Письмо Минюста России от 13.08.2014 N 16-71832 Разъяснения по ряду вопросов в сфере нотариата

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 августа 2014 г. N 16-71832
РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО РЯДУ ВОПРОСОВ В СФЕРЕ НОТАРИАТА
В Департаменте по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой рассмотрено письмо с просьбой высказать мнение по ряду вопросов в сфере нотариата.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения Минюст России в соответствии с Положением Минюст России не обладает.
Вместе с этим полагаем возможным сообщить следующее по поставленным в письме вопросам.
1. В законе появилась более подробная, чем ранее, регламентация работы нотариальных палат. С чем это связано?
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) внесены существенные изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе в части регламентации работы деятельности нотариальных палат.
Изменение порядка формирования органов управления нотариатом предоставляет больше возможности каждому нотариусу участвовать в реальном управлении нотариальным сообществом. Введенный подход позволяет достичь баланса интересов всех нотариальных палат.
2. С чем связано появление в законе нормы о том, что отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства?
Минюст России придерживается позиции, в соответствии с которой распространение действия антимонопольного законодательства на нотариусов недопустимо.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) к хозяйствующим субъектам, на которых распространяется действие Закона о конкуренции, отнесены, в частности, иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии.
Получение лицензии на право нотариальной деятельности не влечет автоматически за собой право осуществлять эту деятельность, поскольку основанием для начала нотариальной деятельности является назначение лица на должность нотариуса приказом территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации. Также следует учитывать, что статья 34 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1) и не допускает занятие экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации следует, что ограничение монополии допустимо только в сфере экономической деятельности. Нотариат в Российской Федерации осуществляет публично-правовые функции, призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации и осуществляет свою деятельность не в экономической сфере, а в сфере защиты прав и законных интересов.
Оказание услуг правового и технического характера является деятельностью, сопутствующей основной деятельности нотариусов, и не может осуществляться отдельно от совершения нотариальных действий. Нотариусы в силу закона не вправе оказывать посреднические услуги при заключении договоров, а также заниматься никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.
Именно поэтому нотариальная деятельность не может являться предметом регулирования антимонопольного законодательства. С этим согласился и законодатель, закрепив соответствующую норму в Основах.
3. В законе появились нормы о новой роли нотариусов в процессе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Чем обусловлено это новшество?
По поручению Правительства Российской Федерации разработан механизм повышения привлекательности совершения сделок с недвижимостью при участии нотариуса, который получил закрепление в Законе N 379-ФЗ. С 1 февраля 2014 года нотариально удостоверенные сделки по отчуждению недвижимого имущества регистрируются в срок не позднее пяти рабочих дней. Закон N 379-ФЗ снял с государственного регистратора функцию проверки законности нотариальной сделки как основания регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. Развитие системы межведомственного электронного взаимодействия позволяет совершенствовать процесс регистрации государственных прав на имущество и сделок с ним, а также предоставляет нотариусу право направлять документы для регистрации права. Такой механизм, с одной стороны, позволяет обеспечить безопасность сделки, например, с наследственным имуществом (поскольку на нотариусе лежит ответственность за удостоверение таких сделок), с другой стороны, сокращается период времени, в течение которого можно зарегистрировать свое право на недвижимое имущество, регистратор освобождается от необходимости проведения правовой экспертизы документов, представляемых нотариусом.
4. Не имеет ли смысл обязать всех нотариусов выполнять все предусмотренные законом нотариальные действия в обязательном порядке? Или положения статьи 35 Основ законодательства о нотариате фактически означают обязанность каждого нотариуса совершать все предусмотренные законом нотариальные действия?
Нотариусы могут совершать все нотариальные действия, предусмотренные Основами и другими законодательными актами Российской Федерации. Отказать заявителю в совершении какого-либо нотариального действия нотариус может только в определенных законом случаях. Такие случаи перечислены в статье 48 Основ о нотариате, в частности, нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства. Если нотариус отказался совершать нотариальное действие, то по просьбе лица, которое получило такой отказ, нотариус должен изложить причины отказа в письменной форме в постановлении об отказе в совершении нотариального действия и разъяснить порядок его обжалования в районный суд по месту нахождения нотариуса.
Директор Департамента
по вопросам правовой помощи
и взаимодействия с судебной системой
С.А.ПОГУДИН

Еще документы:

"О подтверждении постоянного местопребывания"
"Об исчислении НДС организациями при реализации товаров (работ, услуг) в рамках договора простого товарищества"
"Об уплате налога на доходы физических лиц"
"О проверке полномочий при государственной регистрации юридического лица"