Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минобрнауки России от 01.12.2016 N ВК-2751/07

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 декабря 2016 г. N ВК-2751/07

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования является реализация права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью посредством создания специальных условий.

Начиная с 2011 года субъектам Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 (далее - Программа), выделяются средства на создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования, в том числе на оснащение специальным оборудованием для организации образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы. Вместе с тем мониторинг эффективности использования средств Программы показал, что в некоторых образовательных организациях данное оборудование не используется либо используется частично.

В данной ситуации для повышения эффективности доступности объектов и услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью целесообразно создание в субъектах Российской Федерации ресурсных центров, которые будут вести базу данных об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, нуждающихся в специальном оборудовании при организации образовательного процесса, и передавать образовательным организациям необходимое в конкретном случае оборудование.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации такая форма взаимодействия ресурсного центра и образовательной организации возможна на основании договора о передаче оборудования во временное и (или) безвозмездное пользование.

Направляем для использования в работе методические рекомендации по созданию в рамках программы "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы специальных образовательных условий для детей с ограниченным возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, разработанные в рамках государственного контракта от 14 апреля 2016 г. N 07.Р01.11.0009 по проекту "Организационно-методическое сопровождение реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы в 2016 году, в том числе по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов".

Указанные методические рекомендации разработаны на основе анализа региональных практик, прошедших успешную апробацию в субъектах Российской Федерации.

Заместитель Министра

В.Ш.КАГАНОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РУКОВОДИТЕЛЯМ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПО СОЗДАНИЮ В РАМКАХ

ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 - 2020 ГОДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕРЕЗ ЦЕНТРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ,

МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Разработаны в рамках государственного контракта от 14 апреля 2016 г. N 07.Р01.11.0009 по проекту "Организационно-методическое сопровождение реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы в 2016 г., в том числе по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов"

Сокращения и обозначения

АООП

адаптированная основная образовательная программа

АООП НОО

адаптированная основная образовательная программа начального общего образования

АОП

адаптированная образовательная программа

в т.ч.

в том числе

ДОО

дошкольные образовательные организации

др.

другое

Имущество

основные средства и материальные запасы

ИПРА

индивидуальная программа реабилитации и абилитации

ИУП

индивидуальный учебный план

ОВЗ

ограниченные возможности здоровья

п.

пункт

ПМПК

психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк

психолого-медико-педагогический консилиум

ППМС помощь

психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь

ППМС-сопровождение

психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение

Программа

государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297

ст.

статья

т.д.

так далее

Федеральный закон N 273-ФЗ

Федеральной закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Центр ППМС-помощи

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

ч.

часть

Введение

В основу разработанных рекомендаций легли результаты анализа региональных практик по созданию в рамках Программы, специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи.

В первом разделе методических рекомендаций раскрыты нормативные правовые основы для обеспечения конституционного права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью, обращается внимание на содержание определения специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ.

Во втором разделе представлены методические рекомендации по созданию в рамках Программы специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи, описаны и представлены лучшие региональные практики создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи.

1. Нормативные правовые основы обеспечения конституционного

права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью

В настоящее время создана достаточная нормативная правовая база для обеспечения конституционного права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью вне зависимости от места их проживания и степени выраженности нарушенного развития и здоровья:

1. Федеральный закон N 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и положениями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 г., каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон N 273-ФЗ, комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в т.ч. образования инвалидов и лиц с ОВЗ, а также устанавливающий особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ (ст. 79, п. 3 Федерального закона N 273-ФЗ) понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ и представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

В соответствии с ч. 1 п. 12 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится: организация предоставления ППМС помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

В соответствии с действующим Федеральным законом N 273-ФЗ, дети с ОВЗ могут обучаться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 79, п. 4), но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия.

Федеральным законом N 273-ФЗ зафиксирована ответственность федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за реализацию этого права посредством создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ст. 5, п. 4), в т.ч. - посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ (ст. 5, п. 5).

Специальные образовательные условия представлены в российском образовательном законодательстве как право на гарантированный каждому ребенку с проблемным развитием набор условий, обеспечивающих освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, адаптированным общеобразовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" и от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Кроме этого, в соответствии с п. 1 и п. 5 ст. 31 Федерального закона N 273-ФЗ Центры ППМС-помощи вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам.

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" рекомендовано Центрам ППМС-помощи реализовывать, в т.ч. дополнительные образовательные программы, основные общеобразовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения. Соответственно, при реализации указанных программ также должны быть созданы специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.

2. Методические рекомендации по созданию в рамках Программы

специальных образовательных условий для детей с ОВЗ

и инвалидностью в образовательных организациях

через Центры ППМС-помощи

Региональный опыт создания в рамках Программы специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи показывает, что такие центры, имеющие в своем составе высококвалифицированных специалистов по коррекционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, стали инициаторами и движущей силой развития инклюзивного образования.

Это предъявляет специфические требования и к работе Центров ППМС-помощи, ставя перед их сотрудниками сложные задачи по изменению организационных условий, технологий работы, содержанию заключений и рекомендаций и к образовательным организациям, в которых обучаются и воспитываются дети с ОВЗ и инвалидностью, обязанным эти условия соблюдать, следуя рекомендациям ПМПК.

В связи с этим, для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, становится актуальной задача поиска и внедрения наиболее эффективного варианта реализации своих полномочий по созданию в образовательных организациях специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью через систему взаимодействующих организаций.

Взаимодействие между структурными компонентами системы должно регулироваться нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи.

Цель взаимодействия структурных компонентов - перестройка образовательной деятельности в направлении создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях в соответствии с требованиями нормативных документов.

Взаимодействие Центров ППМС-помощи и образовательных организаций должно быть направлено на достижение указанной цели путем решения следующих задач:

создание специальных условий, в т.ч. кадровых для образования детей с ОВЗ и инвалидностью;

обеспечение коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации;

оказание помощи образовательным организациям в выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении препятствий к обучению.

Как показывают результаты анализа региональных практик по созданию в рамках Программы специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи на сегодняшний момент в Российской Федерации можно выделить три основные модели: децентрализованную, централизованную и модель сетевого взаимодействия.

Децентрализованная модель

Модель подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи посредством использования возможностей совокупности нескольких независимых систем (Центров ППМС-помощи регионального и муниципального уровня, муниципальных общеобразовательных организаций, образовательных организаций, подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, муниципальных организаций дошкольного образования, муниципальных организаций дополнительного образования), каждая из которых обладает своими ресурсами.

Взаимодействие между Центрами ППМС-помощи и образовательными организациями организуется и осуществляется на региональном и муниципальном уровнях с учетом наличия Центров ППМС-помощи и ведомственной подчиненности образовательных организаций и регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) об организации предоставления ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации (муниципалитета).

Центры ППМС-помощи оказывают консультационно-методическую помощь в создании предметной коррекционно-развивающей и социализирующей среды общеобразовательным и дошкольным образовательным организациям, организациям дополнительного образования в форме:

консультационной и методической поддержки педагогов, специалистов и руководителей образовательных организаций по различным вопросам (создание безбарьерной образовательной среды, составления предметного перечня для организации коррекционно-развивающей и социализирующей среды с учетом контингента детей с ОВЗ и детей-инвалидов и т.д.);

проведения комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику;

сопровождения деятельности образовательных организаций по вопросам разработки и реализации ИПРА детей-инвалидов, разработки и реализации АООП НОО для детей с ОВЗ в части коррекционно-развивающей компоненты.

С целью создания единого организационного, научно-методического и информационно-аналитического обеспечения Центрам ППМС-помощи необходимо осуществлять анализ и ретрансляцию полученного практического опыта, отражающего подходы, методики и технологии осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в рамках региональных семинаров, семинаров-совещаний.

Рекомендуется обеспечить доступ к учебным планам и АООП НОО для детей с ОВЗ (программам начального общего образования для слабовидящих и слепых, для глухих, слабослышащих и поздно оглохших обучающихся, обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи, с расстройством аутистического спектра, с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся, имеющих задержку психического развития) через Интернет-ресурсы.

Помощь специалистов Центров ППМС-помощи в осуществлении индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процессе обучения рекомендуется осуществлять в формате участия в работе ПМПк образовательных организаций по осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. При этом специалисты Центров ППМС-помощи принимают участие в разработке и реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения, а специалисты ПМПк утверждают конкретные направления и этапы психолого-педагогического сопровождения, методику и технологию работы с ребенком или группой детей, что позволяет в дальнейшем составить каждому специалисту свой раздел в индивидуальной программе сопровождения на ближайшее время (месяц, четверть, полугодие). Обязательным является координация и организация согласования вопросов последующего взаимодействия специалистов Центров ППМС-помощи и образовательных организаций. При необходимости определяется последовательность включения специалистов в работу с ребенком на различных этапах реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения. Определение дальнейших направлений сопровождения и оценку эффективности реализации индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям целесообразно осуществлять на заседаниях ПМПк в конце учебного года.

Важным направлением в деятельности Центров ППМС-помощи является работа по развитию взаимодействия с образовательными организациями, что позволяет оказывать помощь детям и подросткам непосредственно там, где они обучаются, налаживать взаимодействие с педагогами, обеспечивая комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Работа специалистов с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами может быть организована и осуществлена как на базе образовательных организаций, включенных в инклюзивную практику, так и на базе Центров ППМС-помощи.

В случае отсутствия в образовательной организации ПМПк индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в полном объеме осуществляется специалистами Центров ППМС-помощи.

Наиболее сложной категорией детей, требующей особого подхода, являются дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Для расширения возможностей развития детей указанной категории существует практика функционирования семейных клубов для родителей (законных представителей) на базе Центров ППМС-помощи в целях оказания им комплексной психолого-педагогической помощи по вопросам оптимизации воспитания и социализации детей, обеспечения эффективного взаимодействия родителей (законных представителей) и специалистов системы образования.

Работу семейных клубов целесообразно организовать в рамках взаимодействия специалистов Центров ППМС-помощи, специалистов образовательных организаций, имеющих опыт оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов по вопросам, касающимся особенностей развития детей данной категории, обучения навыкам взаимодействия и общения родителей (законных представителей) со своим ребенком.

Ввиду того, что инклюзивное образование предъявляет особые требования к профессиональной подготовке педагогов, является целесообразным проведение специалистами Центров ППМС-помощи консультаций, обучающих мероприятий с педагогами образовательных организаций, направленных на совершенствование их профессионального мастерства, принятие идеологии инклюзивного и интегрированного образования, понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, разработка рекомендаций, информационных материалов, а также проведение групп психологической поддержки педагогов, нацеленных на профилактику эмоционального выгорания.

Центры ППМС-помощи используют различные организационные формы обеспечения поддержки педагогов в инклюзивной практике: методические объединения педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов образовательных организаций, школа молодого специалиста, проблемные круглые столы, научно-практические конференции. Значительная часть методических мероприятий в рамках работы методических объединений должна быть направлена на знакомство специалистов с новыми технологиями организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, представление опыта специалистов инклюзивной практики.

Для родителей (законных представителей) специалистами Центров ППМС-помощи может проводиться консультационная поддержка и обучающие мероприятия.

В процессе реализации децентрализованной модели Центры ППМС-помощи могут взаимодействовать с образовательными организациями, реализующими АООП, а также с другими Центрами ППМС-помощи.

Органам, осуществляющим управление в сфере образования, которые обеспечивают непосредственное сопровождение деятельности образовательных организаций, включенных в инклюзивное образовательное пространство субъекта Российской Федерации (муниципалитета), необходимо обеспечить координацию инклюзивного образования на региональном (муниципальном) уровне образования.

Их задачами являются:

организация взаимодействия между Центрами ППМС-помощи и образовательными организациями, общественными организациями, заинтересованными в эффективном продвижении инклюзивного образования;

организация подготовки и повышения профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью;

организация и проведение мониторинга результатов развития инклюзивных процессов и оценки их эффективности.

Качественными результатами совместной деятельности образовательных организаций и Центров ППМС-помощи можно считать отработку единого подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и инвалидностью, введение в штат Центров ППМС-помощи узких специалистов (сурдопедагогов, тифлопедагогов и учителей-логопедов, учителей-дефектологов), расширение перечня образовательных организаций, реализующих мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Централизованная модель

Модель подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях посредством реализации всех процессов управления единым центральным органом управления - Центром ППМС-помощи регионального уровня при взаимодействии с муниципальными образовательными организациями, образовательными организациями, подведомственными органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, организациями дополнительного профессионального образования.

Взаимодействие между Центром ППМС-помощи и образовательными организациями организуется и осуществляется на региональном уровне с учетом ведомственной подчиненности образовательных организаций и регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации предоставления ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации.

Взаимодействие Центра ППМС-помощи регионального уровня с образовательными организациями и Центрами ППМС-помощи муниципального уровня строится на основе аутсорсинга. Координация механизма реализации модели осуществляется специалистами Центра ППМС-помощи, которые осуществляют сбор информации о состоянии всех объектов управления, ее обработку и формируют команды управления.

Основное направление деятельности Центра ППМС-помощи при реализации данной модели - комплексное сопровождение детей с ОВЗ, инвалидностью, проблемами в психофизическом развитии раннего, дошкольного и школьного возраста специалистами педагогического и медицинского профилей.

В Центр ППМС-помощи дети могут направляться по заключению ПМПк образовательных организаций, медицинских учреждений, а также при самостоятельном обращении родителей (законных представителей). Сопровождение начинается с комплексной первичной диагностики, по результатам которой определяется форма сопровождения ребенка как в Центре ППМС-помощи, так и в образовательной организации.

На каждого ребенка составляется комплексная личностно-ориентированная программа (на период от двух месяцев до года и более), срок реализации которой зависит от психофизических особенностей ребенка, динамики развития, поставленных целей.

В зависимости от типа образовательных организаций возможно применение различных алгоритмов взаимодействия Центра ППМС-помощи с образовательными организациями.

При взаимодействии Центра ППМС-помощи с ДОО:

ребенок, посещающий ДОО, направляется в Центр ППМС-помощи для прохождения первичной диагностики и получения рекомендаций специалистов по его дальнейшему обучению и воспитанию в условиях ДОО;

ребенок, посещающий ДОО, направляется в Центр ППМС-помощи для прохождения диагностико-коррекционных курсов, дальнейшее обучение и воспитание ребенка в условиях образовательной организации строится с учетом рекомендаций специалистов Центра ППМС-помощи, сформированных по итогам реализации личностно-ориентированной программы;

специалисты Центра ППМС-помощи по запросу педагогов ДОО оказывают методическую помощь в разработке ИУП и АОП, по выбору наиболее результативных форм сопровождения ребенка в условиях ДОО, подбору технологий работы;

специалисты Центра ППМС-помощи по запросу педагогов ДОО оказывают методическую помощь в овладении конкретными технологиями работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью через прохождение стажировок;

специалисты Центра ППМС-помощи по запросу педагогов ДОО проводят на базе Центра ППМС-помощи методические объединения по вопросам выявления, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью;

специалисты Центра ППМС-помощи проводят семинары, стажировочные мероприятия, публичные лекции и др. для педагогов ДОО по наиболее часто возникающим вопросам, касающимся выявления, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью;

сопровождение специалистов ДОО, реализующих программы, разработанные специалистами Центра ППМС-помощи и направленные на обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью.

Взаимодействие с общеобразовательными организациями может быть построено посредством реализации плана мероприятий, адресованных различным целевым группам.

Для сотрудников Центра ППМС-помощи план мероприятий может включать:

вопросы координации и взаимодействия специалистов Центров ППМС-помощи и образовательных организаций;

вопросы участия в работе ПМПк образовательных организаций по осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

вопросы участия в разработке и реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения;

проведение анализа и распространение полученного практического опыта предоставления ППМС помощи детям с ОВЗ и инвалидностью;

проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.

Для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций план мероприятий может включать:

проведение стажировок в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению ППМС помощи, реализуемых организациями дополнительного профессионального образования Субъекта Российской Федерации;

консультационно-методическую поддержку членов ПМПк образовательной организации по разработке образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (ИУП, АООП);

консультационно-методическую поддержку педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ и инвалидностью;

консультационно-методическую поддержку педагогов по вопросам формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью;

формирование банка данных о специалистах, желающих пройти обучение на курсах повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, а также о специалистах, прошедших курсы повышения квалификации;

формирование банка данных об обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и результатах освоения ими АООП.

Для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью план мероприятий может включать:

проведение анкетирования родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по психологической готовности к инклюзивному обучению;

консультационную поддержку родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по вопросам включения их детей в систему общего образования и формирования адекватного представления о возможностях ребенка;

консультационную поддержку родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ и инвалидностью.

Для обучающихся образовательных организаций, не имеющих ограничений жизнедеятельности, план мероприятий может включать:

проведение анкетирования с целью изучения мнений учащихся по поводу совместного обучения с детьми с ОВЗ и инвалидностью;

консультационную поддержку по вопросам формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью.

Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью план мероприятий может включать:

диагностику уровня развития ребенка с ОВЗ и инвалидностью, определение образовательного маршрута ребенка и специальных условий обучения в рамках деятельности центральной ПМПК;

консультационную поддержку;

проведение коррекционно-развивающих занятий.

Нормативно-правовое регулирование деятельности Центра ППМС-помощи осуществляется посредством заключения договоров о совместной деятельности с конкретными образовательными организациями или с муниципальными органами управления образованием. Кроме того необходимо внесение изменений и дополнений в устав и локальные акты, регулирующие деятельность отделов Центра ППМС-помощи в части дополнения указанными видами деятельности.

С целью распространения опыта Центра ППМС-помощи по работе в обозначенных направлениях необходимо обеспечить участие специалистов в региональных мероприятиях по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, информационное сопровождение их деятельности (публикация статей, размещение на официальных сайтах Центра ППМС-помощи, образовательных организаций информации по наиболее актуальным вопросам, касающимся выявления, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью).

Модель сетевого взаимодействия

Модель сетевого взаимодействия представляет собой совместную деятельность Центра ППМС-помощи и образовательных организаций, которая обеспечивает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных организаций.

Совместная деятельность Центра ППМС-помощи и образовательных организаций регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации предоставления ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации с использованием сетевой формы взаимодействия.

Реализация модели сетевого взаимодействия возможна либо на основе паритетной кооперации участников взаимодействия, либо при реализации Центром ППМС-помощи функций ресурсного центра.

В случае паритетной кооперации участников взаимодействия обеспечивается использование какой-либо образовательной организацией или Центром ППМС-помощи с целью создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью ресурсов любой из организаций, входящих в сетевое взаимодействие.

При реализации Центром ППМС-помощи функций ресурсного центра обеспечивается интеграция образовательных организаций вокруг Центра ППМС-помощи, как обладающего наибольшим материальным и кадровым потенциалом.

В этом случае каждая из образовательных организаций обеспечивает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в объеме, который она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Создание остальной части специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается Центром ППМС-помощи.

Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций и Центра ППМС-помощи создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования ресурсов иных образовательных организаций.

В основе деятельности Центра ППМС-помощи лежит оказание услуг посредством сетевой формы реализации образовательных программ, оказание консультационной, методической и ресурсной помощи общеобразовательным и дошкольным образовательным организациям.

Центр ППМС-помощи в данном случае выступает в качестве ресурсного центра, образовательный, кадровый и материально-технический потенциал которого достаточен для удовлетворения потребностей образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие.

Реализация Центром ППМС-помощи модели обеспечения ресурсов в помощь образовательным организациям должна охватывать все этапы организации инклюзивного образовательного процесса - проектирования, освоения, функционирования, анализа эффективности и обобщения инклюзивного опыта.

Нормативно-правовое регулирование деятельности Центра ППМС-помощи и образовательных организаций осуществляется посредством заключения договоров о сетевом взаимодействии с образовательными организациями.

Основными функциями Центров ППМС-помощи при реализации модели сетевого взаимодействия в качестве ресурсного центра являются:

разработка нормативно-правовой основы предоставления ППМС помощи;

организация и проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в образовательных организациях в сетевом взаимодействии с научными организациями и образовательными организациями высшего образования;

мониторинг возможностей образовательных организаций по самостоятельному обеспечению специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью;

оценка потребностей в ресурсном обеспечении образовательных организаций по обеспечению специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в необходимом объеме;

консолидация интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов для обеспечения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью;

консультационно-методическая, социально-правовая и информационная поддержка специалистов образовательных организаций и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по вопросам предоставления ППМС помощи и обеспечения специальных образовательных условий;

предоставление родителям (законным представителям) возможности пользования фондом специального оборудования для детей с ОВЗ и инвалидностью;

повышение компетентности родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью в части использования коррекционных методик в домашних условиях;

участие в реализации программ повышения квалификации специалистов образовательных организаций;

поддержка профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций;

формирование общедоступного банка электронных ресурсов учебно-методического назначения;

анализ эффективности, обобщение инклюзивного опыта обеспечения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью и его тиражирование.

Мониторинг готовности к обучению детей с ОВЗ и инвалидностью, оценка состояния специальных условий обучения для данной категории детей (материально-технических, образовательных, кадровых) осуществляется ежегодно специалистами Центра ППМС-помощи по разработанным методикам и формам по запросам образовательных организаций.

По результатам проведенного мониторинга определяются проблемные моменты по обеспечению специальных условий для обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях, вырабатываются конкретные методические рекомендации, которые берутся за основу при составлении дорожных карт.

По запросам организаций и педагогических работников специалисты Центров ППМС-помощи осуществляют консультационную, методическую и экспертную поддержку:

в разработке АООП, рабочих программ по предметам и ИУП для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом их особенностей и образовательных потребностей;

в разработке индивидуальных образовательных программ с учетом данных первичной диагностики детей, запросов родителей (законных представителей) и возможностей ребенка;

в разработке локальных актов, мониторинга достижения результатов освоения АООП;

в сопровождении инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в классах и группах со здоровыми сверстниками, в отдельных классах (группах) для детей с ОВЗ и инвалидностью, созданных на базе образовательных организаций.

Специалистами Центров ППМС-помощи возможно проведение выездных консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических работников на основе диагностики обучающихся с ОВЗ с последующей разработкой для них методических рекомендаций.

Помимо этого, специалистами Центров ППМС-помощи проводится специальная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ, посещающими дошкольные образовательные или общеобразовательные организации.

Для детей, которым территориально доступно посещение Центров ППМС-помощи, специалистами (учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями-дефектологами и др.) проводятся коррекционно-развивающие занятия. Группы формируются по согласованию с образовательными организациями.

Занятия могут проводиться как на базе Центров ППМС-помощи, имеющих необходимое материально-техническое оснащение (в индивидуальной форме либо малых группах), так и на базе образовательных организаций в рамках стажировок для слушателей курсов повышения квалификации по использованию специального оборудования, применению специальных обучающих методов и приемов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, по выработке алгоритма проведения занятий.

Для детей дошкольного возраста занятия по расписанию, составленному индивидуально для каждого ребенка, организуются в группе ранней помощи, в лекотеке и в группе предшкольной подготовки.

Для обучения подходам и технологиям инклюзивного образования специалистами Центров ППМС-помощи проводятся семинары для специалистов органов управления, осуществляющих управление в сфере образования, руководящих и педагогических работников образовательных организаций.

Необходимо обеспечить создание и наполнение единого информационного ресурса для поддержки профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, а также трансляции передового опыта обеспечения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью.

Трансляция опыта работы по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью может осуществляться посредством участия специалистов Центров ППМС-помощи в региональных научно-практических семинарах, конференциях, размещения информации в средствах массовой информации.

Оказание услуг образовательным организациям специалистами Центров ППМС-помощи осуществляется за счет ресурсов Центров ППМС-помощи. При этом все услуги оказываются безвозмездно на основе заключенных договоров между образовательными организациями и Центрами ППМС-помощи, размещение информации в сети Интернет, средствах массовой информации.

Информирование родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, об услугах, оказываемых Центрами ППМС-помощи, осуществляется через распространение специальных буклетов, информационных листов, разработанных специалистами Центров ППМС-помощи.

Таким образом, независимо от модели, Центры ППМС-помощи реализуют функции:

оказание ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся;

обеспечение функционирования психолого-медико-педагогической комиссии;

реализация образовательных программ.

При этом на региональном уровне основными функциями Центров ППМС-помощи по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях являются:

разработка нормативно-правовой основы предоставления ППМС помощи; разработка стратегий развития системы ППМС помощи;

проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций;

разработка стратегии, технологии, принципов, критериев, инструментов проведения мониторинга психического здоровья детей, начиная с раннего возраста, и мониторинга по выявлению уровня сфорсированности универсальных учебных действий в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

участие в проектировании развития образования в регионе с учетом результатов проводимых мониторингов организация и проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в организациях образования по запросу организаций и органов исполнительной власти - в сетевом взаимодействии с научными организациями и образовательными организациями высшего образования;

разработка и реализация целевых программ и проектов региона по осуществлению приоритетных направлений образовательной и социальной политики;

проведение курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению ППМС помощи (при наличии соответствующей лицензии);

анализ социального и ведомственного запросов от субъектов образования на услуги сопровождения.

На муниципальном уровне:

обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ и адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

оказание ППМС помощи участникам образовательного процесса - детям и подросткам, родителям (законным представителям), педагогам - образовательных организаций в предупреждении и разрешении проблем обучения, самореализации, социализации детей с ОВЗ и инвалидностью;

оказание методической помощи, включая работу ПМПк, разработку образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью, выявлении и устранении препятствий к обучению;

проведение психолого-педагогических мониторингов психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия, адаптированности к условиям обучения и т.п. обучающихся, воспитанников, в частности - с особыми образовательными потребностями;

участие в проектировании образовательной среды в образовательных организациях с учетом результатов проводимых мониторингов;

реализация дополнительных образовательных программ, основных общеобразовательных программ дошкольного образования, программ профессионального обучения;

осуществление методического, информационного и организационного обеспечения деятельности педагогов и специалистов образовательных организаций по ППМС-сопровождению участников образовательного процесса психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия.

На уровне образовательной организации:

проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в ППМС помощи;

организация работы ПМПк образовательной организации;

участие в разработке АОП и ИУП, оптимизации обучения и воспитания обучающихся, испытывающих учебные трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью;

проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детей с ОВЗ и инвалидностью;

психолого-педагогическое консультирование детей и подростков, их родителей (законных представителей);

содействие детям в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации; в планировании профессиональной карьеры;

проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;

оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам в состоянии дезадаптации, стресса;

оказание индивидуально-ориентированной ППМС помощи одаренным детям, детям из семей в трудной жизненной ситуации, семей в социально опасном положении, приемных и опекунских семей;

осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения;

содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей;

ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

При этом органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, должно быть организовано и осуществлено взаимодействие между центрами ППМС помощи и образовательными организациями в рамках создания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ.

Организация взаимодействия осуществляется с использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов взаимодействующих организаций.

Взаимодействие осуществляется на основании договора между организациями (образец договора в приложении 1) путем совместной реализации образовательных программ, а также путем совместного оказания услуг.

Для организации реализации образовательных программ, в т.ч. и с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Основными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса при применении сетевых форм, являются образовательная программа, общий ИУП, годовой календарный учебный график (индивидуальный годовой календарный учебный график) и расписание занятий.

В случае совместной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ими коллегиально разрабатываются и утверждаются общий учебный план, годовой календарный график и расписание занятий с указанием места освоения (реализующих организаций) предметов, видов учебной деятельности. При использовании для освоения образовательной программы ресурсов иных организаций, перечисленные документы с ними согласовываются.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся был принят на обучение по образовательной программе, несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией.

Другие организации, участвующие в сетевом взаимодействии, несут ответственность за реализацию отдельной части образовательной программы (дисциплина, модуль, учебная и производственная практика и т.д.) и соблюдение сроков, предусмотренных годовым календарным учебным графиком.

Направление обучающихся, принятых на обучение в одну организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в другие организации для освоения части образовательной программы осуществляется с их согласия (согласия родителей (законных представителей)).

Организации, реализующие в рамках совместной деятельности отдельные части образовательной программы, обеспечивают текущий учет и документирование результатов освоения обучающимися соответствующих учебных курсов, дисциплин, видов учебной деятельности.

При необходимости, использование образовательными организациями кадровых ресурсов Центров ППМС-помощи при создании специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ (индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития, условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе с привлечением учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога), учителя-логопеда, педагога-психолога, обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода)) осуществляется на основании договора о взаимодействии или на основании договора гражданско-правового характера, заключаемого между соответствующим специалистом и образовательной организацией (образец договора в приложении 2).

Начиная с 2011 года субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) на условиях софинансирования участвуют в реализации мероприятий, направленных на создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, включая создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным оборудованием, в т.ч. учебным, реабилитационным, компьютерным, и автотранспортом. Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций, начиная с 2011 года, выросла более чем в 4 раза (с 4,6% в 2011 году до 21,4% в 2016 году). С 2016 года создание универсальной безбарьерной среды предусмотрено и в дошкольных образовательных организациях (рост доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций с 14,9% в 2015 году до 16% в 2016 году).

При этом оборудование (специальное оборудование, в т.ч. учебное, реабилитационное, компьютерное), которым были оснащены образовательные организации в процессе реализации программы, при необходимости частично может быть использовано в ходе осуществления взаимодействия между Центрами ППМС-помощи и образовательными организациями для создания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ.

Использование оборудования в рамках взаимодействия возможно в рамках действующего законодательства на основании договора о передаче имущества во временное пользование и/или безвозмездное пользование (образец договора в приложении 3).

При этом в образовательные организации имущество может поступать от организаций, подведомственных одному главному распорядителю бюджетных средств (внутриведомственная передача), а также от организаций, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (межведомственная передача).

В то же время образовательная организация может выступать не только как принимающая сторона, но и как передающая.

При этом, как образовательными организациями, так и Центрами ППМС-помощи, возможна передача оборудования, обеспечивающего создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью, во временное безвозмездное пользование родителям (законным представителям) ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

Договор передачи оборудования является соглашением между двумя сторонами, по которому одна на возмездной или безвозмездной основе передает другой определенное имущество. Соглашение о передаче оборудования может заключаться при передаче каких-либо средств в аренду, в безвозмездное пользование, во временное пользование.

По договору безвозмездного пользования (ссуды) организация может бесплатно использовать имущество, принадлежащее другому лицу (организации, гражданину, публично-правовому образованию) (п. 1 ст. 689 ГК РФ).

Документом, подтверждающим исполнение договора, является подписанный обеими сторонами акт приема-передачи. Он составляется в обязательном присутствии уполномоченных представителей обеих сторон сделки, а при необходимости к его заключению могут быть привлечены и третьи лица. В акте приводится полный список передаваемого оборудования с указанием всех существенных параметров (наименование, производитель, марка, цена, серийные номера), данные о комплектности и выявленных дефектах, необходимой для использования оборудования технической документации и прочие сведения.

Таким образом, организация и осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, взаимодействия между образовательными организациями и Центрами ППМС-помощи с использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов взаимодействующих организаций позволит увеличить долю образовательных организаций субъектов Российской Федерации, в которых созданы специальные образовательные условия для детей с ОВЗ и инвалидностью.

Приложение 1

1. Предмет Соглашения

1.1. Стороны обязуются совместно организовать и осуществлять (предмет взаимодействия).

1.2. Целью взаимодействия является __________ с использованием ресурсов Заказчика и Исполнителя.

2. Обязанности Сторон Соглашения

2.1. Исполнитель:

2.2. Заказчик:

3. Срок действия Соглашения

3.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами обязательств.

4. Изменение, расторжение Соглашения

4.1. Настоящее Соглашение может быть изменено или дополнено по согласию Сторон.

4.2. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение производится путем заключения Сторонами дополнительного соглашения.

4.3. Соглашение может быть расторгнуто досрочно по соглашению Сторон, о чем Стороны извещаются в письменном виде.

4.4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок урегулирования споров

5.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего Соглашения или в связи с ним, будут разрешаться путем переговоров между Сторонами.

5.2. В случае невозможности урегулирования Сторонами разногласий путем переговоров, спор подлежит рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Прочие условия

6.1. Взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим Соглашением, регламентируются действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

7. Реквизиты и подписи сторон

Приложение 2

2.3.2. Оплатить Услуги по цене, указанной в п. 3 настоящего Договора, в течение ___ дней с момента подписания акта приема-сдачи Услуг.

2.4. Заказчик имеет право:

2.4.1. Во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой Исполнителем, не вмешиваясь в его деятельность.

2.4.2. Предъявить Исполнителю требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы в течение ___ дней с момента подписания акта приема-передачи выполненных работ.

3. Цена Договора

3.1. Стоимость предоставляемых Исполнителем Услуг по настоящему Договору составляет _______ (___________) рублей 00 коп.

3.2. Заказчик оплачивает стоимость услуг в соответствии с п. 3.1 настоящего Договора в течение ___ (_______) календарных дней от даты подписания Сторонами соответствующего акта приема-сдачи Услуг.

4. Прочие условий

4.1. Все споры или разногласия, возникающие между Сторонами по настоящему Договору или в связи с ним, разрешаются путем переговоров между ними.

4.2. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в суде согласно порядку, установленному законодательством Российской Федерации.

4.3. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны обеими Сторонами.

4.4. Досрочное расторжение Договора возможно при неисполнении Сторонами обязательств по Договору, либо по соглашению Сторон, либо на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.5. Сторона, решившая расторгнуть настоящий Договор, должна направить письменное уведомление о намерении расторгнуть настоящий Договор другой Стороне не позднее, чем за ___ дня(ей) до предполагаемого дня расторжения настоящего Договора.

4.6. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждого из Сторон.

5. Реквизиты и подписи сторон

Приложение 3

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Ссудодатель передает Ссудополучателю для создания автоматизированной системы учета и контроля __________________ в безвозмездное временное пользование оборудование и приборы, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование Оборудование и приборы, перечисленные в Приложении N 1 к настоящему договору (не приводится), именуемые в дальнейшем "Оборудование", и обязуется вернуть Оборудование в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа.

1.2. Стоимость передаваемого Оборудования составляет ______ (_____________) рублей.

1.3. На момент подписания настоящего договора Оборудование, передаваемое по настоящему договору, принадлежит Ссудодателю на праве собственности, не заложено, на него не наложен арест, и оно не является предметом исков третьих лиц.

1.4. Передаваемое по настоящему договору Оборудование Ссудополучатель будет использовать для ___________________.

2. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ОБОРУДОВАНИЯ

2.1. Оборудование поставляется на склад Ссудополучателя и принимается им на хранение, о чем составляется акт по форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящему договору (не приводится). После завершения поставки Оборудования силами специалистов Ссудодателя Оборудование монтируется и после завершения монтажа передается Ссудополучателю.

2.2. Оборудование передается Ссудодателем Ссудополучателю в течение ___ рабочих дней с даты подписания обеими сторонами акта об окончании его монтажа в информационном центре Ссудополучателя по передаточному акту по форме, приведенной в Приложении N 3 к настоящему договору.

2.3. Передаточный акт подписывается уполномоченными лицами Ссудодателя и Ссудополучателя, что свидетельствует о передаче Оборудования Ссудополучателю в безвозмездное временное пользование.

2.4. Вместе с Оборудованием Ссудодатель передает все относящиеся к нему технические паспорта, инструкции по эксплуатации, сертификаты качества и другую документацию.

3. СРОК БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

3.1. Срок безвозмездного пользования Оборудованием составляет ___ лет с момента принятия Ссудополучателем Оборудования в пользование и подписания акта по форме, приведенной в Приложении N 3 к настоящему договору.

3.2. Срок безвозмездного пользования может быть сокращен только по соглашению сторон.

3.3. Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если Ссудополучатель продолжает пользоваться Оборудованием после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Ссудодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

4. ОБЯЗАННОСТИ ССУДОДАТЕЛЯ

Ссудодатель обязуется:

передать Оборудование Ссудополучателю в безвозмездное пользование в сроки, указанные в пункте 2.1 настоящего договора, в полностью смонтированном состоянии и пригодном к эксплуатации, по передаточному акту;

оказывать Ссудополучателю содействие по обучению его специалистов работе с переданным Оборудованием;

оказывать Ссудополучателю в период действия настоящего договора консультационную, информационную, техническую и иную помощь в целях наиболее эффективного и надлежащего использования переданного Оборудования.

5. ОБЯЗАННОСТИ ССУДОПОЛУЧАТЕЛЯ

Ссудополучатель обязуется:

- использовать полученное Оборудование в соответствии с его целевым назначением, указанным в п. 1.4 настоящего договора;

- бережно относиться к полученному в пользование Оборудованию, поддерживать его в исправном рабочем состоянии, производить своими силами и за свой счет текущий и капитальный ремонт;

- своими силами и за свой счет осуществлять эксплуатацию Оборудования в соответствии с его назначением;

- обеспечить сохранность переданного Оборудования в течение срока действия настоящего договора;

- за свой счет обеспечивать Оборудование запасными частями, необходимыми для нормальной эксплуатации Оборудования;

- по окончании срока действия настоящего договора вернуть Оборудование в том состоянии, в котором оно было получено, с учетом нормального износа и в технически исправном состоянии;

- за свой счет и силами своих специалистов произвести демонтаж Оборудования после окончания срока действия настоящего договора.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. Ссудодатель отвечает за недостатки Оборудования, которые он умышленно или по грубой неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования и не указал в передаточном акте. При обнаружении таких недостатков Ссудополучатель вправе по своему выбору потребовать от Ссудодателя безвозмездного устранения недостатков в Оборудовании или возмещения своих расходов на устранение недостатков либо досрочного расторжения настоящего договора и возмещения понесенного им реального ущерба (пункт 1 статьи 693 Гражданского кодекса Российской Федерации).

6.3. Ссудодатель не отвечает за недостатки в Оборудовании, которые были оговорены при заключении настоящего договора, либо были заранее известны Ссудополучателю, либо должны были быть обнаружены Ссудополучателем во время участия при монтаже Оборудования или при его приемке (пункт 3 статьи 693 Гражданского кодекса Российской Федерации).

6.4. На основании статьи 697 Гражданского кодекса Российской Федерации Ссудодатель отвечает за вред, причиненный третьему лицу в результате использования Оборудования, если не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности Ссудополучателя или лица, который эксплуатировал это Оборудование без согласия Ссудодателя.

6.5. В соответствии со статьей 696 Гражданского кодекса Российской Федерации Ссудополучатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения полученного в безвозмездное пользование Оборудования, если Оборудование было испорчено в связи с тем, что он использовал его не в соответствии с договором безвозмездного пользования или назначением Оборудования либо передал его третьему лицу без согласия Ссудодателя.

7. ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ОБОРУДОВАНИЯ

7.1. По истечении срока безвозмездного пользования Оборудованием Ссудополучатель обязан передать Ссудодателю Оборудование в день окончания срока по передаточному акту. С этой целью Ссудополучатель производит демонтаж Оборудования.

7.2. В момент подписания передаточного акта Ссудополучатель обязан возвратить все ранее полученные от Ссудодателя технические паспорта, инструкции по эксплуатации и другие документы.

7.3. С момента подписания передаточного акта Оборудование считается возвращенным Ссудодателю. Доставка демонтированного Оборудования производится силами и за счет Ссудодателя.

7.4. Оборудование должно быть возвращено Ссудодателю в том состоянии, в котором Ссудополучатель его получил, с учетом нормального износа.

8. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

8.1. Настоящий договор может быть досрочно расторгнут: по обоюдному согласию сторон с письменным уведомлением за ___ месяца.

8.2. По требованию Ссудодателя настоящий договор может быть досрочно расторгнут в случаях, когда Ссудополучатель:

- использует Оборудование не в соответствии с настоящим договором или целевым назначением;

- не выполняет обязанностей по поддержанию Оборудования в надлежащем состоянии;

- существенно ухудшает состояние Оборудования;

- предоставил Оборудование в пользование третьему лицу без согласия Ссудодателя.

8.3. По требованию Ссудополучателя настоящий договор может быть расторгнут досрочно, если:

- обнаружены недостатки, о которых Ссудодатель умолчал и которые существенно затрудняют использование Оборудования по целевому назначению;

- ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое в безвозмездное пользование Оборудование.

9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Права Ссудополучателя по настоящему договору не могут быть предметом залога.

9.2. Претензии, возникающие по настоящему договору, должны быть предъявлены в течение ___ календарных дней после возникновения основания для их предъявления.

9.3. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и ответить по существу претензии (подтвердить согласие на полное или частичное ее удовлетворение или сообщить о полном или частичном отказе в ее удовлетворении) в __-дневный срок.

9.4. Все споры, возникающие в процессе исполнения настоящего договора, будут решаться путем переговоров.

9.5. В случае недостижения согласия спорные вопросы подлежат рассмотрению в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

9.6. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, подлежит применению законодательство Российской Федерации.

9.7. После подписания настоящего договора все предыдущие переговоры и переписка по нему теряют силу.

9.8. Все изменения и дополнения к настоящему договору будут считаться действительными, если они составлены в письменной форме и подписаны уполномоченными лицами обеих сторон.

9.9. Настоящий договор подписан в двух подлинных экземплярах на русском языке (по одному для Ссудодателя и Ссудополучателя), и оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.

9.10. Приложения N 1 - 3 являются неотъемлемой частью настоящего договора.

9.11. Вся переписка между Ссудодателем и Ссудополучателем осуществляется путем направления писем, телеграмм, телексов, а также по электронной почте по адресам, указанным в п. 10 настоящего договора.

Приложения:

1. Приложение N 1. Спецификация Оборудования и приборов на __ л.

2. Приложение N 2. Акт о принятии Оборудования на хранение на __ л.

3. Приложение N 3. Передаточный акт на __ л.

10. ПОДПИСИ, АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

N п/п

Наименование

Инвентарный номер

Количество, шт.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в письмо ФТС России от 15.09.2011 N 14-42/44735"
"О внесении изменений в письмо ФТС России от 24.06.2016 N 14-40/31348"
"О внесении изменений в письмо ФТС России от 01.06.2017 N 14-40/29224"
(ред. от 14.10.2020) "О товарных знаках компании "Карриер Корпорейшн"
Ошибка на сайте