"Р 78.36.057-2016. Порядок организации участия сотрудников полиции в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотренных нормативными правовыми актами, разработанными в рамках реализации Постановления Правительства Рос

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ОХРАНА"

Утверждено

Первым заместителем начальника

ГУВО Росгвардии

генерал-майором полиции

А.В.ГРИЩЕНКО

7 декабря 2016 года

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В МЕРОПРИЯТИЯХ

ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ),

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ,

РАЗРАБОТАННЫМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 ДЕКАБРЯ

2013 ГОДА N 1244 "ОБ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ

ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Р 78.36.057-2016

Методические рекомендации разработаны сотрудниками ФКУ "НИЦ "Охрана" В.В. Полонниковым, А.А. Михайловым, Т.Н. Воробьевой, Е.Н. Жердевым, В.В. Гаркавенко, под руководством к.т.н. А.Г. Зайцева с учетом замечаний и предложений сотрудников ГУВО Росгвардии И.С. Фанагея, А.А. Абрамова, А.В. Швецова.

Методические рекомендации предназначены для руководящего состава и инженерно-технических специалистов подразделений вневедомственной охраны, участвующих в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов (территорий).

ВВЕДЕНЫ

С 1 января 2017 г.

1 Введение

Вопросы обеспечения безопасности общества относятся к важнейшим, приоритетным направлениям деятельности органов государственной власти и управления. В последние годы государством предприняты значительные меры, направленные на формирование действенного нормативного поля, регулирующего вопросы противодействия террористическим угрозам.

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях регламентации участия уполномоченных должностных лиц подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемых объектов <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "объект".

Методические рекомендации разработаны на основе требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия терроризму.

Данные методические рекомендации не распространяются на объекты транспорта и транспортной инфраструктуры и объекты топливно-энергетического комплекса, безопасность и антитеррористическая защищенность которых регламентирована Федеральными законами от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" соответственно, а также иными нормативными правовыми актами, изданными в целях их реализации.

2 Термины, определения

В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные термины и определения:

инженерно-техническая укрепленность объекта - совокупность прочностных характеристик и свойств конструктивных элементов зданий, помещений и ограждения охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.

критические элементы объекта - потенциально опасные элементы (участки) объекта, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта, его повреждению или к аварии на объекте.

уязвимые места - критические элементы объекта, в отношении которых в силу их недостаточной защищенности или устойчивости могут быть спланированы и успешно реализованы несанкционированные действия, а также элементы системы физической защиты, преодолевая которые, нарушитель может успешно реализовать свои цели.

экспертная оценка <2> состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемого объекта - процесс установления соответствия объекта предъявляемым требованиям к его антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности;

--------------------------------

<2> Далее - "экспертная оценка".

3 Порядок участия сотрудника Росгвардии в проведении

экспертной оценки состояния антитеррористической

защищенности и безопасности охраняемого объекта

Экспертная оценка состояния антитеррористической защищенности охраняемого объекта проводится сотрудником Росгвардии в рамках участия в деятельности комиссий по его обследованию и (или) категорированию.

Для участия в проведении экспертной оценки антитеррористической защищенности и безопасности охраняемого объекта решением руководителя территориального органа Росгвардии назначаются сотрудники подразделений вневедомственной охраны <3> из числа наиболее подготовленных, обладающих необходимыми навыками в установленной сфере деятельности и имеющие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

--------------------------------

<3> Далее - "сотрудник Росгвардии".

Участие в экспертной оценке антитеррористической защищенности и безопасности охраняемого объекта закрепляется в должностном регламенте (должностной инструкции) сотрудника Росгвардии.

С учетом того, что все нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), содержат требования к их инженерно-технической укрепленности, в состав комиссий по обследованию объектов целесообразно включать, представителя технической службы подразделения вневедомственной охраны Росгвардии.

При проведении экспертной оценки сотрудник Росгвардии в пределах своей компетенции имеет право:

знакомиться с организационно-распорядительной и технической документацией по организации защиты, имеющейся на объекте, а также при необходимости запрашивать другие информационные материалы, необходимые для обеспечения объективности при проведении экспертной оценки конкретного объекта;

принимать участие в проверке:

проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта;

инженерно-технического оборудования объекта и обеспечения контроля за наличием и работоспособностью инженерно-технических средств охраны объекта, а также технического обслуживания инженерно-технических средств охраны объекта;

обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте.

Проведение экспертной оценки осуществляется путем непосредственного обследования объекта, в ходе которого определяется:

расположение объекта на местности;

занимаемая площадь;

конфигурация периметра:

общая протяженность и протяженность линейных участков (участков прямой видимости);

количество уязвимых мест и вероятные способы проникновения через них (открывание, взлом или пролом, другие способы);

количество критических элементов объекта, совершение террористического акта в отношении которых может привести к прекращению функционирования всего объекта и возникновению чрезвычайной ситуации;

режим работы объекта, наличие ограничения доступа в отдельные здания или помещения;

наличие смежных строений;

наличие кабельных и иных сетей, электропитания;

наличие физической охраны объекта, количество постов, время охраны;

наличие технических средств охраны (систем охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, видеонаблюдения, охранного освещения, оповещения).

Сотрудник Росгвардии, включенный в состав комиссии проводит проверку:

инженерно-технической укрепленности объекта на ее соответствие предъявляемым требованиям к антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности объекта, а также техническому заданию на проектирование по оснащению объекта инженерными средствами защиты и техническими средствами охраны утвержденному руководителем (собственником) объекта;

инфраструктуры физической охраны, обеспечивающей внутриобъектовый и пропускной режимы;

работоспособности технических средств охраны;

организации эксплуатационно-технического обслуживания технических средств охраны (наличия договора с обслуживающей организацией).

При изучении состояния инженерно-технической укрепленности объекта, следует учитывать, что требования к оборудованию объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны, утвержденные соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, носят в основном общий характер.

В связи с чем, при обследовании каждого конкретного объекта, помимо постановлений Правительства Российской Федерации, следует руководствоваться ведомственными нормативными правовыми актами соответствующего Федерального органа исполнительной власти <4> (при их наличии), которые конкретизируют требования к инженерно-технической составляющей защиты объекта данной ведомственной принадлежности.

--------------------------------

<4> - Далее - "ФОИВ".

В случае, когда обследуемый объект охраняется подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, к его инженерно-технической укрепленности могут дополнительно применяться рекомендации, изложенные в руководящих документах, утвержденных ГУВО Росгвардии.

4 Оформление результатов обследования объекта (территории)

По окончании обследования комиссионно подготавливается акт обследования объекта (территории).

В случае, когда нормативным актом ФОИВ установлена форма акта обследования подведомственных данному ФОИВ объектов (территорий), необходимо руководствоваться формой акта, установленной нормативным актом ФОИВ.

В остальных случаях рекомендуется использовать типовую форму акта обследования объекта, приведенную в приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.

В выводах и предложениях представителя Росгвардии для занесения в акт обследования по его итогам в обязательном порядке должны найти отражение следующие вопросы:

оценка эффективности системы безопасности объекта (территории), ее соответствие установленным требованиям;

соответствие эксплуатируемых на объекте (территории) технических средств охраны и инженерно-технической укрепленности установленным требованиям, их совместимость и работоспособность;

предложения по совершенствованию системы безопасности объекта (территории), повышению уровня его инженерно-технической защиты;

предложения по формированию модели взаимодействия подразделения, обеспечивающего безопасность объекта (территории) с другими органами (структурами) безопасности (Росгвардии, ФСБ, МЧС);

предложения по присвоению соответствующей категории объекту (территории) (при необходимости).

Результаты работы межведомственной комиссии оформляются актом, который составляется в достаточном количестве экземпляров (определяется в каждом конкретном случае, исходя из требований, установленных в отношении объектов (территорий) данной отраслевой направленности) и подписывается всеми членами комиссии.

Акт обследования является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) и является основой для его формирования.

Форма паспорта безопасности объекта (территории), порядок и сроки его подготовки, уполномоченные на его подготовку и утверждение лица, а также количество экземпляров, в которых составляется паспорт безопасности объекта (территории), определяются в каждом конкретном случае исходя из положений соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, утвердившего требования и форму паспорта безопасности объектов (территорий) данной отраслевой направленности.

При этом, необходимо иметь ввиду, что во всех случаях паспорт безопасности объекта (территории) в обязательном порядке подлежит согласованию с руководителями территориальных органов безопасности и территориальных органов Росгвардии по месту нахождения объекта (территории).

При необходимости паспорту безопасности присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При расхождении мнения сотрудника Росгвардии с остальными членами комиссии по результатам проведенной экспертной оценки, сотрудник Росгвардии готовит "особое мнение" с подробной и мотивированной позицией, которое им подписывается и прилагается к акту обследования и (или) категорирования объекта с обязательным отражением в данном акте.

