Разъяснения ФАС России от 14.06.2017 N 9 О порядке Публикации международными морскими контейнерными перевозчиками стоимости перевозки (утв. протоколом Президиума ФАС России от 14.06.2017 N 12)

ПРЕЗИДИУМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 14 июня 2017 г. N 9
О ПОРЯДКЕ
ПУБЛИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ МОРСКИМИ КОНТЕЙНЕРНЫМИ
ПЕРЕВОЗЧИКАМИ СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ
Утверждено
протоколом Президиума ФАС России
от 14.06.2017 N 12
1. Преамбула и Цели разъяснения
Учитывая положения антимонопольного законодательства Российской Федерации и в целях снижения рисков его нарушения путем совершения согласованных действий представляется целесообразным дать разъяснения участникам отношений по морской контейнерной перевозке грузов о соблюдении минимальных требований к поведению морских контейнерных перевозчиков на рынке морской контейнерной перевозки грузов, если портом погрузки и (или) портом выгрузки грузов являются порты Российской Федерации.
2. Термины и определения, используемые
в настоящих разъяснениях
Для целей настоящих Разъяснений приведенные ниже термины имеют следующее значение:
"Цена" означает денежную сумму или суммы, по которым заключаются договоры морскими контейнерными перевозчиками за оказание услуг морских линейных контейнерных перевозок грузов, если портом погрузки и (или) портом выгрузки грузов являются порты Российской Федерации.
"Публикация" означает распространение морскими контейнерными перевозчиками информации, в том числе размещение информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в форме новостных рассылок и информационных бюллетеней для клиентов, в средствах массовой информации или другими способами предоставления информации в открытый доступ.
Не является Публикацией любая непубличная форма сообщения морскими контейнерными перевозчиками информации о своих Ценах и их возможном изменении, в частности, передача этой информации посредством направления сообщения электронной почты, телефонных переговоров, личных встреч, путем указания этой информации в личном кабинете Приобретателя на сайте перевозчика или иным образом, предполагающим невозможность ознакомления неограниченного круга лиц с содержанием Сообщения.
"Приобретатель" означает потребителя услуг морских линейных контейнерных перевозок.
3. Рассматриваемые антимонопольные риски
3.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят, в том числе, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.
3.2. На рынке международных морских линейных контейнерных перевозок грузов публичным заявлением может являться Публикация морским контейнерным перевозчиком информации о планируемом изменении Цены или ее отдельных элементов посредством размещения соответствующих сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в форме новостных рассылок и информационных бюллетеней для Потребителей.
Такая форма доведения до потребителей информации о планируемом или возможном изменении Цен обеспечивает осведомленность морских контейнерных перевозчиков о ценовых намерениях друг друга, и, таким образом, создает предпосылки для совершения нарушения антимонопольного законодательства в виде запрещенных согласованных действий.
3.3. Публикация сведений о планируемом или возможном изменении Цен на соответствующем направлении перевозок может являться элементом запрещенных согласованных действий при наличии совокупности следующих обстоятельств:
- Публикация касается ценовой политики в будущий период времени;
- после Публикации несколько конкурирующих морских контейнерных перевозчиков в сопоставимом размере изменили Цену в одинаковые или близкие даты;
- отсутствуют объективные причины для изменения Цены, в том числе обстоятельства, в равной мере влияющие на всех морских контейнерных перевозчиков на одном и том же направлении перевозок;
- отсутствует надлежащее экономическое обоснование планируемого или возможного изменения Цены либо есть иные признаки того, что ценовые решения морского контейнерного перевозчика(ов) обусловлены действиями конкурентов и не являются следствием обстоятельств, в равной степени влияющих на всех морских контейнерных перевозчиков.
4. Рекомендуемые правила
4.1. Морским контейнерным перевозчикам при принятии любых решений в отношении изменения Цены или ее отдельных элементов необходимо руководствоваться рыночными факторами, разумной оценкой потенциальной загрузки мощностей судов, величиной необходимых затрат на осуществление перевозок, иными экономическими показателями собственной коммерческой деятельности, а также обстоятельствами, в равной мере влияющими на всех перевозчиков.
4.2. При осуществлении Публикаций о планируемом или возможном изменении Цены или элементов Цены (в частности, Публикаций General Rate Increase), морским контейнерным перевозчикам следует иметь в виду, что такие Публикации могут представлять собой элемент состава запрещенных согласованных действий в том случае, если в результате таких Публикаций Цены различных перевозчиков на одних и тех же направлениях перевозок или величина их увеличения в один и тот же период времени будут сопоставимы.
4.3. Настоящие Разъяснения носят исключительно рекомендательный характер и не препятствуют применению норм соответствующего национального законодательства и/или международных договоров.

Еще документы:

(утв. I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, протокол N 1) (ред. от 20.04.2017)
(одобрен на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Рособрнадзора, протокол N 5 от 12.07.2017)
(Приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 19.05.2017 N 35(5))