Методические рекомендации по обеспечению безопасности участников судебного процесса и должностных лиц ФССП России (утв. ФССП РФ 05.09.2011 N 03-11)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
5 сентября 2011 г. N 03-11
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФССП РОССИИ
1. Введение
1.1. Методические рекомендации разработаны в целях организации обеспечения судебными приставами по ОУПДС безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, а также должностных лиц ФССП России (далее - защищаемые лица).
2. Задачи и принципы обеспечения безопасности
2.1. В целях обеспечения безопасности защищаемых лиц судебные приставы по ОУПДС решают следующие задачи:
выявление, предупреждение и пресечение в пределах своей компетенции преступлений и иных противоправных действий в отношении защищаемых лиц;
организация взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности защищаемых лиц с территориальными органами внутренних дел Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти при проведении специальных мероприятий.
2.2. При организации безопасности защищаемых лиц осуществляется расчет необходимых сил и средств и определяется порядок действий и методы обеспечения безопасности защищаемых лиц.
2.3. При обеспечении безопасности защищаемых лиц должны соблюдаться следующие принципы:
активности;
непрерывности;
предвидения.
2.4. Принцип активности заключается в направлении усилий на предотвращение нападений, которое достигается:
рациональным использованием, распределением сил и средств;
оперативным реагированием на все подозрительные факторы;
внедрением новых тактических и технических приемов и методов работы.
2.5. Принцип непрерывности заключается в постоянном осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности выделенными силами и средствами.
2.6. Непрерывность достигается:
планированием мероприятий;
правильным расчетом и расстановкой сил и средств;
взаимодействием с другими федеральными органами исполнительной власти.
2.7. Принцип предвидения заключается в готовности к нестандартным ситуациям.
3. Обеспечение безопасности в зданиях и помещениях судов
3.1. Минимальное количество судебных приставов по ОУПДС, обеспечивающих безопасность защищаемых лиц, должно составлять не менее 2 человек (далее - группа), один из которых назначается старшим группы.
3.2. При обеспечении безопасности защищаемых лиц первоначально проводится обследование зданий и помещений судов на предмет их технической укрепленности.
3.3. После обследования зданий и помещений судов устанавливаются численность личного состава, необходимого для обеспечения безопасности защищаемых лиц, анализируются потенциальные возможности нападения (вероятного противника).
3.4. Старшим группы проводится предварительный анализ возможностей противника, целью которого является предупреждение:
нападения вблизи периметра зданий (закамуфлированные взрывные устройства, автомобили, начиненные взрывчаткой, включая смертников на автомобиле, повреждения объектов коммунального хозяйства и т.д.);
тайного проникновения в зданиях и помещениях судов (для закладывания взрывных устройств).
3.5. Определяется техническое оснащение, которое включает:
специальное освещение, дублирующее резервное освещение;
системы сигнализации;
видеокамеры и мониторы;
системы проверки и регистрации входящих и выходящих лиц;
интроскопы, переговорные устройства, домофоны;
металлоискатели, рамки и т.д.
3.6. Для обеспечения безопасности защищаемых лиц устанавливаются требования как для судебных приставов по ОУПДС, обеспечивающих безопасность, так и для всех лиц, работающих в здании и помещениях суда (правила пропуска посетителей, обхода здания и территории зданий и помещений, действия при получении сигнала тревоги, при обнаружении взрывных устройств и эвакуации из здания).
3.7. Для обеспечения безопасности защищаемых лиц необходимо:
создать и поддерживать безопасную зону вокруг защищаемого лица, не создавая ненужных помех для окружающих;
заблаговременно планировать свои действия, стремясь предвидеть угрозу и предупредить нападение на защищаемое лицо;
постоянно следить за зоной вокруг защищаемого лица в целях обнаружения любых признаков угрозы;
никому не позволять приближаться к защищаемому лицу, не удостоверившись предварительно в том, что приближающийся не имеет при себе оружия, предмета или устройства, которые могут быть применены в качестве орудия нападения;
поддерживать визуальный контакт с защищаемым лицом и корректировать свою позицию относительно его положения при передвижении;
стараться находиться от защищаемого лица на расстоянии вытянутой руки (0,8 - 1 м).
3.8. Если замечена возможность возникновения угрозы безопасности защищаемого лица, следует немедленно сообщить об этом другим работникам, обеспечивающим безопасность этого защищаемого лица. При этом необходимо немедленно эвакуировать защищаемое лицо из опасной зоны и держать его вне поля зрения окружающих, пока обстановка не нормализуется.
3.9. Любые действия, которые отвлекают внимание судебных приставов по ОУПДС, обеспечивающих безопасность защищаемого лица, или заставляют их оставить свои позиции, следует рассматривать как сигнал опасности, требующий усилить бдительность. В случае нападения на защищаемое лицо судебному приставу по ОУПДС следует заставить его пригнуться и вывести его из опасной зоны по возможности в таком положении. Необходимо стараться создать физическое препятствие между оружием и защищаемым лицом. При невозможности создать такое препятствие необходимо действовать против оружия, а не против лица, направляющего его. Цель нейтрализации оружия состоит в том, чтобы отвести его в сторону от защищаемого лица. Обычно, если оружие отводится вверх, нападающему требуется больше физических усилий для того, чтобы попытаться вновь нацелить его на защищаемое лицо, чем в случае, когда рука с оружием отводится в сторону.
3.10. Судебные приставы по ОУПДС должны иметь навыки обеспечения безопасности защищаемых лиц путем индивидуальных и групповых действий.
3.11. Навыки индивидуальных действий судебных приставов по ОУПДС при обеспечении безопасности защищаемых лиц:
поражение цели из табельного оружия (пистолета, пистолета-пулемета, автомата и т.д.);
перемещение в коридорах и на лестничных пролетах в целях нейтрализации опасности;
использование средств связи, а также сигналов рук, кодовых слов;
оказание первой неотложной медицинской помощи;
владение приемами рукопашного боя;
задержание подозреваемых лиц с последующей передачей их органам внутренних дел.
3.12. Навыки групповых действий судебных приставов по ОУПДС при обеспечении безопасности защищаемых лиц:
огневое поражение противника с использованием отвлекающего, поддерживающего, ответного огня;
передвижение в составе группы;
оценка обстановки и принятие решения в опасной ситуации;
умение передвигаться в составе группы, используя схемы и планы;
групповой контроль за обстановкой;
использование морально-психологических факторов при общении с потенциальными противниками;
проведение мероприятий по обеспечению личной безопасности в многоэтажных зданиях.
3.13. Экипировка судебного пристава по ОУПДС при обеспечении безопасности защищаемых лиц.
3.13.1. Для успешного выполнения поставленной задачи судебным приставам по ОУПДС необходимо иметь соответствующую виду проводимого специального мероприятия экипировку. К специальному снаряжению относятся средства индивидуальной бронезащиты. Рекомендуется их использование и защищаемыми лицами.
3.13.2. Перечень снаряжения, входящего в экипировку, зависит от поставленных задач, которые будут выполнять судебные приставы по ОУПДС в ходе специального мероприятия. В экипировку не должны входить личные вещи, ювелирные изделия (запонки, булавки для галстуков и т.д.). При этом следует исходить из следующих правил:
не перегружать себя;
надевать то снаряжение, которое необходимо для выполнения поставленной задачи.
3.13.3. Целесообразно иметь при себе аэрозольный распылитель химических веществ, который эффективен в ситуациях, требующих быстрого продвижения сквозь враждебно настроенные большие группы людей.
3.13.4. При обеспечении безопасности защищаемых лиц судебным приставам по ОУПДС необходимо поддерживать постоянный радиоконтакт друг с другом. Предпочтение отдается радиосредствам, имеющим выносную гарнитуру, для того чтобы руки были свободны, а средства приема и передачи могли маскироваться под одеждой, а также была исключена возможность контроля радиопереговоров окружающими.
4. Способы обеспечения безопасности защищаемых лиц
4.1. Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется следующими способами:
способом сопровождения;
зональным способом;
комбинированным способом.
4.2. Способ сопровождения применяется при любом перемещении: внутри помещений, на улице и на автомобиле. Сущность способа заключается в расположении вокруг защищаемых лиц судебных приставов по ОУПДС с целью создания поясов защиты. В зависимости от обстановки и места, где будет проводиться сопровождение, количество сотрудников может изменяться от 2 до 6 и более человек. Плотное сопровождение применяют при движении через большое скопление людей. Это позволяет контролировать ситуацию вблизи защищаемого лица, а также быстро реагировать на опасность в критической ситуации. Кроме того, при передвижении по улице возможно использование автотранспорта для эвакуации защищаемых лиц.
4.3. Зональный способ обеспечения безопасности заключается в расположении судебных приставов по ОУПДС в местах наиболее вероятной угрозы нападения и создании зоны, в которой защищаемое лицо может безопасно перемещаться. При этом судебные приставы по ОУПДС контролируют зону вокруг здания (помещения).
4.4. Комбинированный способ включает в себя элементы сопровождения и зонального способа.
5. Методы обеспечения безопасности защищаемых лиц
5.1. При обеспечении безопасности судебные приставы по ОУПДС используют следующие методы контактного взаимодействия с нападающим:
метод блокирования;
метод физического противодействия.
5.2. К методу блокирования относятся: блокирование и физическое блокирование.
5.3. Сущность блокирования заключается в создании условий (например, расположение преграды), при которых теряется зрительный контакт нападающей стороны с объектом нападения.
5.4. Под физическим блокированием понимается создание препятствия между нападающей стороной и защищаемым лицом.
5.5. Сущность метода физического противодействия заключается в отражении нападения и нейтрализации противника. В зависимости от степени угрозы физическое противодействие может проводиться с использованием:
физической силы;
средств активной обороны;
табельного оружия.
5.6. При выборе того или иного способа физического противодействия необходимо оценить:
степень угрозы;
силы нападающей стороны;
окружающую обстановку.
5.7. В любом случае судебные приставы по ОУПДС должны применять адекватные действия в отношении нападающей стороны, целью которых является обеспечение безопасности защищаемого лица и нейтрализация противника.
5.8. Нейтрализация потенциальных преступников возможна путем применения судебными приставами по ОУПДС огнестрельного оружия, специальных средств, приемов рукопашного боя, а также эвакуации защищаемых лиц из опасной зоны.
5.9. Тактика действий судебных приставов по ОУПДС при вооруженном нападении на защищаемое лицо: один из судебных приставов по ОУПДС прикрывает защищаемое лицо и направляет его в безопасное место (служебное помещение и т.д.), другие (другой) судебные приставы применяют против нападающей стороны, в зависимости от ситуации, физическую силу, специальные средства и табельное оружие.
5.10. Табельное оружие применяется как крайняя мера и только тогда, когда степень угрозы очень велика, например, когда противник угрожает оружием, замахнулся для нанесения удара ножом или другим предметом и нет времени на применение других способов противодействия.
5.11. Судебные приставы по ОУПДС должны знать и соблюдать законные права граждан и действовать в соответствии с законом.
5.12. Следует обратить внимание еще на то, что в ходе физического противодействия судебные приставы по ОУПДС вступают в контакт с окружающими:
не затрагивая правовые отношения (например: команды, подаваемые голосом, с просьбой выполнить то или иное действие);
затрагивая правовые отношения (использование физической силы, специальных средств и оружия, которое ведет к ограничению прав граждан).
6. Определение опасности
6.1. Факторы, указывающие на необходимость повышения внимания к подозреваемому:
сходство по приметам с лицами, проходящими по ориентировкам правоохранительных органов;
обнаружение признаков наличия оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
уклонение от встреч с сотрудниками правоохранительных органов и другими официальными лицами;
нарушение правил ношения форменной одежды;
проявление признаков душевнобольного человека;
необоснованное нахождение подозреваемого лица в здании, помещении, нервозность, повышенная возбудимость, неестественность в поведении.
6.2. Признаки наличия оружия:
выпуклости и очертания оружия в местах, где оно носится (как правило, заметно при подъеме по лестнице и т.д.), что, как правило, скрывается за счет ношения одежды "свободного" покроя;
наличие оружия в карманах пальто, пиджака или брюк может определяться по перекосу полы пальто, пиджака, а также по отвисанию в области карманов;
неестественное положение рук;
закрытие части рукава пальцами рук (может свидетельствовать о наличии оружия в рукаве пальто или пиджака);
чрезмерно осторожное обращение с личными вещами, стремление все время их держать при себе;
периодическое ощупывание мест, где находится оружие (производится для контроля и поддержания оружия в готовности к применению);
выбор наиболее удобного положения на местности по отношению к предполагаемой цели применения оружия.
6.3. Определение наличия угрозы (опасности).
6.3.1. При обеспечении безопасности защищаемого лица все судебные приставы по ОУПДС должны четко определять степень угрозы при возникновении чрезвычайных ситуаций. Для того чтобы предупредить об угрозе, судебным приставам по ОУПДС необходимо быстро и ясно передать определенную информацию друг другу, указывающую на:
характер угрозы;
местоположение объекта, создающего угрозу.
6.3.2. Судебный пристав по ОУПДС, который первым обнаружил источник угрозы, должен сообщить об этом достаточно громким голосом, чтобы его услышали, при этом он не должен поворачивать голову или отводить взгляд от объекта угрозы.
6.4. Определение характера угрозы (опасности).
6.4.1. При определении характера угрозы целесообразно не пользоваться закодированными словами, а называть все своими именами.
6.4.2. Необходимо сформулировать общие термины для систематизации характера угрозы. Например: предметы в воздухе, представляющие опасность, должны обозначаться как команда "воздух". Исключением является слово "граната".
6.5. Оценка обстановки.
6.5.1. Необходимо концентрировать внимание только на тех вещах, которые могут представлять собой угрозу. Например: подозрительный на вид мужчина, собака без поводка, человек в теплой куртке в жаркую погоду и т.д.
6.6. Примеры механизма принятия решений.
6.6.1. Информация: сзади находится шумная группа лиц.
6.6.2. Угроза: они могут причинить вред защищаемому лицу.
6.6.3. Варианты защиты:
жестом направить группу в сторону от защищаемого лица, жестом предложить остановиться;
занять положение, вынуждающее группу изменить направление движения и обойти защищаемое лицо;
остановить группу с помощью физического воздействия.
6.6.4. Дополнительная визуальная информация: группа лиц - подростки, двигаются медленно, улыбаются, видят меня.
6.6.5. Решение: слегка изменить позицию (ближе к защищаемому лицу) и жестом направить подростков в сторону от защищаемого лица.
6.6.6. Информация: собака, не на привязи, впереди на расстоянии 15 метров.
6.6.7. Варианты защиты:
замедлить движение, чтобы собака могла уйти;
остановиться, чтобы собака могла уйти;
твердым голосом приказать собаке: "Домой" (это часто действует);
слегка изменить позицию и направить защищаемое лицо в сторону от собаки;
занять позицию между собакой и защищаемым лицом и сохранять ее до тех пор, пока собака не останется позади.
6.6.8. Дополнительная визуальная информация: собака весом 25 - 30 кг с обрывком веревки на ошейнике.
6.6.9. Решение: слегка замедлить движение, изменить позицию и направить защищаемое лицо в сторону от собаки. Занять позицию между собакой и защищаемым лицом и сохранять ее до тех пор, пока собака не останется позади.
7. Обеспечение безопасности в помещении
7.1. Факторы, осложняющие обеспечение безопасности в помещении:
возможность проникновения посторонних лиц;
возможность закладки взрывных устройств;
возможность нападения со стороны агрессивно настроенных посетителей в ограниченном пространстве.
7.2. При совершении противоправных действий в отношении защищаемых лиц нападающей стороной могут быть совершены:
нападение с прямым контактом противника с защищаемым лицом;
нападение из засады с применением какого-либо оружия;
заблаговременная закладка взрывного устройства в местах нахождения цели.
7.3. Для обеспечения безопасности защищаемых лиц судебным приставам по ОУПДС необходимо провести осмотры здания (помещения) и прилегающей территории.
7.4. При проведении осмотра здания (помещения) осуществляются следующие мероприятия:
поддерживается постоянное взаимодействие с администрацией здания (помещения);
определяется конкретное здание (помещение), которое подлежит осмотру;
удаляются из данного здания (помещения) лица, не имеющие права нахождения в нем;
разрабатывается порядок и тактика проведения осмотра;
в зависимости от размеров помещения осмотр может быть индивидуальный или групповой.
7.5. Помещение осматривается по часовой стрелке с разбивкой по зонам и секторам (сначала верхняя часть, затем средняя, нижняя и пол).
7.6. Осмотр местности проводится с целью выявления подозрительных лиц, предметов, подозрительного автотранспорта, а также условий, способствующих совершению нападения. При этом особое внимание должно уделяться скоплению больших групп людей.
7.7. На входах в здания (помещения) и выходах из них, а также в местах наиболее вероятного нападения на защищаемых лиц выставляются посты охраны.
7.8. Задача постов охраны:
блокирование зоны безопасности;
осуществление пропускного режима;
обеспечение эвакуации защищаемых лиц из опасной зоны в случае нападения;
подача сигнала тревоги при возникновении чрезвычайных ситуаций.
7.9. Действия судебных приставов по ОУПДС, несущих службу на постах охраны, при проверке документов:
сравнить фотографию в предъявляемых документах с внешностью владельца;
задать вопросы, для ответа на которые следует владеть информацией, содержащейся в документе;
проверить подлинность печати (при наличии возможности);
попросить посетителя расписаться и сравнить эту подпись с подписью в документе (при необходимости и возможности).
7.10. Рекомендации по расположению и оборудованию постов охраны:
посты необходимо располагать таким образом, чтобы у них был беспрепятственный сектор (зона) наблюдения;
освещение на постах должно быть благоприятным для лиц, находящихся на посту, а не для нападающей стороны;
целесообразно оборудовать замками все двери (открытие дверей только наружу), окна и ворота;
необходимо обеспечить наличие средств связи и предусмотреть способы передачи сигнала тревоги (звонок, свисток, жест, система внутренней связи и т.д.);
следует разработать кодовую таблицу для распоряжений, отдаваемых постам, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
8. Подготовка к обеспечению безопасности при совершении
исполнительных действий
8.1. На этапе подготовки к обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий определяются основные и дополнительные мероприятия с учетом складывающейся обстановки.
8.2. Безопасность при совершении исполнительных действий обеспечивается с обязательным выполнением требований Методических рекомендаций по обеспечению безопасности исполнительных действий N 12/037177-ВВ, утвержденных заместителем директора Федеральной службы судебных приставов - заместителем главного судебного пристава Российской Федерации Ворониным В.В. 04.07.2007.
9. Подготовка судебных приставов по ОУПДС
к обеспечению безопасности
9.1. При подготовке к выполнению конкретной служебной задачи после получения распоряжения необходимо:
изучить место, район проведения мероприятия;
подготовить одежду, оружие, снаряжение и другое имущество, необходимое для проведения мероприятия;
провести практические занятия по отработке действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств (по возможности);
уточнить сигналы, команды, кодовые фразы и порядок действий по ним;
проверить исправность средств связи;
по прилагаемому примерному перечню вопросов провести инструктаж защищаемого лица и судебных приставов по ОУПДС (приложение).
9.2. Подбор и подготовка личного состава для осуществления безопасности защищаемых лиц.
9.2.1. Подбор и подготовку судебных приставов по ОУПДС условно можно разделить на два направления. Первое направление - это общий подбор и общая подготовка судебных приставов по ОУПДС. Второе направление - это подбор и подготовка судебных приставов по ОУПДС для выполнения одной конкретной задачи.
9.2.2. Судебные приставы по ОУПДС должны быть готовы к решительным действиям в сложной обстановке, а также при проведении различных мероприятий - к выполнению обязанностей старшего группы.
9.2.3. Руководители структурных подразделений территориальных органов ФССП России и их заместители должны изучать личный состав в индивидуальном порядке и определять возможность использования работников с учетом их опыта, навыков и психологических качеств. С целью подготовки судебных приставов по ОУПДС к согласованным действиям при выполнении служебных задач должны проводиться тренировочные занятия.
9.2.4. Поскольку работа судебных приставов по ОУПДС связана с длительными периодами психического напряжения, то в ходе подготовки помимо создания условий, обеспечивающих приобретение необходимых теоретических знаний и навыков, следует проводить постоянные практические занятия.
9.2.5. Занятия с судебными приставами по ОУПДС необходимо проводить в условиях, максимально приближенных к реальным (на улицах, в зданиях и других общественных местах). Во время тренировок судебными приставами по ОУПДС должны отрабатываться движения через толпу и различные варианты контактов с окружающими людьми.
9.2.6. Необходимо обязательно отработать алгоритм действий на тот случай, если защищаемое лицо является женщиной.
9.2.7. Целесообразно подвергать критическому разбору все тренировочные занятия вне зависимости от того, насколько удачно они прошли. При этом следует обратить внимание на разногласия, возникающие между отдельными работниками.
9.2.8. Результаты тренировок должны обязательно оцениваться и анализироваться для выявления слабых мест в подготовке судебных приставов по ОУПДС и учитываться при планировании тренировочных занятий.
9.2.9. При выполнении служебных обязанностей по обеспечению безопасности физических лиц судебные приставы по ОУПДС должны следовать следующим правилам:
следить за опрятностью внешнего вида;
не выставлять напоказ, без необходимости, оружие или другое снаряжение;
на различные вопросы об оружии и снаряжении отвечать кратко, вежливо, не выходя за служебные рамки;
не передавать оружие и снаряжение другим лицам;
при взаимодействии с окружающими в рамках выполнения служебных обязанностей судебные приставы должны стремиться сочетать твердость своих требований с вежливым общением.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по обеспечению безопасности
должностных лиц
от 05.09.2011 N 03-11
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ИНСТРУКТАЖА ЗАЩИЩАЕМОГО ЛИЦА И СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПО ОУПДС
1. Инструктаж защищаемого лица:
темп ходьбы может быть ускоренным;
следуйте за идущим впереди судебным приставом по ОУПДС на расстоянии 2 - 3 метров;
выполняйте любую команду (сигнал), подаваемую судебным приставом по ОУПДС рукой или голосом (сигналы определяются заранее).
2. Инструктаж судебных приставов по ОУПДС:
сохраняйте дистанцию 2 - 3 метра между собой и защищаемым лицом;
занимайте центр пространства, по которому будете двигаться;
подавайте сигнал рукой или голосом для управления действиями окружающих и защищаемого лица;
внимательно следите за руками окружающих людей, находящихся в непосредственной близости от защищаемого лица.
3. Наиболее типичными недостатками в обеспечении безопасности являются недооценка или игнорирование оперативной информации.
4. Во всех случаях действия должны быть направлены на:
увод защищаемого лица с "линии огня";
отражение нападения и эвакуацию защищаемого лица из зоны нападения.

Еще документы: