Типовая программа проверки порядка применения цен, тарифов и сборов и соблюдения законодательства субъектами естественных монополий на транспорте (утв. ФСЕМТ РФ 17.02.1998)

Утверждаю
Первый заместитель
Руководителя ФСЕМТ России
С.В.ЛОПАРЕВ
17 февраля 1998 года
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ПРОВЕРКИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕН, ТАРИФОВ
И СБОРОВ И СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТАМИ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ТРАНСПОРТЕ
Цель проверки - установить правильность применения цен, тарифов и сборов, а также скидок и надбавок, взимаемых субъектами естественных монополий при оказании услуг и предоставлении права пользования их инфраструктурой, и соблюдения законодательства о естественных монополиях на транспорте (Федеральный закон "О естественных монополиях" N 147-ФЗ от 17 августа 1995 г.).
В ходе проверки следует концентрировать внимание на уровне цен, тарифов и сборов на услуги, реализуемые субъектом естественных монополий, потребителям, подлежащим обязательному обслуживанию, на норме установления минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме заявленной потребности с учетом необходимости защиты прав и законных интересов потребителей, на вопросах, связанных с обеспечением безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Основными руководящими документами являются: Федеральный закон "О естественных монополиях", Гражданский кодекс Российской Федерации, "Положение о ФСЕМТ России", "Положение о Государственном контроле за правильностью применения регулируемых цен (тарифов) и соблюдением законодательства о естественных монополиях на транспорте в системе ФСЕМТ России", "Положение об отделе Государственного контроля Экономического управления ФСЕМТ России", должностная инструкция сотрудника отдела Государственного контроля Экономического управления ФСЕМТ России, Устав железных дорог Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, прейскуранты и нормативные документы, принятые ведомствами и органами исполнительной власти в пределах предоставленных им прав.
Результаты проверки должны содержать полные и юридически обоснованные ответы на следующие вопросы:
1. Законность применения регулируемых цен, тарифов и сборов, а также обоснование доплат к ценам, тарифам и сборам сверх предусмотренных действующим порядком.
2. Оценка уровня ставок, утвержденных ведомствами и органами исполнительной власти, по видам оказываемых услуг.
3. Оценка методов регулирования цен, тарифов и сборов и рентабельности их применения.
4. Анализ дотаций (в том числе из местного бюджета) и их влияние на уровень действующих цен, тарифов и сборов.
5. Степень отражения в ценах, тарифах и сборах стоимости применяемых энергоресурсов, в том числе доставки и хранения топлива.
6. Оценка влияния на себестоимость платежей за землю, наличия хозяйственных и торговых объектов на территории субъекта естественной монополии, увеличения (уменьшения) количества перевозок и других факторов.
7. Оценка результатов хозяйственной деятельности по каждому виду услуг.
8. Соответствие статистической отчетности итогам деятельности субъекта естественной монополии.
9. Законность любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров (услуг), в отношении которых применяется регулирование.
10. Правомерность инвестиций субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров (услуг), в отношении которых не применяется регулирование и которые составляют более 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии (по последнему утвержденному балансу).
11. Правомерность продажи, сдачи в аренду или иной сделки, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров (услуг), в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии (по последнему утвержденному балансу).
По пунктам 9, 10, 11 субъект естественной монополии обязан представить от органа регулирования естественной монополии согласие на совершение таких действий.
12. Соблюдение положения, когда лицо или группа лиц, которые в результате приобретения на рынке акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретают более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом соответствующий орган регулирования естественных монополий. Это же касается всех случаев изменения принадлежащего им количества голосов, а также в случае приобретения акций (доли) в уставном капитале другого хозяйствующего объекта, предоставляющего ему более 10% общего количества голосов, приходящегося на все акции (доли).
13. Правомерность действий субъектов естественных монополий в случаях, когда они не вправе отказываться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров (услуг), в отношении которых применяется регулирование, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары (услуги). При невозможности произвести (реализовать) товары (услуги) в полном объеме заявленной потребности определяется уровень ее удовлетворения, подлежащий обеспечению.
При выявлении фактов завышения цен, тарифов и сборов или необоснованного применения скидок (надбавок) необходимо произвести расчет необоснованно полученных от потребителей услуг сумм за весь период проверки с целью применения Правлением ФСЕМТ России экономических санкций, а там, где это предусмотрено законодательством, - и штрафных санкций.
По окончании проверки составляется акт, предусмотренный пунктом 6 "Положения о Государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов и соблюдением законодательства о естественных монополиях в системе Федеральной службы Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте".
В акте проверки отражается общая оценка качества оказываемых услуг, уровня цен, тарифов и сборов на услуги, предоставляемые субъектами естественной монополии, состояния инфраструктуры и др. Мнение проверяющего необходимо для разработки дальнейшей стратегии изменения и совершенствования системы цен, тарифов и сборов.
Необходимо помнить, что должностное (контролирующее) лицо органа регулирования естественной монополии за нарушение Федерального закона "О естественных монополиях" N 147-ФЗ от 17 августа 1995 г., в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несет административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.
При проверке необходимо ознакомиться с документами субъекта естественной монополии, перечисленными в приложении.
Начальник Экономического
Управления ФСЕМТ России
И.АХПОЛОВ
Начальник отдела
государственного контроля
ФСЕМТ России
В.КИСТЕРЕВ
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕРКЕ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
1. Уставы (Положения) предприятия;
2. Годовые отчеты о финансово - экономической деятельности предприятия;
3. Планы капитальных вложений и их освоение;
4. Баланс;
5. Паспорт предприятия;
6. Договора с потребителями;
7. Применяемые прейскуранты;
8. Приказы, распоряжения по применяемым надбавкам и скидкам;
9. Реестр акционеров предприятия и протоколы по продаже акций;
10. Формы статистической отчетности ЦСУ и ведомственные;
11. Другие документы нормативно - методического и справочного характера.

Еще документы: