Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования бакалавриата. Тип образовательной программы Прикладной бакалавриат (утв. Минобрнауки России 11.09.2014 N АК-2916/05)

Утверждаю
Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
А.А.КЛИМОВ
от 11.09.2014 N АК-2916/05
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРОВНЯ БАКАЛАВРИАТА.
ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ"
Реализация Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 гг. и плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 2620-р), а также наличие Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, актуализировали введение практикоориентированных образовательных программ высшего образования уровня бакалавриата, предусматривающих реализацию образовательной программы "прикладной бакалавр <1>" (далее - программа прикладного бакалавриата). Сущностными характеристиками данных программ является их ориентация на практикоориентированные виды деятельности, отраслевой рынок труда и его массовый сегмент.
--------------------------------
<1> Впервые понятие "прикладной бакалавриат" появилось в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В данном документе создание программ прикладного бакалавриата, обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных в сфере инновационной экономики, обозначалось как целевой ориентир развития системы образования.
1. Общие положения
1.1. Разработка и реализация образовательных программ прикладного бакалавриата ориентированы на решение следующих задач:
- сохранение и развитие практикоориентированности при реализации уровневого высшего образования;
- приоритетная ориентация образовательных программ, реализуемых образовательными организациями высшего образования (далее - образовательные организации), на практикоориентированные результаты, соответствующие требованиям профессиональных стандартов, потребностям отраслевых рынков труда и конкретных организаций и предприятий работодателей, являющихся заказчиками специалистов данного профиля;
- обеспечение трудоустройства выпускников согласно полученному профилю и уровню высшего образования;
- сокращение продолжительности адаптационного периода выпускников в реальном производственном процессе.
1.2. При разработке и реализации образовательных программ прикладного бакалавриата рекомендуется использовать:
- различные модели взаимодействия с потенциальными работодателями (в том числе кластерные модели);
- модульный принцип проектирования образовательной программы и построения учебных планов <1>;
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- сетевую форму реализации образовательных программ <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Рекомендуемый порядок разработки образовательных
программ прикладного бакалавриата
2.1. Формирование коллектива разработчиков программы прикладного бакалавриата по соответствующему направлению подготовки (далее - коллектив разработчиков).
Рекомендуется включать в коллектив разработчиков:
- преподавателей образовательной организации, обеспечивающих освоение входящих в образовательную программу модулей, дисциплин, практик и других форм образовательной деятельности;
- сотрудника учебно-методической службы образовательной организации;
- представителей предприятий-партнеров и (или) организаций-партнеров (далее совместно - организации-партнеры), на основании заказа которых формируется данная образовательная программа прикладного бакалавриата.
В состав коллектива разработчиков могут быть включены представители субъектов сетевого взаимодействия (в случае использования сетевой формы реализации образовательной программы).
Коллектив разработчиков утверждается решением образовательной организации.
2.2. Определение вида (видов) и задач профессиональной деятельности, к которым будет осуществляться подготовка выпускника образовательной программы прикладного бакалавриата, профиля данной образовательной программы.
Вид (виды) профессиональной деятельности выбираются на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО), образовательных стандартов, установленных образовательной организацией самостоятельно (далее - СУОС) <1>, профессионального стандарта (при его наличии), существующих и перспективных потребностей отраслевого рынка труда и его региональной составляющей.
--------------------------------
<1> Часть 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Задачи, представленные во ФГОС ВО (СУОС при наличии), уточняются и дополняются на основе профессиональных стандартов и требований (запросов) организаций-партнеров, являющихся заказчиками данной программы прикладного бакалавриата.
Направленность (профиль) образовательной программы прикладного бакалавриата характеризует ее ориентацию на задачи, выделенные в рамках выбранного вида (выбранных видов) деятельности, к решению которых должен быть подготовлен выпускник.
Направленность (профиль) определяет профессионально-прикладные результаты освоения данной образовательной программы (профессионально-прикладные компетенции), соответствующие им модули, их предметно-тематическое содержание и преобладающие виды практико-ориентированной учебной деятельности.
Образовательная организация в рамках одного направления подготовки может реализовывать одну или несколько программ прикладного бакалавриата, отличающихся направленностями (профилями).
Направленность (профиль) образовательной программы прикладного бакалавриата может соответствовать направлению подготовки в целом <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".
2.3. Уточнение перечня профессиональных компетенций в рамках выбранного вида (видов) профессиональной деятельности.
Профессионально-прикладные компетенции могут уточняться и дополняться в процессе реализации образовательной программы в соответствии с новыми задачами, появившимися в результате проведения анализа профессиональных стандартов (при их принятии), изменяющимися потребностями отраслевого и (или) регионального рынков труда и организаций-партнеров.
2.4. Проектирование структуры и содержания образовательной программы прикладного бакалавриата.
Образовательная программа прикладного бакалавриата состоит из двух частей: базовой и вариативной. Модули и дисциплины базовой части являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы прикладного бакалавриата, которую он осваивает.
Набор модулей и дисциплин, относящихся к базовой части образовательной программы прикладного бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном соответствующим ФГОС ВО (СУОС при наличии), с учетом соответствующей примерной образовательной программы.
Вариативная часть образовательной программы прикладного бакалавриата направлена на формирование профессионально-прикладных компетенций, в том числе дополнительно сформулированных коллективом разработчиков данной образовательной программы (в случае наличия таких дополнений). Содержание вариативной части разрабатываемой образовательной программы определяется ее направленностью (профилем).
Рекомендуется использовать модульную технологию проектирования программ прикладного бакалавриата и построения соответствующих учебных планов. В этом случае учебный план представляется как совокупность модулей, включающих связанные дисциплины, практики и другие виды образовательной деятельности.
Образовательная организация самостоятельно определяет модульную технологию разработки и реализации образовательных программ прикладного бакалавриата.
Для каждого модуля формулируются результаты обучения, обусловленные результатами освоения образовательной программы в целом. Результаты обучения по модулю должны проверяться при помощи соответствующего оценочного инструментария, который наряду с традиционными формами контроля может включать междисциплинарные образовательные проекты.
2.5. Разработка возможных траекторий получения обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего, должности служащего <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В рамках взаимодействия образовательной организации с организациями-партнерами, по заказу которых формируется данная образовательная программа, рекомендуется коллективу разработчиков подготовить и включить в программу прикладного бакалавриата раздел, содержащий возможные траектории получения квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего, должности служащего <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В ходе учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, исполнительской практики, практики по профессии и т.д.) рекомендуется предусмотреть возможность приобретения обучающимся необходимых знаний и умений, требующихся для получения квалификационного разряда, класса, категории по профессии рабочего, должности служащего.
2.6. Утверждение образовательной программы прикладного бакалавриата.
Порядок разработки и утверждения образовательных программ прикладного бакалавриата устанавливается реализующей ее образовательной организацией.
Каждая образовательная программа прикладного бакалавриата в обязательном порядке согласуется с руководителями (или уполномоченными ими лицами) организаций-партнеров, по заказу которых она сформирована.
Информация об утвержденной образовательной программе прикладного бакалавриата размещается на официальном сайте образовательной организации высшего образования в сети Интернет.
3. Рекомендации по реализации образовательных программ
прикладного бакалавриата
3.1. Образовательные программы прикладного бакалавриата могут реализовываться образовательной организацией самостоятельно на основе взаимодействия с организациями-партнерами и иными организациями, обладающими как необходимыми ресурсами, так и через сетевую форму ее реализации.
Использование сетевой формы реализации образовательной программы прикладного бакалавриата осуществляется с письменного согласия обучающегося. В этом случае образовательная организация в установленном ею порядке осуществляет зачет в форме переаттестации или перезачета результатов обучения (полностью или частично) по отдельным модулям, дисциплинам, практикам, освоенным обучающимся в других организациях, которые участвуют в реализации данной программы прикладного бакалавриата.
3.2. Обучающимся, которые имеют среднее профессиональное образование соответствующей направленности, по решению образовательной организации предоставляется ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом данной организации.
Сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе прикладного бакалавриата в этом случае достигается через зачет в форме переаттестации или перезачетом результатов обучения (полностью или частично) по отдельным модулям, дисциплинам, практикам, освоенным обучающимся при получении среднего профессионального образования.
3.3. Обучающимся может быть предоставлена возможность одновременного освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) <1>, в том числе программ, ориентированных на потребности конкретного работодателя и (или) профессиональные особенности будущих рабочих мест.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Содержание данных дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты (при их наличии), квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе <1>.
--------------------------------
<1> Часть 9 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3.4. По решению образовательной организации обучающимся может быть предоставлена возможность одновременного освоения образовательной программы среднего профессионального образования и (или) основной программы профессионального обучения соответствующей направленности, в том числе в рамках взаимодействия организации с профессиональными образовательными организациями, организациями-партнерами и иными организациями, обладающими необходимыми ресурсами, а также посредством создания кафедр или иных структурных подразделений организации, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных предприятий.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает порядок одновременного освоения образовательной программы среднего профессионального образования и (или) основной программы профессионального обучения соответствующей направленности.

Еще документы:

(ред. от 15.09.2014) "Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов" (утв. ФССП России 17.04.2014)