы ворот, шлагбаумов, турникетов - к электроприемникам II категории.

11.2. Электроприемники I категории должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых источников питания, к числу которых относятся две секции шин одной или двух подстанций, каждая из которых в свою очередь подключена к независимому источнику питания с устройством автоматического ввода резерва (АВР). Секции шин при этом не должны быть связаны между собой или могут иметь связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций.

11.3. Для аварийного электроснабжения ТСО и СОО объектов ПС должен быть предусмотрен аварийный дизельгенератор. Для аварийного электроснабжения ТСО могут использоваться источники бесперебойного электропитания (ИБП). Мощность ИБП должна быть достаточной для электроснабжения в течение не менее 24 часов в дежурном режиме следующих систем:

- охранной и пожарной сигнализации;

- телевизионного наблюдения.

Переход ТСО на работу от резервного источника электропитания и обратно должен осуществляться автоматически без выдачи сигналов тревоги.

11.4. Оборудование КСБ должно быть надежно заземлено. Должны быть предусмотрены два контура заземления - защитного и сигнального. Сопротивление защитного заземления не должно превышать 4 Ом, сигнального - 0,5 Ом.

11.5. Монтаж и прокладка линий электроснабжения должны быть выполнены в соответствии со СНиП 3.05.06-85.

12. Общие эксплуатационные требования к оборудованию

комплексной системы безопасности

12.1. Оборудование КСБ, устанавливаемое вне помещений, должно сохранять работоспособность при следующих условиях эксплуатации:

- рабочий диапазон температур от -50 °С до +30 °С;

- относительная влажность воздуха 98% при температуре +25 °С;

- наличие атмосферных конденсируемых осадков (иней, роса);

- дождь с интенсивностью до 40 мм/ч;

- снегопад с интенсивностью до 10 мм/ч (в пересчете на воду);

- ветер со скоростью в порывах до 20 м/с;

- статическая и динамическая пыль;

- солнечное излучение.

12.2. Оборудование КСБ, устанавливаемое внутри помещений, должно сохранять работоспособность при следующих условиях эксплуатации:

- рабочий диапазон температур от +5 °С до +40 °С;

- относительная влажность воздуха 95% при температуре +25 °С;

- статическая и динамическая пыль.

12.3. Технические системы по возможности должны включать средства самодиагностирования. Для систем, не имеющих такой возможности, должен быть обеспечен полный комплект диагностирующего оборудования.

12.4. Оборудование КСБ должно функционировать в круглосуточном режиме. Проведение профилактических работ по поддержанию оборудования систем в рабочем состоянии должно проводиться не реже одного раза в год.

12.5. Исполнение аппаратуры должно соответствовать категориям пожаро-, взрывоопасности зон в местах ее установки.

12.6. КСБ и ее технические решения должны иметь достаточный проектный запас для расширения ее функциональных предназначений.

12.7. Применяемое оборудование должно быть сертифицировано, одного качественного уровня и должно обеспечивать высокий уровень защищенности элементов системы. Оборудование должно иметь возможность поэтапного наращивания всех систем.

12.8. Время наработки на ложную тревогу должно быть не менее 2000 ч. Средняя наработка на отказ должна быть не менее 10000 ч. Время восстановления работоспособности неисправных частей аппаратуры ТСО должно быть не более 60 минут без учета времени доставки ремонтной бригады на объект.

12.9. Гарантийный срок службы ТСО должен быть не менее одного года. Срок службы не менее пяти лет. Гарантийный срок службы инженерных средств охраны должен быть не менее 3-х лет, для запорных устройств и привода ворот - не менее 2-х лет.

12.10. Все коммутационные шкафы и боксы ТСО должны иметь прочные запорные элементы и оснащаться магнитоконтактными датчиками вскрытия (тамперами), подключенными к СОС.

12.11. Наружные установки ТСО должны быть защищены от прямых ударов молнии и ее вторичных проявлений и заноса высокого потенциала по кабельным коммуникациям в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280.

12.12. Для исключения возможности демонтажа оборудования ТСО нарушителями в узлах крепления последнего должны использоваться элементы, требующие применения специального инструмента при проведении демонтажа.

Приложение

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВНОЙ КАТЕГОРИИ ПОРТОВОГО СРЕДСТВА

1. При категорировании ПС как потенциально опасного объекта (ПОО) учитывается шесть видов частных потерь, которые могут возникнуть при совершении на ПС противоправного действия: политические, людские, прямые финансовые, долгосрочные экономические, экологические и информационные.

2. По каждому частному виду потерь определяется один из шести прогнозируемых масштабов потерь: межгосударственный, федеральный, региональный, территориальный (областной), местный или локальный (объектовый).

3. Заполняется матрица потенциальных потерь (таблица 1). При заполнении табл. 1 эксперты должны руководствоваться критериями определения степени тяжести (масштабов) возможных потерь применительно к данному ПС, приведенными в табл. 2 - 7. При заполнении табл. 1 в соответствующих позициях таблицы проставляются "1".

Таблица 1

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ МАСШТАБ ПОТЕРЬ

Таблица 2

КРИТЕРИИ ТЯЖЕСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ (ПП)

Таблица 3

КРИТЕРИИ ТЯЖЕСТИ ЛЮДСКИХ ПОТЕРЬ

Таблица 4

КРИТЕРИИ ТЯЖЕСТИ ФИНАНСОВЫХ ПОТЕРЬ

Таблица 5

КРИТЕРИИ ТЯЖЕСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ (ЭП)

Таблица 6

КРИТЕРИИ ТЯЖЕСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ (ЭКП)

Таблица 7

КРИТЕРИИ ТЯЖЕСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТЕРЬ (ИП)

4. По результатам заполнения табл. 1 подсчитывается общая сумма баллов для данного портового средства - S и в зависимости от типа ПС - наливное, пассажирское, навалочное - по значениям S, приведенным в табл. 8, определяется его категория.

Таблица 8

КАТЕГОРИИ ПС ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ

Категория ПС определяет количественные требования к основному показателю эффективности КСБ - вероятности пресечения несанкционированных действий нарушителей и, соответственно, степень его оснащенности инженерно-техническими средствами охраны.

Другие документы по теме
(ред. от 06.12.2014) <Об утверждении распределения в 2013 - 2014 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства> (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2014)
"О внесении изменений в распоряжение ГТК России от 03.07.1998 N 01-14/742"
(ред. от 09.12.2013) <О распределении в 2013 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Минздрава России, на финансовое обеспечение осуществляемых в этих учреждениях мероприятий, направленных на развитие неонатальной хирургии>
(ред. от 13.12.2017) <О концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года>
Ошибка на сайте