Паспорт приоритетного проекта Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.11.2016 N 10)

Утвержден
президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию
и приоритетным проектам
(протокол от 21 ноября 2016 г. N 10)
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "МАЛЫЙ БИЗНЕС И ПОДДЕРЖКА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ"
1. Основные положения
Наименование направления
Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
Краткое наименование проекта
Индивидуальное и малое предпринимательство (ИМП) <1>
Срок начала и окончания проекта
01.12.2016 - 01.03.2019
Куратор проекта
И.И. Шувалов, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Старшее должностное лицо (СДЛ) <2>
-
Функциональный заказчик
Минэкономразвития России
Руководитель проекта
А.А. Браверман, Генеральный директор АО "Корпорация "МСП"
Исполнитель и соисполнители мероприятий проекта
Минэкономразвития России
Минфин России
Минсельхоз России
Банк России
АО "Корпорация "МСП"
ПАО Сбербанк, кредитные организации
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Разработчик паспорта проекта
Минэкономразвития России, АО "Корпорация "МСП"
--------------------------------
<1> Под индивидуальным и малым предпринимательством в рамках настоящего паспорта приоритетного проекта понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к малым предприятиям и микропредприятиям.
<2> Необязательная позиция, назначается по решению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта
Обеспечение занятости населения за счет увеличения количества уникальных <3> субъектов ИМП, использующих поддержку (открывших и (или) расширивших, и (или) продолжающих ведение собственного бизнеса), до 336,8 тысяч единиц и среднесписочной численности занятых у таких субъектов ИМП до 1 222,5 тысяч человек
Показатели проекта и их значения по годам
Показатель
Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)
Базовое значение
Период, год
2017
2018
Количество уникальных субъектов ИМП, использующих поддержку (открывших и (или) расширивших, и (или) продолжающих ведение собственного бизнеса) <4>, за период 2017 - 2018 гг., тыс. единиц (нарастающим итогом)
основной
35,0
155,4
336,8
Среднесписочная численность занятых у уникальных субъектов ИМП, использующих поддержку (открывших и (или) расширивших, и (или) продолжающих ведение собственного бизнеса) <4> за период 2017 - 2018 гг., тыс. человек (нарастающим итогом)
основной
368,6
723,3
1 222,5
Количество региональных лизинговых компаний (РЛК), в уставные капиталы которых внесен взнос АО "Корпорация "МСП" для целей реализации уставных целей АО "Корпорация "МСП", в первую очередь для развития ИМП (прежде всего поставщиков крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации), за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом) <5>
аналитический
0
2
8
Количество субъектов Российской Федерации, реализующих государственные программы (подпрограммы) развития
аналитический
0
5
10
сельскохозяйственной кооперации за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом)
Годовой объем кредитной поддержки, оказанной субъектам ИМП с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк", за период 2017 - 2018 гг., млрд рублей (нарастающим итогом) <6>
аналитический
80,0
82,0
181,5
Количество субъектов ИМП, которым оказана кредитная поддержка в моногородах с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк", за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом)
аналитический
290
411
905
Охват моногородов, в которых продуктовая линейка участников НГС представлена через НО "Фонд развития моногородов" в рамках взаимодействия с АО "Корпорация "МСП", единиц
аналитический
85
280
319
Количество субъектов ИМП, которым оказана финансовая поддержка в Дальневосточном федеральном округе с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС и (или) в рамках деятельности АО "Фонд Дальнего Востока и Байкальского региона" <7>, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк", за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом)
аналитический
370
445
940
Количество субъектов ИМП, которым оказана финансовая поддержка в рамках поддержки проектов субъектов ИМП в сфере импортозамещения и (или) высокотехнологичного производства, и (или) несырьевого экспорта в рамках взаимодействия и (или) при координации институтов развития, за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом) <8>
аналитический
30
80
240
Количество компаний с иностранным участием, реализовавших при содействии АО "Корпорация "МСП" мероприятия по встраиванию российских субъектов ИМП в цепочки поставок в целях повышения уровня локализации производства продукции данных компаний на территории Российской Федерации, за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом)
аналитический
-
3
6
Доля женщин в общем количестве обученных в рамках программ обучения АО "Корпорация "МСП", не менее %
аналитический
-
50
50
Результаты проекта
1. Годовой объем закупок у субъектов ИМП крупнейшими заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, по итогам 2018 года составил 17,5 процента <9>.
В субъектах Российской Федерации действует 8 РЛК <10>.
2. Геомаркетинговая информационно-аналитическая система для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (Бизнес-навигатор МСП) предоставляет информацию о возможностях открытия и развития бизнеса на территории 171 города во всех субъектах Российской Федерации.
3. В 10 субъектах Российской Федерации реализованы государственные программы (подпрограммы) развития сельскохозяйственной кооперации, включающие инструменты финансовой, организационной и информационной поддержки сельскохозяйственной кооперации.
4. Не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации действуют по единой модели Центры оказания услуг, в том числе государственных и муниципальных услуг, малому предпринимательству на базе банков с государственным участием и иных заинтересованных организаций (далее - Центры оказания услуг).
5. Реализованы обучающие программы для ИМП:
5.1. Действует единая образовательная интернет-платформа - агрегатор образовательных программ для субъектов ИМП, утверждены требования к образовательным программам для субъектов ИМП в целях размещения на указанной интернет-платформе.
5.2. Реализованы обучающие программы АО "Корпорация "МСП", включающие 12 бизнес-тренингов продолжительностью от 1,5 до 35 часов, в 80 субъектах Российской Федерации, а также при участии Банка России повышен уровень информированности субъектов ИМП о различных видах финансовых рисков.
6. Обеспечена кредитная поддержка субъектов ИМП с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк", в размере 181,5 млрд рублей; при участии Банка России разработаны механизмы секьюритизации кредитов субъектов ИМП <11>.
7. Участниками НГС и (или) институтами развития оказана поддержка 1 620 субъектам ИМП в сфере импортозамещения и (или) высокотехнологичного производства, и (или) несырьевого экспорта, а также субъектов ИМП, осуществляющим деятельность в Дальневосточном федеральном округе и моногородах.
Описание модели функционирования результатов проекта
1. Обеспечение доступа субъектов ИМП к закупкам крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, за счет:
- формирования двухуровневой системы контроля;
- реализации мероприятий, направленных на расширение перечня товаров, работ и услуг, закупаемых у субъектов ИМП, с обязательным выделением перечня инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
- создания систем правовой и информационной поддержки субъектов ИМП, в том числе через реализацию принципа "одного окна", используя возможности МФЦ, Центров оказания услуг;
- обеспечения разработки и утверждения крупнейшими заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, программ партнерства, а также формирования реестров субъектов ИМП, присоединившихся к программе партнерства;
- актуализации сведений, содержащихся в едином реестре субъектов МСП, о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и производимой продукции;
- формирования сети РЛК, предоставляющих оборудование по льготным ставкам - не более 8% годовых, а в части лизинга оборудования отечественного производства - не более 6% годовых.
2. Бизнес-навигатор МСП предоставляет открывающимся и (или) расширяющимся, и (или) ведущим бизнес предпринимателям в 171 городе всех субъектов Российской Федерации информацию о формах и видах поддержки, реализуемой на всех уровнях, о доступных рыночных нишах, наличии на рынке предложений коммерческой недвижимости и о продаже готового бизнеса, а также позволяет осуществлять расчет платежеспособного спроса, предложения и неудовлетворенного спроса и расчет примерного бизнес-плана, в том числе на основе информации, предоставленной правообладателями франшиз, путем геомаркетинговой адаптации предварительно разработанного типового бизнес-плана к параметрам выбранной предпринимателем рыночной ниши. При этом функционал Бизнес-навигатора МСП позволяет субъектам Российской Федерации, исходя из приоритетов регионального развития, дополнять Бизнес-навигатор МСП соответствующей информацией об иных городах, расположенных на их территориях и не входящих в число представленных в Бизнес-навигаторе МСП.
3. Развитие сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации будет осуществляться за счет комплексного применения следующих мер поддержки:
- финансовых - установление дополнительных мер государственной поддержки сельскохозяйственным кооперативам в рамках региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации; предоставление гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов АО "МСП-банк";
- организационных - разработка механизмов стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к объединению в сельскохозяйственные кооперативы, прежде всего посредством создания и развития системы консультационных центров и центров развития кооперации в регионах;
- направленных на обеспечение рынков сбыта продукции, произведенной сельскохозяйственными кооперативами - организация и проведение специализированных ярмарок сельхозпродукции, развитие торговой сети малых форматов, развитие собственной сети кооперативов, организация ярмарок выходного дня; обеспечение интеграции кооперативов с оптово-распределительными центрами, переработчиками сельхозпродукции, создание и развитие экспортно-ориентированных кооперативов.
4. Развитие системы "одного окна" предоставления услуг, сервисов, мер поддержки субъектам ИМП на базе Центров оказания услуг позволит обеспечить равный доступ субъектов ИМП к услугам, сервисам, мерам поддержки, необходимым для начала и ведения предпринимательской деятельности (государственные и муниципальные услуги и меры поддержки, услуги и меры поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, услуги АО "Корпорация "МСП", услуги (сервисы) финансово-кредитных, страховых, банковских организаций, органов и организаций, обеспечивающих подключение к сетям водо-, газо-, тепло- и электроснабжения, некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей).
При этом в целях обеспечения единого уровня качества обслуживания предпринимателей в рамках методологического и информационно-технологического обеспечения развития системы "одного окна" будут сформированы единая модель функционирования указанных Центров и перечень предоставляемых услуг, сервисов и мер поддержки, разработаны стандарты (требования, регламенты, порядки) предоставления услуг, сервисов и мер поддержки и определены механизмы взаимодействия Центров оказания услуг с органами государственной власти и местного самоуправления и иными поставщиками услуг, сервисов и мер поддержки.
5. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ИМП на основе единых требований к содержанию образовательных программ для предпринимателей и поставщикам образовательных услуг и обеспечения работы единой образовательной интернет-платформы - агрегатора образовательных программ для предпринимателей будет способствовать повышению уровня информированности предпринимателей о существующих возможностях для создания и развития бизнеса, а также уровня бизнес-грамотности, в том числе финансовой грамотности (с целью их ознакомления с различными видами финансовых рисков, возникающих при использовании финансовых инструментов, исходя из модели жизненного цикла бизнеса, а также рисками выбора финансового контрагента). Увеличится выживаемость вновь созданных предприятий. При этом в целях расширения участников будет обеспечена возможность электронной записи на обучение в рамках обучающих программ АО "Корпорация "МСП", а также запись на прохождение обучающих программ АО "Корпорация "МСП".
6. Субъекты ИМП и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП, претендующие на получение гарантийной поддержки в рамках НГС, будут обеспечены доступом к гарантийной поддержке во всех субъектах Российской Федерации на единых условиях и с применением единых подходов к оценке деятельности.
Применение единых стандартов деятельности всеми участниками НГС упростит для субъектов ИМП и финансовых организаций - партнеров НГС восприятие и использование услуг, повысит их востребованность.
Включение в состав получателей гарантийной поддержки микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования, лизинговых и факторинговых организаций и распространение на них стандартов НГС позволит повысить доступность заемных средств для предпринимателей и микропредприятий с малыми масштабами деятельности.
Финансовое обеспечение НГС позволит удовлетворить возрастающий спрос субъектов ИМП и кредитующих их банков и некредитных финансовых организаций на гарантии и поручительства НГС. Внедрение средств автоматизации обработки заявок на кредиты, гарантии и поручительства НГС позволит оперативно рассматривать и оформлять кредитно-гарантийные сделки, ускоряя финансирование субъектов ИМП.
Кроме того, внедрение механизма секьюритизации кредитов субъектов ИМП позволит привлечь ресурсы инвесторов для целей кредитования субъектов ИМП.
7. Консолидация мер поддержки институтов развития:
а) финансовая поддержка (кредиты, гарантии, поручительства) субъектов ИМП в моногородах, реализуемая участниками НГС, а также информирование субъектов ИМП в рамках взаимодействия АО "Корпорация "МСП" и НО "Фонд развития моногородов" о возможности получения такой поддержки;
б) поддержка субъектов ИМП в Дальневосточном федеральном округе в рамках взаимодействия АО "Корпорация "МСП" и АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", а также финансовая поддержка (кредиты, гарантии, поручительства) субъектов ИМП в Дальневосточном федеральном округе участниками НГС;
в) поддержка субъектов ИМП, реализующих проекты в сфере импортозамещения и (или) высокотехнологичного производства, и (или) несырьевого экспорта в рамках сотрудничества АО "Корпорация "МСП", ООО "Управляющая компания РФПИ", ФГАУ "Российский фонд технологического развития", АО "Российский экспортный центр";
г) повышение степени локализации производства компаний с иностранным участием за счет встраивания в цепочки поставщиков субъектов ИМП с возможностью последующего формирования профильного кластера;
д) содействие развитию женского предпринимательства;
е) содействие развитию компетенций участников и победителей чемпионатов Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" (WorldSkillsRussia)
--------------------------------
<3> Под уникальным субъектом ИМП понимается субъект ИМП, который для цели расчета показателя учитывается один раз.
<4> Субъекты ИМП, являющиеся получателями кредитов, гарантий и поручительств в рамках Национальной гарантийной системы (НГС), и (или) являющиеся поставщиками крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, и (или) пользователями Портала Бизнес-навигатора МСП.
НГС включает АО "Корпорация "МСП", АО "МСП Банк", региональные гарантийные организации (РГО).
Крупнейшие заказчики, определяемые Правительством Российской Федерации, - конкретные и отдельные заказчики, определяемые Правительством Российской Федерации для целей проведения оценки и мониторинга соответствия, предусмотренных статьей 5.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
<5> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017 и 2018 годах.
<6> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017 и 2018 годах.
<7> В случае докапитализации АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" в 2017 и 2018 годах (письмо АО "Фонд Дальнего Востока и Байкальского региона" от 14 ноября 2016 г. N М657-1).
<8> Поддержка проектов субъектов МСП в сфере высокотехнологичного производства и несырьевого экспорта объединяет следующие институты развития: АО "Корпорация "МСП", ООО "Управляющая компания РФПИ", ФГАУ "Российский фонд технологического развития", АО "Российский экспортный центр" в соответствии с Порядком взаимодействия в рамках поддержки проектов субъектов МСП в сфере несырьевого экспорта от 07.06.2016 г.
<9> Рассчитывается по правилам, предусмотренным для расчета годового объема закупок у субъектов МСП в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352.
<10> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017 и 2018 годах.
<11> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017 и 2018 годах.
3. Этапы и контрольные точки
N п/п
Наименование
Тип (завершение этапа/контрольная точка)
Срок
Проект инициирован (паспорт проекта утвержден)
01.12.2016
Утверждение сводного плана проекта
20.12.2016
Завершение этапа I
02.10.2017
Завершение этапа II
10.02.2019
1.
Обеспечение доступа субъектов ИМП к закупкам крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации
1.1.
Актуализированы перечни крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации
контрольная точка
15.12.2017
1.2.
Разработаны и утверждены Методические рекомендации по созданию РЛК для целей внесения в уставные капиталы РЛК взноса АО "Корпорация "МСП" для реализации уставных целей АО "Корпорация "МСП", в первую очередь для развития ИМП
контрольная точка
01.06.2017
1.3.
Уставный капитал АО "Корпорация "МСП" увеличен в целях создания в субъектах Российской Федерации двух РЛК (первый этап) для реализации уставных целей АО "Корпорация "МСП", в первую очередь для развития ИМП <12>
контрольная точка
30.06.2017
1.4.
Сформирована Рабочая группа из числа отобранных субъектов Российской Федерации для целей внесения в уставные капиталы РЛК взноса АО "Корпорация "МСП" для реализации уставных целей АО "Корпорация "МСП", в первую очередь для развития ИМП
контрольная точка
01.07.2017
1.5.
Подготовлены предложения о выделении в 2018 году средств федерального бюджета на увеличение уставного капитала АО "Корпорация "МСП" в целях последующего взноса в уставный капитал РЛК для реализации уставных целей АО "Корпорация "МСП", в первую очередь для развития ИМП (по итогам реализации первого этапа)
контрольная точка
15.09.2017
1.6.
Взносы в уставные капиталы двух РЛК <13> внесены АО "Корпорация "МСП"
контрольная точка
31.10.2017
1.7.
Крупнейшими заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, увеличено количество номенклатурных позиций товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов ИМП, до 120 000 единиц
контрольная точка
30.11.2017
1.8.
Уставный капитал АО "Корпорация "МСП" увеличен в целях создания в субъектах Российской Федерации сети РЛК для реализации уставных целей АО "Корпорация "МСП", в первую очередь для развития ИМП <14>
контрольная точка
30.06.2018
1.9.
Увеличено на 20% количество субъектов ИМП, которые являются участниками программ партнерства крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации для проведения оценки и мониторинга соответствия
контрольная точка
30.11.2018
1.10.
Взносы в уставные капиталы шести РЛК <15> внесены АО "Корпорация "МСП"
контрольная точка
30.11.2018
1.11.
Увеличен годовой объем закупок у субъектов ИМП до 17,5% в 2018 году <16>
контрольная точка
10.02.2019
2.
Развитие Бизнес-навигатора МСП и Портала Бизнес-навигатора МСП
2.1.
Утверждены методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливающие требования к сведениям и базам данных для загрузки в Бизнес-навигатор МСП
контрольная точка
31.01.2017
2.2.
Обеспечен доступ субъектов ИМП к сервисам Маркетинговой платформы и сервисам Жизненных ситуаций, разработано мобильное приложение Бизнес-навигатора МСП для различных платформ, актуализированы базы данных Бизнес-навигатора МСП по 171 городу во всех субъектах Российской Федерации
контрольная точка
30.11.2017
2.3.
Актуализирована база данных по 171 городу для наполнения Бизнес-навигатора МСП
контрольная точка
30.11.2018
3.
Развитие сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации
3.1.
Утверждены рекомендации по разработке государственных программ (подпрограмм) развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации
контрольная точка
01.03.2017
3.2.
Сформирована Рабочая группа из числа отобранных субъектов Российской Федерации для целей выработки политики развития сельскохозяйственной кооперации
контрольная точка
01.02.2017
3.3.
Отобраны 5 субъектов Российской Федерации для разработки и утверждения государственных программ (подпрограмм) развития сельскохозяйственной кооперации в рамках первой очереди
контрольная точка
31.03.2017
3.4.
Государственные программы (подпрограммы) развития сельскохозяйственной кооперации реализованы в 5 субъектах Российской Федерации (первая очередь)
контрольная точка
12.01.2018
3.5.
Дополнен перечень показателей приоритетного проекта в части развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации
контрольная точка
10.02.2018
3.6.
Отобраны 5 субъектов Российской Федерации для разработки и утверждения государственных программ (подпрограмм) развития сельскохозяйственной кооперации в рамках второй очереди
контрольная точка
31.10.2017
3.7.
Государственные программы (подпрограммы) развития сельскохозяйственной кооперации реализованы в 10 субъектах Российской Федерации
контрольная точка
10.02.2019
4.
Развитие системы "одного окна" предоставления услуг, сервисов и мер поддержки субъектам ИМП на базе Центров оказания услуг
4.1.
Утверждены модель организации и функционирования Центров оказания услуг (включающая примерный перечень услуг, сервисов, мер поддержки) и план действий ("дорожная карта") по организации Центров оказания услуг в субъектах Российской Федерации
контрольная точка
31.03.2017
4.2.
Утверждены перечень услуг, оказываемых в Центрах оказания услуг, и стандарты их предоставления, а также определены механизмы взаимодействия указанных Центров с органами государственной власти и местного самоуправления и иными поставщиками услуг
контрольная точка
15.05.2017
4.3.
Центры оказания услуг начали работу в 5 субъектах Российской Федерации
контрольная точка
15.06.2017
4.4.
Центры оказания услуг организованы в 40 субъектах Российской Федерации
контрольная точка
01.02.2018
4.5.
Центры оказания услуг организованы в 80 субъектах Российской Федерации
контрольная точка
15.12.2018
5.
Реализация поддержки субъектов ИМП в сфере образования
5.1.
Утверждены требования к образовательным программам для субъектов ИМП
контрольная точка
01.09.2017
5.2.
Реализованы обучающие программы АО "Корпорация "МСП" в организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, не менее чем в 50 субъектах Российской Федерации
контрольная точка
30.11.2017
5.3.
Обеспечена работа единой образовательной интернет-платформы - агрегатора образовательных программ для субъектов ИМП
контрольная точка
15.12.2017
5.4.
Реализовано не менее 4 мероприятий в рамках обучающих программ Банка России
контрольная точка
15.12.2017
5.5.
Реализованы обучающие программы АО "Корпорация "МСП" в организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации
контрольная точка
30.11.2018
5.6.
На интернет-ресурсе Банка России размещена информация по повышению финансовой грамотности предпринимателей
контрольная точка
30.11.2018
6
Реализация кредитно-гарантийной поддержки ИМП в рамках НГС
6.1
Утверждены основные положения новой системы управления рисками в отношении подходов к оценке рисков при рассмотрении и выдаче гарантий и поручительств субъектам МСП участниками НГС при сохранении баланса между увеличением охвата получателей кредитно-гарантийной поддержки и минимизацией кредитных рисков
контрольная точка
31.03.2017
6.2
Уставный капитан АО "Корпорация "МСП" увеличен в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки <17>
контрольная точка
30.06.2017
6.3
Утверждены изменения в Программу деятельности АО "Корпорация "МСП" на 2016 - 2018 гг. и план действий ("дорожная карта") реализации основных положений новой системы управления рисками в отношении подходов к оценке рисков при рассмотрении и выдаче гарантий и поручительств субъектам МСП участниками НГС при сохранении баланса между увеличением охвата получателей кредитно-гарантийной поддержки и минимизацией кредитных рисков
контрольная точка
01.07.2017
6.4
Разработаны стандарты кредитования субъектов МСП для банков - партнеров АО "Корпорация "МСП"
контрольная точка
30.11.2017
6.5
Обеспечен годовой объем кредитной поддержки, оказанной субъектам ИМП с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк", в размере 82 млрд рублей в 2017 году
контрольная точка
10.02.2018
6.6
Уставный капитал АО "Корпорация "МСП" увеличен в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки <18>
контрольная точка
30.06.2018
6.7
Разработаны единые механизмы секьюритизации портфеля кредитов на основе использования стандартов кредитования субъектов МСП для банков - партнеров АО "Корпорация "МСП"
контрольная точка
30.11.2018
6.8
План действий ("дорожная карта") реализации основных положений новой системы управления рисками в отношении подходов к оценке рисков при рассмотрении и выдаче гарантий и поручительств субъектам МСП участниками НГС при сохранении баланса между увеличением охвата получателей кредитно-гарантийной поддержки и минимизацией кредитных рисков
контрольная точка
15.12.2018
6.9
Обеспечен годовой объем кредитной поддержки, оказанной субъектам ИМП с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк", в размере 99,5 млрд рублей в 2018 году
контрольная точка
10.02.2019
7
Консолидация мер поддержки институтов развития
7.1
Содействие развитию ИМП в моногородах с участием институтов развития
7.1.1
Крупнейшими заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, увеличено количество номенклатурных позиций товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов ИМП, зарегистрированных на территории моногородов
контрольная точка
30.11.2017
7.1.2
Обеспечено информирование глав исполнительной власти 280 моногородов о продуктовой линейке участников НГС
контрольная точка
01.07.2017
7.1.3
Оказана финансовая поддержка (кредиты, гарантии, поручительства) проектам 411 субъектов ИМП в моногородах участниками НГС
контрольная точка
31.12.2017
7.1.4
Обеспечен доступ субъектов ИМП к сервисам, предоставляемым АО "Корпорация "МСП" через Портал Бизнес-навигатора МСП: "Маркетинговая платформа" и "Жизненные ситуации" с охватом 18 моногородов из числа 171 города во всех субъектах Российской Федерации для наполнения Бизнес-навигатора МСП
контрольная точка
30.11.2017
7.1.5
Обеспечено информирование глав исполнительной власти 319 моногородов о продуктовой линейке участников НГС
контрольная точка
01.05.2018
7.1.6.
Оказана финансовая поддержка (кредиты, гарантии, поручительства) проектам 494 субъектов ИМП в моногородах участниками НГС
контрольная точка
31.12.2018
7.1.7
Актуализирована база данных по 18 моногородам из числа 171 города во всех субъектах Российской Федерации для наполнения Бизнес-навигатора МСП
контрольная точка
30.11.2018
7.2
Содействие развитию ИМП в Дальневосточном федеральном округе с участием институтов развития
7.2.1
Крупнейшими заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, увеличено количество номенклатурных позиций товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов ИМП, зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа
контрольная точка
30.11.2017
7.2.2
За счет средств АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" предоставлена поддержка проектам 5 субъектов ИМП, обеспеченная гарантиями АО "Корпорация "МСП"
контрольная точка
31.12.2017
7.2.3
За счет средств АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" предоставлена поддержка проектам 40 субъектов ИМП
контрольная точка
31.12.2017
7.2.4
Оказана финансовая поддержка (кредиты, гарантии, поручительства) проектам 400 субъектов ИМП Дальневосточного федерального округа участниками НГС
контрольная точка
31.12.2017
7.2.5
Обеспечен доступ субъектов ИМП к сервисам, предоставляемым АО "Корпорация "МСП" через Портал Бизнес-навигатора МСП: "Маркетинговая платформа" и "Жизненные ситуации" с охватом 13 городов Дальневосточного федерального округа из числа 171 города во всех субъектах Российской Федерации для наполнения Бизнес-навигатора МСП
контрольная точка
30.11.2017
7.2.6
За счет средств АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" предоставлена поддержка по проектам 5 субъектов ИМП, обеспеченная гарантиями и поручительствами АО "Корпорация "МСП"
контрольная точка
31.12.2018
7.2.7
За счет средств АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" предоставлена поддержка по проектам 60 субъектов ИМП
контрольная точка
31.12.2018
7.2.8
Оказана финансовая поддержка (кредиты, гарантии, поручительства) проектам 430 субъектов ИМП Дальневосточного федерального округа участниками НГС
контрольная точка
31.12.2018
7.2.9
Актуализирована база данных по 13 городам Дальневосточного федерального округа из числа 171 города во всех субъектах Российской Федерации для наполнения Бизнес-навигатора МСП
контрольная точка
30.11.2018
7.3
Содействие экспортно ориентированным субъектам ИМП с участием институтов развития
7.3.1
Предоставлено финансирование институтами развития - партнерами АО "Корпорация "МСП" проектам <19> 80 субъектов ИМП в рамках поддержки проектов в сфере импортозамещения и (или) высокотехнологичного производства, и (или) несырьевого экспорта, единиц
контрольная точка
31.12.2017
7.3.2
Предоставлено финансирование институтами развития - партнерами АО "Корпорация "МСП" проектам <20> 160 субъектов ИМП в рамках поддержки проектов в сфере импортозамещения и (или) высокотехнологичного производства, и (или) несырьевого экспорта, единиц
контрольная точка
31.12.2018
7.4
Повышение степени локализации производства компаний с иностранным участием за счет встраивания в цепочки поставщиков субъектов ИМП с возможностью последующего формирования профильного кластера
7.4.1
3 компании с иностранным участием реализуют при содействии АО "Корпорация "МСП" мероприятия по встраиванию российских субъектов ИМП в цепочки поставок в целях повышения уровня локализации производства продукции данных компаний на территории Российской Федерации
контрольная точка
01.10.2017
7.4.2
6 компаний с иностранным участием, реализуют при содействии АО "Корпорация "МСП" мероприятия по встраиванию российских субъектов ИМП в цепочки поставок в целях повышения уровня локализации производства продукции данных компаний на территории Российской Федерации
контрольная точка
01.09.2018
7.5
Развитие женского предпринимательства
7.5.1
Разработан специальный финансовый продукт АО "Корпорация "МСП" с участием АО "МСП Банк", а также банков - партнеров АО "Корпорация "МСП", для женщин-предпринимателей, в том числе прошедших обучение по программам АО "Корпорация "МСП"
контрольная точка
31.03.2017
7.5.2
Проведено информирование общественных объединений женщин об участии ИМП в закупках крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации
контрольная точка
30.11.2017
7.5.3
Общее количество женщин составляет не менее 50% от общего количества обученных по программам обучения АО "Корпорация "МСП"
контрольная точка
30.11.2017
7.5.4
Общее количество женщин составляет не менее 50% от общего количества обученных по программам обучения АО "Корпорация "МСП"
контрольная точка
30.11.2018
7.6
Содействие развитию компетенций участников и победителей чемпионатов Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" (WorldSkillsRussia)
7.6.1
В профильном разделе Бизнес-навигатора МСП размещены базы данных участников системы чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) или соответствующие ссылки на указанные базы данных
контрольная точка
30.11.2017
7.6.2
Проведено информирование крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, о победителях и участниках системы чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) в целях их дальнейшего возможного трудоустройства
контрольная точка
30.11.2017
7.6.3
Обеспечено обучение участников системы чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) по программе "Азбука предпринимателя"
контрольная точка
30.11.2017
7.6.4
Обеспечено обучение участников системы чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) по программе "Азбука предпринимателя"
контрольная точка
30.11.2018
Проект завершен
01.03.2019
--------------------------------
<12> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017 году.
<13> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017 году.
<14> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2018 году.
<15> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2018 году.
<16> Рассчитывается по правилам, предусмотренным для расчета годового объема закупок у субъектов МСП в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352.
<17> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017 году.
<18> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2018 году.
<19> Планируется в 2017 году профинансировать институтами развития: ФГАУ "Российский фонд технологического развития" - 10 субъектов ИМП, АО "Российский экспортный центр" - 70 субъектов ИМП.
<20> Планируется в 2018 году профинансировать институтами развития: ФГАУ "Российский фонд технологического развития" - 10 субъектов ИМП, АО "Российский экспортный центр" - 150 субъектов ИМП.
4. Бюджет приоритетного проекта
Источники финансирования
Год реализации
Всего
2017
2018
Бюджетные источники, млн руб.
федеральный бюджет
13 100 <21>
-
13 100
бюджеты субъектов Российской Федерации
-
-
-
местные бюджеты органов местного самоуправления
-
-
-
Внебюджетные источники, млн руб.
865,3
508,3
1 373,6
ИТОГО
13 965,3
508,3
14 473,6
--------------------------------
<21> В том числе в случае выделения бюджетных ассигнований в федеральном бюджете на 2017 год: 9 800 млн рублей - на взнос в уставный капитал АО "Корпорация "МСП" в целях развития национальной системы гарантийных организаций, 3 000 млн рублей - на взнос в уставный капитал АО "Корпорация "МСП" в целях последующего взноса в уставный капитал российских лизинговых компаний (фирм) в целях реализации уставных целей АО "Корпорация "МСП", в первую очередь для развития ИМП, и 300 млн рублей - на обеспечение создания системы "одного окна" оказания услуг и предоставления образовательной поддержки малым предприятиям в субъектах Российской Федерации.
5. Ключевые риски и возможности
N п/п
Наименование риска/возможности
Мероприятие по предупреждению риска/реализации возможности
Ключевые риски
1
Разнонаправленные действия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе увеличение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, увеличение кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков, установление новых требований к применению контрольно-кассовой техники, увеличение размеров штрафов после принятия новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Формирование механизма координации действий федеральных органов исполнительной власти, АО "Корпорация "МСП", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, представляющих интересы субъектов ИМП
2
Снижение объема финансирования закупок у субъектов ИМП в связи с сокращением финансовых планов крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации
Формирование механизма координации действий крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, АО "Корпорация "МСП", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения увеличения доли закупок у субъектов ИМП
3
Отсутствие достаточного финансирования государственных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия по поддержке субъектов ИМП
Внесение в План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 - 2018 годы, дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мер по поддержке субъектов ИМП
4
Отсутствие у субъектов ИМП профессиональных возможностей обеспечить исполнение договоров, заключенных по результатам закупки, а также несоответствие субъектов ИМП требованиям, предъявляемым заказчиками к участникам закупки
Проведение мероприятий, направленных на оказание финансовой и иной поддержки субъектам ИМП в целях стимулирования их развития в качестве потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг крупнейшими заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации
5
Рост потребности субъектов ИМП в реструктуризации кредитных обязательств и отсутствие у субъектов ИМП возможностей обеспечить исполнение кредитных договоров и договоров займа, обеспеченных гарантиями и поручительствами НГС, а также несоответствие субъектов ИМП требованиям, предъявляемым НГС при предоставлении гарантий и поручительств
Реструктуризация обязательств субъектов ИМП по кредитным и гарантийным договорам. Проведение мероприятий, направленных на оказание гарантийной поддержки субъектам ИМП в целях стимулирования их развития в качестве эффективных и прибыльных предприятий и добросовестных заемщиков
6
Снижение объема кредитования субъектов ИМП банками и некредитными финансовыми организациями - партнерами НГС
Формирование механизма координации действий АО "Корпорация "МСП", иных участников НГС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, банков и некредитных финансовых организаций - партнеров НГС в целях обеспечения увеличения объемов финансирования субъектов ИМП и РГО
7
Снижение объема докапитализации АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", что приведет к снижению количества проектов ИМП, профинансированных за счет средств фонда
Проведение мероприятий, направленных на увеличение объема кредитной поддержки, оказываемой субъектам ИМП с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк"
Ключевые возможности
1
Повышение спроса со стороны субъектов ИМП на объекты лизинга - производственное оборудование отечественного производства
Внедрение единой методики "доращивания" потенциальных поставщиков, включая меры по финансовой поддержке (лизинг), в целях стимулирования их развития в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг крупнейшими заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации
2
Увеличение количества тренингов для потенциальных, начинающих и действующих предпринимателей
Выделение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию обучающих программ АО "Корпорация "МСП" в субъектах Российской Федерации
3
Легализация самозанятых граждан
Введение упрощенного способа учета самозанятых граждан и увеличение на этой основе числа граждан, обращающихся в Центры оказания услуг для оказания информационно-консультационной поддержки, и участвующих в образовательных программах, предназначенных для предпринимателей
4
Организация комплексного обслуживания субъектов ИМП при предоставлении услуг, сервисов, мер поддержки в Центрах оказания услуг
Формирование перечня услуг, сервисов, мер поддержки, предоставляемых в Центрах оказания услуг, включающего как государственные и муниципальные услуги и меры поддержки, так и услуги, предоставляемые коммерческими и некоммерческими организациями, связанные с организацией, ведением и развитием бизнеса, а также формирование реестра поставщиков таких услуг. Заключение соглашений и договоров с поставщиками услуг
6. Описание приоритетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации
государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316), подпрограмма 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства";
государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717), подпрограмма 4 "Поддержка малых форм хозяйствования", основные мероприятия "Возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования", "Поддержка начинающих фермеров", "Развитие семейных животноводческих ферм", "Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы";
государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328), подпрограмма 19 "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна", основные мероприятия "Стимулирование создания и (или) обеспечение деятельности региональных центров инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Развитие компьютерного инжиниринга";
государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330), подпрограмма 3 "Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности", основное мероприятие "Создание организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность"
Взаимосвязь с другими проектами и программами
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р);
План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году (утвержден Правительством Российской Федерации 1 марта 2016 г.);
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г.);
Программа деятельности АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" на 2016 - 2018 годы, утвержденная Советом директоров АО "Корпорация "МСП";
Стратегия Банка России по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов (утверждена Правительством Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N ИШ-П13-3745);
государственные программы субъектов Российской Федерации, содержащие мероприятия, направленные на поддержку и развитие ИМП
Формальные основания для инициации
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
протокол заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 13 июля 2016 г. N 1;
протокол заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 сентября 2016 г. N 2;
поручение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N ДМ-П6-6192
Дополнительная информация
Проект требует масштабирования на региональном и муниципальном уровнях

Еще документы:

(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.08.2017 N 9)
(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.08.2017 N 9)
(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.11.2016 N 10)
(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 N 11)