Письмо Росфиннадзора от 27.04.2009 N 43-0.1-07-25/1813 О вопросах, касающихся использования бюджетных средств на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА
ПИСЬМО
от 27 апреля 2009 г. N 43-0.1-07-25/1813
При изучении в ходе проведения ревизий (проверок) вопросов, касающихся использования бюджетных средств на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд, территориальным управлениям Росфиннадзора следует исходить из того, что применение бюджетными учреждениями - государственными заказчиками правовых мер, указанных ниже, отвечает задаче обеспечения государственных интересов и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) предусмотрен ряд правовых механизмов, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств и защиту интересов государственных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных контрактов.
Среди таких механизмов можно выделить, прежде всего, установление заказчиком требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе (за исключением аукциона в электронной форме), а также требования об обеспечении исполнения государственного контракта (часть 4 статьи 20, часть 4 статьи 22, часть 5 статьи 32, часть 4 статьи 34 Закона).
Участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе (пункт 3 части 1 статьи 12 Закона). В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе), не возвращаются (часть 12 статьи 25, часть 5 статьи 27, часть 2 статьи 29, часть 12 статьи 35, часть 6 статьи 36, часть 11 статьи 37, часть 2 статьи 38 Закона).
Установление требования об обеспечении исполнения государственного контракта служит средством минимизации рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.
В случае установления требования об обеспечении исполнения контракта такой контракт заключается только после предоставления участником конкурса (аукциона), с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, залога денежных средств, в том числе в виде вклада (депозита) в размере обеспечения исполнения контракта; выбор способа обеспечения исполнения контракта из перечисленных способов осуществляется участником конкурса (аукциона) самостоятельно (часть 4 статьи 29, часть 4 статьи 38 Закона).
Закон предусматривает и иные меры, направленные на защиту интересов государственных заказчиков и повышение эффективности использования бюджетных средств при исполнении государственных контрактов.
Так, Закон обязывает включать в государственный контракт условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным контрактом (часть 10 статьи 9 Закона), например, об уплате неустойки (штрафа, пени).
Для исключения возможности участия в торгах поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ранее признанных недобросовестными при заключении и исполнении государственных контрактов, заказчик вправе установить требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков (подпункт 2 части 2 статьи 11 Закона), в который включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных контрактов (часть 2 статьи 19 Закона).
В качестве дополнительной меры, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств в ходе исполнения государственных контрактов, следует также рассматривать отсутствие в государственном контракте условия об авансовых платежах. С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), установление порядка расчетов, предусматривающего выплату заказчиком аванса, представляется не соответствующим принципу эффективности расходования бюджетных средств.
Надлежащему исполнению государственных и муниципальных контрактов и, как следствие, эффективному использованию бюджетных средств способствует установление этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по государственным контрактам и поэтапной приемки товаров, результатов работ или услуг, что позволяет заказчикам отслеживать исполнение контрактов поставщиками (подрядчиками, исполнителями), контролировать их действия на всех этапах, эффективно применять меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контрактов.
По общему правилу использование указанных механизмов относится к числу прав заказчика и оставлено на его усмотрение. Вместе с тем в целях предотвращения возможных негативных последствий либо уменьшения вреда, причиняемого недобросовестными действиями поставщика (подрядчика, исполнителя), реализация заказчиком данных прав представляется необходимой во всех случаях и должна рассматриваться как показатель эффективности использования бюджетных средств.
В ходе проведения контрольных мероприятий следует исходить из того, что неприменение вышеназванных мер является недостатком качества работы по размещению заказов для государственных нужд. При этом в тех случаях, когда действиями (бездействием) недобросовестного поставщика (исполнителя, подрядчика) интересам заказчика причинен вред, неприменение упомянутых мер должно рассматриваться как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и как признак неэффективного использования бюджетных средств.
С.Ю.ПАВЛЕНКО

Еще документы:

<О порядке учета в 2010 году операций с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение>
"Об исчислении налога на имущество физических лиц в 1994 году"
<О проведении расчетов по платежам населения>
"Об изменении вида разрешенного использования земельного участка"