Положение об Управлении государственного надзора в сфере труда (утв. Рострудом)

Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по труду и занятости
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ТРУДА
1. Общие положения
1.1. Управление государственного надзора в сфере труда (далее - Управление) является структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости (далее - Служба), созданным для обеспечения реализации Службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства об охране труда, государственных услуг в сфере труда, а также организационного и методического обеспечения деятельности территориальных органов Службы (далее - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации).
1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, международными договорами Российской Федерации, локальными нормативными актами Службы, а также настоящим Положением.
1.3. Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации во взаимодействии с другими структурными подразделениями Службы, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности, правоохранительными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей и другими организациями.
2. Задачи Управления
2.1. Основными задачами Управления являются:
2.1.1. обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2.1.2. обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда;
2.1.3. анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
2.1.4. обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2.1.5. доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
3. Функции Управления
3.1. Управление в соответствии с возложенными на него задачами:
3.1.1. осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по специальной оценке условий труда посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3.1.2. осуществляет организационное, нормативное, методическое и информационное обеспечение надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда и контроль за соблюдением ими требований действующего законодательства при осуществлении надзора и контроля в установленной сфере деятельности;
3.1.3. обеспечивает формирование предложений по совершенствованию и повышению эффективности федерального государственного надзора в сфере труда;
3.1.4. обобщает и анализирует практику применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и готовит предложения по их совершенствованию;
3.1.5. проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике.
3.1.6. принимает участие в расследовании несчастных случаев с работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
3.1.7. осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
3.1.8. осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
3.1.9. формирует Единый реестр трудовых договоров, заключенных с моряками, при посредничестве организаций по найму и трудоустройству моряков;
3.1.10. осуществляет государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
3.1.11. осуществляет формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (за исключением информационного обеспечения формирования и ведения указанного реестра);
3.1.12. организует работу по рассмотрению решений о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
3.1.13. организует рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействия) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
3.1.14. ведет прием граждан, рассматривает в установленном порядке заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав, подготавливает проекты ответов на обращения, поступившие из федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, в пределах компетенции Управления,
3.1.15. в соответствии с компетенцией осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;
3.1.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
3.1.17. осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
3.1.18. принимает меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также получение информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
3.1.19. рассматривает заявления юридических лиц или индивидуальных предпринимателей об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска;
3.1.20. в установленном порядке осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления;
3.1.21. участвует в подготовке проектов ежегодных докладов о федеральном государственном надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также проектов тематических докладов и справок, аналитических и статистических материалов и иной информации по входящим в компетенцию Управления вопросам;
3.1.22. готовит предложения по разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
3.1.23. обеспечивает организацию и проведение совещаний и семинаров, организуемых Службой по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
3.1.24. организует и проводит в централизованном порядке обучение, повышение квалификации и стажировку должностных лиц государственных инспекций труда, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
3.1.25. осуществляет защиту государственной, служебной и иной, охраняемой законом тайны, по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
3.1.26. участвует в пределах компетенции Управления в выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в разработке и проведении мероприятий, связанных с переводом Управления на работу в условиях военного времени и в военное время.
3.2. При выполнении функций в установленной сфере деятельности Управление имеет право:
3.2.1. вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции деятельности Службы, готовить предложения по совершенствованию, изменению или отмене (признании утратившими силу) индивидуальных правовых актов, приказов и других документов Службы по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим структурным подразделениям Службы;
3.2.2. запрашивать в установленном порядке и получать от других структурных подразделений и государственных инспекций труда, государственных органов, учреждений и организаций, независимо от форм их собственности, граждан и общественных объединений, документы, статистические и оперативные данные, отчетные и справочные материалы и другие документы, необходимые для выполнения возложенных на Управление функций;
3.2.3. вести переписку с государственными инспекциями труда по вопросам, относящимся к компетенции Управления, направлять им поручения оперативного характера в целях обеспечения выполнения решений, поручений и указаний руководства Службы, решения вопросов их текущей деятельности, в том числе об изменении, дополнении либо отмене незаконных и (или) необоснованных решений, принятых должностными лицами государственных инспекций труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности в установленной сфере;
3.2.4. организовывать в установленном порядке проведение необходимых испытаний, анализов, оценок и экспертиз по вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в рамках осуществления полномочий Управления;
3.2.5. в целях реализации функций и полномочий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должностные лица Управления наделяются установленными законодательством правами в соответствии с приказами руководителя Службы - главного государственного инспектора труда Российской Федерации.
4. Организация деятельности Управления
4.1. Управление возглавляет начальник, являющийся главным государственным инспектором труда, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Службы - главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
Сотрудники Управления назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Службы.
4.2. Структура Управления и штатная численность сотрудников определяется руководителем Службы - главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.
4.3. Деятельность Управления координируется заместителем руководителя Службы, выполняющим функции по организации деятельности Службы по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (куратором Управления).
4.4. Начальник и сотрудники Управления должны иметь соответствующее образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для государственных гражданских служащих.
4.5. Начальник Управления вправе:
4.5.1. проводить в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации контрольно-надзорные мероприятия в установленной сфере деятельности, принимать меры по устранению выявленных нарушений и их предупреждению, привлекать виновных к ответственности в установленном порядке;
4.5.2. вносить в установленном порядке предложения о назначении, переводе и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, совершивших дисциплинарный проступок, а также о поощрении сотрудников за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей;
4.5.3. представлять по согласованию с руководством Службы интересы Службы в государственных, научных, учебных, общественных и других организациях;
4.5.4. организовывать в установленном порядке совещания и семинары с участием государственных инспекций труда по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
4.5.5. давать сотрудникам Управления обязательные для исполнения письменные и устные распоряжения и поручения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требовать от них отчета об исполнении указанных распоряжений и поручений;
4.5.6. отменять (изменять) предписания, заключения, иные решения руководителя государственной инспекции труда в субъектах Российской Федерации (его заместителя) Управления и государственных инспекций труда, незаконно и (или) необоснованно принятые ими при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
4.5.7. проводить производственные совещания с сотрудниками Управления;
4.5.8. подписывать служебную документацию в пределах своей компетенции;
4.5.9. устанавливать круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, начальников отделов, организовывать их взаимодействие, осуществлять контроль за их деятельностью.
4.5.10. давать указания по проведению в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления;
4.6. Начальник Управления несет персональную ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, за обеспечение соблюдения работниками Управления служебного распорядка Службы, а также ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
4.6.1 Заместители начальника Управления организуют работы по выполнению функций в соответствии с их должностными регламентами.
4.6.2. В случае временного отсутствия начальника Управления один из его заместителей исполняет обязанности начальника Управления по решению руководителя Службы.

Еще документы:

(утв. Минспортом России 14.03.2018, Общероссийской общественной организацией "Федерация бобслея России") (ред. от 08.10.2018)
(утв. Минспортом России 14.03.2018, Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией "Федерация бодибилдинга России")