5 Информирование руководства о результатах участия

в экспертной оценке объекта (территории)

В целях информирования руководства территориального органа Росгвардии о результатах участия в экспертной оценке объекта (территории) и выявленных несоответствий (недостатков) в антитеррористической защищенности данного объекта (территории) предъявляемым требованиям, представителем Росгвардии, участвующим в обследовании объекта (территории), подготавливается соответствующий рапорт.

Рапорт должен содержать следующие сведения:

краткую информацию об обследуемом объекте (территории), его наименовании, месте расположения, ведомственной принадлежности;

основание и даты проведения обследования;

постановление Правительства Российской Федерации, утвердившего требования к антитеррористической защищенности и форму паспорта безопасности объектов (территорий), подведомственных ФОИВ, к которым относится обследованный объект;

состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) по итогам его обследования, ее соответствие предъявляемым требованиям;

основные недостатки, выявленные в ходе обследования объекта (территории);

присвоенная объекту (территории) категория;

сроки, отведенные комиссией на устранение выявленных недостатков в антитеррористической защищенности объекта (территории) (указываются только для объектов, подлежащих обязательной охране полицией);

информацию о порядке и сроках подготовки паспорта безопасности объекта (территории), установленных соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации и его согласования руководством территориального органа Росгвардии.

Согласование паспорта безопасности объекта (территории) руководителем территориального подразделения Росгвардии осуществляется с учетом информации, содержащейся в рапорте сотрудника, принимавшего участие в обследовании объекта (территории), и в прилагаемом к паспорту безопасности объекта (территории) соответствующем акте, при условии:

соответствия антитеррористической защищенности объекта (территории) предъявляемым требованиям;

включения в раздел паспорта безопасности объекта (территории), содержащий выводы и рекомендации, перечня мер по приведению антитеррористической защищенности объекта (территории) согласно предъявляемым требованиям.

В случае необходимости доработки паспорта безопасности объекта (территории), с учетом сроков, отведенных на его согласование, организуется соответствующее взаимодействие ответственного сотрудника территориального органа с руководителем (собственником) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории).

6 Участие сотрудников Росгвардии в мероприятиях по контролю

соблюдения требований к антитеррористической защищенности

объектов (территорий)

Участия сотрудников Росгвардии, в осуществлении контроля за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" <5>.

--------------------------------

<5> Далее - "Требования".

Предметом контроля является проверка соблюдения руководителем (собственником) органа (организации), являющегося правообладателем объекта, установленных Требований в зависимости от присвоенной объекту категории опасности, и принимаемых мер по их реализации.

6.1 Права и обязанности сотрудника Росгвардии при осуществлении контроля

Сотрудник Росгвардии, назначенный для проведения контроля за соблюдением Требований имеет право:

беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и выписки из приказа (распоряжения) руководителя территориального органа Росгвардии о начале проведения проверки, проходить на территории, входить в здания, строения, сооружения и помещения объектов, в отношении которых проводится проверка, а также проводить их обследование;

осуществлять проверку выполнения Требований правообладателями (собственниками) объектов;

запрашивать у руководителя (собственника) органа (организации), являющегося правообладателем объекта, или уполномоченного им должностного лица <6> документы, связанные с целями, задачами и предметом проверки;

--------------------------------

<6> Далее - "представитель объекта".

выдавать руководителю (собственнику) органа (организации), являющегося правообладателем объекта, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в антитеррористической защищенности объекта <7>;

--------------------------------

<7> Форма предписания приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку.

составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сотрудник Росгвардии при проведении проверки обязан:

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы правообладателя объекта, в отношении которого проводится проверка;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, соблюдая сроки проведения проверки;

в первый день проверки пройти инструктаж по соблюдению техники безопасности при нахождении на территории объекта;

предоставлять представителю объекта, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

не препятствовать представителю объекта присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

знакомить представителя объекта с результатами проверки; осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок при его наличии на объекте;

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений Требований правообладателем объекта.

6.2 Порядок осуществления контроля

Контроль осуществляется в ходе плановых и внеплановых проверок в форме документарного контроля и выездного обследования.

Плановые проверки антитеррористической защищенности объектов проводятся в соответствии с утвержденным руководителем территориального органа Росгвардии планом-графиком, в который включаются объекты прошедшие категорирование и имеющие утвержденный паспорт безопасности.

Документарный контроль заключается в установлении полноты и достоверности представленной представителем объекта информации о состоянии антитеррористической защищенности объекта, содержащейся в паспорте безопасности объекта и акте обследования (категорирования), а также об устранении ранее выявленных недостатков с приложением подтверждающих материалов (акты ввода в эксплуатацию технических средств охраны, акты установки инженерных средств защиты, договоры на обслуживание инженерно-технических средств охраны).

В ходе выездного обследования сотрудник Росгвардии осуществляет проверку:

актуальности паспорта безопасности объекта и приложений к нему;

состояния инженерно-технической укрепленности;

состояние инфраструктуры физической охраны;

работоспособности технических средств охраны;

полноты устранения недостатков, ранее выявленных в антитеррористической защищенности объекта;

организации эксплуатационно-технического обслуживания инженерно-технических средств охраны (наличия договора с обслуживающей организацией).

По результатам проведения плановой или внеплановой проверки составляется акт согласно прилагаемой формы.

Результаты проведения проверки докладываются руководителю территориального органа Росгвардии, для принятия решения о необходимости осуществления контрольной проверки устранения выявленных недостатков.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям "Порядок

организации участия сотрудников полиции

в мероприятиях по антитеррористической

защищенности объектов (территорий),

предусмотренных нормативными правовыми

актами, разработанными в рамках реализации

постановления Правительства Российской

Федерации от 25 декабря 2013 года N 1244

"Об антитеррористической защищенности

объектов (территорий)"

ТИПОВАЯ ФОРМА

(Примечание. В случае, когда нормативным актом ФОИВ установлена форма акта обследования подведомственных данному ФОИВ объектов (территорий), необходимо руководствоваться формой акта, установленной нормативным актом ФОИВ).

N п/п

Наименование объекта

Характеристика объекта по видам значимости и опасности

Сторона расположения объекта

Расстояние до объекта (метров)

N п/п

Вид транспорта и транспортных коммуникаций

Наименование объекта транспортной коммуникации

Расстояние до транспортных коммуникаций (метров)

1

Автомобильный (магистрали, шоссе, дороги, автовокзалы, автостанции)

2

Железнодорожный (железнодорожные пути, вокзалы, станции, платформы, переезды)

3

Воздушный (аэропорты, аэровокзалы, военные аэродромы, вертолетные площадки, взлетно-посадочные полосы)

4

Водный (морские и речные порты, причалы)

N п/п

Наименование запретной или режимной зоны

Площадь (кв. м.)

Протяженность границ зоны (м.)

N п/п

Наименование потенциально опасного участка или критического элемента

Количество работающих (чел.)

Характер возможной чрезвычайной ситуации

N п/п

Террористическая угроза

Прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта (человек)

Прогнозируемый размер материального ущерба (тыс. руб.)

персонал объекта (территории)

персонал охраны

посетители

Вид наряда

Количество

единиц

человек

Караул

Внешний пост

Внутренний пост

Суточный пост

12-часовой пост

8-часовой пост

Всего

N п/п

Наименование критического элемента или потенциально опасного участка

Выполнение установленных требований

Выполнение задачи по физической защите

Выполнение задачи по предотвращению террористического акта

Вывод о достаточности мероприятий по защите

Компенсационные мероприятия

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям "Порядок

организации участия сотрудников полиции

в мероприятиях по антитеррористической

защищенности объектов (территорий),

предусмотренных нормативными правовыми

актами, разработанными в рамках реализации

постановления Правительства Российской

Федерации от 25 декабря 2013 года N 1244

"Об антитеррористической защищенности

объектов (территорий)"

N п/п

Перечень выявленных нарушений и требований

Сроки устранения

Отметки устранении

1

2

3

4

7 Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии".

2. Федеральный закон от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

3. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по урегулированию оборотов гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)".

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий)" (см. с учетом изменений внесенных постановлением Правительства N 1040 от 14 октября 2016 г).

7. Указ Президента Российской Федерации N 510 от 30 сентября 2016 года "О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации".

Еще документы:

(утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 03.08.2017, протокол N 92, раздел I)
(утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П) (ред. от 04.07.2017) (вместе с "Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного суда Российской Федерации", "Положением о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с редакциями средств массовой информации", "Положением о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в Верховный Суд Российской Федерации, на официальном сайте Верховного суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", "Положением о порядке рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалоб на действия (бездействие) судей Верховного суда Российской Федерации или работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей")