Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> ФАС России от 08.05.2019 N ДФ/38493/19

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 8 мая 2019 г. N ДФ/38493/19

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев обращение по вопросу применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) к отношениям по оплате услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств получателям мер социальной поддержки, а также возмещению органам социальной защиты расходов на доставку предоставленных компенсаций организациями почтовой связи, сообщает следующее.

ФАС России сообщает, что позиция по указанному вопросу направлена территориальным органам ФАС России письмом от 28.12.2018 N АК/108053/18.

В настоящее время порядок и условия осуществления разного рода выплат гражданам, в том числе, социального характера, регулируются специальными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Названные и иные аналогичные нормативные правовые акты, как правило, не содержат ограничений для граждан в части возможности выбора способа получения социальных выплат, а также непосредственно хозяйствующих субъектов, с использованием услуг которых такие выплаты могут быть ими получены (кредитные (финансовые) организации и иные организации). Не содержит указание на возможность таких ограничений и Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

С учетом изложенного, принимая во внимание, что именно граждане являются потребителями рассматриваемых услуг при получении социальных выплат, в том числе пособий по безработице, граждане в соответствии с установленным Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации принципом свободы договора вправе по собственному усмотрению определять конкретные организации для заключения договора об оказании таких услуг.

Согласно статье 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона о контрактной системе, для оказания непосредственно таким органам и фондам, в том числе, услуг по открытию и ведению банковских счетов, а также осуществлению расчетов по этим счетам.

Требования статьи 18 Закона о защите конкуренции не распространяются на граждан. Граждане, как указывалось ранее, вправе самостоятельно выбирать кредитную организацию для открытия счета, на который будут зачисляться соответствующие денежные средства. Таким образом, положения статьи 18 Закона о защите конкуренции не применяются в рассматриваемом случае.

При этом, в соответствии со статьей 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

По мнению ФАС России, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации выбор организации осуществляется непосредственно получателем соответствующих выплат (физическим лицом), то услуги по перечислению (пересылке и доставке) пособий и других выплат не являются государственными нуждами в соответствии с положениями статьи 1 Закона о контрактной системе. Следовательно, в данном случае положения Закона о контрактной системе к указанным правоотношениям не применяются.

Дополнительно, с учетом запретов, установленных Федеральным законом о защите конкуренции, ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и организациям, осуществляющим функции указанных органов, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По мнению ФАС России, осуществление не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации закупок по выбору организации в целях заключения контракта на оказание услуг по обеспечению перечисления социальных выплат, в том числе пособий по безработице с учетом конкретных обстоятельств может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности организации - победителю торгов, и быть признано нарушением антимонопольного законодательства.

Примером пресечения подобных действий является дело Челябинского УФАС России N 22-07/15, по итогам рассмотрения которого Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области было признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (http://solutions.fas.gov.ru/to/chelyabinskoe-ufas-rossii/22-07-15-11e1f35e-64c9-4f3d-9125-7fc5816e385c).

Кроме того, ФАС России обращает внимание, что любые действия органов и организаций, поименованных в статье 15 Закона о защите конкуренции, которые препятствуют гражданам в праве выбора организации, с использованием услуг которой ими могут быть получены социальные выплаты, в том числе выплаты пособий по безработице, в отсутствие в федеральных законах соответствующих положений могут быть также признаны нарушающими пункт 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающий установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Д.В.ФЕСЮК

Другие документы по теме
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятия, поступившей в Российскую Федерацию из Китая>
<О проведении государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства>
<О направлении временных рекомендаций в отношении предоставления государственных услуг по лицензированию образовательной деятельности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции>
<О введении режима усиленного лабораторного контроля на поставки в Российскую Федерацию продукции предприятия из Чили>
Ошибка на сайте