Методическое пособие по расчету нормативов численности штатных единиц/сотрудников/персонала службы бортпроводников (далее СБП) авиапредприятий ГА (утв. Росавиацией 24.08.2010)

Внимание! Этот документ опубликован 24 августа 2010 года. Перейти на актуальную редакцию на сайте КонсультантПлюс.

Утверждаю

Заместитель руководителя Росавиации

Председатель ВКК ГА

В.И.ДМИТРИЕВ

24 августа 2010 года

Согласовано

Начальник УЛЭ Росавиации

В.В.СОЛДАТОВ

24 августа 2010 года

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО РАСЧЕТУ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ ШТАТНЫХ

ЕДИНИЦ/СОТРУДНИКОВ/ПЕРСОНАЛА СЛУЖБЫ БОРТПРОВОДНИКОВ

(ДАЛЕЕ СБП) АВИАПРЕДПРИЯТИЙ ГА

1. Область применения

1.1. Настоящее пособие может быть использовано как рекомендации к организационной структуре Службы бортпроводников АК в целях упорядочения нормативов численности штатных единиц в СБП АК ГА.

1.2. Настоящее пособие рекомендуемо для использования при разработке штатных структур Служб бортпроводников АК ГА.

2. Нормативные ссылки

2.1. В настоящем пособии приведены ссылки на следующие нормативные документы:

a) Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (приказ МТ РФ от 21.11.2005 N 139);

b) Приложение 6 к Конвенции о международной ГА: "Эксплуатация воздушных судов";

c) "Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Нормативы численности бортпроводников. Основные требования". ОСТ 54-3-283.65-94;

d) "Рекомендации по введению и организации обслуживания пассажиров повышенного комфорта "Бизнес" ("Делового") класса" от 26.11.1992 г. N ДВ-4/552;

e) Указание об утверждении типовой нормативной численности работников служб бортпроводников предприятий ГА N 309-У от 29.06.1981. М., МГА, 1.

3. Определения, термины и сокращения

АК - Авиакомпания /Авиапредприятие.

ВС - Воздушное судно.

КВС - Командир воздушного судна.

КРС - Командно-руководящий состав.

КЭ - Кабинный экипаж.

ЛМГ - Летно-методическая группа.

Минимальный состав кабинного экипажа - состав кабинного экипажа, который устанавливается для обеспечения безопасной и быстрой эвакуации людей, а также выполнения необходимых функций в аварийной обстановке или в ситуации, требующей аварийной эвакуации людей с борта ВС по команде КВС или собственному решению.

Для ВС отечественного производства минимальный состав кабинного экипажа определен РЛЭ.

Для ВС иностранного производства минимальный состав кабинного экипажа определяется в соответствии с международными стандартами (Приложение 6 к Конвенции о международной ГА, глава 12).

Оптимальный состав кабинного экипажа - численность бортпроводников, назначенных для выполнения рейса, позволяющая наряду с выполнением функций по обеспечению безопасности предоставить пассажирами сервисные услуги, гарантированные Экплуатантом.

РПП - Руководство по производству полетов.

РЛЭ/FOM - Руководство по летной эксплуатации/ Flight Operation Manual

СБП - Служба бортпроводников.

Эксплуатант - физическое или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное ВС для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

4. Основные положения

4.1. Настоящее пособие определяет принципы формирования организационной структуры Службы бортпроводников и способствует внедрению единых рекомендаций к нормативам численности штатных единиц в СБП АК ГА.

4.2. Минимальный состав КЭ определяется Эксплуатантом, утверждается Федеральным агентством воздушного транспорта и закрепляется в РПП АК.

4.3. Эксплуатанту рекомендуется увеличивать численность бортпроводников на борту ВС с целью повышения качества обслуживания пассажиров <*>:

a) при наличии на рейсе пассажиров повышенного класса обслуживания;

b) при наличии на рейсе рациона "Горячее питание";

c) при введении новых видов обслуживания пассажиров в полете.

--------------------------------

<*> Рекомендация по увеличению минимального состава КЭ при наличии на рейсе повышенного класса обслуживания (первый класс, бизнес (деловой) класс, класс - империал и др.) учитывает опыт работы зарубежных авиакомпаний и выдвигает соответствующие требования, в том числе к индивидуальному обслуживанию пассажиров. Данное условие обеспечивается увеличением минимального состава КЭ на борту ВС.

4.4. Эксплуатант увеличивает численность бортпроводников на борту ВС, с предоставлением мест для размещения в пассажирском салоне.

4.5. При выполнении КПП и рейсовых тренировок бортпроводник-инструктор включается в состав КЭ сверх минимального.

4.6. Если в РЛЭ (FOM) тип ВС не указан Минимальный состав кабинного экипажа, Эксплуатанту необходимо руководствоваться нормативами численности Минимального состава кабинного экипажа по типам ВС, отраженным в Таблице 1.

Таблица 1

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ МИНИМАЛЬНОГО СОСТАВА КЭ ПО ТИПАМ ВС

N п/п

ВС

Пассажировместимость

Минимальный состав кабинного экипажа

ВС отечественного производства

1.

РЛЭ ВС

ВС западного производства

1.

Boeing 737

до 120 кресел

4 б/п

от 120 - 180 кресел

5 б/п

свыше 180 кресел

6 б/п

2.

Boeing 747

до 450 кресел

13 б/п

от 450 - 500 кресел

14 б/п

свыше 500 кресел

15 б/п

3.

Boeing 757

до 230 кресел

6 б/п

свыше 230

7 б/п

4.

Boeing 767

до 200 кресел

7 б/п

от 200 - 300 кресел

8 б/п

свыше 300 кресел

9 б/п

5.

Boeing 777

до 300 кресел

10 б/п

от 300 - 350 кресел

11 б/п

свыше 350 кресел

12 б/п

6.

Airbus 330

до 300 кресел

9 б/п

свыше 300 кресел

10 б/п

7.

Airbus 319

4 б/п

8.

Airbus 320

4 б/п

9.

Airbus 321

до 140 кресел

5 б/п

свыше 140 кресел

6 б/п

10.

Airbus 310

до 260 кресел

7 б/п

свыше 260 кресел

8 б/п

11.

ATR-42

до 50 кресел

2 б/п

свыше 50 кресел

3 б/п

12.

13.

14.

5. Принципы расчета нормативов численности

штатных единиц, входящих в структуру СБП АК

5.1. Нормативная численность КРС СБП рассчитывается по следующему принципу: руководитель СБП - постоянная величина = 1 (один). Расчет количества заместителей руководителя СБП представлен в Таблице 2 и зависит от количества авиаспециалистов, имеющих действующее свидетельство бортпроводника ГА.

5.2. Количество отделений в СБП рассчитывается по следующему принципу: 1 (одно) отделение включает не более 10 (десяти) инструкторских групп. 1 (одна) инструкторская группа включает не более 25 (двадцати пяти) бортпроводников, в том числе бортпроводники старшие.

5.3. Количество начальников отделений и их заместителей рассчитывается по следующему принципу: при нормативной численности СБП до 250 их функциональные обязанности выполняют старшие бортпроводники-инструкторы. По формированию в СБП отделения (250 бортпроводников, в том числе бортпроводники старшие) вводятся должности начальника отделения и заместителя начальника отделения. По увеличении общей нормативной численности СБП увеличивается их количество (в соответствии с приведенными ниже схемами).

5.4. Количество руководителей ЛМГ рассчитывается по следующему принципу: по формированию в СБП нормативной численности от 251 и выше вводится должность руководителя ЛМГ. Это постоянная величина = 1, при этом с увеличением общей нормативной численности СБП, увеличивается количество бортпроводников - инструкторов по методической работе, входящих в состав ЛМГ.

5.5. Количество бортпроводников - инструкторов по методической работе рассчитывается по следующему принципу: по формированию СБП вводится должность бортпроводника - инструктора по методической работе. По увеличении общей нормативной численности СБП увеличивается их количество (в соответствии с приведенными ниже схемами).

5.6. Начальник штаба осуществляет руководство и контроль над деятельностью начальников группы планирования, оперативной группы, группы по делопроизводству и группы по обработке летной документации. Должность начальника штаба вводится в соответствии с приведенными ниже схемами.

5.7. Руководитель оперативной группы управляет вверенной ему группой и осуществляет контроль работы диспетчеров и оперативных диспетчеров. Данная должность вводится по формированию в СБП нормативной численности от 251 и выше. Это постоянная величина = 1 (в соответствии с приведенными ниже схемами).

5.8. Количество Старших диспетчеров по планированию вводится по формированию в СБП нормативной численности от 501 и выше, для наиболее эффективной организации работы и осуществления контроля над деятельностью специалистов по планированию (в соответствии с приведенными ниже схемами).

5.9. Количество диспетчеров по планированию рассчитывается по следующему принципу: по формированию в СБП нормативной численности от 251 и выше вводится должность руководителя группы планирования. Это постоянная величина = 1. По увеличении общей нормативной численности СБП увеличивается количество диспетчеров по планированию (в соответствии с приведенными ниже схемами)

5.10. Количество оперативных диспетчеров, диспетчеров по документации увеличивается по увеличении общей нормативной численности СБП (в соответствии с приведенными ниже схемами).

5.11. Количество бортпроводников-инструкторов определяется максимальной численностью бортпроводников в СБП, в том числе бортпроводников старших и рассчитывается по следующему принципу: 1 (одна) инструкторская группа включает не более 25 (двадцати пяти) бортпроводников, в том числе бортпроводников старших.

5.12. Количество бортпроводников - старших определяется количеством бригад, необходимых для выполнения производственной программы (с учетом резерва) или на соотношении один бортпроводник - старший на три бортпроводника, или в ином количестве при наличии широкофюзеляжных ВС.

5.13. Количество делопроизводителей увеличивается по увеличении общей нормативной численности СБП (в соответствии с приведенными ниже схемами).

5.14. Количество специалистов по летной документации рассчитывается по следующему принципу: по формированию СБП вводится должность специалиста по летной документации. По увеличении общей нормативной численности СБП увеличивается их количество (в соответствии с приведенными ниже схемами).

5.15. Должность Специалиста по визовой подготовке вводится для осуществления визовой подготовки и оформления необходимой документации летному составу СБП (в соответствии с приведенными ниже схемами), где это необходимо.

5.16. Количество наземного персонала рассчитывается и может изменяться исходя из технического обеспечения АК и объема производственных задач.

5.17. Порядок подчиненности устанавливается Эксплуатантом в зависимости от целей и объема выполняемых задач.

Схема 1. "Структурная схема СБП при нормативах численности

от 10 до 250 человек"

Схема 2. "Структурная схема СБП при нормативах численности

от 251 до 500 человек"

Схема 3. "Структурная схема СБП при нормативах численности

от 501 до 1000 человек"

Схема 4. "Структурная схема СБП при нормативах численности

от 1001 до 1500 человек"

Схема 5. "Структурная схема СБП при нормативной численности

от 1501 до 2500 человек"

--------------------------------

<*> Или сколько типов ВС.

<*> Как "чекеры" - эксперт аудита (СМК).

Схема 6. "Структурная схема СБП при нормативной численности

свыше 2500 человек"

--------------------------------

<*> По количеству типов ВС.

Таблица 2

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ КОМАНДНО-РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА

СБП + НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛЕНИЯ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ

Численность СБП

Начальник СБП

Заместитель начальника СБП

Начальник отделения

Заместитель начальника отделения

10 - 250

1

1

1

1

251 - 500

1

1

2

2

501 - 1000

1

2

4

4

1001 - 1500

1

3

6

6

1501 - 2500

1

4

10

10

> 2500

1

4

1 x 250

1 x 250

Еще документы: