Рейтинг@Mail.ru

"Правила осуществления контроля соблюдения аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятел

Утверждаю

Заместитель руководителя

Федерального казначейства

А.Г.МИХАЙЛИК

7 февраля 2019 г.

ПРАВИЛА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ АУДИТОРСКИМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРОВОДЯЩИМИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ

(ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 3

СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 307-ФЗ

"ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЮ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в целях повышения эффективности организации и осуществления Федеральным казначейством контроля соблюдения аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - аудиторские организации), требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОДФТ и ФРОМУ).

2. Настоящие Правила разработаны с учетом требований:

- Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);

- Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности");

- международных стандартов противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

- Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. N 203н;

- иных федеральных законов и нормативных правовых актов.

3. Контроль соблюдения аудиторскими организациями требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ осуществляется в процессе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (далее - ВККР АО), предусмотренного Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

4. По результатам национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ) аудиторские организации относятся к группе низкого уровня риска ОД/ФТ.

5. В соответствии с секторальной оценкой рисков легализации ОД/ФТ аудиторские организации ранжируются по следующим уровням риска:

- субъекты значительного уровня риска (аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в отношении которых Федеральное казначейство осуществляет государственную функцию по ВККР АО);

- субъекты умеренного уровня риска - иные аудиторские организации.

2. Организация и осуществление проверок

5. В целях осуществления контроля соблюдения аудиторскими организациями законодательства Российской Федерации о ПОДФТ и ФРОМУ Федеральное казначейство:

1) устанавливает применение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контроля соблюдения аудиторскими организациями требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

2) определяет порядок реализации риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контроля соблюдения аудиторскими организациями требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, в частности критерии распределения аудиторских организаций по уровням риска ОД/ФТ, периодичность проведения проверок соблюдения требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, перечень проверяемых вопросов в соответствии с возможными рисками ОД/ФТ, др.;

3) при планировании ВККР АО осуществляет:

а) ранжирование аудиторских организаций по видам оказываемых услуг.

Результаты ранжирования аудиторских организаций периодически пересматриваются, но не реже одного раза в 3 года.

Кроме того, пересмотр уровня риска ОД/ФТ осуществляется в следующих случаях:

- изменения национальной и секторальной оценки рисков легализации ОД/ФТ;

- существенного изменения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

- существенного изменения экономических условий в Российской Федерации;

- существенного изменения в деятельности аудиторских организаций

б) подготовку перечня вопросов соблюдения требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ. Содержание и количество вопросов зависит от уровня риска ОД/ФТ;

4) при осуществлении ВККР АО:

а) конкретизирует предмет контроля соблюдения законодательства о ПОД/ФТ и ФРОМУ, а именно: осуществляла ли конкретная аудиторская организация от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ;

б) проводит проверку деятельности аудиторских организаций по перечню вопросов соблюдения требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, соответствующему уровню риска ОД/ФТ, к которому относится проверяемая аудиторская организация.

В случае если аудиторская организация готовила или осуществляла от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, предметом проверки является соблюдение требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в части:

- идентификации клиентов;

- организации внутреннего контроля (наличие правил внутреннего контроля и назначенного специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля);

- фиксирования и хранения информации;

- наличия личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга;

- уведомления Росфинмониторинга о сделках или о финансовых операциях, в отношении которых есть подозрения, что они могли быть осуществлены в целях ОД/ФТ;

- соблюдения сроков и порядка направления информации в Росфинмониторинг;

- неразглашение факта передачи информации в Росфинмониторинг.

В случае если аудиторская организация оказывала аудиторские услуги предметом проверки является соблюдение требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в части:

- наличия личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга;

- уведомления Росфинмониторинга о сделках или о финансовых операциях, в отношении которых есть подозрения, что они могли быть осуществлены в целях ОД/ФТ;

- соблюдения сроков и порядка направления информации в Росфинмониторинг;

- неразглашение факта передачи информации в Росфинмониторинг;

5) анализирует деятельность аудиторских организаций на предмет наличия оснований для пересмотра их уровня риска ОД/ФТ.

3. Критерии отнесения объектов контроля к уровням риска

6. Оценка рисков ОД/ФТ предполагает изучение и анализ всех имеющихся сведений об аудиторской организации и ее деятельности, включая информацию о бенефициарных владельцах аудиторской организации, лицах контролирующих деятельность аудиторской организации, о клиентах и оказываемых услугах.

7. При определении уровня риска ОД/ФТ аудиторских организаций учитываются:

1) результаты национальной и секторальной оценки риска ОД/ФТ;

2) возможные нарушения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, в том числе информация о которых получена от Росфинмониторинга;

3) допущенные нарушения законодательства об аудиторской деятельности;

4) результаты осуществления контрольно-надзорной деятельности;

5) возможные нарушения законодательства, информация о которых получена от других органов власти, организаций и граждан.

8. Исходя из результатов национальной и секторальной оценки рисков ОД/ФТ для аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в отношении которых Федеральное казначейство осуществляет государственную функцию по ВККР АО, определяются следующие потенциальные "клиентские" угрозы ОД/ФТ:

а) наличие среди клиентов большого количества общественно значимых организаций, имеющих повышенные риски ОД/ФТ (осуществляют трансграничные операции, операции с денежными средствами или иным имуществом, др.);

б) наличие среди клиентов большого количества организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, др.);

в) совершение аудиторскими организациями от имени или по поручению своих клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом (сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций).

При этом в случае пересмотра результатов ранжирования уровня рисков риски, характерные для указанных аудиторских организаций, должны пересматриваться.

9. К группе критериев, связанных с возможными нарушениями законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, относятся:

1) нарушения требований по надлежащей проверке клиента, идентификации;

2) отсутствие специального должностного лица или его несоответствие предъявляемым квалификационным требованиям;

3) отсутствие правил внутреннего контроля или их несоответствие законодательству;

4) непрохождение или несвоевременное прохождение обучения лицами, ответственными за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОДФТ;

5) неиспользование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

6) признаки вовлеченности субъекта в схемы ОД/ФТ <1>;

--------------------------------

<1> Информация, полученная в результате информационного обмена с Росфинмониторингом.

7) неиспользование личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга или его отсутствие;

8) нарушение порядка и сроков уведомления Росфинмониторинга, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82 "О порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг";

9) разглашение факта передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации;

10) необеспечение хранения документов, содержащих сведения, указанные в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

10. К группе критериев, связанных с допущенными нарушениями законодательства об аудиторской деятельности, относится неисполнение, несвоевременное или неполное исполнение предписаний об устранении нарушений законодательства об аудиторской деятельности.

11. К группе критериев, связанных с результатами осуществления контрольно-надзорной деятельности, относятся:

1) совершение нарушений законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в течение предшествующих трех лет;

2) неисполнение, несвоевременное или неполное исполнение предписаний об устранении нарушений законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

3) воспрепятствование осуществлению проверки соблюдения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

4) предоставление недостоверных сведений в ходе проверок.

12. К группе критериев, связанных с возможными нарушениями законодательства, информация о которых получена от других органов власти, организаций и граждан, относятся:

1) поступление сведений о возбуждении уголовного дела в отношении бенефициарных владельцев и лиц, контролирующих деятельность аудиторской организации;

2) поступление сведений о признании аудиторского заключения заведомо ложным;

3) поступление сведений о возбуждении административного дела в отношении аудиторских организаций;

4) поступление сведений от органов государственной власти, граждан и организаций о признаках и фактах нарушения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ.

4. Использование критериев для установления итогового

уровня риска

13. Все аудиторские организации подлежат оценке по всем группам критериев, предусмотренным настоящими Правилами. Выборочная оценка недопустима.

5. Применяемые меры реагирования

14. В отношении субъектов со значительным уровнем риска ОД/ФТ применяются следующие меры реагирования:

1) проведение профилактических мероприятий;

2) наблюдение (мониторинг);

3) проведение плановых и внеплановых выездных проверок.

15. В случае понижения по результатам национальной и секторальной оценки рисков легализации ОД/ФТ уровня риска в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", применяются следующие меры реагирования:

1) проведение профилактических мероприятий;

2) наблюдение (мониторинг);

3) проведение плановых и внеплановых выездных и документарных проверок.

Другие документы по теме
(утв. приказом Минспорта России от 19.12.2016 N 1300) (ред. от 12.02.2019)
(утв. приказом Минспорттуризма России от 27.07.2011 N 818) (ред. от 04.02.2019)
(утв. приказом Минспорта России от 18.02.2019 N 122)
(утв. приказом Минспорта России от 29.12.2017 N 1138) (ред. от 18.02.2019)
Ошибка на сайте