Письмо МНС РФ от 16.02.2004 N 02-3-07/21 О налогообложении бюджетных средств, получаемых организациями ЖКХ на покрытие убытков, образовавшихся в результате реализации услуг населению по регулируемым ценам (тарифам)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 16 февраля 2004 г. N 02-3-07/21
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЖКХ НА ПОКРЫТИЕ УБЫТКОВ, ОБРАЗОВАВШИХСЯ
В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
ПО РЕГУЛИРУЕМЫМ ЦЕНАМ (ТАРИФАМ)
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
1. Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и другими законодательными актами Российской Федерации предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг.
Источником компенсации льгот по оплате коммунальных услуг согласно вышеуказанному Закону и другим законодательным актам, в которых затронуты вопросы о льготах отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, определены средства федерального бюджета или средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
В связи с этим организациям, реализующим коммунальные услуги населению, сумма выпадающих доходов, образовавшаяся в результате установления отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг, возмещается из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Учитывая изложенное, организации, реализующие услуги населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам, выручку за оказанные услуги учитывают по регулируемому тарифу без применения льгот, установленных для отдельных категорий населения.
При этом следует иметь в виду, что уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на суммы недопоступивших из бюджета средств для компенсации выпадающих доходов в связи с применением льготных тарифов за оказанные услуги для отдельных категорий населения главой 25 Кодекса не предусмотрено.
Задолженность бюджета, возникшая перед организацией, учитывается в составе сомнительных и безнадежных долгов в соответствии с нормой статьи 266 Кодекса.
Организации, реализующие коммунальные услуги населению по регулируемым ценам, средства, полученные из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации на покрытие сумм превышения расходов над доходами, учитывают в составе внереализационных доходов, в том числе и в случаях, когда сумма полученных из бюджета средств больше суммы превышения расходов над доходами.
Одновременно сообщаем, что глава 25 Кодекса не содержит положения об уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, применяющих регулируемые тарифы за оказанные услуги населению на суммы недопоступивших из бюджета средств на покрытие сумм превышения расходов над доходами.
2. Операции по реализации коммунальных услуг на территории Российской Федерации согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, предусмотрен пунктом 2 статьи 154 Кодекса.
Согласно вышеуказанному пункту Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В связи с этим при реализации населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, коммунальных услуг, согласно вышеуказанной норме Кодекса, налоговая база определяется из фактической цены их реализации.
При этом суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен (тарифов), а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Разница, возникающая у налогоплательщиков в результате превышения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), над суммами налога, начисленными при реализации населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, коммунальных услуг, подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 Кодекса.
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.ГУСЕВ

Еще документы:

"О применении ККТ страховыми агентами"
"О водном налоге" (вместе с <Письмом> ФНС РФ от 11.05.2005 N 21-3-05/32)
<Об уплате НДС при осуществлении банками операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов> (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 29.09.2006 N 03-04-15/172)
<Об отражении в бухгалтерском учете и налогообложении налогом на прибыль операций с простыми векселями>