Паспорт приоритетного проекта Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 N 9)

Приложение
к протоколу президиума Совета
при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию
и приоритетным проектам
от 25 октября 2016 г. N 9
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
1. Основные положения
Наименование направления
Здравоохранение
Краткое наименование проекта
Электронное здравоохранение
Срок начала и окончания проекта
25.10.2016 - 31.12.2025
Куратор
Голодец О.Ю., Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Старшее должностное лицо <1>
Функциональный заказчик
Скворцова В.И., Министр здравоохранения Российской Федерации
--------------------------------
<1> Необязательная позиция, назначается по решению президиума Совета.
Руководитель проекта
Хорова Н.А., заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации
Ключевые участники проекта
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и информационных технологий
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта
Повышение эффективности организации оказания медицинской помощи гражданам за счет внедрения информационных технологий, мониторинга возможности записи на прием к врачу, перехода к ведению медицинской документации в электронном виде не менее 50% медицинских организаций к 2018 году (80% к 2020 году), реализации не менее 10 электронных услуг (сервисов) в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ), которыми в 2018 году воспользуются не менее 14 млн. граждан (30 млн. граждан в 2020 году)
План достижения показателей проекта
Показатель
Тип показателя
Базовое значение <2>
Период, год
2017
2018
2019
2020
2025 <3>
Число граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами), доступными в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ в отчетном году, млн. человек
основной
-
6
14
24
30
48
Доля граждан, из числа застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, для которых заведены электронные медицинские карты, %
основной
30
40
100
100
100
100
Доля медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, внедривших медицинские информационные системы, перешедших на ведение медицинской документации в электронном виде и участвующих в электронном медицинском документообороте, %
основной
9 <4>
30
50
75
80
99
Доля медицинских организаций оказывающих первичную медико-санитарную помощь, для которых осуществляется мониторинг возможности записи граждан на прием к врачу, %
основной
-
50
75
85
95
99
Сокращение сроков ожидания записи граждан на прием к врачу в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, для которых осуществляется мониторинг возможности записи на прием к врачу, % нарастающим итогом
аналитический
-
-
10
15
20
25
Число субъектов Российской Федерации, в которых организованы процессы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий <5>, в соответствии с требованиями Минздрава России
аналитический
-
7
20
40
65
85
Результаты проекта
1. Принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения" (далее - Федеральный закон) и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.
2. Все медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, подключены к защищенной сети передачи данных и внедрили медицинские информационные системы <6>, позволяющие оказывать гражданам электронные услуги (сервисы), в том числе посредством Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ, интегрированные с региональными информационными системами и компонентами Единой государственной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
3. Электронные медицинские карты заведены для всех граждан, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования.
4. Не менее 99% рабочих мест медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оснащены компьютерным оборудованием, автоматизированными рабочими местами, подключенными к медицинским информационным системам <7>, и электронными подписями.
5. Обеспечена возможность ведения медицинских документов в электронном виде с применением электронной подписи, организован электронный медицинский документооборот в медицинских организациях и между медицинскими организациями (не менее 50% медицинских организаций первичного звена к 2018 году), а также обеспечена возможность гражданам осуществлять доступ к их медицинским документам, в том числе посредством Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ.
6. 99% медицинских организаций подключено к системе мониторинга возможности записи граждан на прием к врачу.
7. Организована многоуровневая система телемедицинских консультаций медицинских о работников <8>.
8. Запущен Личный кабинет пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ, в котором доступно не менее 10 электронных услуг (сервисов) для предоставления гражданам <9>:
Первая очередь: запись к врачу, вызов врача на дом <10> (по решению субъекта Российской Федерации), сведения об оказанной медицинской помощи из электронной медицинской карты, сведения о полисе ОМС и страховой медицинской организации, сведения о прикреплении к медицинской организации.
Вторая очередь: электронные медицинские документы, сведения об оказанных медицинских услугах и их стоимости, оформление полиса ОМС, оценка удовлетворенности качеством работы медицинских организаций (включая разработку системы контроля качества работы медицинской организации посредством данной услуги), запись на плановые медицинские осмотры.
Описание модели функционирования результатов проекта
Принятие Федерального закона и соответствующих нормативно-правовых актов позволит утвердить порядок организации электронного юридически значимого медицинского документооборота, формы электронных медицинских документов и порядок их ведения, порядок дистанционного взаимодействия врачей, врачей и пациентов, правила идентификации участников информационного взаимодействия.
Реализация Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ будет осуществляться на основе ведения электронных медицинских карт пациентов в медицинских информационных системах субъектов Российской Федерации, в которых должна храниться полная информация об оказании медицинской помощи пациентам, и передачи части сведений в федеральную систему "Интегрированная электронная медицинская карта", которая обеспечит преемственность оказания медицинской помощи для граждан и услугу по получению медицинских документов дистанционно.
Сервисы Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ позволят повысить качество оказываемых услуг гражданам, их информированность в сфере охраны здоровья, обеспечить контроль удовлетворенности граждан работой медицинских организаций, сократить время ожидания приема врачом, а также снизить нагрузку на медицинские организации первичного за счет оптимизации работы с медицинской документацией и перевода части оказываемых гражданам услуг по получению медицинских документов в электронный вид. <11>
Будут организованы защищенные каналы передачи данных, внедрены медицинские информационные системы, к которым подключены автоматизированные рабочие места врачей и медицинских работников, обеспеченных электронными подписями, реализован юридически значимый обмен данными между медицинскими организациями, реализована система телемедицинских консультаций. Работа личного кабинета пациента "Мое здоровье" будет обеспечена за счет передачи соответствующих данных в компоненты ЕГИСЗ из медицинских информационных систем медицинских организаций и (или) региональных медицинских информационных систем.
В процессе запуска и развития региональных медицинских информационных систем будут оптимизированы организационные процессы взаимодействия участников здравоохранения.
--------------------------------
<2> Базовое значение показателя на отчетную дату.
<3> Указывается год получения стратегических результатов проекта.
<4> Доля медицинских организаций, внедривших медицинские информационные системы и участвующих в электронном медицинском документообороте, не обеспеченном юридической значимостью.
<5> Телемедицинские технологии - комплекс организационных, технических и иных мер, применяемых в процессе оказания медицинской помощи пациенту с использованием процедур, средства и способов передачи данных по линиям связи, обеспечивающих достоверную идентификацию участников информационного обмена медицинского работника, пациента (его законного представителя).
<6> Медицинские информационные системы, соответствующие расширенному уровню функциональных возможностей в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями Минздрава России.
<7> Оснащение рабочих мест медицинских работников компьютерным оборудованием определяется необходимостью обеспечения работы в медицинских информационных системах и ведения электронного медицинского документооборота. Оснащение компьютерным оборудованием подразумевает монтаж в медицинской организации структурированной кабельной сети, установку коммутаторов, маршрутизатора, криптошлюза, сервера, персональных компьютеров, МФУ, ИПБ, телефонией (при необходимости).
<8> В соответствии с концепцией создания и развития телемедицинской подсистемы ЕГИСЗ на период до 2020 года, с учетом региональной специфики и потребностей.
<9> Гражданам или их законным представителям, при согласии граждан на отображение в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" персональной медицинской информации.
<10> Решение о поддержке сервиса по вызову врача на дом принимается на уровне субъекта Российской Федерации.
<11> Реализация сервисов Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ не исключает возможности функционирования региональных порталов, обеспечивающих качественные сервисы в сфере охраны здоровья для граждан.
3. Этапы и контрольные точки
N п/п
Наименование
Тип (завершение этапа/контрольная точка)
Срок
1.
Проект инициирован (паспорт проекта утвержден)
Контрольная точка
25 октября 2016 г.
2.
Нормативно-правовое обеспечение
2.1.
Принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения"
Контрольная точка
1 января 2017 г.
2.2.
Разработаны нормативные правовые акты для обеспечения функционирования Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ
Контрольная точка
31 марта 2017 г.
2.3.
Разработаны нормативные правовые акты для обеспечения функционирования ЕГИСЗ и региональных медицинских информационных систем, возможности ведения медицинской документации в электронном виде
Контрольная точка
30 октября 2017 г.
2.4.
Разработаны требования к организации дистанционного взаимодействия медицинских работников, медицинского работника и пациента, в том числе посредством обмена медицинской документацией в электронном виде с использованием информационных систем, при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
Контрольная точка
15 января 2018 г.
3.
Этапы создания Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ
3.1.
Запущена страница Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ и портальные формы электронных сервисов 1 очереди (запись к врачу, вызов врача на дом <12> (для пилотных субъектов), сведения об оказанной медицинской помощи из электронной медицинской карты, сведения о полисе ОМС и страховой медицинской организации, сведения о прикреплении к медицинской организации)
Контрольная точка
1 марта 2017 г.
3.2.
Доработаны компоненты ЕГИСЗ, реализован функционал, необходимый для организации оказания гражданам электронных услуг (сервисов) в сфере здравоохранения, в том числе посредством Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ, мониторинга возможности записи на прием к врачу
Контрольная точка
1 сентября 2017 г.
3.3.
Разработана система контроля качества работы медицинской организации, в том числе посредством сервиса оценки в Личном кабинете "Мое здоровье" на ЕПГУ
Контрольная точка
1 сентября 2017 г.
3.4.
Запущены портальные формы электронных сервисов 2 очереди (электронные медицинские документы, сведения об оказанных медицинских услугах и их стоимости, оформление полиса ОМС, оценка удовлетворенности качеством работы медицинских организаций, запись на плановые медицинские осмотры) в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ
Контрольная точка
1 сентября 2017 г.
3.5.
Доработаны региональные медицинские информационные системы субъектов Российской Федерации, информационные системы Территориальных фондов обязательного медицинского страхования, обеспечена их интеграция с электронными сервисами Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ
Контрольная точка
31 марта 2018 г.
3.6.
Разработан план дальнейшего развития Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ
Контрольная точка
31 октября 2018 г.
4.
Этапы организации инфраструктурного и программного обеспечения системы здравоохранения субъектов Российской Федерации
4.1.
Не менее 25% медицинских организаций внедрили медицинские информационные системы, интегрированные с региональными информационными системами и компонентами ЕГИСЗ
Контрольная точка
20 января 2018 г.
4.2.
Не менее 40% рабочих мест медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, дооснащены компьютерным оборудованием, автоматизированными рабочими местами, подключенными к медицинским информационным системам, и электронными подписями
Контрольная точка
20 января 2018 г.
4.3.
Разработаны планы мероприятий субъектов Российской Федерации по организации инфраструктурного и программного обеспечения системы здравоохранения субъектов до 2020 года
Контрольная точка
31 октября 2018 г.
4.4.
Не менее 40% медицинских организаций внедрили медицинские информационные системы, интегрированные с региональными информационными системами и компонентами ЕГИСЗ
Контрольная точка
20 января 2019 г.
4.5.
Не менее 60% рабочих мест медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, дооснащены компьютерным оборудованием, автоматизированными рабочими местами, подключенными к медицинским информационным системам, и электронными подписями
Контрольная точка
20 января 2019 г.
4.6.
Разработаны планы мероприятий субъектов Российской Федерации по организации инфраструктурного и программного обеспечения системы здравоохранения субъектов до 2023 года
Контрольная точка
31 октября 2020 г.
4.7.
Не менее 70% медицинских организаций внедрили медицинские информационные системы, интегрированные с региональными информационными системами и компонентами ЕГИСЗ
Контрольная точка
20 января 2021 г.
4.8.
Не менее 80% рабочих мест медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, дооснащены компьютерным оборудованием, автоматизированными рабочими местами, подключенными к медицинским информационным системам, и электронными подписями
Контрольная точка
20 января 2021 г.
4.9.
Разработаны планы мероприятий субъектов Российской Федерации по организации инфраструктурного и программного обеспечения системы здравоохранения субъектов до 2025 года
Контрольная точка
31 октября 2023 г.
4.10.
Не менее 99% медицинских организаций внедрили медицинские информационные системы, интегрированные с региональными информационными системами и компонентами ЕГИСЗ
Контрольная точка
10 ноября 2025 г.
4.11.
Не менее 99% рабочих мест медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, дооснащены компьютерным оборудованием, автоматизированными рабочими местами, подключенными к медицинским информационным системам, и электронными подписями
Контрольная точка
10 ноября 2025 г.
4.12.
Во всех субъектах Российской Федерации организованы процессы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в соответствии с требованиями Минздрава России
Контрольная точка
10 ноября 2025 г.
4.13.
Не менее 99% медицинских организаций подключены к системе мониторинга возможности записи на прием к врачу
Контрольная точка
10 ноября 2025 г.
4.14.
Проект завершен
Завершение этапа
31 декабря 2025 г.
--------------------------------
<12> Решение о поддержке сервиса по вызову врача на дом принимается на уровне субъекта Российской Федерации.
4. Бюджет приоритетного проекта
Источники финансирования
Годы реализации
Всего
2017 - 2018
2019 - 2025
Федеральный бюджет, млрд. руб.
1,55
4,07 <13>
5,62
Бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе внебюджетные источники, млрд. руб.
в рамках реализации "дорожных карт" <14>
по итогам исполнения "дорожных карт" <15>
ИТОГО
1,55
4,07
5,62
--------------------------------
<13> Объем финансирования проекта из Федерального бюджета будет уточнен по результатам исполнения мероприятий по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения периода 2017 - 2018 гг.
<14> Реализация проекта на уровне субъектов Российской Федерации до 2018 года осуществляется в рамках планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015 - 2018 гг., утвержденных в рамках соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
<15> Бюджет проекта на уровне субъектов Российской Федерации после 2018 года будет уточнен по результатам исполнения планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015 - 2018 гг.
5. Описание бюджетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294.
Формальные основания для инициации
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Ключевые риски и возможности <16>
Наименование риска
Мероприятия по реагированию
Несвоевременное принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения" и соответствующих подзаконных нормативных правовых актов.
Активное межведомственное взаимодействие. Корректировка плана-графика мероприятий проекта.
Несоблюдение субъектами Российской Федерации обязательств по реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015 - 2018 гг., развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Регулярный мониторинг исполнения Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015 - 2018 гг. субъектами Российской Федерации, работа с "отстающими" субъектами Российской Федерации, тиражирование лучших проектов.
Отсутствие и несвоевременное развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в населенных пунктах субъектов Российской Федерации.
Взаимодействие с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в сфере развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в населенных пунктах субъектов Российской Федерации.
Отсутствие, несвоевременная разработка единых требований к обеспечению электронного медицинского документооборота.
Привлечение экспертного сообщества для разработки единых требований к обеспечению электронного документооборота.
Финансовые ограничения субъектов Российской Федерации при реализации мероприятий по внедрению информационных технологий в здравоохранение могут оказать влияние на сроки проекта.
Регулярный мониторинг финансирования мероприятий субъектами Российской Федерации.
Дополнительная информация
В рамках Проекта не рассчитывается стоимость сопровождения внедренных медицинских информационных систем, амортизация оборудования, затраты на интеграцию с федеральными компонентами ЕГИСЗ и региональными медицинскими информационными системами.
--------------------------------
<16> Подробное описание рисков, включая мероприятия по реагированию, приведено в обосновании паспорта приоритетного проекта.

Еще документы:

(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9)
(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 N 11)
(приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 11.04.2017 N 4)