"Нормативы времени для нормирования труда основных рабочих, нормативы численности и нормы обслуживания вспомогательных рабочих озерных солепромыслов"

Утверждены

Министерством пищевой

промышленности СССР

2 января 1980 года

Согласованы

с ЦК профсоюза рабочих

пищевой промышленности

(протокол от 19 декабря 1979 г. N 43)

НОРМАТИВЫ

ВРЕМЕНИ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ОСНОВНЫХ РАБОЧИХ,

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ И НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ

РАБОЧИХ ОЗЕРНЫХ СОЛЕПРОМЫСЛОВ

Нормативы времени для нормирования труда основных рабочих, нормативы численности и нормы обслуживания вспомогательных рабочих озерных солепромыслов разработаны в соответствии с "Основными методическими материалами по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве" (НИИтруда, М., 1971 г.) и предназначены для расчета индивидуальных и бригадных норм выработки, а также для определения численности вспомогательных рабочих.

В основу разработки нормативов положены материалы комплексного технико-экономического исследования процессов озерной добычи соли, фотохронометражных наблюдений, технические и паспортные данные применяемого оборудования.

Указанные нормативы обязательны для применения при озерной добыче соли (письмо Минпищепрома N 9 от 2 января 1980 г.).

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Настоящие нормы времени предназначены для разработки отраслевых попроцессных и комплексных норм выработки на озерную добычу соли.

На работы, не вошедшие в настоящие нормативы, предприятиям и организациям предоставляется право разрабатывать местные нормативы на основе технических и расчетных данных, а также специально проведенных фотохронометражных наблюдений. В случае если существующие организационно-технические условия не позволяют применять настоящие нормы на отдельные виды работ, министерствам и ведомствам предоставляется право на период освоения этих нормативов применять повышающий коэффициент на срок до одного года.

При внедрении нового оборудования, инструмента и приспособлений, значительно повышающих производительность труда, предприятия и организации должны разрабатывать и применять более прогрессивные нормативы.

Нормы времени рассчитаны на нормальные организационно-технические условия с учетом выполнения рабочим правил техники безопасности, эксплуатации оборудования и промсанитарии, правил ведения горных работ, производственных и технологических инструкций.

При работе механизированного комплекса, состоящего из двух и более последовательно установленных машин, норма выработки устанавливается с учетом пропускной способности лимитирующего оборудования (см. раздел "Определение норм выработки при работе механизированного комплекса").

Данные нормативы численности определяют явочную численность рабочих в смену или сутки. В масштабе суток они установлены с учетом трехсменного режима работы оборудования. Для определения списочной численности необходимо установленную по нормативам явочную численность умножить на коэффициент списочного состава.

Нормативы численности вспомогательных рабочих вспомогательных цехов установлены для совмещенной профессии рабочих "электрослесарь", выполняющих различные вида электроремонтных и слесарных работ на участке вспомогательного производства солепредприятий.

Содержание выполняемых работ излагается в соответствии с "Извлечениями из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих для предприятий соляной промышленности" (М., 1973 г.). В основу разработки нормативов численности положены результаты исследований рабочего времени, организации труда и характера расстановки работающих, степени механизации работ и передового производственного опыта.

В составе работ учтены затраты времени на выполнение следующих операций: прием и сдача смены и инструмента; получение наряда; уборка рабочего места в течение смены и в конце ее; переходы к месту работы в течение смены и в конце ее; ведение записей в сменных журналах и заполнение специальных бланков; отдых и личные надобности. Операции, не упомянутые в описании состава работ, но составляющие их часть или необходимые как дополнительные для полной занятости вспомогательного рабочего в течение смены, дополнительной оплате не подлежат. Когда фактическая численность рабочих по службам и участкам ниже установленной по нормативам и обеспечивает выполнение необходимого объема работ с соблюдением правил безопасности и технической эксплуатации оборудования, фактическая численность этих рабочих должна быть сохранена. Если фактическая численность вспомогательных рабочих выше установленной по нормативам, то должны быть осуществлены организационно-технические мероприятия и введены данные нормативы в течение года. Недостатки в организации труда и производства не могут служить основанием для увеличения фактической численности рабочих по сравнению с нормативами.

При внедрении механизации и автоматизации процессов, повышающих производительность труда, нормативы численности должны быть пересмотрены в сторону их снижения. Когда нормативная численность меньше одного человека, рабочие должны выполнять дополнительные функции, совмещая несколько видов работ, например: осмотр и ремонт помоло-погрузочного комплекса, дежурное обслуживание помоло-погрузочного комплекса, осмотр и ремонт аппаратуры защиты, осмотр силовых и осветительных сетей.

При отсутствии нормативов на отдельные виды работ предприятиям предоставляется право на основе соответствующих исследований устанавливать местные нормативы.

Работы по ремонту оборудования выполняются индивидуально или специализированной бригадой электрослесарей в мастерской, или на рабочем месте в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта в следующих организационно-технических условиях:

наличие централизованной системы организации ремонтных работ;

применение узлового метода ремонта;

выполнение работы рабочими соответствующей квалификации;

применение экономически целесообразных по условиям работы инструментов и приспособлений;

правильная организация рабочих мест, обеспечение их всем необходимым для бесперебойной работы;

рациональное размещение технологического оборудования, создание максимальных удобств по его обслуживанию и выбор целесообразных маршрутов передвижения вспомогательного рабочего;

наиболее полное и рациональное использование рабочего времени в соответствии с графиком работ на основе совмещения профессий;

создание нормальных условий труда, соответствующих правилам техники безопасности, промышленной санитарии и эстетики производства.

При необходимости проведения внеплановых ремонтов применяется вызывная система: состав бригады определяется механиком участка в зависимости от сложности ремонта.

НОРМАТИВЫ

ВРЕМЕНИ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ОСНОВНЫХ РАБОЧИХ

ОЗЕРНЫХ СОЛЕПРОМЫСЛОВ

Добыча соли солекомбайнами (табл. 1)

Организационно-технические условия выполнения работы. В начале смены звено, обслуживающее солекомбайн, осматривает его. Машинист производит подъем фрезы с целью проверки состояния зубков. Все звено производит заправку солекомбайна маслом и водой. Затем проверяются на холостом ходу все механизмы солекомбайна. К началу смены комбайновый и выводной пути должны быть передвинуты и отрихтованы так, чтобы исключить сход вагонов и солекомбайнов. Количество транспортных средств, обслуживающих солекомбайн, должно быть таким, чтобы время перерывов в ожидании транспорта не превышало времени, предусмотренного нормативами.

Состав работ. Машинист солекомбайна производит включение основных узлов и механизмов солекомбайна, насосных установок и регулирование режимов их работы; наблюдение за ходом работы узлов и механизмов, контрольно-измерительной аппаратуры комбайна, состоянием бровки траншеи вылома, качеством добываемой соли, а также обогащаемой; контроль за правильным режимом работы узлов, механизмов и электрооборудования комбайнов; предохранение их от аварийных остановок, прием качества рихтовки путей; текущие и аварийные ремонты и регулировка комбайна; полное руководство бригадой рабочих, обслуживающих комбайн, тепловоз, путевое хозяйство; ведет вахтенный журнал.

Машинист обогатительной установки производит включение основных узлов и механизмов обогатительной установки и регулирует режим их работы; наблюдение за ходом пуска и работы солекомбайна; контроль за нормальным режимом работы узлов, механизмов, электрооборудования обогатительной установки; предохранение их от аварийных остановок; контроль за качеством и полным обогащением соли; текущий и аварийные ремонты обогатительной установки.

Трубник осуществляет равномерную и полную загрузку соли в железнодорожные вагоны; следит за требуемым качеством поступающей соли в вагоны.

Таблица 1

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЛЕКОМБАЙНОВ

Нормативы времени по элементам операции на добычу соли солекомбайнами приведены в таблицах 2 - 4.

Таблица 2

ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ

Таблица 3

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ

Таблица 4

РАБОЧАЯ СКОРОСТЬ СОЛЕКОМБАЙНОВ

Регламентированные перерывы при двенадцатичасовой смене - 20 мин. на обед и 10 мин. на личные надобности. При длительности смены 17 часов - два перерыва по 20 минут и 10 минут на личные надобности.

Методика расчета норм выработки на добычу

соли солекомбайнами

Полная технологическая часовая производительность солекомбайна определяется по следующей формуле:

Примеры

СБ-130/250 (солепромысел "Бассоль")

Исходные данные:

СБ-100 (комбинат "Аралсоль")

Исходные данные:

СФК-57 (Калкаманский солепромысел)

Исходные данные:

СФК-57 (Таволжанский солепромысел)

Исходные данные:

АДС (Бурлинский солепромысел)

Исходные данные:

КСК-100 (комбинат "Куулисоль")

Исходные данные:

Добыча соли роторным экскаватором

Организационно-технические условия выполняемой работы. Перед началом работы по добыче соли роторным экскаватором машинист должен осмотреть экскаватор, смазать узлы, заправить его водой, горючим и маслом; проверить его работу на холостом ходу. Для производительной работы роторного экскаватора необходимо, чтобы он был в исправности. Количество транспортных средств должно быть таким, чтобы время перерывов в ожидании транспорта было минимальным.

Емкости для смазочных материалов должны находиться в непосредственной близости от места работы экскаватора.

На рабочем месте должно быть достаточное количество запасных частей к оборудованию, полный комплект инструментов и приспособлений.

Состав работы. Подноска инструмента и смазочных материалов, смазка и мелкий ремонт экскаватора; подгон экскаватора к забою; погрузка соли в автомашины; переезды экскаватора в забое; отгон экскаватора из забоя в конце смены; уборка инструмента и рабочего места.

Техническая характеристика экскаватора траншейного

роторного ЭР7АМ

Нормативы времени по элементам операций на добычу соли роторным экскаватором приведены в таблицах 5 - 7.

Таблица 5

ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ

Таблица 6

ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Таблица 7

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ

Регламентированные перерывы - 10 минут на личные надобности.

Методика расчета норм выработки на добычу соли

роторным экскаватором

Эксплуатационная производительность роторного экскаватора определяется по формуле:

Норма выработки на восьмичасовую смену составит:

31,9 х 8 = 255,2 т/смену.

Транспортирование соли

Транспортирование соли тепловозами (мотовозами) (табл. 8)

Организационно-технические условия выполняемой работы. Локомотивная откатка в озере должна обеспечивать своевременную вывозку соли и бесперебойную доставку к пункту погрузки порожняка.

Для улучшения организации труда предусматриваются: тщательный уход за подвижным составом, стремление возможно полнее использовать мощность локомотива, полное соблюдение правил технической эксплуатации при работе подвижного состава, умелое использование резервов времени в пунктах разгрузки и погрузки, правильное распределение обязанностей внутри бригады.

Состав работы. Прием, осмотр и смазка тепловоза, мотовоза, засыпка песка в песочницы. Управление и обслуживание тепловоза, мотовоза; содержание в исправном состоянии двигателя (дизеля), электрооборудования, тормозной системы, системы питания и смазки, сигнальных приборов и ходовых частей тепловоза, мотовоза, его подъемного оборудования, а также газораспределительного механизма при обслуживании газобаллонного и газогенераторного мотовозов. Проверка правильности и надежности сцепления тепловоза, мотовоза с вагонами. Наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов, за правильной погрузкой соли. Смазка трущихся частей механизмов и заправка двигателя, топливных баков, системы охлаждения и песочниц тепловоза, мотовоза. Участие в планово-предупредительном ремонте тепловоза, мотовоза.

Таблица 8

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕПЛОВОЗОВ

Нормативы времени по элементам операций на транспортирование соли тепловозами (мотовозами) приведены в таблицах 9 - 12.

Таблица 9

ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ

Таблица 10

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ

Таблица 11

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕРЫВЫ

Регламентированные перерывы. Перерыв на отдых - 20 мин. и 10 мин. - на личные надобности.

Таблица 12

РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Методика расчета норм выработки при транспортировании

соли мотовозами и тепловозами

Нормативная сменная производительность тепловоза и мотовоза определяется по формуле:

Транспортирование соли автомашинами (табл. 13)

Организационно-технические условия выполняемой работы. Эффективное использование автомашин зависит от применения рациональной схемы движения, согласованности совместной работы экскаватора и автомашины, состояния дорог, качественного содержания и ремонта автомобильного парка и проведения мероприятий, снижающих влияние атмосферных условий на работу автотранспорта.

Трассы движения машин должны содержаться в чистоте и исправном состоянии. Трассы должны быть освещены и оснащены дорожными знаками.

Машина должна быть загружена таким образом, чтобы исключалось просыпание соли из кузова. Длительность обмена автомашин у экскаваторов определяется правильной установкой автомобиля. При выборе схемы установки необходимо руководствоваться следующими основными положениями:

1. Погрузка должна производиться при небольшом угле поворота экскаватора и при оптимальной длине выдвигающейся части балок рукояти.

2. Ковш экскаватора при погрузке должен проходить наибольшее расстояние вдоль длинной стороны автомашины с целью обеспечения полноты загрузки кузова и уменьшения просыпания соли.

3. Площадь погрузки должна обеспечивать свободный обмен автомобилей у экскаватора с минимальной затратой времени.

Состав работы. Подноска инструмента, осмотр, смазка и мелкий ремонт автомашины; заправка автомашины водой, маслом, топливом; движение автомашины с грузом и без груза; установка автомашины под погрузку и выгрузку; выгрузка соли, маневры машины; отгон автомашины на место стоянки в конце смены; уборка инструмента и рабочего места.

Таблица 13

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОТРАНСПОРТА

Нормативы времени по элементам операции на транспортирование соли автомашинами приведены в таблицах 14 и 15.

Таблица 14

ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ

Таблица 15

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ

Регламентированные перерывы - 10 мин. на личные надобности.

Средняя скорость движения автомашин - 49,3 км/час.

При бездорожье, вызываемом атмосферными осадками, производится снижение скорости до 15 - 20% (или нормы наработки до 10%). Размер снижения скоростей или норм выработки и сроки их действия определяются в этом случае приказом руководителя.

Методика расчета норм выработки на транспортирование

соли автомашинами

Эксплуатационная производительность автомашины определяется по формуле:

Погрузка соли экскаватором в автомашины (таблицы 16 - 19)

Организационно-технические условия для выполняемой работы. Подъезды к экскаватору должны быть зачищены с помощью бульдозера или других средств. Забой должен бесперебойно обеспечиваться электроэнергией.

Количество транспортных средств, обслуживающих погрузочные средства, должно быть таким, чтобы время перерывов в связи с ожиданием транспорта не превышало время, предусмотренное нормативами.

Емкости для смазочных материалов должны находиться в непосредственной близости от места работы погрузочных машин.

На рабочем месте должно быть достаточное количество запасных частей к оборудованию, полный комплект инструментов и приспособлений.

Для улучшения организации труда необходимо: тщательный уход за машиной и содержание ее в исправном состоянии, строгое выполнение правил технической эксплуатации экскаваторов, рациональное расположение экскаватора в забое, обеспечивающее минимальный угол поворота при разгрузке и меньшее число передвижек; совмещение некоторых операций рабочего цикла экскаватора; обеспечение наиболее полной загрузки ковша и транспортных средств.

Состав работы. Подноска инструмента и смазочных материалов; осмотр, смазка и мелкий ремонт экскаватора; подгон экскаватора к забою; погрузка соли в автомашины, подкидка соли к ковшу, переезды экскаватора в забое. Заправка горючими и смазочными материалами для дизельного экскаватора. Наблюдение за контрольно-измерительными приборами, а также прочностью канатов, блоков, креплением двигателей и тормозных устройств. Планировка забоя, управление экскаватором при передвижении и маневрах, регулирование ходовых механизмов. Обеспечение технически правильной разработки забоя и эффективного использования экскаватора. Отгон экскаватора из забоя в конце смены, уборка инструмента и рабочего места.

Таблица 16

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСКАВАТОРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ

ДЛЯ ПОГРУЗКИ СОЛИ

Таблица 17

ТЕХНИЧЕСКИЕ И РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ ЭКСКАВАТОРА

Нормативы времени по элементам операции на погрузку соли

экскаватором в автомашины

Таблица 18

ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ

Таблица 19

ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Регламентированные перерывы. Время на личные надобности - 10 мин.

Методика расчета норм выработки на погрузку

соли экскаватором

Норма выработки для экскаватора определяется по формуле:

Разгрузка железнодорожных вагонов с солью

Разгрузка железнодорожных вагонов с солью разгрузочной

машиной типа ТР-2А (таблицы 20 - 23)

Организационно-технические условия выполняемой работы. В начале смены машинист разгрузочной машины типа ТР-2А, во время отсутствия груженых вагонов с солью, производит необходимый текущий ремонт, смазку и опробование разгрузочной машины. После необходимой подготовки машинист приступает к работе. Разгрузка железнодорожных вагонов с солью разгрузочной машиной ТР-2А производится непосредственно на бугор. После разгрузки состава, состоящего из 9 вагонов, машинист производит перемещение машины (холостой ход) в обратном направлении для разгрузки следующих вагонов с солью.

Состав работы. Прием и сдача смены; проверка исправностей разгрузочной машины типа ТР-2А; подготовка ее к работе и опробование; проверка состояния кабелей, электродвигателей, конвейеров и ковшового элеватора, разгрузочных механизмов; выявление причин неисправности разгрузочной машины ТР-2А и устранение мелких неполадок; управление и перемещение разгрузочной машины ТР-2А.

Техническая характеристика разгрузочной машины ТР-2А

Нормативы времени по элементам операции на разгрузку

железнодорожных вагонов с солью разгрузочной машиной ТР-2А

Таблица 20

ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ

Таблица 21

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ РАЗГРУЗКИ ОДНОГО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА РАЗГРУЗОЧНОЙ МАШИНОЙ ТР-2А

Таблица 22

ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕРЫВЫ

Таблица 23

ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Регламентированные перерывы. Время на личные надобности - 10 мин.

Методика расчета норм выработки на разгрузку

железнодорожных вагонов с солью разгрузочной машиной

типа ТР-2А

Сменная норма производительности разгрузочной машины типа ТР-2А (в вагонах) определяется по формуле:

Разгрузка железнодорожных вагонов с солью вручную (табл. 24)

Организационно-технические условия работы. В начале смены бригада по разгрузке вагонов с солью вручную должна привести рабочее место в безопасное состояние. Рабочее место должно быть оснащено ломом, лопатой, молотом и грузоподъемными механизмами для закрытия люков, а также тягальной лебедкой для перестановки вагонов и малой лебедкой для подтягивания крюка для зацепки вагонов.

Состав работ. Грузчики производят разгрузку вагонов, открывают и закрывают люки и борта, следят за наполнением завальной ямы, производят текущий ремонт грузоподъемных механизмов, а также смазку механизмов вагонов. Производят уборку рабочего места.

Нормативы времени по элементам операций на разгрузку железнодорожных вагонов вручную. Подготовительно-заключительные элементы операции. Прием и сдача смены - 8 мин.

Таблица 24

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА РАЗГРУЗКУ

ОДНОГО ВАГОНА С СОЛЬЮ

Регламентированные перерывы: 3 перерыва по 10 минут при длительности смены 8 часов и 5 перерывов по 10 минут при 17-часовой смене. Время на личные надобности - 10 мин.

Методика расчета норм выработки

Норма заработки (в вагонах) на разгрузку соли из железнодорожных вагонов грузчиками рассчитывается по формуле:

--------------------------------

<*> Количество обменов округляется до ближайшего целого числа.

Примеры

Разгрузка железнодорожных вагонов с солью

на комбинате "Аралсоль"

Разгрузка железнодорожных вагонов с солью

на Таволжанском солепромысле

Разгрузка железнодорожных вагонов с солью

на Бурлинском солепромысле

Разгрузка железнодорожных вагонов с солью

на комбинате "Куулисоль"

Транспортирование и планировка соли бульдозером

(табл. 25 - 28)

Организационно-технические условия выполняемой работы. На рабочем месте должно быть достаточное количество запасных частей к бульдозеру, полный комплект инструментов и приспособлений.

Емкости для смазочных материалов должны находиться в непосредственной близости от места работы бульдозера.

Для улучшения организации труда необходимо: тщательный уход за машиной и содержание ее в исправном состоянии, строгое выполнение правил технической эксплуатации бульдозеров.

Состав работы. Подноска инструмента и смазочных материалов, осмотр, смазка и мелкий ремонт бульдозера; подгон бульдозера к месту работы в начале смены и отгон на место стоянки в конце смены; смазка трущихся деталей, выполнение профилактического ремонта и участие в текущем и среднем ремонтах; управление бульдозером при перемещении соли и при выполнении планировочных работ; уборка инструмента и рабочего места.

Таблица 25

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУЛЬДОЗЕРОВ

С НЕПОВОРОТНЫМ ОТВАЛОМ

Таблица 26

ТЕХНИЧЕСКИЕ И РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ БУЛЬДОЗЕРОВ

Нормативы времени по элементам операций на транспортирование и планировку соли бульдозером приведены в таблицах 27 и 28.

Таблица 27

ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ

Таблица 28

ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Регламентированные перерывы: время личных надобностей - 10 мин.; один перерыв - 20 мин.

Методика расчета норм выработки на транспортирование

и планировку соли бульдозером

Эксплуатационная производительность бульдозера при разработке и перемещении грунта определяется по формуле:

где:

l - длина отвала в м;

h - высота отвала в м;

ро - угол естественного откоса грунта в движении;

пси - коэффициент на потери грунта, зависящий от дальности перемещения его:

пси ~ 1 - 0,005L,

где:

L - дальность перемещения грунта в м;

n - число рабочих циклов в час.:

или на 8-часовую смену:

56 х 8 = 448 т/смену.

Определение норм выработки при работе

механизированного комплекса

При определении норм выработки при работе механизированного комплекса, состоящего из двух или более последовательно установленных машин, норма выработки устанавливается с учетом пропускной способности лимитирующего оборудования. При работе солепромысла по добыче соли образуется технологическая цепь: солекомбайн - транспорт - завальная яма. Если, например, сменная норма выработки на солекомбайн - 700 <*> т/смену, транспорта - 1000 т/смену, завальной ямы - 1500 т/смену, норма выработки устанавливается 700 т/смену на весь технологический комплекс. При работе экскаватора норма его выработки определяется количеством автотранспорта, работающего в смену с экскаватором. Например: норма выработки экскаватора по нормативам - 900 т/смену. Фактически под погрузку подается 5 автомашин со сменной нормой выработки 20 т/смену. Норма выработки экскаватора: 5 х 20 = 100 т/смену.

--------------------------------

<*> Для примера взяты условные данные.

НОРМАТИВЫ

ЧИСЛЕННОСТИ И НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

ОЗЕРНЫХ СОЛЕПРОМЫСЛОВ

Ремонт помоло-погрузочного оборудования

Состав работы. Капитальный и текущий ремонт машин, аппаратов и электрооборудования; проверка наличия и качества смазки; опробование и регулировка всех машин и механизмов участка; устранение мелких неисправностей; осмотр и ремонт пусковой аппаратуры, кабельной и осветительной сети; устройство заземления и световых точек; замена электроламп, проверка трансформаторных установок и распределительных щитов. Нормативы численности в зависимости от факторов определяются по данным табл. 29.

Таблица 29

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

ПО РЕМОНТУ ПОМОЛО-ПОГРУЗОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Примечание. Перечень действующего оборудования: транспортеры <*>, элеваторы, шнеки, грохоты, сепараторы, вальцовые станки, дробилки, солераскидчики, питатели, действующие устройства, мешкозашивочные машины.

--------------------------------

<*> За единицу оборудования принят ленточный транспортер длиной 20 м. Если длина транспортера больше или меньше, делением на 20 определяется количество единиц. То же касается элеваторов и шнеков, где соответственно эталонная длина шнека 10 м, вертикальных элеваторов - 15 м.

Ремонт оборудования брикетных цехов

Состав работ. Осмотр, текущий и капитальный ремонт механического оборудования, силовой и осветительной сети, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, сопротивления и магнитных пускателей; испытание и наладка оборудования после ремонта; устройство заземления электроустановок. Нормативы численности в зависимости от факторов определяются по данным табл. 30.

Таблица 30

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

ПО РЕМОНТУ ОБОРУДОВАНИЯ БРИКЕТНЫХ ЦЕХОВ

Примечание. Перечень действующего оборудования: питатели, элеваторы, транспортеры, шнеки, дозирующие устройства, прессовое оборудование.

Ремонт вагонов

Состав работ. Осмотр и очистка вагонов от соли. Замена износившихся частей тяг, буферов. Ремонт пневматических систем, отдельных узлов вагонов, смазка подшипников, доставка запасных частей и деталей. Управление механизмами, применяемыми при ремонте вагонов.

Нормативы численности в зависимости от факторов определяются по данным табл. 31.

Таблица 31

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

ПО РЕМОНТУ ВАГОНОВ

Ремонт тракторов

Состав работ. Монтаж и демонтаж, планово-предупредительный осмотр и ремонт тракторов и бульдозеров. Монтаж и демонтаж трубопроводов. Испытание, наладка и обкатка после ремонта. Доставка смазочных и обтирочных материалов, а также запчастей. Ведение журнала учета работы тракторов.

Нормативы численности в зависимости от факторов определяются по данным табл. 32.

Таблица 32

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

ПО РЕМОНТУ ТРАКТОРОВ

Капитальный ремонт оборудования

Состав работ. Капитальный ремонт оборудования, механизмов, транспортирующих устройств, электродвигателей, преобразователей и др. Замена узлов, приводов транспортеров и др. Испытание и наладка машин и механизмов, средств автоматизации и оборудования после ремонта и монтажа. Доставка запчастей и ведение журнала учета.

Нормативы численности в зависимости от факторов определяются по данным табл. 33.

Таблица 33

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

ПО КАП. РЕМОНТУ ОБОРУДОВАНИЯ

Примечание. Перечень действующего оборудования: солекомбайны, тепловозы, скреперные лебедки, грохоты, транспортеры, дозирующие устройства, насосы, подстанции, дробилки, вальцовые станки, шнеки, прессовое оборудование и др.

Ремонт электротехнического оборудования

Состав работ. Наблюдение за исправным состоянием ЛЭП высокого и низкого напряжения; устранение повреждений; выполнение ремонта установленных линий электропередачи; переноска линий с установкой опор, монтажом и демонтажом проводов, изоляторов и крепежа; установка разрядников на опорах; устройство заземлений; ремонт электродвигателей, трансформаторов, передвижных распределительных ячеек и другого электротехнического оборудования.

Нормативы численности рабочих в зависимости от факторов определяются по данным табл. 34.

Таблица 34

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Примечание. Перечень действующего оборудования: трансформаторы, распределительные устройства, генераторы, выпрямители, пускатели, фидерные автоматы, электродвигатели.

Ремонт тепловозов (мотовозов)

Состав работ. Монтаж и демонтаж, планово-предупредительный осмотр и ремонт тепловозов (мотовозов). Испытание и наладка тепловозов (мотовозов) после ремонта, получение и доставка смазочных и обтирочных материалов, а также запчастей. Ведение журнала учета работы тепловозов (мотовозов).

Нормативы численности рабочих в зависимости от факторов определяются по данным табл. 35.

Таблица 35

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

ПО РЕМОНТУ ТЕПЛОВОЗОВ (МОТОВОЗОВ)

Ремонт оборудования на участке добычи соли

Состав работ. Осмотр, текущий и капитальный ремонт механизмов и оборудования, электромоторов, транспортирующих устройств и установок, распределительных щитов, пусковой аппаратуры, применяющихся на участке добычи соли. Замена заклепок, болтов и металлоконструкций в соответствии с применяемыми чертежами и схемами. Монтаж, демонтаж, разработка, сборка, наладка, пробный пуск оборудования после ремонта. Определение степени изношенности узлов и деталей. Смазка блоков и частей механизмов.

Нормативы численности в зависимости от факторов определяются по данным табл. 36.

Таблица 36

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ

ПО РЕМОНТУ ОБОРУДОВАНИЯ НА УЧАСТКЕ ДОБЫЧИ СОЛИ

Примечание. Перечень действующего оборудования: солекомбайны, транспортеры, насосы, подстанции.

Нормативные формулы для расчета численности

вспомогательных рабочих по видам работ

Методические указания по определению списочного

состава рабочих

При определении списочной численности рабочих по рабочим местам, участкам и цехам необходимо установленную по нормативам явочную численность умножить на коэффициент списочного состава:

Еще документы: