Нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1989 N 233/13-15)

Утверждены
Постановлением
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
и Секретариата ВЦСПС
от 6 июля 1989 г. N 233/13-15
НОРМАТИВЫ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОТДЕЛОВ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
(БЮРО, СЕКТОРОВ) НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Данные нормативы утверждены Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1989 г. N 233/13-15.
С введением в действие нормативов численности, утвержденных указанным Постановлением, признаны утратившими силу нормативы численности работников отделов технического обучения (бюро, секторов и ст. инженеров по подготовке кадров) на предприятиях, изданные в 1982 и 1985 гг.
Сборник содержит нормативы численности для основных видов работ, выполняемых работниками отделов подготовки кадров (ОПК) на предприятиях и в объединениях: планирование непрерывного обучения кадров; организация непрерывного профессионального и экономического обучения рабочих; организация индивидуального обучения рабочих; организация непрерывного обучения руководителей, специалистов и служащих; участие в организации обучения по повышению общеобразовательного уровня работников (совместно с отделом кадров и общественными организациями); контроль за ведением учебного процесса; организация и оформление прохождения производственной практики учащихся и студентов; организация общественно полезного, производительного труда школьников и работа по профориентации молодежи; организация практического обучения молодых специалистов в период прохождения ими стажировки; участие в организации и проведении смотров (конкурсов); участие в анализе результатов обучения; составление сметы затрат на все виды обучения; составление отчета о профессиональном и экономическом обучении кадров.
Нормативы численности работников отделов подготовки кадров рекомендуются для применения на предприятиях и в объединениях всех отраслей промышленности.
Сборник разработан Центральным бюро нормативов по труду Госкомтруда СССР с участием предприятий и объединений следующих министерств (ведомств): Минэлектротехприбора СССР, Госкомлегпрома при Госплане СССР, Минстанкопрома СССР, Минхимнефтепрома СССР, Минлеспрома СССР, Минэнерго СССР, Миноборонпрома СССР, Минуглепрома СССР, Госкомлеса СССР.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Нормативы численности рекомендуются для расчета численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях и в объединениях всех отраслей промышленности.
1.2. В основу разработки нормативов численности положены данные по изучению практики применения сборника, изданного в 1982 г., на предприятиях промышленности:
а) фотографии рабочего времени;
б) технические расчеты;
в) данные оперативного учета и отчетности;
г) результаты анализа трудовых процессов в целях рационализации приемов и методов труда и организации рабочих мест.
1.3. При разработке сборника использованы следующие материалы:
Нормирование труда служащих. Методические рекомендации (М.: НИИ труда, 1979);
Методические основы нормирования труда рабочих в народном хозяйстве (М.: Экономика, 1987);
Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства (утверждено Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22);
Типовое положение об отделе технического обучения производственного (научно-производственного) объединения, предприятия, организации (Постановление Госкомтруда СССР, Госпрофобра СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 апреля 1982 г. N 86/11/4-76) с учетом расширенных функций отдела в соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства.
1.4. Нормативы численности установлены по видам работ, исходя из годового объема их выполнения.
1.5. Нормативы разработаны на явочную численность. Списочная численность работников отделов подготовки кадров рассчитывается на месте.
Числовые значения факторов, указанных в таблицах нормативов численности, определяются как среднегодовые величины за последний год.
1.6. При расчете нормативов численности учтены затраты времени на подготовительно-заключительные работы, отдых (включая физкультпаузы) и личные потребности.
1.7. Наименование должностей: начальника отдела (бюро, сектора) и инженеров по подготовке кадров в настоящем сборнике указаны в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, выпуск I, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 г. N 102/6-142.
1.8. Нормативы численности, содержащиеся в сборнике, установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ.
1.9. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано "до", следует понимать включительно.
1.10. Если работники отделов подготовки кадров по роду своей деятельности или специфике условий производства не выполняют отдельные виды работ, указанные в сборнике, то при расчете общей численности предусмотренная на выполнение этих видов работ численность не учитывается.
1.11. Работы, выполняемые начальником отдела подготовки кадров (бюро, секторов), предусмотрены в составе работ и учтены в нормативах численности.
1.12. Нормативы численности на такие работы, как разработка и представление совместно с профсоюзным комитетом на рассмотрение совета по профессиональному и экономическому обучению кадров предприятия и утверждение руководству предприятия мероприятий по созданию и расширению учебно-материальной базы, приобретению учебной и справочной литературы, изготовлению силами предприятия учебно-наглядных пособий, технических средств обучения; осуществление совместно с цехами и отделами работ по оборудованию и оснащению учебных кабинетов, лабораторий, учебных участков, мастерских в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ведение учебного хозяйства; организация совместно с руководителями подразделений лекций, консультаций, посещений выставок, передовых предприятий для рабочих и специалистов, занимающихся самообразованием; оказание содействия в обеспечении их соответствующей научной, технической и экономической информацией, литературой, учебными пособиями; организация экскурсий для студентов вузов и учащихся техникумов, ПТУ и школ; подготовка предложений по вопросам обучения кадров для включения в коллективные договоры и социалистические обязательства и др., определены в размере 10% от нормируемых работ (см. Пример расчета численности работников ОПК в Приложении).
Нормативная численность работников отделов подготовки кадров на предприятии определяется по формуле:
                          Ч    = Ч  x К,
                           общ    н

    где Ч  -  суммарная  численность,  предусмотренная  сборником,
         н
которая  определяется  по  формуле: Ч  = Ч  + Ч ... + Ч ,  где Ч ,
                                     н    1    2       п        1
Ч ... Ч  -  нормативы  численности,  предусмотренные  сборником на
 2     п
выполнение конкретного вида работ;
    К -  коэффициент,  учитывающий  затраты  труда  на  выполнение
работ, не предусмотренных в нормативной части сборника.
1.13. Канцелярские, машинописные и библиотечные работы нормируются по соответствующим сборникам.
1.14. Численность инструкторов (мастеров) производственного обучения в сборнике в штат ОПК не включена.
1.15. На предприятиях с общей численностью работающих до 500 человек норматив численности инженеров по подготовке кадров рекомендуется устанавливать в количестве одного человека.
1.16. Рабочее место инженеров по подготовке кадров рекомендуется организовать в соответствии с межотраслевыми методическими рекомендациями НИИ труда "Организация инженерного труда в производстве" (1985 г.). Условия труда указанных работников должны соответствовать санитарным нормам (СН-495-77).
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
§ 1. ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ
Содержание работы. Проведение с соответствующими службами работы по определению потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих, руководителей, специалистов и служащих на планируемый период в структурных и производственных единицах предприятия. Разработка совместно со структурными подразделениями проектов пятилетних и годовых планов профессионального и экономического обучения кадров в разрезе профессий, специальностей, видов и форм обучения по каждому подразделению и предприятию в целом. Организация совместно с советом трудового коллектива, профсоюзным комитетом обсуждения проектов пятилетних и годовых планов непрерывного обучения кадров в трудовых коллективах предприятия; подготовка к заседанию совета по профессиональному и экономическому обучению кадров для обсуждения проектов планов.
Разработка предложений по составу членов совета по профессиональному и экономическому обучению кадров, планирование работы совета и подготовка материалов к его заседаниям, участие в реализации решений совета; представление в установленном порядке проектов планов на утверждение руководителю предприятия, доведение их до структурных подразделений и организаций и контроль их выполнения.
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Таблица 1
┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┬────┐
│Среднесписоч-│               Количество пунктов плана               │N   │
│ная числен-  ├────┬─────┬────┬────┬────┬────┬─────┬─────┬─────┬─────┤нор-│
│ность работа-│до 5│6 - 9│10 -│20 -│41 -│81 -│176 -│361 -│501 -│651 -│ма- │
│ющих, чел.   │    │     │19  │40  │80  │175 │360  │500  │650  │800  │тива│
│             ├────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┤    │
│             │              нормативы численности, чел.             │    │
├─────────────┼────┬─────┬────┬────┬────┬────┬─────┬─────┬─────┬─────┼────┤
│До 500       │0,04│0,05 │0,05│0,06│0,07│0,08│0,09 │0,11 │0,13 │0,15 │1   │
│501 - 1000   │0,05│0,06 │0,06│0,07│0,08│0,10│0,11 │0,13 │0,15 │0,17 │2   │
│1001 - 2000  │0,06│0,06 │0,07│0,08│0,10│0,11│0,13 │0,15 │0,17 │0,19 │3   │
│2001 - 2500  │0,06│0,07 │0,08│0,10│0,11│0,13│0,15 │0,17 │0,19 │0,22 │4   │
│2501 - 3500  │0,07│0,08 │0,10│0,11│0,13│0,15│0,17 │0,19 │0,22 │0,25 │5   │
│3501 - 4500  │0,08│0,10 │0,11│0,13│0,15│0,17│0,19 │0,22 │0,25 │0,29 │6   │
│4501 - 6000  │0,10│0,11 │0,13│0,15│0,17│0,19│0,22 │0,25 │0,29 │0,33 │7   │
│6001 - 8000  │0,11│0,13 │0,15│0,17│0,19│0,22│0,25 │0,29 │0,33 │0,38 │8   │
│8001 - 11000 │0,13│0,15 │0,17│0,19│0,22│0,25│0,29 │0,33 │0,38 │0,44 │9   │
│11001 - 14000│0,15│0,17 │0,19│0,22│0,25│0,29│0,33 │0,38 │0,44 │0,51 │10  │
│14001 - 18000│0,17│0,19 │0,22│0,25│0,29│0,33│0,38 │0,44 │0,51 │0,58 │11  │
│18001 - 24000│0,19│0,22 │0,25│0,29│0,33│0,38│0,44 │0,51 │0,58 │0,67 │12  │
│24001 - 30000│0,22│0,25 │0,29│0,33│0,38│0,44│0,51 │0,58 │0,67 │0,77 │13  │
├─────────────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│             │ а  │  б  │ в  │ г  │ д  │ е  │  ж  │  з  │  и  │  к  │    │
└─────────────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴────┘
Примечание. Под пунктом плана понимается в отдельности вид обучения, категория и профессия (специальность) обучающихся.
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ
Содержание работы. Разработка в установленном порядке учебно-методической документации (учебных планов, программ, методических рекомендаций и др.) с учетом действующих нормативных документов и требований производства и обеспечение ею учебного процесса. Подбор и представление на рассмотрение совета по профессиональному и экономическому обучению кадров к утверждению администрацией предприятия по согласованию с партийным и профсоюзным комитетами состава цеховых организаторов, преподавателей, инструкторов (мастеров) производственного обучения, наставников молодежи из числа специалистов и высококвалифицированных рабочих; организация повышения их профессионального, педагогического и методического уровня, общественной аттестации преподавателей и инструкторов.
Установление по согласованию с профсоюзным комитетом и представление на утверждение администрации режима занятий для всех видов и форм профессионального и экономического обучения кадров, а также размеров оплаты труда преподавателей, инструкторов (мастеров) производственного обучения, цеховых организаторов. Комплектование учебных групп, подготовка проекта приказа об организации учебы.
Подбор и представление на утверждение администрации состава центральной квалификационной комиссии предприятия по аттестации рабочих, прошедших обучение в различных его формах, цеховых квалификационных комиссий; организация работы по приему пробных работ при индивидуальном и курсовом обучении рабочих в подразделениях предприятия; проведение с членами квалификационных комиссий постоянной методической работы; осуществление контроля за работой комиссий по соблюдению установленных требований при аттестации и присвоении квалификации рабочим.
Организация обучения рабочих вторым (смежным) профессиям.
Организация повышения квалификации рабочих на производственно-экономических курсах, курсах целевого назначения, курсах бригадиров, в школах передовых приемов и методов труда.
Организация на договорных началах подготовки, переподготовки, обучения рабочих вторым (смежным) профессиям и повышения их квалификации на других предприятиях, в профессионально-технических учебных заведениях, учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах; проведение профессионального обучения рабочих для других предприятий.
Изучение и распространение совместно с профсоюзным комитетом опыта работы по непрерывному профессиональному и экономическому обучению кадров в структурных подразделениях предприятия, на производственных участках, в бригадах.
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Таблица 2
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────┬────┐
│Среднесписоч-│   Количество групп по профессиональному и   │N   │
│ная числен-  │           экономическому обучению           │нор-│
│ность работа-├──────┬───────┬───────┬────────┬──────┬──────┤ма- │
│ющих, чел.   │до 10 │11 - 25│26 - 65│66 - 160│161 - │401 - │тива│
│             │      │       │       │        │400   │1100  │    │
│             ├──────┴───────┴───────┴────────┴──────┴──────┤    │
│             │         нормативы численности, чел.         │    │
├─────────────┼──────┬───────┬───────┬────────┬──────┬──────┼────┤
│До 500       │0,59  │0,69   │0,79   │-       │-     │-     │1   │
│501 - 1000   │0,69  │0,79   │0,92   │1,06    │-     │-     │2   │
│1001 - 2000  │0,79  │0,92   │1,06   │1,21    │1,39  │1,61  │3   │
│2001 - 3000  │0,92  │1,06   │1,21   │1,39    │1,61  │1,85  │4   │
│3001 - 5500  │1,06  │1,21   │1,39   │1,61    │1,85  │2,12  │5   │
│5501 - 9500  │-     │1,39   │1,61   │1,85    │2,12  │2,44  │6   │
│9501 - 18000 │-     │-      │-      │2,12    │2,44  │2,81  │7   │
│18001 - 30000│-     │-      │-      │2,44    │2,81  │3,23  │8   │
├─────────────┼──────┼───────┼───────┼────────┼──────┼──────┼────┤
│             │  а   │   б   │   в   │   г    │  д   │  е   │    │
└─────────────┴──────┴───────┴───────┴────────┴──────┴──────┴────┘
Примечание. За осуществление методического руководства и контроля за работой производственных единиц, входящих в состав объединения по профессиональному и экономическому обучению кадров, рекомендуется применять поправочный коэффициент 1,20 к нормативам табл. 2.
§ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ
Содержание работы. Составление списка учеников. Подготовка проекта приказа об организации учебы. Заключение трудового соглашения с инструкторами (мастерами) производственного обучения и преподавателями и оказание им помощи в разработке рабочего плана проведения производственного и теоретического обучения. Участие в работе квалификационной комиссии в проведении итоговых занятий, экзаменов, квалификационных проб.
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Таблица 3
┌────────────────────────────────────┬─────────────────┬─────────┐
│   Количество рабочих, проходящих   │    Нормативы    │    N    │
│   индивидуальное обучение, чел.    │численности, чел.│норматива│
├────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────┤
│До 50                               │0,09             │1        │
│51 - 80                             │0,11             │2        │
│81 - 100                            │0,13             │3        │
│101 - 130                           │0,15             │4        │
│131 - 160                           │0,18             │5        │
│161 - 210                           │0,20             │6        │
│211 - 280                           │0,23             │7        │
│281 - 350                           │0,27             │8        │
│351 - 450                           │0,31             │9        │
│451 - 550                           │0,35             │10       │
│551 - 750                           │0,40             │11       │
│751 - 950                           │0,47             │12       │
│951 - 1150                          │0,54             │13       │
│1151 - 1500                         │0,61             │14       │
│1501 - 2000                         │0,70             │15       │
│2001 - 2585                         │0,81             │16       │
│2586 - 3000                         │0,93             │17       │
└────────────────────────────────────┴─────────────────┴─────────┘
§ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ,
СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
Содержание работы. Осуществление связи с отраслевыми институтами повышения квалификации, соответствующими НИИ и вузами по вопросам повышения квалификации руководителей и специалистов предприятия. Организация работы по направлению на учебу руководителей, специалистов и служащих, а также лиц, зачисленных в резерв на выдвижение, с отрывом или без отрыва от производства в соответствии с утвержденным планом-графиком. Комплектование групп обучающихся совместно с руководителями структурных подразделений и общественными организациями по видам и формам обучения. Подбор преподавателей, подготовка учебных планов, программ, проекта приказа о проведении учебы. Организация занятий, контроль за их посещением и выполнением учебных планов. Оказание помощи специалистам, занимающимся самообразованием. Контроль за оформлением и ведением учебных журналов. Оформление документов на оплату преподавателей. Организация анализа работы по непрерывному обучению специалистов и служащих в структурных подразделениях. Участие в разработке мер по профессионально-квалификационному продвижению специалистов и служащих.
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Таблица 4
┌───────────────────────────────────────┬─────────────────┬──────┐
│Количество руководителей, специалистов │    Нормативы    │N     │
│  и служащих, повышающих квалификацию  │численности, чел.│норма-│
│и направленных на переподготовку, чел. │                 │тива  │
├───────────────────────────────────────┼─────────────────┼──────┤
│До 25                                  │0,10             │1     │
│26 - 55                                │0,11             │2     │
│56 - 80                                │0,13             │3     │
│81 - 120                               │0,15             │4     │
│121 - 150                              │0,18             │5     │
│151 - 320                              │0,21             │6     │
│321 - 490                              │0,35             │7     │
│491 - 660                              │0,49             │8     │
│661 - 830                              │0,63             │9     │
│831 - 1000                             │0,77             │10    │
│1001 - 1500                            │0,88             │11    │
│1501 - 2000                            │1,02             │12    │
└───────────────────────────────────────┴─────────────────┴──────┘
§ 5. УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РАБОТНИКОВ (СОВМЕСТНО С ОТДЕЛОМ
КАДРОВ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ)
Содержание работы. Участие в подготовке сведений об общеобразовательном уровне работников и приказа о наборе в школу рабочей молодежи (ШРМ). Разработка и осуществление плана мероприятий по обеспечению более полного охвата молодежи учебой. Организация работы по набору учащихся на подготовительные курсы, в вечерние и заочные вузы и техникумы, учет учащихся. Составление списка молодежи, обучающейся в вузах, на получение заводской стипендии. Контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающихся. Участие в составлении отчета по повышению общеобразовательного уровня работников в разрезе структурных подразделений.
Исполнители: инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Таблица 5
┌───────────┬──────────────────────────────────────────────────────┬────┐
│Количество │             Среднесписочная численность              │N   │
│работников,│                    работающих, чел.                  │нор-│
│обучающихся├────┬─────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┬───────┤ма- │
│  в ШРМ,   │ до │501 -│1001 -│2001 -│3801 -│6501 -│11001 -│18001 -│тива│
│техникумах,│500 │1000 │2000  │3800  │6500  │11000 │18000  │30000  │    │
│вузах, чел.├────┴─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┴───────┤    │
│           │             нормативы численности, чел.              │    │
├───────────┼────┬─────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┬───────┼────┤
│До 30      │0,09│0,10 │0,11  │0,13  │0,15  │-     │-      │-      │1   │
│31 - 60    │0,10│0,11 │0,13  │0,15  │0,18  │-     │-      │-      │2   │
│61 - 100   │0,11│0,13 │0,15  │0,18  │0,21  │0,24  │0,28   │0,32   │3   │
│101 - 150  │0,13│0,15 │0,18  │0,21  │0,24  │0,28  │0,32   │0,36   │4   │
│151 - 250  │0,15│0,18 │0,21  │0,24  │0,28  │0,32  │0,36   │0,42   │5   │
│251 - 350  │-   │-    │0,24  │0,28  │0,32  │0,36  │0,42   │0,48   │6   │
│351 - 550  │-   │-    │0,28  │0,32  │0,36  │0,42  │0,48   │0,56   │7   │
│551 - 850  │-   │-    │0,32  │0,36  │0,42  │0,48  │0,56   │0,62   │8   │
│851 - 1300 │-   │-    │0,36  │0,42  │0,48  │0,56  │0,62   │0,72   │9   │
├───────────┼────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼────┤
│           │ а  │  б  │  в   │  г   │  д   │  е   │   ж   │   з   │    │
└───────────┴────┴─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┴───────┴────┘
§ 6. КОНТРОЛЬ ЗА ВЕДЕНИЕМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Содержание работы. Составление плана-графика контроля учебного процесса. Ведение журналов контроля за обучением кадров. Проверка проведения занятий по профессиональному и экономическому обучению. Контроль за систематичностью и качеством проводимых занятий во всех видах и формах профессиональной и экономической подготовки кадров, успеваемостью обучающихся, выполнением учебных планов и программ, правильностью ведения принятой документации, соблюдением установленных сроков обучения и режимов занятий, в том числе работников предприятия, обучающихся в других городах и на других предприятиях. Анализ результатов контроля, разработка и осуществление мер по дальнейшему совершенствованию обучения кадров и обсуждение их на совете по профессиональному и экономическому обучению кадров предприятия.
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Таблица 6
┌──────────────┬────────────────────────────────────────────┬────┐
│Общее количес-│  Количество групп обучающихся работников   │N   │
│тво обучающих-├────┬─────┬─────┬──────┬──────┬──────┬──────┤нор-│
│ся на предпри-│ до │11 - │21 - │51 -  │101 - │221 - │свыше │ма- │
│ятии, чел.    │ 10 │20   │50   │100   │220   │500   │ 500  │тива│
│              ├────┴─────┴─────┴──────┴──────┴──────┴──────┤    │
│              │        нормативы численности, чел.         │    │
├──────────────┼────┬─────┬─────┬──────┬──────┬──────┬──────┼────┤
│До 200        │0,21│0,23 │0,25 │-     │-     │-     │-     │1   │
│201 - 1500    │-   │0,25 │0,29 │0,35  │0,40  │-     │-     │2   │
│1501 - 2500   │-   │-    │0,35 │0,40  │0,47  │0,51  │0,62  │3   │
│2501 - 4500   │-   │-    │0,40 │0,47  │0,54  │0,62  │0,71  │4   │
│4501 - 6000   │-   │-    │0,47 │0,54  │0,62  │0,71  │0,82  │5   │
│6001 - 8000   │-   │-    │0,54 │0,62  │0,71  │0,82  │0,94  │6   │
│8001 - 10000  │-   │     │     │0,71  │0,82  │0,94  │1,09  │7   │
├──────────────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┼────┤
│              │ а  │  б  │  в  │  г   │  д   │  е   │  ж   │    │
└──────────────┴────┴─────┴─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴────┘
§ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
Содержание работы. Ознакомление с заявками учебных заведений по проведению производственной практики. Подготовка письма-ответа учебному заведению. Составление графиков проведения практики. Определение состава руководителей производственной практики. Подготовка проекта приказа о практике. Оформление договоров с учебными заведениями. Определение и подбор рабочих мест для прохождения производственной практики, перечней работ, исходя из требований программы. Оформление документов на оплату труда руководителей производственной практики. Помощь обучающимся в сборе материалов для курсовых и дипломных проектов. Контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, осуществлением руководства практикой, прохождением практики учащимися и выполнением программы практики.
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Таблица 7
┌───────────────────────────────────────┬─────────────────┬──────┐
│       Количество учащихся <*>,        │    Нормативы    │N нор-│
│            студентов, чел.            │численности, чел.│матива│
├───────────────────────────────────────┼─────────────────┼──────┤
│До 12                                  │0,09             │1     │
│13 - 18                                │0,10             │2     │
│19 - 25                                │0,11             │3     │
│26 - 35                                │0,13             │4     │
│36 - 50                                │0,15             │5     │
│51 - 75                                │0,17             │6     │
│76 - 110                               │0,20             │7     │
│111 - 150                              │0,23             │8     │
│151 - 220                              │0,27             │9     │
│221 - 300                              │0,31             │10    │
│301 - 450                              │0,35             │11    │
│451 - 640                              │0,41             │12    │
│641 - 900                              │0,47             │13    │
│901 - 1300                             │0,54             │14    │
│1301 - 1900                            │0,62             │15    │
│1901 - 2500                            │0,71             │16    │
└───────────────────────────────────────┴─────────────────┴──────┘
--------------------------------
<*> Имеются и виду школьники 8, 9, 10 классов, учащиеся ПТУ и техникумов.
§ 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО
ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ И РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Содержание работы. Оформление договоров со школами о трудовом обучении и производительном труде учащихся на предстоящий учебный год. Подготовка приказа по предприятию в начале учебного года об организации трудового обучения и производительного труда школьников (составление перечня всех групп учащихся по профессиям и цехам, графиков работы групп, определение числа школьников в каждой группе, списка учащихся всех групп, утверждение перечня выполняемых работ по квалификации).
Подбор преподавателей теоретического обучения для всех учебных групп учащихся, обеспечение контроля за подбором инструкторов производственного обучения. Проведение бесед о предприятии, задачах трудового обучения в начале учебного года во всех группах. Принятие зачета у учащихся 9 классов, проведение квалификационных экзаменов у выпускников. Оформление и выдача удостоверений выпускникам о полученной ими профессии. Оформление трудовых соглашений и ведомостей на оплату труда преподавателей и инструкторов производственного обучения.
Оформление договоров на организацию трудовых отрядов старшеклассников и обеспечение их работой.
Обеспечение учебного процесса учебно-наглядными пособиями и средствами обучения, а также мебелью - учебных классов для теоретических занятий школьников. Осуществление связи с территориальными и отраслевыми службами профориентации, базовыми общеобразовательными школами, ПТУ по вопросам профессиональной ориентации и подготовки кадров.
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Норматив численности - 1,0 чел. на 300 школьников.
§ 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ИМИ СТАЖИРОВКИ
Содержание работы. Распределение молодых специалистов по цехам. Подбор руководителей стажировки. Подготовка и выдача совместно с руководителем стажировки индивидуальных заданий. Составление перечня тем для написания рефератов. Контроль за прохождением стажировки. Проведение беседы с каждым молодым специалистом. Подведение итогов стажировки. Подготовка отчета по результатам стажировки и представление его в соответствующее министерство (ведомство). Подготовка иностранных специалистов.
Организация работы по наставничеству. Участие в работе совета молодых специалистов по вопросам прохождения стажировки.
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Норматив численности - 0,13 чел. на 10 молодых специалистов.
§ 10. УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
СМОТРОВ (КОНКУРСОВ)
Содержание работы. Участие в составлении приказа о проведении смотра (конкурса) о состоянии работы по подготовке и повышению квалификации кадров и экономического обучения. Разработка мероприятий, необходимых для проведения смотра (конкурса). Ознакомление руководителей структурных подразделений с отчетными документами о проделанной работе на смотровой (конкурсной) комиссии. Участие в подведении итогов и принятии решений по итогам смотра (конкурса). Представление материалов в вышестоящую организацию по итогам смотра (конкурса).
Участие в проведении конкурсов профессионального мастерства.
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Норматив численности - 0,01 чел. на 100 работников, участвующих в смотре (конкурсе).
§ 11. УЧАСТИЕ В АНАЛИЗЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Содержание работы. Осуществление ежегодного анализа состояния профессионального и экономического обучения, включая формы массовой производственно-экономической учебы кадров предприятия; представление его на рассмотрение совета по профессиональному и экономическому обучению, подготовка с участием профсоюзного комитета предложений по дальнейшему совершенствованию этой работы. Внесение предложений по необходимым изменениям в структуре и содержании обучения с целью повышения его качества и результативности; оказание помощи цеховым организаторам в проведении этой работы.
Участие (совместно с соответствующими службами предприятия, профсоюзным комитетом) в определении экономической и социальной эффективности работы предприятия и его подразделений в непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров, доведение в установленном порядке показателей по достигнутой эффективности обучения до трудового коллектива предприятия.
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Норматив численности - 0,01 чел. на 100 обученных работников.
§ 12. СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТЫ ЗАТРАТ НА ВСЕ ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
Содержание работы. Составление в установленном Минфином СССР порядке и представление на утверждение администрации предприятия проекта годовой сметы затрат на непрерывное профессиональное и экономическое обучение кадров. Составление и представление в установленном порядке документов, необходимых для оплаты труда по обучению кадров; проведение анализа отчетов о расходовании средств на эти цели (совместно с бухгалтерией).
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Таблица 8
┌─────────────────────────────┬────────────────────────┬─────────┐
│      Среднесписочная        │ Нормативы численности  │    N    │
│численность работающих, чел. │на один документ (смету │норматива│
│                             │      затрат), чел.     │         │
├─────────────────────────────┼────────────────────────┼─────────┤
│До 500                       │0,01                    │1        │
│501 - 1000                   │0,02                    │2        │
│1001 - 2000                  │0,03                    │3        │
│2001 - 4000                  │0,04                    │4        │
│4001 - 10500                 │0,05                    │5        │
│10501 - 15000                │0,06                    │6        │
│15001 - 19500                │0,07                    │7        │
│19501 - 24000                │0,09                    │8        │
│24001 - 30000                │0,11                    │9        │
└─────────────────────────────┴────────────────────────┴─────────┘
§ 13. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ
ОБУЧЕНИИ КАДРОВ (ПО ФОРМЕ ГОСКОМСТАТА СССР 6-Т)
Содержание работы. Сбор и изучение отчетных данных, полученных от структурных подразделений. Подсчет и запись фактических данных по всем пяти разделам отчета. Составление пояснительной записки к отчету. Подготовка отчета о профессиональном и экономическом обучении кадров для вышестоящей организации и органов статистической отчетности в соответствии с инструкцией к отчету. Анализ отчета и представление администрации предприятия предложений по дальнейшему совершенствованию работы по профессиональному и экономическому обучению кадров.
Исполнители: начальник отдела (бюро, сектора), инженеры по подготовке кадров всех категорий.
Норматив численности - 0,37 чел. на один отчет по форме 6-т.
Приложение
ПРИМЕР РАСЧЕТА
НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОТДЕЛОВ ПОДГОТОВКИ
КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
┌───┬─────────────────┬──────────────────────────┬─────────┬───────┐
│ N │  Наименование   │   Факторы, влияющие на   │  §, N   │Норма- │
│п/п│ видов работ по  │   величину нормативов    │таблицы и│тив    │
│   │    сборнику     │       численности        │ индекс  │числен-│
│   │                 ├───────────────────┬──────┤норматива│ности  │
│   │                 │    наименование   │число-│   по    │по     │
│   │                 │      фактора      │вое   │сборнику │сборни-│
│   │                 │                   │значе-│         │ку     │
│   │                 │                   │ние   │         │       │
│   │                 │                   │факто-│         │       │
│   │                 │                   │ра    │         │       │
├───┼─────────────────┼───────────────────┼──────┼─────────┼───────┤
│1  │Планирование не- │1. Среднесписочная │4343  │§ 1,     │0,11   │
│   │прерывного обуче-│численность рабо-  │      │табл. 1, │       │
│   │ния кадров       │тающих, чел.       │      │N 6в     │       │
│   │                 │2. Количество      │19    │         │       │
│   │                 │пунктов плана      │      │         │       │
│   │                 │                   │      │         │       │
│2  │Организация не-  │1. Среднесписочная │4343  │§ 2,     │1,61   │
│   │прерывного про-  │численность работа-│      │табл. 2, │       │
│   │фессионального и │ющих, чел.         │      │N 5г     │       │
│   │экономического   │2. Количество групп│105   │         │       │
│   │обучения рабочих │по профессионально-│      │         │       │
│   │                 │му и экономическому│      │         │       │
│   │                 │обучению           │      │         │       │
│   │                 │                   │      │         │       │
│3  │Организация инди-│Количество рабочих,│320   │§ 3,     │0,27   │
│   │видуального обу- │проходящих индиви- │      │табл. 3, │       │
│   │чения рабочих    │дуальное обучение, │      │N 8      │       │
│   │                 │чел.               │      │         │       │
│   │                 │                   │      │         │       │
│4  │Организация не-  │Количество руково- │120   │§ 4,     │0,15   │
│   │прерывного обуче-│дителей, специалис-│      │табл. 4, │       │
│   │ния руководите-  │тов и служащих,    │      │N 4      │       │
│   │лей, специалистов│повышающих квалифи-│      │         │       │
│   │и служащих       │кацию и направлен- │      │         │       │
│   │                 │ных на переподго-  │      │         │       │
│   │                 │товку, чел.        │      │         │       │
│   │                 │                   │      │         │       │
│5  │Участие в органи-│1. Среднесписочная │4343  │§ 5,     │0,28   │
│   │зации обучения по│численность работа-│      │табл. 5, │       │
│   │повышению обще-  │ющих, чел.         │      │N 5д     │       │
│   │образовательного │2. Количество ра-  │203   │         │       │
│   │уровня работников│ботников, обучаю-  │      │         │       │
│   │(совместно с от- │щихся в ШРМ, техни-│      │         │       │
│   │делом кадров и   │кумах, вузах, чел. │      │         │       │
│   │общественными    │                   │      │         │       │
│   │организациями)   │                   │      │         │       │
│   │                 │                   │      │         │       │
│6  │Контроль за веде-│1. Общая числен-   │1575  │§ 6,     │0,47   │
│   │нием учебного    │ность обучающихся  │      │табл. 6, │       │
│   │процесса         │на предприятии,    │      │N 3д     │       │
│   │                 │чел.               │      │         │       │
│   │                 │2. Количество групп│105   │         │       │
│   │                 │обучающихся работ- │      │         │       │
│   │                 │ников              │      │         │       │
│   │                 │                   │      │         │       │
│7  │Организация и    │Количество учащих- │350   │§ 7,     │0,35   │
│   │оформление про-  │ся, студентов, чел.│      │табл. 7, │       │
│   │хождения произ-  │                   │      │N 11     │       │
│   │водственной прак-│                   │      │         │       │
│   │тики учащихся и  │                   │      │         │       │
│   │студентов        │                   │      │         │       │
│   │                 │                   │      │         │       │
│8  │Организация об-  │Количество школьни-│826   │§ 8      │2,75   │
│   │щественно полез- │ков, чел.          │      │         │       │
│   │ного производи-  │                   │      │         │       │
│   │тельного труда   │                   │      │         │       │
│   │школьников и ра- │                   │      │         │       │
│   │бота по профори- │                   │      │         │       │
│   │ентации молодежи │                   │      │         │       │
│   │                 │                   │      │         │       │
│9  │Организация прак-│Количество молодых │23    │§ 9      │2,3 x  │
│   │тического обуче- │специалистов, чел. │      │         │0,13 = │
│   │ния молодых спе- │                   │      │         │0,30   │
│   │циалистов в пе-  │                   │      │         │       │
│   │риод прохождения │                   │      │         │       │
│   │ими стажировки   │                   │      │         │       │
│   │                 │                   │      │         │       │
│10 │Участие в органи-│Количество работни-│2368  │§ 10     │0,01 x │
│   │зации и проведе- │ков, участвующих в │      │         │23,68 =│
│   │нии смотров (кон-│конкурсе, чел.     │      │         │0,24   │
│   │курсов)          │                   │      │         │       │
│   │                 │                   │      │         │       │
│11 │Участие в анализе│Количество обучен- │2775  │§ 11     │0,01 x │
│   │результатов обу- │ных рабочих, чел.  │      │         │27,75 =│
│   │чения            │                   │      │         │0,27   │
│   │                 │                   │      │         │       │
│12 │Составление смет │Среднесписочная    │4343  │§ 12,    │0,05   │
│   │затрат на все    │численность работа-│      │табл. 8, │       │
│   │виды обучения    │ющих, чел.         │      │N 5      │       │
│   │                 │                   │      │         │       │
│13 │Составление отче-│                   │      │         │0,37   │
│   │та о профессио-  │                   │      │         │       │
│   │нальном и эконо- │                   │      │         │       │
│   │мическом обучении│                   │      │         │       │
│   │кадров (по форме │                   │      │         │       │
│   │Госкомстата СССР │                   │      │         │       │
│   │6-т)             │                   │      │         │       │
├───┴─────────────────┼───────────────────┴──────┴─────────┼───────┤
│    Итого            │                                    │7,22   │
├─────────────────────┼────────────────────────────────────┴───────┤
│    Всего по         │7,22 x 1,1 = 7,9, где 10% - работы,         │
│    предприятию      │предусмотренные п. 1.12 общей части сборника│
└─────────────────────┴────────────────────────────────────────────┘

Еще документы: