Методические рекомендации по планированию проверок при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального зак (утв. Казначейством России 22.11.2017)

Утверждаю
Заместитель руководителя
Федерального казначейства
А.Г.МИХАЙЛИК
22 ноября 2017 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОВЕРОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕГО
КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ПРОВОДЯЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)
ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 307-ФЗ
"ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по планированию проверок при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Методические рекомендации), разработаны с учетом требований:
Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2017, N 18, ст. 2673);
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2017, N 18, ст. 2673);
Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2016, N 28, ст. 4741);
Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2016, N 1, ст. 234);
Положения по организации планирования проверок и согласования проведения внеплановых проверок в Федеральном казначействе при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", утвержденного приказом Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 237.
1.2. Методические рекомендации предназначены для использования сотрудниками центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов при планировании проверок по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") и отборе аудиторских организаций, качество работы которых подлежит внешней проверке.
1.3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие сокращения:
Аудиторская организация - аудиторская организация, проводящая обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
ВККР АО - внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
Общественно значимые организации - организации, указанные в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
План - План деятельности центрального аппарата Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
План территориального органа - План деятельности территориального органа Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
Структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства - структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства, ответственное за организацию осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
Территориальные органы - территориальные органы Федерального казначейства, на которые в соответствии с приказом Федерального казначейства от 14 июня 2017 г. N 130 "Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации" возложено исполнение государственной функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
1.3. Целью разработки Методических рекомендаций является установление единого подхода к отбору аудиторских организаций, качество работы которых подлежит внешней проверке.
1.4. Задачами Методических рекомендаций являются:
установление единых методов и критериев отбора аудиторских организаций, подлежащих ВККР АО;
обеспечение применения циклического подхода и (или) риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий.
1.5. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок подготовки предложений структурного подразделения Федерального казначейства и структурных подразделений территориальных органов при отборе аудиторских организаций для включения в План и Планы территориальных органов.
1.6. Отбор аудиторских организаций, качество работы которых подлежит ВККР АО, должен строиться на сочетании циклического и (или) риск-ориентированного методов планирования.
Циклический подход предполагает осуществление плановой внешней проверки качества работы аудиторской организации с периодичностью, предусмотренной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Риск-ориентированный подход предполагает отбор аудиторских организаций на основе анализа рисков осуществления аудиторскими организациями аудиторской деятельности, в том числе в части соблюдения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), а также обязанности по информированию учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших ей известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев (риске возникновения таких случаев).
При этом во внимание принимаются, в частности, следующие обстоятельства:
- результаты предыдущих внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных Федеральным казначейством и его территориальными органами, в том числе недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, нарушения требований правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, нарушения в сфере противодействия коррупции, отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и иные нарушения;
- результаты внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов;
- факты нарушения аудиторскими организациями законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при оказании юридических или бухгалтерских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также обязанности по информированию учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших ей известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, иных нарушений законодательства Российской Федерации, признаках таких случаев (риске возникновения таких случаев);
- случаи отзыва/аннулирования лицензий на осуществление определенных видов деятельности общественно значимыми организациями (в том числе отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций; аннулирования, отзыва, ограничения и приостановления действия лицензий страховых организаций; аннулирования лицензий негосударственных пенсионных фондов);
- случаи банкротства общественно значимых организаций;
- количество клиентов аудиторской организации, которые относятся к общественно значимыми организациям;
- оказание аудиторской организацией сопутствующих и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг в отношении общественно значимой организации, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которой осуществляется данной аудиторской организацией;
- наличие признаков нарушения независимости аудиторскими организациями;
- наличие признаков конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта у аудиторских организаций;
- превалирование немодифицированных мнений в аудиторских заключениях по итогам проведения обязательного аудита в общем количестве выданных аудиторских заключений по проведению обязательного аудита;
- соотношение количества аудиторов, состоящих в трудовых либо гражданско-правовых отношениях с аудиторской организацией, и количества аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, выполняемых такой аудиторской организацией, в течение определенного промежутка времени;
- наличие отрицательных отзывов о деятельности аудиторской организации в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- жалобы на деятельность аудиторской организации;
- наличие неснятой (непогашенной) судимости по экономическим преступлениям у бенефициарных владельцев и лиц, контролирующих деятельность аудиторской организации;
- наличие в составе учредителей (участников) аудиторской организации физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации, а также юридических лиц, зарегистрированных за пределами Российской Федерации;
- наличие в средствах массовой информации сведений о ставших известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица.
II. Отбор аудиторских организаций на основе критериев
оценки рисков выявления нарушений при осуществлении
аудиторскими организациями аудиторской деятельности
2.1. Отбор аудиторских организаций для включения в План и Планы территориальных органов осуществляется исходя из требований и критериев, указанных в настоящих Методических рекомендациях.
2.2. При отборе аудиторских организаций, качество работы которых подлежит внешней проверке, для подготовки предложений в План (планы территориальных органов) учитываются:
данные из единого государственного реестра юридических лиц (сайт ФНС);
данные из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов;
сведения о результатах ВККР АО, осуществленных Федеральным казначейством и его территориальными органами;
сведения об общественно значимых организациях, в которых проводился обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
сведения о состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации (сайт Минфина России);
сведения о выданных аудиторскими организациями аудиторских заключениях по итогам проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (сайты Банка России, Единой информационной системы в сфере закупок, Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, информационный ресурс СПАРК, иные источники);
сведения о бенефициарных владельцах и лицах, контролирующих деятельность аудиторских организаций;
информация, полученная от правоохранительных и иных органов государственной власти, в том числе от Федеральной службы по финансовому мониторингу;
иные сведения, поступившие из Минфина России, Банка России, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", иных государственных органов и организаций.
III. Оценка рисков при отборе аудиторских
организаций и формирование предложений для включения
аудиторских организаций в очередной ежегодный План
(Планы территориальных органов)
3.1. Отбор аудиторских организаций для включения в План (Планы территориальных органов) проводится на основе рейтинга, полученного в ходе проведенной оценки рисков.
3.2. Каждой из оцениваемых аудиторских организаций присваивается итоговый балл, равный арифметической сумме значений критериев отбора, которым соответствует аудиторская организация, в соответствии с приложением к настоящим Методическим рекомендациям.
3.3. В рамках отбора аудиторских организаций, качество работы которых подлежит внешней проверке, установленного настоящими Методическими рекомендациями, в предложения в План (Планы территориальных органов) включаются:
3.3.1. В первую очередь - аудиторские организации, в отношении которых от правоохранительных органов, Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Федеральной службы по финансовому мониторингу, иных государственных органов и организаций поступила информация о нарушении требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, законодательства в сфере противодействия коррупции, отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
3.3.2. Во вторую очередь - аудиторские организации, по результатам анализа присвоенного рейтинга которых установлены наибольшие риски нарушения со стороны указанных организаций требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, а также законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
3.4. Отобранные аудиторские организации подлежат включению в План (Планы территориальных органов) при условии соблюдения всех вышеизложенных требований, а также с учетом численности аудиторских организаций (не более 25% от общего числа аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций).
3.5. Аудиторские организации, качество работы которых подлежит внешней проверке, не включаются в предложения в План (Планы территориальных органов) в случае, если с момента проведения органом государственного финансового контроля ВККР АО в отношении такой аудиторской организации на дату начала квартала, в котором предполагается проведение проверки ВККР АО, пройдет менее трех лет.
3.6. Соответствие аудиторских организаций критериям отбора определяется на дату составления предложений в План (Планы территориальных органов).
Приложение
к Методическим рекомендациям
по планированию проверок при осуществлении
внешнего контроля качества работы
аудиторских организаций, проводящих
обязательный аудит бухгалтерской
(финансовой) отчетности организаций,
указанных в части 3 статьи 5 Федерального
закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ
Об аудиторской деятельности"
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ РИСКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОТБОРЕ АУДИТОРСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ЦЕНТРАЛЬНОГО
АППАРАТА (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА) ФЕДЕРАЛЬНОГО
КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
РАБОТЫ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
УКАЗАННЫХ В ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" НА СООТВЕТСТВУЮЩИЙ
ГОД (КАРТА РИСКОВ)
N п/п
Наименование критерия
Значение критерия
1
Непрохождение аудиторской организацией внешнего контроля качества работы со стороны уполномоченного федерального органа по контролю и надзору в течение трех лет, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций
0,5
2
Непрохождение аудиторской организацией внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемой организации аудиторов за последние пять лет
0,3
3
Наличие жалоб и обращений в Федеральное казначейство о нарушениях аудиторской организацией действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере противодействия коррупции, отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, поступившей от правоохранительных и иных государственных органов
0,5
4
Наличие информации о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица Федерального казначейства (его территориального органа) на осуществление ВККР АО
0,5
5
Наличие информации о непредставлении, несвоевременном представлении сведений или предоставлении недостоверных сведений в Федеральное казначейство (его территориальный орган)
0,4
6
Наличие информации о неисполнении предписания Федерального казначейства (его территориального органа)
0,7
7
Уклонение от прохождения внешнего контроля качества работы аудиторской организации
1
8
Ненаправление в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору уведомления о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (с момента вступления в силу положений части 2 статьи 10.1. Федерального закона "Об аудиторской деятельности")
0,7
9
Наличие лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну
0,3
10
Наличие нарушений по результатам ранее проведенного внешнего контроля качества работы аудиторской организации
0,3
11
Примененные ранее меры воздействия
Предупреждение - 0,1
Предписание - 0,2
Приостановление деятельности - 0,3
12
Наличие сведений о проведении аудиторской организацией обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций
0,3
13
Наличие сведений о проведении аудиторской организацией обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций
0,3
14
Наличие сведений о проведении аудиторской организацией обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов
0,3
15
Наличие сведений о проведении аудиторской организацией обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний
0,2
16
Наличие сведений о проведении аудиторской организацией обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%
0,2
17
Наличие информации об отзыве лицензии у общественно значимого хозяйствующего субъекта, признании несостоятельным (банкротом) после осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
0,5
18
Наличие сведений, порочащих безупречную деловую репутацию аудиторской организации
0,3
19
Наличие признаков нарушения независимости аудиторской организацией
0,3
20
Наличие у аудиторской организации признаков конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта
0,3
21
Наличие фактов выдачи аудиторской организацией аудиторского заключения, признанного впоследствии судом заведомо ложным
0,7
22
Наличие информации об осуществлении аудиторской организацией какой-либо иной предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"
0,5
23
Наличие информации о несоблюдении аудиторской организацией требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" по хранению документации при проведении аудита и оказанию прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг
0,7
24
Наличие в составе учредителей (участников) аудиторской организации физических лиц - нерезидентов Российской Федерации, юридических лиц, зарегистрированных за пределами Российской Федерации
0,5
25
Наличие у бенефициарных владельцев и лиц, контролирующих деятельность аудиторской организации, сведений о неснятой (непогашенной) судимости по экономическим преступлениям
0,5
26
Меры воздействия, примененные к аудиторским организациям, бенефициарными владельцами и/или лицами, контролирующими деятельность которых, являются сотрудники данной аудиторской организации
Предупреждение - 0,1
Предписание - 0,2
Приостановление деятельности - 0,3
Исключение - 0,4
27
Наличие факта подписания аудитором, являющимся сотрудником данной аудиторской организации, аудиторского заключения, выданного иной аудиторской организацией, признанного впоследствии судом заведомо ложным
0,1
28
Наличие сведений о выявленных нарушениях в системе контроля качества услуг в проверенной ранее аудиторской организации, являющейся членом одной сети с данной аудиторской организацией
0,1

Еще документы: