Письмо ФАС России от 19.01.2018 N АК/3175/18 Об отдельных вопросах рассмотрения дел по фактам нарушения имущественных прав FIFA, связанных с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 19 января 2018 г. N АК/3175/18
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ
РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ФАКТАМ НАРУШЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ
FIFA, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕМПИОНАТА МИРА
ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018 ГОДА
В связи с подготовкой и предстоящим проведением на территории Российской Федерации мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и в целях достижения единообразия практики применения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") при квалификации действий, нарушающих имущественные права FIFA, в качестве недобросовестной конкуренции, ФАС России сообщает.
1. Согласно статье 20 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 108-ФЗ) признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:
1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;
2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;
3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;
4) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;
5) подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;
6) использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;
7) использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.
При этом согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
То есть для признания действий лица, в отношении которого подано заявление о нарушении антимонопольного законодательства, необходимо и достаточно, чтобы указанные действия содержали все необходимые признаки недобросовестной конкуренции, а именно:
- совершались хозяйствующим субъектом - конкурентом;
- были направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;
- противоречили положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- причинили или способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.
С учетом того обстоятельства, что непосредственно Международная Федерация футбольных ассоциаций (FIFA) предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации, правообладателем которых она является, не осуществляет и, таким образом, не может рассматриваться как хозяйствующий субъект - участник конкурентных отношений в смысле Закона "О защите конкуренции", ФАС России полагает необходимым при рассмотрении данной категории дел учитывать следующее.
Объективную сторону нарушений, предусмотренных положениями Закона N 108-ФЗ, образуют действия, приводящие к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к FIFA, при этом на восприятие такого покупателя влияет целый ряд факторов: как место, время проведения маркетинговых акций, оформление торгового места, размещение товара при реализации, слоганы и содержание рекламной кампании и т.п.
Использование каким-либо хозяйствующим субъектом обозначения, сходного до степени смешения либо идентичного широко известному товарному знаку, связанному с популярным среди потребителей мероприятием или событием (в том числе крупнейшими спортивными соревнованиями, к которым относятся мероприятия FIFA) либо иных способов, создающих ассоциации о причастности нарушителя к деятельности и мероприятиям FIFA, может обеспечить получение необоснованного преимущества в предпринимательской деятельности за счет повышенного интереса потребителей к соответствующим мероприятиям и товарам (услугам), к ним относящимся.
Действия таких лиц по использованию спорных обозначений предоставляют указанным хозяйствующим субъектам ничем не обоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности в первую очередь перед хозяйствующими субъектами - участниками того же рынка, которые во исполнение нормативных требований воздерживаются от использования подобных обозначений и иных ассоциаций без правовых оснований. При этом действия нарушителя вводят потребителя в заблуждение, создавая впечатление о причастности изготовителя или продавца товара к соответствующим мероприятиям, что, в свою очередь, влечет перераспределение потребительского спроса к продукции нарушителя и не может не сказаться на доходах хозяйствующих субъектов - конкурентов.
С учетом изложенного при рассмотрении данной категории дел оценку наличия конкурентных отношений следует осуществлять не в отношении FIFA, а в отношении любых иных хозяйствующих субъектов - участников того же рынка, что и нарушитель, которые воздерживаются от нарушения имущественных прав FIFA, а также лиц, являющихся официальными спонсорами и партнерами FIFA по данной категории товаров (услуг).
2. В целях наиболее полного и всестороннего рассмотрения дел данной категории рекомендуется при определении круга лиц, участвующих в деле, учитывать, что Международная Федерация футбольных ассоциаций (FIFA) является правообладателем зарегистрированных товарных знаков - символики мероприятий FIFA и лицом, определяющим перечень партнеров и лицензиатов мероприятий FIFA, в связи с чем устранение и пресечение фактов нарушений имущественных прав при проведении указанных мероприятий, в том числе связанных с использованием символики FIFA, имеет существенное влияние на права указанного лица. Кроме того, Международная Федерация футбольных ассоциаций, как правило, может выступать лицом, располагающим существенными для рассмотрения дела сведениями и доказательствами.
С учетом изложенного рекомендуется при возбуждении дел по фактам недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением имущественных прав FIFA, привлекать указанное лицо в качестве заинтересованного лица по делу. Актуальные контактные данные официального представителя FIFA размещены на официальном сайте ФАС России по адресу https://fas.gov.ru/tags/176 ("Представитель правообладателя").
А.Б.КАШЕВАРОВ

Еще документы:

<О перечне китайских рыбоперерабатывающих предприятий, аттестованных для экспорта рыбо- и морепродукции в Российскую Федерацию>
<О внесении изменений в списки птицеперерабатывающих предприятий США, имеющих право экспорта продукции в Российскую Федерацию>
"О постановке на учет бюджетных обязательств в ЕИС"
<О направлении перечня рыбоперерабатывающих предприятий/судов Исландии, аттестованных для экспорта рыбы, рыбо- и морепродукции на территорию Российской Федерации>