Методические рекомендации по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности паевого инвестиционного фонда (одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина РФ 26.11.2009, протокол N 80)

Одобрены

Советом по аудиторской

деятельности Минфина России

26 ноября 2009 г., протокол N 80

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)

ОТЧЕТНОСТИ ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности паевых инвестиционных фондов (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации (приложение N 1).

Рекомендации используются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности паевых инвестиционных фондов (далее - Фонд).

Рекомендации могут быть использованы при проверке следующих вопросов:

- порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в отношении имущества, составляющего Фонд, и операций с этим имуществом;

- соблюдения требований к составу и структуре имущества, составляющего Фонд;

- правильности оценки расчетной стоимости одного инвестиционного пая, цены размещения и цены выкупа акции или суммы, на которую выдается один инвестиционный пай, и суммы денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с погашением инвестиционного пая;

- соблюдения требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, составляющего Фонд, и документов, удостоверяющих права на имущество, составляющее Фонд;

- сделок, совершенных с активами Фонда.

2. ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ФОНДА

В соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности" аудитору следует обладать знаниями о системе внутреннего контроля управляющей компании Фонда <*>.

--------------------------------

<*> Фонд не является юридическим лицом, это имущество, учет которого всегда ведет управляющая компания. Поэтому изучить необходимо систему внутреннего контроля управляющей компании.

Понимание системы внутреннего контроля клиента является непрерывным процессом сбора, обновления и анализа информации на всех стадиях аудита и достигается с помощью следующих процедур:

а) запросы к надлежащим представителям руководства, персоналу, выполняющему руководящие и контролирующие функции, и другим сотрудникам на разных уровнях организационной структуры управляющей компании Фонда;

б) инспектирование внутренних документов аудируемого лица, таких, как порядок внутреннего учета, правила доверительного управления Фондом, порядок документооборота, порядок взаимодействия со специализированным депозитарием и регистратором, реестр пайщиков, описание служебных обязанностей;

в) анализ контрольных процедур, установленных управляющей компанией Фонда в целях предотвращения возможных ошибок и недобросовестных действий;

г) наблюдение за процессами и процедурами, осуществляемыми в связи с операциями, проводимыми с имуществом Фонда, включая наблюдение за организацией компьютерной обработки данных.

В ходе изучения системы внутреннего контроля управляющей компании Фонда следует рассмотреть следующие вопросы:

- наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение требований законодательства в части осуществления внутреннего контроля управляющей компании, регламентов (или иных документов) и отчетов осуществления контроля;

- средства контроля за соблюдением требований ФЗ "Об инвестиционных фондах" и ФЗ "О рынке ценных бумаг" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- средства контроля за соблюдением порядка определения стоимости активов Фонда;

- порядок и сроки предоставления отчетов специализированным депозитарием;

- средства контроля за соблюдением требований законодательства к составу и структуре имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд;

- средства контроля за соблюдением требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и документов, удостоверяющих права на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд;

- средства контроля за соблюдением требований, предъявляемых к порядку ведения реестра владельцев инвестиционных паев.

- анализ уведомлений о нарушениях, фиксируемых специализированным депозитарием и направляемых в адрес управляющей компании, в части состава и структуры активов паевого инвестиционного фонда, определения стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, а также расчетной стоимости инвестиционного пая, количества выдаваемых инвестиционных паев и размеров денежной компенсации в связи с погашением инвестиционных паев.

Понимание аудитором системы внутреннего контроля аудируемого лица подразумевает оценку аудитором адекватности организации средств контроля и установление факта их применения. Для этого аудитору следует проводить сквозные тесты, чтобы определить, каким образом та или иная хозяйственная операция с имуществом, составляющим Фонд, инициируется, регистрируется, обрабатывается и включается в отчетность Фонда. В том случае, когда такие операции являются типичными, проведенная процедура может рассматриваться как часть тестов средств контроля. Однако получение аудиторского доказательства о факте единичного применения средства контроля не является аудиторским доказательством эффективности системы этого средства контроля в течение всего аудируемого периода.

С целью получения доказательств эффективности существующих в организации средств внутреннего контроля должны выполняться тесты средств контроля, то есть оценка того, насколько хорошо они организованы с точки зрения предотвращения фактов нарушения законодательства в части состава и стоимости имущества, составляющего Фонд, структуры активов, своевременности отражения хозяйственных операций с имуществом, составляющим Фонд.

Тесты средств контроля выполняются в соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности".

В рабочих документах аудитору следует изложить:

а) свое понимание системы внутреннего контроля управляющей компании Фонда;

б) оценку адекватности и эффективности функционирования системы внутреннего контроля.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ

Аудитору следует оценивать то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. При разработке плана аудита аудитору следует установить приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее, как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примером качественного искажения является:

- отсутствие раскрытия информации в соответствии с требованиями ФЗ "Об инвестиционных фондах" и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в случае, когда существует вероятность того, что данная информация сможет оказать значительное влияние на результат деятельности управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, а также действия владельцев инвестиционных паев.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе отчетности Фонда. Существенность зависит от величины показателя отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. С точки зрения пользователей отчетности Фонда наиболее существенной будет информация об изменении стоимости имущества, составляющего Фонд, поскольку именно прирост стоимости имущества обеспечивает прирост стоимости инвестиционных паев. При выборе базового показателя для расчета уровня существенности на уровне отчетности Фонда в целом следует руководствоваться таблицей 1:

Таблица 1

Выбор базового показателя для расчета

уровня существенности

Доля от базового показателя, применяемая для расчета уровня существенности, является предметом профессионального суждения аудитора и зависит от предыдущего опыта работы с аудируемым лицом и выявленных рисков существенного искажения показателей отчетности Фонда.

Аудитору следует рассмотреть существенность как на уровне отчетности Фонда в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. При рассмотрении существенности в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации аудитору следует руководствоваться профессиональным суждением, используя как количественные (например, в процентах от уровня существенности на уровне отчетности Фонда в целом), так и качественные критерии.

4. ПРОЦЕДУРЫ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Аудитору следует получить аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры. Перечень рекомендуемых аудиторских процедур при аудиторской проверке паевого инвестиционного фонда приведен в Приложении 2.

В связи с необходимостью выразить мнение о соответствии порядка ведения учета имущества Фонда законодательству Российской Федерации аудитору следует выполнить необходимые процедуры проверки соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Кроме того, аудитору следует получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства соблюдения тех нормативных правовых актов Российской Федерации, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в отчетности Фонда. Результаты соответствующих процедур могут быть оформлены в виде вопросного листа, форма которого приведена в Приложении 3.

Аудитору следует принять во внимание, что некоторые нормативные правовые акты Российской Федерации могут оказывать существенное влияние на деятельность Фондов. В частности, несоблюдение определенных актов может привести к прекращению Фонда или поставить под вопрос непрерывность его деятельности. Например, такие последствия могут возникнуть при несоблюдении лицензионных требований и условий или других требований, предъявляемых к деятельности аудируемого лица. Вопросы, которые могут привести к прекращению паевого инвестиционного фонда, раскрыты в Приложении 4.

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Приложение 2

Программа

проверки отчетности в отношении имущества, составляющего

паевой инвестиционный фонд

Приложение 3

Приложение 4

ОСНОВАНИЯ И ФАКТОРЫ,

КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ПРЕКРАЩЕНИЮ ПАЕВОГО

ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА

Основания, которые могут привести к прекращению Фонда:

1. Принята (приняты) заявка (заявки) на погашение всех инвестиционных паев.

2. Неисполнение предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об устранении нарушения требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании, если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части операций.

3. Неоднократное в течение года неисполнение предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании, за исключением предписания о запрете на проведение всех или части операций.

4. Однократное неисполнение предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о запрете на проведение всех или части операций.

5. Неоднократное в течение года нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании.

6. Однократное нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления уведомлений в федеральный орган исполнительной власти, обязанность представления которых предусмотрена федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании, а равно неоднократное неисполнение указанной обязанности в течение года.

7. Неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании.

8. Прекращение руководства текущей деятельностью лицензиата (принятие решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа без одновременного принятия решения об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа, либо отсутствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа свыше одного месяца без возложения его полномочий на иное лицо, соответствующее требованиям к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа).

9. Однократное неисполнение управляющей компанией обязанности по передаче имущества, находящегося у нее в доверительном управлении на основании лицензии управляющей компании, специализированному депозитарию для учета и (или) хранения, если такая передача предусмотрена федеральными законами.

10. Нарушение управляющей компанией требований федерального органа исполнительной власти об ограничении деятельности управляющей компании на совершение ряда сделок, предусмотренных п. п. 1 и 3 ст. 40 ФЗ от 29.11.2001 N 156-ФЗ.

11. Включение в состав закрытого паевого инвестиционного фонда при его формировании (выдаче дополнительных инвестиционных паев) имущества, которое не соответствует требованиям к составу активов паевого инвестиционного фонда, установленным федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

12. Совершение сделки, в результате которой были нарушены требования к составу активов, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании.

13. Неоднократное в течение года осуществление выдачи инвестиционных паев, ограниченных в обороте, неквалифицированным инвесторам.

14. Аннулирована лицензия специализированного депозитария, и в течение трех месяцев со дня аннулирования лицензии управляющей компанией не приняты меры по передаче другому специализированному депозитарию активов паевого инвестиционного фонда для их учета и хранения, а также по передаче документов, необходимых для осуществления деятельности нового специализированного депозитария.

15. Истек срок действия договора доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом.

16. Управляющей компанией принято соответствующее решение при условии, что право принятия такого решения предусмотрено правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

17. Управляющей компанией подано заявление в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг об аннулировании лицензии.

Факторы, способствующие принятию решения управляющей компанией, осуществляющей управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, о расформировании фонда (принятию решения об аннулировании лицензии):

1. Изменение политической ситуации, экспроприация, национализация.

2. Проведение политики, направленной на ограничение инвестиций в отрасли экономики, являющейся сферой особых государственных инвестиций.

3. Неэффективность выбранной стратегии инвестирования.

4. Неустойчивость финансового положения управляющей компании.

5. Недостаточный опыт и знания руководства.

6. Неэффективность системы управления.

7. Недостаточный опыт и квалификация работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности.

8. Непредвиденные потери вследствие технических ошибок при проведении операций, умышленных и неумышленных действий персонала, аварийных ситуаций, сбоев аппаратуры.

9. Возникновение форс-мажорных обстоятельств, изменений законодательства, действий государственных органов.

10. Просчеты в оценке конкурентоспособности инновации, ее конкурентных преимуществ, просчеты в оценке изменений конъюнктуры рынка и прогнозе его динамики, ошибки в бизнес-планировании.

11. Моральное старение инновации и сокращение ее жизненного цикла, необходимость научно-инженерной доработки инновации.

12. Отрицательное изменение стоимости активов в результате колебаний процентных ставок, цен акций, облигаций, курсов валют.

13. Неисполнение принятых обязательств со стороны эмитентов ценных бумаг и контрагентов.

14. Вероятность (угроза) потери части своих инвестиций, недополучения доходов от них или появления дополнительных инвестиционных расходов.

15. Неопределенность эффективности операций в момент заключения сделки, обусловленная невозможностью прогноза цены в будущем.

16. Появление конкурентов с более эффективной системой управления и стабильным уровнем доходности в условиях волантильности рынка.

17. Невозможность реализовать активы фонда по благоприятным ценам.

Еще документы: