Обзор правоприменительной практики департаментов лесного хозяйства по федеральным округам при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности в 2017 году (утв. Рослесхозом 09.01.2018)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
9 января 2018 года
ОБЗОР
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ДЕПАРТАМЕНТОВ ЛЕСНОГО
ХОЗЯЙСТВА ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО НАДЗОРА (ЛЕСНОЙ
ОХРАНЫ) В ЛЕСАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ ОБОРОНЫ
И БЕЗОПАСНОСТИ В 2017 ГОДУ
Общие положения
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение), Рослесхоз осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности (далее - федеральный государственный лесной надзор).
Согласно пункту 7 раздела II Положения Рослесхоз не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Рослесхоз находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).
Минприроды России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере лесных отношений.
В соответствии с пунктом 4 Положения Рослесхоз осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Организационная структура Рослесхоза включает в себя структурное подразделение центрального аппарата, на которое возложены полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, и семь территориальных органов Рослесхоза - департаменты лесного хозяйства по федеральным округам (далее - Департаменты).
В соответствии с положениями о Департаментах, утвержденными соответствующими приказами Рослесхоза, Департаменты осуществляют федеральный государственный лесной надзор в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности на территории соответствующего федерального округа.
Подведомственные Рослесхозу учреждения (организации) не наделены правом осуществлять федеральный государственный лесной надзор.
По данным, находящимся в государственном лесном реестре, по состоянию на 01.01.2017 общая площадь лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, составляет 4,8 млн га.
Основными объектами надзора при осуществлении федерального государственного лесного надзора являются территории военных лесничеств Минобороны России - филиалы ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России (далее - ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России), а также филиалы ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Минобороны России (далее - ФГАУ "Оборонлес").
ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России имеет 39 лесничеств - филиалов ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России.
ФГАУ "Оборонлес" имеет 39 филиалов, расположенных в 62 субъектах Российской Федерации.
При осуществлении федерального государственного лесного государственные лесные инспекторы руководствуются положениями нормативных правовых актов в области государственного контроля (надзора).
Обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лесного надзора проведены в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а также во исполнение пункта 3 Плана-графика профилактических мероприятий Рослесхоза и его территориальных органов, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, утвержденного приказом Рослесхоза от 11.05.2017 N 207.
Правоприменительная практика организации и осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности.
1.1. Организация и проведение проверок.
Проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора государственными лесными инспекторами проводятся в форме плановых и (или) внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся на основании и в соответствии с утверждаемыми Департаментами на очередной год ежегодными планами проведения плановых проверок (далее - Планы проверок).
Планы проверок разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями статьи 9 Закона N 294-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.
При разработке Планов проверок учитываются особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства, установленные статьей 26.1 Закона N 294-ФЗ.
В 2017 году в Планы проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, не включались и плановые проверки в отношении указанных лиц не проводились.
В соответствии с требованиями статьи 7.2 Закона N 294-ФЗ Планы проверок на 2017 год размещались до 31.12.2016 на официальном сайте Рослесхоза в сети "Интернет".
В 2017 году запланировано проведение 23 плановых проверок в отношении юридических лиц. По состоянию на 31.12.2017 плановые проверки проведены в полном объеме.
В 2017 году проведено 12 внеплановых проверок, из них:
10 проверок проведено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований);
2 проверки проведены по основаниям, предусмотренным пунктом "а" части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (возникновение угрозы причинения вреда растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Указанные проверки проводились по согласованию с органами военной прокуратуры.
Срок проведения каждой из проверок (плановой, внеплановой) не превышал двадцать рабочих дней.
Плановая проверка проводилась в месяц, указанный в Плане проверок.
В соответствии с пунктом 74 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233, внеплановая проверка исполнению ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований (далее - предписание) проводилась в течение 15 рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения, установленного предписанием.
Нарушений сроков, установленных требованиями Закона N 294-ФЗ, при проведении проверок (плановых, внеплановых) в 2017 году не допущено.
В соответствии с частью 11 статьи 9 и частью 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ плановые и внеплановые проверки государственными лесными инспекторами проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок.
Выбор формы проведения каждой конкретной проверки обусловлен ее целями и задачами, а также основанием проведения внеплановой проверки, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям.
В 2017 году плановые проверки проводились государственными лесными инспекторами как в форме документарных, так и в форме выездных проверок.
При организации и проведении проверок соблюдены основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), установленные статьей 3 Закона N 294-ФЗ.
Грубых нарушений при организации и проведении проверок (плановых, внеплановых), установленных частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, влекущих отмену результатов проверки, государственными лесными инспекторами в 2017 году не допущено. Заявления об обжаловании действий (бездействия) Рослесхоза и его территориальных органов либо их должностных лиц в 2017 году в Рослесхоз или в его территориальные органы не поступали.
Результаты проверок государственными лесными инспекторами оформлялись в соответствии с требованиями, установленными статьей 16 Закона N 294-ФЗ.
Непосредственно после завершения проверки государственными лесными инспекторами оформлялся акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, государственными лесными инспекторами, проводившими проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимались меры, предусмотренные статьей 17 Закона N 294-ФЗ.
В частности, в случае выявления в ходе проверки нарушений обязательных требований выдавались предписания с указанием сроков их устранения, а также принимались меры по контролю по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда окружающей среде.
Информация о плановых и внеплановых проверках государственными лесными инспекторами вносится в федеральную государственную информационную систему (АИС) "Единый реестр проверок" в сроки, установленные Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415.
1.2. Организация и проведение мероприятий по контролю
в лесах
Государственными лесными инспекторами проводятся следующие мероприятия по контролю в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности:
- патрулирование лесов;
- плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков.
Указанные мероприятия по контролю в лесах проводятся без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Патрулирование лесов проводится на основании приказов об утверждении графиков и маршрутов патрулирования лесов.
Кратность патрулирования лесов увеличивается в период пожароопасного сезона с учетом классификации природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.
Плановые (рейдовые) осмотры лесных участков проводятся государственными лесными инспекторами в соответствии со статьей 13.2 Закона N 294-ФЗ. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утверждены приказом Минприроды России от 31.08.2015 N 373.
В целом государственными лесными инспекторами обеспечена единообразная практика организации и проведения мероприятий по контролю в лесах.
В 2017 году государственными лесными инспекторами проведено около 3 тыс. мероприятий по контролю в лесах.
1.3. Работа с заявлениями и обращениями граждан,
содержащими сведения о нарушении обязательных требований,
причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым
законом ценностям.
Рассмотрение обращений (заявлений) граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нарушениях обязательных требований, совершенных в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, осуществляется в том числе с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Государственными лесными инспекторами поступившие обращения рассматривались в том числе с учетом требований, установленных частью 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, а также с учетом результатов рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений.
Также государственными лесными инспекторами при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, государственными лесными инспекторами проводилась предварительная проверка поступившей информации.
Основная часть обращений, поступивших в Рослесхоз и его территориальные органы, содержала информацию о незаконных рубках лесных насаждений, самовольном использовании лесных участков или нарушении права собственности Российской Федерации на лесные участки.
1.4. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц,
индивидуальных предпринимателей к административной
ответственности за административные правонарушения,
выявленные при осуществлении федерального государственного
лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных
на землях обороны и безопасности.
В целях привлечения лиц, совершивших нарушения обязательных требований, уполномоченными должностными лицами возбуждаются и рассматриваются дела об административных правонарушениях.
Кроме того, рассматриваются дела об административных правонарушениях, возбужденные иными органами (в большинстве случаев это дела, возбужденные военными прокурорами).
За истекший отчетный период 2017 года возбуждено 245 дел об административных правонарушениях, 50 дел об административных правонарушениях поступили из органов военной прокуратуры. Всего рассмотрено 265 дел об административных правонарушениях.
Основное количество дел об административных правонарушениях возбуждены государственными лесными инспекторами по результатам проведенных ими патрулированию лесов.
Всего привлечено к административной ответственности 250 лиц, из них 109 лиц - граждане (44%), 106 лиц - должностные лица (42%), 35 лиц - юридические лица (14%).
Всего наложено административных штрафов на сумму 3,7 млн руб., из них взыскано в отчетном периоде 1,9 млн руб., или 51% от общей суммы наложенных штрафов.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях применяются положения:
статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ;
статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение (в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников за впервые совершенное административное правонарушение).
В 2017 году доля отмененных судами постановлений по делам об административных правонарушениях составила:
в Департаменте по Северо-Западному федеральному округу 13%;
в Департаменте по Приволжскому федеральному округу 3%;
в Департаменте по Уральскому федеральному округу 13%.
Постановления по делам об административных правонарушениях отменяются по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 24.5 КоАП РФ (отсутствие события, состава административного правонарушения).
В целях профилактики нарушений обязательных требований в порядке статьи 29.13 КоАП РФ уполномоченные лица вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Государственными лесными инспекторами при рассмотрении дел об административных правонарушениях в случае установления причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам внесено 10 представлений по устранению указанных причин и условий.
2. Правоприменительная практика соблюдения
обязательных требований.
Наиболее распространенные нарушения обязательных требований, совершаемые в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, являются нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (около 80% нарушений от общего количества выявленных нарушений).
Основная часть нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного лесного надзора, относятся:
нарушения запретов на разведение в лесу костров;
засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором;
нарушения требований к сжиганию мусора, а также нарушение требования об очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков и требований к складированию древесины на лесосеках.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Рослесхозом и его территориальными органами осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утверждаемой Рослесхозом программой профилактики нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований Рослесхозом обеспечено:
размещение на официальном сайте Рослесхоза в сети "Интернет" размещены перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Рослесхозом мероприятий по государственному контролю (надзору), утвержденные приказом Рослесхоза от 29.11.2016 N 504, на постоянной основе ведется работа по актуализации указанных перечней, а также на регулярно публикуется информация о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий и их результатах;
проведение на регулярной основе агитационно-разъяснительной работы, правовое просвещение и информирование населения и поднадзорных субъектов, в том числе должностных лиц Вооруженных Сил России, ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России (проведение совещаний, семинаров, публичных выступлений, профилактических бесед и т.п., всего за отчетный период проведено около 40 мероприятий).
В целях совершенствования правоприменения при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и в связи с введением в 2017 году административной ответственности за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе в 2018 году будут актуализированы перечни должностных лиц Рослесхоза и Департаментов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Еще документы: