Письмо МНС РФ от 20.09.2004 N 04-5-03/252@ О налогообложении доходов главы и членов крестьянского (фермерского) хозяйства

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2004 г. N 04-5-03/252@
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Кодекса. Согласно пункту 5 статьи 346.1 Кодекса, правила, предусмотренные данной главой, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица. В соответствии со статьей 4 Закона N 74-ФЗ граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. Соглашение о создании фермерского хозяйства должно содержать сведения о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства.
Согласно статье 5 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что глава этого хозяйства признается предпринимателем с момента его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплата единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН), исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период, заменяет уплату налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога.
При этом индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных Кодексом обязанностей налоговых агентов. Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год, отчетным периодом - полугодие.
Плательщики ЕСХН обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации по окончании налогового и отчетного периодов. При этом индивидуальные предприниматели представляют декларации по ЕСХН по итогам календарного года и уплачивают налог не позднее 30 апреля следующего года, а по итогам полугодия - не позднее 25 дней со дня окончания полугодия.
Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Кодекса.
Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, перешедший на уплату ЕСХН, в представляемых им налоговых декларациях, определяет налоговую базу по ЕСХН за отчетный или налоговый период по результатам деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в целом.
В соответствии со статьей 15 Закона N 74-ФЗ каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты личного дохода каждому члену фермерского хозяйства определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства. При этом члены хозяйства не являются плательщиками ЕСХН, а полученные ими доходы являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.
Пунктом 14 статьи 217 Кодекса предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Данное положение применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась.
Несмотря на то, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к другим членам крестьянского (фермерского) хозяйства, он производит выплаты другим членам крестьянского (фермерского) хозяйства и в связи с этим на основании статьи 226 Кодекса признается налоговым агентом.
В соответствии со статьей 226 Кодекса налоговый агент обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц.
В соответствии со статьей 230 Кодекса глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Учитывая вышеизложенное, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, переведенного на уплату ЕСХН, вправе пользоваться льготой, предусмотренной пунктом 14 статьи 217 Кодекса.
Действительный
государственный советник
налоговой службы РФ II ранга
С.Х.АМИНЕВ

Еще документы:

"О порядке применения подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации"
<О рассмотрении обращения по вопросу о государственной экспертизе результатов инженерных изысканий>
<О применении контрольно-кассовой техники>
<По вопросу о правомерности применения договорной подсудности при рассмотрении споров о взыскании ссудной задолженности с физических лиц>