Паспорт приоритетного проекта Автоматизация контрольно-надзорной деятельности (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 N 5)

Утвержден
протоколом заседания проектного комитета
от 27 января 2017 г. N 5
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА АВТОМАТИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Наименование направления <1>
Реформа контрольно-надзорной деятельности
Краткое наименование проекта
Автоматизация КНД
Срок начала и окончания проекта
27.01.2017 - 31.12.2024
Куратор
С.Э. Приходько, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Старшее должностное лицо (СДЛ) <*>
М.А. Абызов, Министр Российской Федерации
Функциональный заказчик
Проектный комитет
Руководитель проекта
О.Б. Пак, Статс-секретарь-заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Ключевые участники проекта
Минэкономразвития России, Федеральное казначейство, Генеральная прокуратура, МВД России, МЧС России, ФАС России, ФНС России, ФТС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор, Минюст России
--------------------------------
<1> Согласно перечню, утвержденному протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет) от 13 июля 2016 г.
<*> необязательная позиция, назначается по решению президиума Совета.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА
Цель проекта
Снижение административной нагрузки на граждан и организации, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности путем снижения транзакционных издержек при взаимодействии контрольно-надзорных органов, являющихся участниками реализации приоритетной программы, (далее - КНО - участники программы) и проверяемых субъектов, за счет интерактивного взаимодействия через сеть Интернет с использованием электронных сервисов "Личного кабинета", не менее чем с 8 КНО к концу 2018 года, 12 к концу 2019 года, 43 к 2025 году, при этом не менее 90% пользователей этих сервисов удовлетворены их качеством к 2025 году.
Рост качества администрирования контрольно-надзорных функций за счет использования информационных систем, соответствующих принятому Стандарту информатизации КНД.
Показатель
Тип показателя
Базовое значение
Период, год
2017
2018
2019
2020
2025 <**>
1. Доля видов контроля (надзора) <*>, взаимодействие по которым доступно в "Личном кабинете" проверяемого субъекта
Основной
0%
15%
50%
70%
100%
100%
2. Доля проверяемых субъектов, удовлетворенных качеством электронных сервисов, предоставляемых КНО - участниками программы с использованием "Личного кабинета"
Основной
0%
50%
60%
70%
80%
90%
3. Доля КНО - участников программы <**>, обеспечивших соответствие Стандарту информатизации КНД
Основной
Не измеряется
43%
78,5%
96%
100%
100%
3.1. Доля КНО - участников программы, у которых Уровень соответствия информационных систем Стандарту информатизации КНД не ниже Базового (в ИС обеспечено:
- ведение полных реестров объектов контроля (надзора);
- сбор сведений об объекте проверки с использованием СМЭВ;
- сбор и учет показателей (индикаторов) для присвоения категорий риска объектов;
- формирование планов проверок на основании категорий риска объектов;
- предоставление в ЕРП в электронном виде данных о проверках)
Показатель второго уровня
Не измеряется
80%
100%
100%
100%
100%
3.2. Доля КНО - участников программы, у которых Уровень соответствия информационных систем Стандарту информатизации КНД не ниже Среднего (в ИС обеспечено:
- динамическая модель присвоения категорий риска (классов опасности) на основании сбора показателей (индикаторов) в электронном виде;
- использование НСИ для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий;
- возможность электронного декларирования поднадзорными субъектами на основании Проверочных листов;
- консультационная работа по электронным обращениям;
- комплексная автоматизация планирования и учета профилактических мероприятий;
- предоставление в ГАСУ в электронном виде отчетности по сводным показателям результативности и эффективности, и первичных данных о контрольно-надзорных мероприятиях)
Показатель второго уровня
Не измеряется
10%
75%
100%
100%
100%
3.3. Доля КНО - участников программы, у которых обеспечен Высокий Уровень соответствия информационных систем Стандарту информатизации КНД (в ИС обеспечено:
- автоматизированный сбор показателей/индикаторов риска с использованием "интернета вещей"
- прогнозирование рисков и присвоение категорий риска на основании результатов анализа "больших данных";
- расширенное использование НСИ, систематизированное представление обязательных требований в машиночитаемом виде в ЕИС КНД;
- использование инспекторами электронных Проверочных листов;
- возможность самодиагностики в "Личном кабинете" для проверяемых субъектов путем анкетирования на основании систематизированных обязательных требований;
- возможность оформления Акта проверки в электронном виде с использованием электронной подписи;
- возможность обжалования поднадзорными субъектами проверок в их отношении и результатов проведенных проверок с использованием электронных сервисов "Личного кабинета";
- возможность предоставления информации об исполнении предписаний от проверяемых субъектов с использованием "Личного кабинета")
Показатель второго уровня
Не измеряется
0%
30%
80%
100%
100%
4. Доля видов контроля (надзора), по которым обеспечено машиночитаемое описание систематизированных по видам деятельности и категориям объектов обязательных требований (ОТ) в ФРГУ и по которым для проверяемых субъектов в "Личном кабинете" обеспечена возможность формирования выборки ОТ по относящимся к ним объектам контроля (надзора) на основе анкетирования
Аналитический
0%
0%
5%
30%
60%
100%
--------------------------------
<*> Доля видов контроля (надзора) считается как отношение количества видов контроля (надзора), для которых выполнен критерий, к общему количеству видов, определенному Проектным комитетом.
<**> Доля рассчитывается как отношение количества КНО, соответствующих критерию, к общему количеству КНО - участников программы, определенному Проектным комитетом.
<***> ФРГУ - ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
Ключевые результаты 2017 - 2018 гг.
Ключевые результаты 2017 года:
- Произведена адаптация ЕПГУ под требования базового уровня Стандарта информатизации КНД, в Едином личном кабинете доступна информация о проверках в отношении зарегистрированного поднадзорного лица, и при наличии подписки на push-уведомления, происходит отправка сообщений об обновлении информации о проверках в ЕРП.
- Всеми КНО - участниками программы на сайтах ведомств произведено размещение исчерпывающих перечней НПА, содержащих обязательные требования по их видам контроля (надзора), с учетом требований к удобству пользователя при поиске и использовании материалов.
- В информационных системах всех КНО - участников программы исключен ручной ввод сведений о проверяемых субъектах (объектах), если сведения возможно получить в электронном виде с использованием СМЭВ.
- В результате проведенной Генеральной прокуратурой модернизации в ЕРП создана функциональность электронных паспортов проверки.
- Произведена доработка прототипа и ввод в опытную эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, с Базовым уровнем соответствия Стандарту информатизации КНД.
Ключевые результаты 2018 года:
- В Едином личном кабинете на ЕПГУ Минкомсвязью России совместно с 12 КНО - ключевыми участниками проекта реализована функциональность взаимодействия проверяемых субъектов с КНО по ключевым видам контроля и надзора:
- Электронного декларирования "Электронный инспектор", обеспечивающий возможность отправки данных декларации (заполненных Проверочных листов) на основе перечней ОТ к объектам проверки, что влияет на количество очных проверок поднадзорного лица с одновременным увеличением периода их проведения, при этом результат заполнения анализируется проверяющим КНО и включается в риск-матрицу объекта.
- Информирования поднадзорного лица о присвоенных объектам категориях риска и классах опасностей;
- Информирования проверяемого лица о планируемых в его отношении проверках, с возможностью просмотра перечней обязательных требований к объектам проверки;
- В информационных системах КНО - участников программы в "Личном кабинете должностного лица" реализовано использование электронных паспортов проверки, Проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к поднадзорным объектам. Результаты заполнения Проверочных листов инспектором, либо самим поднадзорным субъектом в его "Личном кабинете" используются для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях рисков и классах опасности.
- Произведен ввод в эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций.
Результаты проекта
Этап I (2017 г.):
Минкомсвязью России:
- Разработана функциональная архитектура единой информационной среды контрольно-надзорной деятельности (далее - ЕИС КНД) и определены требования к взаимодействию информационных систем - элементов архитектуры.
- Проведено обследование текущего состояния информатизации КНО - участников проекта для определения состава комплексных требований к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти.
- Разработаны комплексные требования к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти (далее - Стандарт информатизации КНД), предусматривающий 3 уровня соответствия функциональных возможностей информационных систем: Базовый, Средний, Высокий. [РОП]
- Произведена доработка прототипа и ввод в опытную эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, с Базовым уровнем соответствия Стандарту информатизации КНД. [Рег]
- Произведена адаптация ЕПГУ под требования базового уровня Стандарта информатизации КНД, в Едином личном кабинете доступна информация о проверках в отношении зарегистрированного поднадзорного лица, и при наличии подписки на push-уведомления, происходит отправка сообщений об обновлении информации о проверках в ЕРП.
- Совместно с Минэкономразвития России разработаны функциональные требования к модернизации Единого реестра проверок (далее - ЕРП) в части электронных паспортов проверки, ГАС "Управление" (далее - ГАСУ) в части сбора обобщенных и первичных данных о деятельности КНО, с учетом архитектуры ЕИС КНД и Стандарта информатизации КНД. [РОП, КПЭ]
- Разработаны методические рекомендации по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности, в том числе, к механизмам сбора и обработки данных, механизмам финансового обеспечения создания и эксплуатации необходимой информационно-технологической инфраструктуры в форме государственно-частного партнерства. [РОП]
- Проведен пилотный проект с участием 2 КНО - участников программы и Минэкономразвития России по построению межведомственных карт рисков на основе анализа "больших данных". [РОП]
- Сформирована методичка для КНО - участников программы по необходимым шагам для проведения мероприятий по информатизации в ведомствах: планированию ИТ бюджета, согласованию планов информатизации, процедурам контрактования, мерам по информационной безопасности, вводу в эксплуатацию.
- Проведены обучающие семинары для сотрудников ИТ подразделений КНО по тематике информатизации контрольно-надзорной деятельности в ведомствах в соответствии с планом программы "Реформа КНД".
Участниками программы:
- КНО - участниками программы проведен внутренний управленческий аудит, в результате которого определены возможности автоматизации бизнес-процессов по осуществляемым видам контрольно/надзорной деятельности.
- На основе применения Стандарта информатизации КНД в информационных системах всех КНО - участников программы созданы и используются "Личные кабинеты должностного лица" для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий с использованием исчерпывающих реестров проверяемых объектов, с учетом требований Системы управления рисками ведомств. Инспекторы всех КНО - участников программы вносят данные о проверках в "Личном кабинете должностного лица" ведомственных ИС. [РОП]
- В информационных системах всех КНО - участников программы сформированы и используются должностными лицами для планирования контрольно-надзорных мероприятий исчерпывающие реестры проверяемых объектов. [РОП]
- В информационных системах всех КНО - участников программы реализован механизм сбора, учета и обработки показателей (индикаторов) для определения и присвоения категорий риска и классов опасностей проверяемых объектов, в том числе, на основе межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). [РОП]
- Всеми КНО - участниками программы на сайтах ведомств произведено размещение исчерпывающих перечней НПА, содержащих обязательные требования по их видам контроля (надзора), с учетом требований к удобству пользователя при поиске и использовании материалов. [ОТ]
- В информационных системах всех КНО - участников программы исключен ручной ввод сведений о проверяемых субъектах (объектах), если сведения возможно получить в электронном виде с использованием СМЭВ.
- Генеральной прокуратурой совместно с Минэкономразвития России и Минкомсвязью России разработаны функциональные требования к модернизации Единого реестра проверок (далее - ЕРП), предусматривающие в том числе:
- совершенствование порядка ведения ЕРП в целях систематизации содержащейся в нем информации, касающейся правовых оснований назначения и проведения проверки, ее предмета, результатов проверки и принятых мер по устранению выявленных нарушений;
- расширение функциональных возможностей специализированного сайта, предназначенного для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информации, содержащейся в ЕРП;
- В результате проведенной Генеральной прокуратурой модернизации в ЕРП создана функциональность электронных паспортов проверки. [РОП]
- В информационных системах всех КНО - участников программы обеспечена готовность к предоставлению в электронном виде с использованием СМЭВ в ЕРП учетных данных о проверках, и в ГАСУ сведений о контрольно-надзорных мероприятиях (КНМ) и отчетности по показателям результативности и эффективности деятельности КНО, с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных. [КПЭ]
- На основе утвержденного Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований для ФОИВ (разрабатывается Минэкономразвития России), в КНО - участниках программы внедрена возможность досудебного обжалования в электронном виде, в том числе, с использованием "Личного кабинета" [Проф]
- По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм общественного контроля с использованием графических идентификаторов (QR-коды) документов проверки. [Корр]
- По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм самостоятельной оценки подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к нему обязательных требований с использованием "Личного кабинета"
- Минюстом России реализован вывод в СМЭВ базы нормативно-правовых актов для дальнейшего формирования обязательных требований. [ОТ]
- Минэкономразвития России проведена модернизация ФРГУ и совместно с Минюстом России и Минкомсвязью России апробирована возможность формирования систематизированных перечней обязательных требований из нормативно-правовых актов КНО, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (реализованы этапы подготовки справочников, систематизации обязательных требований по отношению к объектам проверки). [ОТ]
- Обучение федеральных госслужащих КНО - участников программы по вопросам профилактики коррупции происходит в том числе с использованием портала госслужбы, gossluzhba.gov.ru [Кдр]
Результаты проекта
Этап II (2018 г.):
Минкомсвязью России:
- В Едином личном кабинете на ЕПГУ Минкомсвязью России совместно с 12 КНО - ключевыми участниками проекта реализована функциональность взаимодействия проверяемых субъектов с КНО по ключевым видам контроля и надзора:
- Электронного декларирования "Электронный инспектор", обеспечивающий возможность отправки данных декларации (заполненных Проверочных листов) на основе перечней ОТ к объектам проверки, что влияет на количество очных проверок поднадзорного лица с одновременным увеличением периода их проведения, при этом результат заполнения анализируется проверяющим КНО и включается в риск-матрицу объекта.
- Информирования поднадзорного лица о присвоенных объектам категориях риска и классах опасностей;
- Информирования проверяемого лица о планируемых в его отношении проверках, с возможностью просмотра перечней обязательных требований к объектам проверки;
- Создан и функционирует при Правительстве Российской Федерации центр компетенций по технологиям работы с массивами "больших данных" (Big Data), целью которого является поиск и внедрение в контрольно-надзорной деятельности решений, использующих результаты анализа "больших данных" для повышения эффективности и результативности деятельности КНО.
- С участием 2 КНО реализованы пилотные проекты по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования сбора показателей и индикаторов для управления категориями риска в рамках "динамической модели". [РОП]
- Осуществлено нормативно-правовое закрепление использования "интернета вещей" в целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности. [РОП]
- Произведен ввод в эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций. [Рег]
Участниками программы:
- Внедрена "динамическая модель" управления категориями риска (классами опасности) позволяющая осуществлять перенос между категориями на основе данных статистики, внешних факторов и истории взаимодействия с поднадзорными субъектами. [РОП]
- По отдельным видам контроля (надзора) внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий анализа "больших данных", с учетом рекомендаций ОЭСР. [РОП]
- В информационных системах КНО внедрены алгоритмы расчета показателей результативности и эффективности КНМ на основании Базовой модели Минэкономразвития России, и автоматическая отправка данных расчета и первичных данных о проведенных КНМ в ГАС "Управление" с использованием СМЭВ. [КПЭ]
- В информационных системах КНО - участников программы реализован и используется механизм планирования и учета проведения контрольно-надзорными органами профилактических мероприятий, направленных на соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований. [Проф]
- В информационных системах КНО - участников программы в "Личном кабинете должностного лица" реализовано использование электронных паспортов проверки, Проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к поднадзорным объектам. Результаты заполнения Проверочных листов инспектором, либо самим поднадзорным субъектом в его "Личном кабинете" используются для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях рисков и классах опасности. [РОП, ОТ]
- На базе модернизированной функциональности ФРГУ КНО производится актуализация перечней ОТ и их систематизация применительно к видам деятельности, видам нарушений и ответственности за нарушения для использования в Единой модели справочников ЕИС КНД. [ОТ]
- Генеральной прокуратурой обеспечено ведение в ЕРП электронных паспортов проверок, включающих в себя данные по результатам проверок и наступившим последствиям в машиночитаемом виде. Исключена возможность проведения проверки без получения учетного идентификатора (номера) в электронном паспорте проверки ЕРП.
- На базе портала госслужбы внедрен комплекс дистанционного обучения руководителей всех уровней контрольно-надзорных органов и инспекторского состава современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, включая вопросы применения риск-ориентированного подхода, соблюдения этики служебного поведения (далее - комплекс дистанционного обучения). [Кдр]
- На базе портала госслужбы внедрен комплекс компьютерного тестирования гражданских служащих, реализующих контрольно-надзорные полномочия (модель компетенций "руководитель", модель компетенций "инспектор" в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия) (далее - комплекс компьютерного тестирования). [Кдр]
Результаты проекта
Этап III (2019 - 2025 гг.):
Минкомсвязью России:
- В Едином личном кабинете на ЕПГУ Минкомсвязью России совместно с КНО - участниками программы реализован расширенный функционал взаимодействия проверяемых субъектов с КНО:
- Самодиагностики проверяемых субъектов через анкетирование по видам деятельности, в результате которого происходит информирование субъекта об относящихся к нему объектах контроля (надзора), присвоенных им категориях риска и предъявляемых к ним перечнях ОТ;
- Интерактивного взаимодействия с КНО, в том числе, получения предписаний по результатам КНМ, ввод результатов исполнения предписаний и возможность оплаты штрафов за административные нарушения;
- Обжалования действий должностных лиц КНО в части планирования и результатов проверок.
- Совместно с КНО - участниками программы реализована возможность приема от субъектов проверок автоматических данных, поступающих с датчиков (регистраторов), позволяющих в автоматизированном режиме учитывать их показания при планировании проверок и перевода порядка проведения проверок на полностью дистанционный характер (замена проверок на автоматизированный мониторинг).
Участниками программы:
- В информационных системах КНО - участников программы внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий анализа "больших данных". [РОП]
- В информационных системах КНО - участников программы внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий анализа "больших данных". [РОП]
- В информационных системах КНО - участников программы внедрены и используются межведомственные карты рисков и проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками. [РОП]
- В информационных системах КНО - участников программы работает система "умного" государственного регулирования, позволяющая на основе мониторинга, данных "интернета вещей" и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования, осуществлять выбор форм государственного регулирования, устанавливать обязательные требования, принимать взвешенные управленческие решения. [РОП, ОТ]
- В информационных системах КНО - участников программы реализован и используется механизм оформления организационно-распорядительных документов по проверкам и Актов проверки в электронном виде, с использованием справочных значений ОТ, видов нарушений, ущерба и видов ответственности, размещенных в Единой модели справочников ЕИС КНД. Исключено оформление документов при отсутствии в справочниках актуализированных КНО значений.
- На основании результатов самообследования в "Личном кабинете" путем анкетирования по видам деятельности проверяемых субъектов в информационных системах КНО - участников программы происходит актуализация данных реестров объектов, присвоенных им классов опасности и категорий рисков.
Описание модели функционирования результатов проекта
Этап I, 2017 год
- Разработка функциональной архитектуры единой информационной среды контрольно-надзорной деятельности позволит заложить базовый фундамент для построения единого информационного пространства в части контрольно-надзорной деятельности, позволяющего, в том числе, решать задачи оперативного анализа и прогнозирования. Разработка модели ЕИС КНД закладывает основу для роста всех показателей проекта.
- Разработка и внедрение Стандарта информатизации КНД, обеспечивающего выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти, на основе требований к взаимодействию информационных систем в единой информационной среде контрольно-надзорной деятельности (далее - ЕИС КНД) позволит провести интеграцию ведомственных информационных систем в единую информационную среду контрольно-надзорной деятельности с оптимальным использованием информационных ресурсов ведомств. Создание данного Стандарта непосредственно влияет на определение базовых значений и их достижение показателями 3.1 - 3.3.
- Модель функционирования обеспечивается достижением всеми КНО Базового уровня соответствия Стандарту информатизации КНД, подразумевающим реализацию в ИС КНО следующих функциональных возможностей:
- ведение полных реестров объектов контроля (надзора);
- сбор сведений об объекте проверки с использованием СМЭВ;
- сбор и учет показателей (индикаторов) для присвоения категорий риска объектов;
- формирование планов проверок на основании категорий риска объектов;
- предоставление в ЕРП в электронном виде данных о проверках.
- Разработка и ввод в опытную эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, с Базовым уровнем соответствия Стандарту информатизации КНД позволит начать процесс интеграции в ЕИС КНД КНО с низким уровнем информатизации.
- Разработка функциональных требований к модернизации ЕРП и ГАСУ с учетом архитектуры ЕИС КНД и Стандарта информатизации КНД позволит обеспечить готовность взаимодействия информационных систем КНО - участников ЕИС КНД в электронном виде с Единым реестром проверок (ЕРП) и ГАС "Управление" (ГАСУ) с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных. Данная разработка закладывает основу для роста всех показателей проекта.
Все результаты этапа I зависят от следующих смежных проектов (в части соблюдения сроков подготовки нормативно-правовых актов и методических материалов, а также от качественного уровня их проработки):
Проект 1. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Проект 2. Создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Проект 3. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований.
Проект 4. Исключение устаревших, дублирующихся и избыточных обязательных требований.
Этап II 2018 год
- Доступность для проверяемых субъектов в Едином личном кабинете на ЕПГУ функционала взаимодействия проверяемых субъектов с КНО по ключевым видам контроля и надзора повысит открытость и понятность для бизнеса процесса электронного декларирования, механизма присвоения групп риска поднадзорным объектам, и предъявляемых к ним обязательных требованиям, а также позволит проводить своевременное информирование проверяемых субъектов о планируемых проверках, результатах проведенных проверок, и о профилактических мерах и мероприятиях, в том числе, в разрезе видов деятельности, что оказывает значительное влияние на достижение показателей 3.1 - 3.3.
- Модернизация и ввод в эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, полностью соответствующего Среднему уровню Стандарта информатизации КНД позволит обеспечить эффективное исполнение требований законодательства в части использования риск-ориентированного подхода, межведомственного взаимодействия в электронном виде при осуществлении контрольно-надзорных полномочий, снизить административную нагрузку на граждан и организации по осуществляемым субъектами Российской Федерации видам государственного контроля (надзора). Способствует достижению всех показателей проекта.
- Модель функционирования обеспечивается достижением всеми КНО Среднего уровня соответствия Стандарту информатизации КНД, подразумевающим реализацию в ИС КНО следующих функциональных возможностей:
- динамическая модель присвоения категорий риска (классов опасности) на основании сбора показателей (индикаторов) в электронном виде;
- использование НСИ для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий;
- возможность электронного декларирования поднадзорными субъектами на основании Проверочных листов;
- консультационная работа по электронным обращениям;
- комплексная автоматизация планирования и учета профилактических мероприятий;
- предоставление в ГАСУ в электронном виде отчетности по сводным показателям результативности и эффективности, и первичных данных о контрольно-надзорных мероприятиях)
Все результаты этапа II зависят от следующих смежных проектов (в части соблюдения сроков подготовки нормативно-правовых актов и методических материалов, а также от качественного уровня их проработки):
Проект 1. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Проект 2. Создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Проект 3. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований.
Проект 4. Исключение устаревших, дублирующихся и избыточных обязательных требований.
Этап III 2019 - 2025 годы
- Реализация в Личном кабинете проверяемого лица на ЕПГУ расширенного функционала интерактивного взаимодействия проверяемых субъектов с КНО (в части проведения самодиагностики проверяемых субъектов с их последующим информированием, получения предписаний по результатам контрольно-надзорных мероприятий, ввода результатов исполнения предписаний, возможности оплаты штрафов за административные нарушения и обжалования действий должностных лиц КНО, касающихся планирования и результатов проведения проверок, самообучения) позволит сократить количество проверок и организовать более эффективное использование ресурсов контрольно-надзорными органами. Достижение данного результата способствует росту показателей 3 и 5.
- Эксплуатация типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию процессов при реализации контрольно-надзорных функций, позволит обеспечить возможность для КНО с низким уровнем информатизации стать полноценными участниками ЕИС КНД. Способствует достижению всех показателей проекта.
- Модель функционирования обеспечивается достижением всеми КНО Высокого уровня соответствия Стандарту информатизации КНД, подразумевающим реализацию в ИС КНО следующих функциональных возможностей:
- автоматизированный сбор показателей/индикаторов риска с использованием "интернета вещей"
- прогнозирование рисков и присвоение категорий риска на основании результатов анализа "больших данных";
- расширенное использование НСИ, систематизированное представление обязательных требований в машиночитаемом виде в ЕИС КНД;
- использование инспекторами электронных Проверочных листов;
- возможность самодиагностики в "Личном кабинете" для проверяемых субъектов путем анкетирования на основании систематизированных обязательных требований;
- возможность оформления Акта проверки в электронном виде с использованием электронной подписи;
- возможность обжалования поднадзорными субъектами проверок в их отношении и результатов проведенных проверок с использованием электронных сервисов "Личного кабинета";
- возможность предоставления информации об исполнении предписаний от проверяемых субъектов с использованием "Личного кабинета").
Все результаты этапа III зависят от следующих смежных проектов (в части соблюдения сроков подготовки нормативно-правовых актов и методических материалов, а также от качественного уровня их проработки):
Проект 3. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований.
Проект 4. Исключение устаревших, дублирующихся и избыточных обязательных требований.
В таблице указаны ссылки на проекты приоритетной программы, влияющие на достижение того или иного результата данного проекта, а именно:
РОП - "Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности"
КПЭ - "Создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности"
ОТ - "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований на территории Российской Федерации"
Проф - "Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований"
Кдр - "Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов"
Корр - "Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности"
Рег - "Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях"
3. ЭТАПЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ
N п/п
Наименование
Тип (завершение этапа/контрольная точка)
Срок
Этап I (2017 г.):
1.
Утвержден паспорт проекта
Контрольная точка
30.01.2017
2.
Утвержден план проекта
Контрольная точка
30.01.2017
3.
Завершена разработка функциональной архитектуры единой информационной среды контрольно-надзорной деятельности
Контрольная точка
30.04.2017
4.
Завершена разработка Стандарта информатизации КНД для информационных систем, входящих в состав единой информационной среде контрольно-надзорной деятельности
Контрольная точка
30.04.2017
5.
Разработаны функциональные требования к модернизации ЕРП с учетом архитектуры ЕИС КНД и Стандарта информатизации КНД.
Контрольная точка
30.05.2017
6.
Разработаны функциональные требования к модернизации ГАСУ с учетом архитектуры ЕИС КНД и Стандарта информатизации КНД.
Контрольная точка
30.05.2017
7.
Завершена адаптация ЕПГУ под требования базового уровня Стандарта информатизации КНД в единой информационной среде контрольно-надзорной деятельности
Контрольная точка
30.11.2017
8.
Проведены предварительные испытания Личного кабинета проверяемого лица на ЕПГУ
Контрольная точка
30.12.2017
9.
Разработаны методические рекомендации по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности
Контрольная точка
30.12.2017
10.
Завершена доработка и ввод в опытную эксплуатацию прототипа типового, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций на Базовом уровне Стандарта информатизации КНД решения
Контрольная точка
01.10.2017
11.
Завершена интеграция типового облачного решения с межведомственными федеральными государственными информационными системами (разработаны унифицированные требования и регламенты обмена сведениями в рамках исполнения функций контроля и надзора, созданы механизмы информационного взаимодействие типового облачного решения с ФРГУ, ЕРП, ГАСУ, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕРСМиСП, (с использованием СМЭВ))
Контрольная точка
31.12.2017
12.
На основе применения Стандарта информатизации КНД в информационных системах КНО - участников программы созданы и используются для планирования контрольно-надзорных мероприятий исчерпывающие реестры проверяемых объектов.
Контрольная точка
31.12.2017
13.
Всеми КНО - участниками программы на сайтах ведомств произведено размещение исчерпывающих перечней НПА, содержащих обязательные требования по их видам контроля (надзора), с учетом требований к удобству пользователя при поиске и использовании материалов.
Контрольная точка
31.10.2017
14.
В информационных системах КНО - участников программы реализованы механизмы сбора, учета и аналитической обработки показателей (индикаторов) для определения категорий риска и классов опасностей проверяемых объектов, в том числе, на основе межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
Контрольная точка
31.12.2017
15.
На основе применения Стандарта информатизации КНД в информационных системах всех КНО - участников программы созданы и используются "Личные кабинеты должностного лица" для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий с использованием исчерпывающих реестров проверяемых объектов, с учетом требований Системы управления рисками ведомств.
Контрольная точка
31.12.2017
16.
Проведена апробация системы фиксации действий инспектора КНО в "Личном кабинете должностного лица", независимой от КНО - участников программы и основанной в том числе на методах распределенного ведения реестров (технология блокчейн).
Контрольная точка
31.12.2017
17.
В информационных системах КНО - участников программы исключен ручной ввод сведений о проверяемых субъектах (объектах), если сведения возможно получить в электронном виде с использованием СМЭВ
Контрольная точка
30.06.2017
18.
В информационных системах всех КНО - участников программы обеспечена готовность к предоставлению в электронном виде с использованием СМЭВ в ЕРП учетных данных о проверках, и в ГАСУ сведений о контрольно-надзорных мероприятиях (КНМ) и отчетности по показателям результативности и эффективности деятельности КНО, с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных.
Контрольная точка
31.12.2017
19.
ФГИС ЕРП модернизирована для обеспечения сбора данных в электронном виде с использованием СМЭВ о проверках и о результатах проверок, для ведения электронных паспортов проверок. В ЕРП создана функциональность электронных паспортов проверок.
Контрольная точка
31.12.2017
20.
ФГИС ФРГУ модернизирована для размещения и систематизации исчерпывающих перечней обязательных требований, исходя из конечного перечня нормативно-правовых актов, определяющих полномочия ФОИВ в части контроля (надзора), апробирована возможность формирования систематизированных перечней обязательных требований из нормативно-правовых актов КНО, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю
Контрольная точка
31.12.2017
21.
Проведен пилотный проект с участием 2 КНО - участников программы и Минэкономразвития России по построению межведомственных карт рисков на основе анализа "больших данных".
Контрольная точка
31.12.2017
22.
Сформирована методичка для КНО - участников программы по необходимым шагам для проведения мероприятий по информатизации в ведомствах: планированию ИТ бюджета, согласованию планов информатизации, процедурам контрактования, мерам по информационной безопасности, вводу в эксплуатацию.
Контрольная точка
31.12.2017
23.
Проведены обучающие семинары для сотрудников ИТ подразделений КНО по тематике информатизации контрольно-надзорной деятельности в ведомствах в соответствии с планом программы "Реформа КНД".
Контрольная точка
31.12.2017
24.
На основе утвержденного Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований для ФОИВ (разрабатывается Минэкономразвития России), в КНО - участниках программы внедрена возможность досудебного обжалования в электронном виде, в том числе, с использованием "Личного кабинета"
Контрольная точка
31.12.2017
25.
По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм общественного контроля с использованием графических идентификаторов (QR-коды) документов проверки.
Контрольная точка
31.12.2017
26.
По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм самостоятельной оценки подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к нему обязательных требований с использованием "Личного кабинета"
Контрольная точка
31.12.2017
27.
Минюстом России реализован вывод в СМЭВ базы нормативно-правовых актов для дальнейшего формирования обязательных требований.
Контрольная точка
31.12.2017
28.
Обучение федеральных госслужащих КНО - участников программы по вопросам профилактики коррупции происходит в том числе с использованием портала госслужбы, gossluzhba.gov.ru
Контрольная точка
31.12.2017
29.
Проведены предварительные испытания типового решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций на Базовом уровне Стандарта КНД
Этап I завершен
31.12.2017
Этап II (2018 г.):
30.
Завершена опытная эксплуатация типового облачного решения в пилотных ОГВ (не менее 5) и ОМСУ (не менее 15)
Контрольная точка
01.08.2018
31.
Создан и функционирует при Правительстве Российской Федерации центр компетенций по технологиям работы с массивами "больших данных" (Big Data), целью которого является поиск и внедрение в контрольно-надзорной деятельности решений, использующих результаты анализа "больших данных" для повышения эффективности и результативности деятельности КНО.
Контрольная точка
01.12.2018
32.
С участием 2 КНО реализованы пилотные проекты по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования сбора показателей и индикаторов для управления категориями риска в рамках "динамической модели".
Контрольная точка
01.10.2018
33.
Осуществлено нормативно-правовое закрепление использования "интернета вещей" в целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности.
Контрольная точка
01.08.2018
34.
В информационных системах КНО - участников программы реализован и используется механизм планирования и учета проведения контрольно-надзорными органами профилактических мероприятий, направленных на соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований.
Контрольная точка
01.05.2018
35.
В информационных системах КНО - участников программы в "Личном кабинете должностного лица" реализовано использование электронных паспортов проверки, Проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к поднадзорным объектам. Результаты заполнения Проверочных листов инспектором, либо самим поднадзорным субъектом в его "Личном кабинете" используются для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях рисков и классах опасности.
Контрольная точка
01.08.2018
36.
На базе модернизированной функциональности ФРГУ КНО производится актуализация перечней ОТ и их систематизация применительно к видам деятельности, видам нарушений и ответственности за нарушения, для использования в Единой модели справочников ЕИС КНД.
Контрольная точка
01.08.2018
37.
Обеспечено ведение в ЕРП электронных паспортов проверок, включающих в себя данные по результатам проверок и наступившим последствиям в машиночитаемом виде. Исключена возможность проведения проверки без получения учетного идентификатора (номера) в электронном паспорте проверки ЕРП.
Контрольная точка
01.08.2018
38.
Произведен ввод в эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций
Контрольная точка
01.08.2018
39.
В Едином личном кабинете на ЕПГУ Минкомсвязью России совместно с КНО - участниками программы реализована доступность функционала взаимодействия проверяемых субъектов с КНО по ключевым видам контроля и надзора: (электронного декларирования "Электронный инспектор", информирования поднадзорного лица о присвоенных объектам категориях риска и классах опасностей, информирования проверяемого лица о планируемых в его отношении проверках, с возможностью просмотра перечней обязательных требований к объектам проверки)
Контрольная точка
01.09.2018
40.
Внедрена "динамическая модель" управления категориями риска (классами опасности) позволяющая осуществлять перенос между категориями на основе данных статистики, внешних факторов и истории взаимодействия с поднадзорными субъектами.
Контрольная точка
01.10.2018
41.
По отдельным видам контроля (надзора) внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий анализа "больших данных", с учетом рекомендаций ОЭСР.
Контрольная точка
01.10.2018
42.
В информационных системах КНО внедрены алгоритмы расчета показателей результативности и эффективности КНМ на основании Базовой модели Минэкономразвития России, и автоматическая отправка данных расчета и первичных данных о проведенных КНМ в ГАС "Управление" с использованием СМЭВ.
Контрольная точка
01.10.2018
43.
На базе портала госслужбы внедрен комплекс дистанционного обучения руководителей всех уровней контрольно-надзорных органов и инспекторского состава современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, включая вопросы применения риск-ориентированного подхода, соблюдения этики служебного поведения (далее - комплекс дистанционного обучения).
Контрольная точка
01.12.2018
44.
На базе портала госслужбы внедрен комплекс компьютерного тестирования гражданских служащих, реализующих контрольно-надзорные полномочия (модель компетенций "руководитель", модель компетенций "инспектор" в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия) (далее - комплекс компьютерного тестирования).
Контрольная точка
01.12.2018
Этап III (2019 - 2025 гг.):
45.
Завершена подключение к типовому облачному решению региональных КНО (внедрено полнофункциональное решение для контрольно-надзорных органов)
Контрольная точка
01.08.2019
46.
В информационных системах КНО - участников программы реализован и используется механизм оформления организационно-распорядительных документов по проверкам и Актов проверки в электронном виде, с использованием справочных значений ОТ, видов нарушений, ущерба и видов ответственности, размещенных в Единой модели справочников ЕИС КНД. Исключено оформление документов при отсутствии в справочниках актуализированных КНО значений.
Контрольная точка
01.09.2019
47.
На основании результатов самообследования в "Личном кабинете" путем анкетирования по видам деятельности проверяемых субъектов в информационных системах КНО - участников программы происходит актуализация данных реестров объектов, присвоенных им классов опасности и категорий рисков.
Контрольная точка
01.09.2019
48.
43 КНО утверждены и используются электронные декларации и проверочные листы по всем видам контроля (надзора), в том числе в электронном виде в "Личном кабинете" проверяемых субъектов.
Контрольная точка
01.09.2019
49.
43 КНО внедрен механизм обучения (в т.ч. самообучения) подконтрольных лиц, в том числе с использованием "Личного кабинета"
Контрольная точка
01.09.2019
50.
Проведены предварительные испытания типового решения с высоким уровнем соответствия Стандарту информатизации КНД
Контрольная точка
31.10.2019
51.
В Едином личном кабинете на ЕПГУ реализован расширенный функционал взаимодействия проверяемых субъектов с КНО (самодиагностики проверяемых субъектов через анкетирование по видам деятельности, интерактивного взаимодействия с КНО, в том числе, получения предписаний по результатам КНМ, ввод результатов исполнения предписаний и возможность оплаты штрафов за административные нарушения, обжалования действий должностных лиц КНО в части планирования и результатов проверок).
Контрольная точка
31.11.2019
52.
Проект завершен
Проект завершен
01.01.2020
4. БЮДЖЕТ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА <*>
--------------------------------
<*> Для реализации проекта необходимы дополнительные источники финансирования в объеме 630 млн. руб. В случае невыделения средств результаты проекта могут быть скорректированы.
Источники финансирования
Год реализации
Всего
2017
2018
2019
2020 - ... <**>
Бюджетные источники, млн руб.
Федеральные
-
-
-
-
-
Субъектов Российской Федерации
-
-
-
-
-
Местные
-
-
-
-
-
Внебюджетные источники, млн руб.
-
-
-
-
-
ИТОГО
-
-
-
-
-
--------------------------------
<**> Указывается год получения стратегических результатов проекта.
5. ОПИСАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА
Связь с государственными программами Российской Федерации
<Перечень государственных программ Российской Федерации в сфере реализации проекта, в рамках которых реализуется проект>
Формальные основания для инициации
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года
Поддержка бизнеса и улучшение условий предпринимательской деятельности
План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р)
Повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности

Еще документы:

(приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 N 12) (с изм. от 30.05.2017)
(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 26.07.2017 N 8)