Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по организации и проведению подготовки, проверок и выдачи свидетельств пилотов легких и сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения"

Утверждаю

Заместитель руководителя

Федерального агентства

воздушного транспорта

О.Г.СТОРЧЕВОЙ

7 апреля 2016 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПОДГОТОВКИ, ПРОВЕРОК

И ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВ ПИЛОТОВ ЛЕГКИХ И СВЕРХЛЕГКИХ

ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по организации и проведению подготовки, проверок и выдачи свидетельств пилотов легких воздушных судов (ЛВС) и сверхлегких воздушных судов (СВС) авиации общего назначения (АОН) разработаны в соответствии:

с Федеральным законом от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" с изменениями и дополнениями;

с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации";

с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта";

с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";

с "Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации", утвержденными приказом Министра обороны РФ, Минтранса РФ и РАКА от 31 марта 2002 г. N 136/42/51;

с Федеральными авиационными правилами "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 12 сентября 2008 г. N 147;

с Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2009 г. N 128;

с Федеральными авиационными правилами "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации", утвержденными Приказом Минтранса России от 23 декабря 2009 г. N 249;

с Федеральными авиационными правилами "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации", утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 10 февраля 2014 г. N 32.

1.2. Методические рекомендации являются пособием, в соответствии с которым осуществляется подготовка, проверки, присвоение квалификации, допуск к полетам, техническому обслуживанию и ремонту ЛВС и СВС, допуск к авиационным работам пилотов СВС, допуск к полетам для оценки летной годности ЛВС и СВС и выдача разрешений инструкторам на подготовку пилотов СВС авиации общего назначения, допуск к выполнению функций пилотов ЛВС и СВС - инструкторов и экзаменаторов, а также переподготовка и повышение квалификации авиационного персонала и пилотов ЛВС и СВС и выдача соответствующих свидетельств.

1.3. Требования к пилотам ЛВС и СВС.

Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации", утвержденные приказом Минтранса РФ от 12.09.2008 N 147 (далее - ФАП-147).

1.3.1. Обладатель свидетельства частного пилота ЛВС должен:

а) быть старше 18 лет;

б) продемонстрировать знания в следующих областях:

- законы и правила, касающиеся выполнения функций обладателя свидетельства частного пилота;

- основ полета;

- общих знаний конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна;

- принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования;

- эксплуатационных ограничений соответствующего вида воздушных судов и их силовых установок;

- эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

- влияние загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки);

- практического применения взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации;

- предполетной подготовки и планирования полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов для авиации общего назначения; подготовки и заполнения планов полета; правил обслуживания воздушного движения; порядка донесений о местоположении; выполнения полетов в районах с интенсивным воздушным движением;

- возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок;

- понимания и применения авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов; порядка получения и использования метеорологической информации; измерения высоты; опасных метеорологических условий; порядок установки высотомеров;

- практических аспектов аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути; пользования аэронавигационными картами;

- применения методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке;

- использования аэронавигационной документации; авиационных кодов и сокращений;

- соответствующих мер предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от воздушного судна и других опасных для полета явлений;

- для вертолетов - трансмиссии; режима "вихревого кольца", земного резонанса, срыва на отступающей лопасти, динамического опрокидывания и других опасных ситуаций;

- для дирижаблей - физические характеристики и практическое применение газов; правил обеспечения безопасности при полетах в визуальных метеорологических условиях;

- правил ведения связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов; действий при отказе связи.

в) продемонстрировать способность выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующего вида полеты и маневры, указанные в подпункте "б" пункта 3.3, подпункте "б" пункта 3.4 или подпункте "б" пункта 3.5 ФАП-147, а также умение:

- распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибок;

- управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик;

- плавно и точно выполнять все маневры;

- принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять контроль и наблюдение в полете;

- применять знания в области аэронавигации (самолетовождения);

- постоянно осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить успешное выполнение схемы полета или маневра;

г) иметь действующее медицинское заключение первого или второго класса.

Обладатель свидетельства частного пилота при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 и 2.5 - 2.22 ФАП-147, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может осуществлять функции командира или второго пилота воздушного судна соответствующего вида и типа (класса), не занятого в коммерческих воздушных перевозках. Частный пилот может осуществлять оперативное техническое обслуживание воздушного судна, на котором он выполняет полеты.

Кроме требований, установленных в пунктах 3.1 и 3.2 ФАП-147, обладатель свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет":

а) должен иметь налет на самолете не менее 40 ч или 35 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 5 ч налета на тренажере;

должен иметь не менее 10 ч самостоятельного налета на самолетах под руководством пилота-инструктора в соответствии с запрашиваемой квалификационной отметкой, включая 5 ч самостоятельного налета по маршруту, при этом, по крайней мере, один полет по маршруту протяженностью не менее 270 км с посадкой до полной остановки на двух различных аэродромах;

должен иметь не менее 1 ч налета по приборам;

должен иметь 3 часа налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и посадок ночью, выполняя обязанности командира воздушного судна.

В общий налет может засчитываться 10% налета на других видах воздушных судов, кроме дирижабля и свободного аэростата, но суммарно не более 10 ч;

б) должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях:

- распознавание и контролирование факторов угроз и ошибок;

- предполетная подготовка, включая расчеты массы и положения центра тяжести (центровки), осмотр и обслуживание самолета;

- аэродромное движение и полеты по схемам движения, методы и меры предотвращения столкновений;

- управление самолетом с помощью внешних визуальных ориентиров;

- полет на критически низких воздушных скоростях; предотвращение штопора; распознавание начального и развившегося сваливания и выход из него;

- полеты на критически высоких воздушных скоростях;

- взлеты и посадки в нормальных условиях и при боковом ветре;

- взлеты с коротким разбегом (с укороченной летной полосы и с учетом высоты пролета препятствий); посадки на аэродром ограниченных размеров;

- полет только по приборам, включая выполнение разворота на 180° в горизонтальной плоскости;

- полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методов счисления пути и радионавигационных средств;

- полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования;

- полет при имитации отказа двигателя;

- полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, правил ведения радиосвязи и фразеологии;

Кроме требований, установленных в пунктах 3.1 и 3.2 ФАП-147, обладатель свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "вертолет":

а) должен иметь налет на вертолете не менее 40 ч или 35 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота вертолета, в который засчитывается не более 5 ч налета на тренажере;

должен иметь не менее 10 ч самостоятельного налета на вертолетах под руководством пилота-инструктора, включая 5 ч самостоятельного налета по маршруту, в который входит, как минимум, один полет по маршруту протяженностью не менее 180 км с посадками в двух различных пунктах;

должен иметь не менее 1 ч налета по приборам;

должен иметь 3 часа налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и посадок ночью, выполняя обязанности командира воздушного судна. В общий налет засчитывается 10% налета на других видах воздушных судов, кроме дирижабля, но не более 10 ч;

б) должен пройти подготовку на вертолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации в следующих областях:

- распознавание и контролирование факторов угроз и ошибок;

- предполетная подготовка, включая расчет массы и центровки, осмотр и обслуживание вертолета;

- аэродромное движение и полеты по схеме движения, методы и меры предотвращения столкновений;

- управление вертолетом с помощью внешних визуальных ориентиров;

- вывод на начальном этапе из режима вихревого кольца; действия при падении оборотов несущего винта;

- маневрирование на земле и опробование двигателя; висение; взлеты и посадки: в нормальных условиях, с попутным и боковым ветром, а также с площадок, имеющих уклон;

- взлеты и посадки с минимальной потребной тягой; техника взлета и посадки в максимальном режиме; производство полетов с площадок ограниченных размеров, в том числе вне аэродрома; быстрые торможения;

- полеты по маршруту с помощью визуальных ориентиров, методов счисления пути и, при их наличии, радионавигационных средств, включая, по крайней мере, часовой полет;

- полет только по приборам, включая выполнение разворота на 180° в горизонтальной плоскости;

- полет при имитации аварийной обстановки, включая имитацию неисправностей бортового оборудования и силовой установки; заход на посадку в режиме авторотации;

- полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения;

- правила ведения связи и фразеология.

Кроме требований, установленных в пунктах 3.1 и 3.2 ФАП-147, обладатель свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "дирижабль":

а) должен иметь налет не менее 25 ч в качестве пилота на дирижаблях, включая:

не менее 3 ч учебного налета по маршруту на дирижабле, с выполнением одного полета по маршруту общей протяженностью не менее 45 км;

не менее 5 взлетов и 5 посадок до полной остановки на аэродроме, с выполнением перед каждой посадкой полета по установленной схеме движения в зоне аэродрома;

не менее 3 ч полета по приборам;

не менее 5 ч полета в качестве пилота, выполняющего функции командира воздушного судна под контролем командира воздушного судна;

б) должен пройти летную подготовку на дирижаблях с двойным управлением с пилотом-инструктором, в ходе которой он получает опыт в следующих областях:

- распознавание и контролирование факторов угрозы и ошибок; предполетная подготовка, включая расчеты массы и центровки, осмотр и обслуживание дирижаблей;

- движение по аэродрому и полеты по воздушным трассам (местным воздушным линиям), правила и меры предосторожности, связанные с предотвращением столкновений;

- методы и процедуры выполнения взлета, включая соответствующие ограничения, порядок действий в аварийной обстановке и используемые сигналы;

- управление дирижаблем по внешним визуальным ориентирам;

- взлеты, посадки и уход на второй круг;

- техника взлета в максимальном режиме (с учетом пролета препятствий);

- полет только по приборам, включая выполнение разворота на 180° в горизонтальной плоскости;

- навигация, полет по маршруту с помощью визуальных ориентиров, счисления пути и радионавигационных средств;

- порядок действий в аварийной ситуации, распознавание утечек газа, включая имитацию отказов оборудования дирижабля;

- правила ведения связи и фразеология.

Для получения квалификационной отметки "пилот-инструктор" необходимо:

а) пройти подготовку по программе, утвержденной уполномоченным органом в области ГА и соответствовать требованиям, предъявляемым при получении свидетельства коммерческого пилота в соответствии с видом воздушного судна, указанным в свидетельстве;

б) обладать знаниями:

- методики практического обучения;

- по оценке успеваемости курсантов по тем предметам, по которым осуществляется наземная подготовка;

- процесса усвоения материала;

- элементов эффективного обучения;

- по оценке и проверке уровня знаний курсантов, теории обучения;

- разработки программы подготовки;

- планирования урока;

- методики аудиторного обучения;

- использования учебных средств, включая тренажеры имитации полета;

- по проведению анализа и исправлению ошибок учащихся;

- возможностей человека применительно к летной подготовке, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;

- опасности, связанной с имитацией отказов систем на воздушном судне;

в) продемонстрировать способность обучать в тех областях, в которых он намерен проводить летную подготовку, и на тех типах и классах воздушных судов, по которым предусматривается осуществление функций пилота-инструктора, включая предполетный инструктаж, разбор полетов и наземную подготовку;

г) пройти курс обучения по методике ведения летной подготовки, включая демонстрацию операций, методов практического обучения, распознавание и исправление наиболее распространенных ошибок курсантов, и уметь применять на практике методику выполнения маневров и схем полета, по которой он намерен проводить летную подготовку.

Обладатель квалификационной отметки "пилот-инструктор" при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 и 2.5 - 2.22 ФАП-147, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может:

- контролировать самостоятельные полеты пилотов-курсантов;

- проводить летную подготовку, необходимую для выдачи свидетельства частного пилота, внесения квалификационной отметки о праве на полеты по приборам и квалификационной отметки пилота-инструктора;

- при наличии отметки "экзаменатор" проверять знания, навыки и умения, установленные настоящими ФАП-147, у пилотов, подготовленных другими пилотами-инструкторами.

Для получения отметки "экзаменатор" обладатель квалификационной отметки "пилот-инструктор" должен:

иметь действительное свидетельство соответствующей категории с квалификационной отметкой "пилот-инструктор" на тех типах и классах воздушных судов, по которым предусматривается осуществление функций экзаменатора;

быть действующим пилотом-инструктором и обладать опытом подготовки и аттестации пилотов в своей области не менее трех лет и (или) иметь не менее 250 часов налета в качестве инструктора;

иметь среднее профессиональное и (или) высшее образование в области авиации;

продемонстрировать способность проведения проверок в тех областях, в которых он проводит проверки, и на тех типах и классах воздушных судов, по которым предусматривается проведение проверок;

пройти подготовку в организации, привлекаемой органом по выдаче свидетельств по программе подготовки к выполнению практических и летных проверок уровня подготовки кандидатов на получение свидетельств;

не реже одного раза в пять лет проходить курсы повышения квалификации в организации, привлекаемой органом по выдаче свидетельств.

В свидетельство частного пилота вносятся следующие квалификационные отметки о разрешенном классе ВС:

самолет с одним двигателем, сухопутный;

самолет с одним двигателем, гидросамолет;

самолет многодвигательный, сухопутный;

самолет многодвигательный, гидросамолет;

автожир.

Квалификационная отметка о классе воздушного судна вносится в свидетельство, если кандидат продемонстрировал степень умения, соответствующую свидетельству для класса воздушного судна, по которому он желает получить квалификационную отметку.

Для выполнения полетов на другом типе (виде) ВС, входящем в разрешенный свидетельством класс, пилот должен пройти переподготовку под руководством пилота-инструктора, имеющего опыт полетов на этом типе (виде) и продемонстрировать знания и умения применительно к новому типу (виду) воздушного судна, на котором он предполагает выполнение полетов. Допуск к полетам на новом типе (виде) ВС, входящем в разрешенный свидетельством класс заносится пилотом-инструктором в летную книжку пилота.

Обладатель свидетельства частного пилота должен получить квалификационную отметку о типе воздушного судна для эксплуатации:

воздушного судна, в сертификате типа или в руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что для его эксплуатации требуется второй пилот;

вертолета, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота;

любого воздушного судна, когда это предусмотрено в сертификате типа на это воздушное судно.

Если функции пилота ограничиваются только функциями второго пилота, то в квалификационной отметке о типе воздушного судна указывается это ограничение.

1.3.2. Обладатель свидетельства пилота СВС должен:

а) быть старше 16 лет;

б) продемонстрировать знания в следующих областях:

- практической аэродинамики соответствующего класса сверхлегкого воздушного судна, конструкции и эксплуатации СВС;

- законов и правил, касающихся обладателя свидетельства пилота СВС; правил полетов; правил использования воздушного движения;

- принципов работы систем и приборного оборудования;

- эксплуатационных ограничений; соответствующих эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

- влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики; учет массы и центровки;

- использования и практического применения параметров взлетных (стартовых), посадочных и других летно-технических характеристик;

- предполетного планирования и планирования полета по маршруту; выполнения полетов в районах с интенсивным движением;

- возможностей человека применительно к пилоту сверхлегкого воздушного судна, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;

- применения основ авиационной метеорологии; правил получения и использования метеорологической информации; измерения высоты;

- практических аспектов аэронавигации и методов счисления пути; пользования аэронавигационными картами;

- использования аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений;

- соблюдения мер предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в следе и других опасных явлений;

- основ полета применительно к пилоту СВС;

в) иметь налет:

- на СВС, оборудованных силовой установкой, - не менее 25 ч в качестве пилота СВС, включая 12 ч самостоятельного налета, 5 ч - по маршруту, не менее 30 самостоятельных взлетов и посадок, из которых 6 посадок с задросселированным (выключенным) двигателем;

- на СВС без силовой установки - общий налет 12 ч, 12 полетов продолжительностью более 10 мин. каждый и 5 полетов более 30 мин. каждый, 3 полета по маршруту на дальность не менее 1,5 км;

приобрести опыт эксплуатации СВС в областях:

- предполетной подготовки, включая сборку и осмотр СВС;

- выполнения технических приемов и правил, применяемых при используемом методе старта, включая соответствующие ограничения воздушной скорости, порядка действий в аварийной обстановке и использования сигналов;

- выполнения полетов по схемам движения, методов и мер, применяемых для предотвращения столкновений;

- управления с помощью внешних визуальных ориентиров;

- выполнения полета в эксплуатационном диапазоне режимов полета;

- распознавания начального и развившегося сваливания и вывода из него, складывания крыла, если применимо, и других опасных режимов полета;

- предотвращения выхода на опасные режимы полета;

- взлетов, посадок в нормальных условиях, при боковом ветре, посадок с выключенным двигателем;

- выполнения полетов по маршруту с помощью визуальных ориентиров и методов счисления пути;

- порядка действий в аварийной обстановке;

г) продемонстрировать способность выполнять в качестве командира СВС полеты и маневры, указанные в подпункте "в" пункта 11.1 ФАП-147, а также умение:

- распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки;

- управлять СВС в пределах его ограничений;

- плавно и точно выполнять все маневры;

- принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете;

- применять знания в области аэронавигации;

- постоянно осуществлять управление, обеспечивающее успешное выполнение схемы полета или маневра;

д) пилот СВС должен иметь действующее медицинское заключение первого или второго класса.

Для выполнения функций КВС пилот СВС должен получить квалификационные отметки о классе СВС:

с балансирным управлением (дельтаплан, дельталет);

с аэродинамическим управлением (автожир, вертолет, самолет);

со смешанным управлением (параплан).

Обладатель свидетельства пилота СВС при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.12, 2.13, 2.14 ФАП-147, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве, может осуществлять функции командира СВС соответствующего класса, если прошел подготовку, продемонстрировал навыки на СВС разрешенного класса. Квалификационная отметка включает указание на разрешенный вид и класс СВС - безмоторные: дельтаплан, параплан, сверхлегкий планер и моторные: мотодельтаплан, дельталет, автожир, вертолет, самолет, мотопараплан, паралет.

Для выполнения полетов с водной поверхности обладатель свидетельства пилота СВС должен иметь налет не менее 12 ч в соответствующей конфигурации СВС.

Для выполнения авиационных работ обладатель свидетельства пилота СВС должен:

- иметь общий налет не менее 80 ч в течение не менее одного года, из них налет при обучении авиационным работам не менее 20 ч, и выполнить 50 полетов с площадок вне аэродрома;

- пройти подготовку по программе, утвержденной уполномоченным органом в области ГА, включающей получение знаний о технологии выполняемых работ, характеристиках веществ и оборудования, используемых при выполнении авиационных работ.

При выполнении работ по оценке летной годности, пилот СВС должен иметь общий налет на СВС не менее 200 ч, опыт полетов не менее чем на 5 СВС различной конструкции.

Для получения квалификационной отметки "Пилот сверхлегкого воздушного судна - инструктор" обладатель свидетельства пилота СВС должен пройти подготовку в сертифицированном АУЦ, иметь налет: на моторных СВС - общий 100 часов из них на обучение инструкторской работе в течение последних двух лет по программе, утвержденной уполномоченным органом в области ГА не менее 25 ч; на безмоторных СВС - общий 40 часов, из них на обучение инструкторской работе по программе, утвержденной уполномоченным органом в области ГА не менее 10 ч.

Для получения допуска к самостоятельному техническому обслуживанию и ремонту СВС пилот СВС должен обладать знаниями в следующих областях:

- законов и правил, касающихся обладателя свидетельства специалиста по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, включая требования к летной годности, регулирующие процесс сертификации и поддержания летной годности воздушных судов, а также методов организации и процедуры технического обслуживания воздушных судов;

- основ математики; единиц измерения; фундаментальных принципов и теоретических основ физики и химии;

- характеристик материалов и их применения при проектировании воздушных судов, включая принципы проектирования конструкции и функционирования систем воздушных судов; методов сборки; силовых установок и связанных с ними систем; механических, гидравлических, электрических и электронных источников питания; приборного оборудования и систем индикации воздушных судов; систем управления воздушным судном и бортовых систем навигационного и связного оборудования;

- выполнения работ, необходимых для сохранения летной годности воздушного судна, методов и процедур капитального ремонта, текущего ремонта, проверок, замен, модификаций или устранения дефектов конструкции воздушного судна, ее компонентов и систем согласно методикам, предусмотренным в соответствующих руководствах по техническому обслуживанию воздушных судов;

- возможностей человека применительно к техническому обслуживанию воздушных судов.

Пилот СВС - инструктор должен проходить курсы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет по программе, утвержденной уполномоченным органом в области ГА в привлекаемой Росавиацией организации.

Для выполнения функций экзаменатора пилот сверхлегкого воздушного судна - инструктор должен иметь:

- налет не менее 200 ч для безмоторных сверхлегких воздушных судов и не менее 500 ч для сверхлегких воздушных судов, оборудованных силовой установкой;

- быть действующим пилотом сверхлегкого воздушного судна - инструктором и обладать опытом подготовки и аттестации пилотов сверхлегких воздушных судов не менее трех лет и (или) иметь не менее 100 часов налета в качестве инструктора для сверхлегких воздушных судов, оборудованных силовой установкой;

- иметь среднее профессиональное и (или) высшее образование в области авиации;

- продемонстрировать способность проведения проверок пилотов сверхлегких воздушных судов на тех классах сверхлегких воздушных судов, на которых предусматривается проведение проверок;

не реже одного раза в пять лет проходить курсы повышения квалификации в организации, привлекаемой органом по выдаче свидетельств.

В свидетельство пилота СВС при его выдаче вносятся следующие квалификационные отметки о разрешенном классе СВС (дельтаплан, параплан, сверхлегкий планер мотодельтаплан, дельталет, автожир, вертолет, самолет, мотопараплан, паралет), "А7 Допущен к самостоятельному выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту СВС". После прохождения дополнительной подготовки приобретения необходимого опыта и соответствующих проверок в свидетельство пилота СВС может быть внесена квалификационная отметка "Пилот сверхлегкого воздушного судна - инструктор", а также отметки: "Допущен к выполнению обязанностей пилота СВС - инструктора - экзаменатора", "Допущен к выполнению следующих видов авиационных работ: (указываются разрешенные виды работ)", "Допущен к выполнению работ по летной и технической оценке летной годности СВС", "Допущен к полетам на гидро-СВС". Квалификационные отметки вносятся в свидетельство пилота. Другие отметки могут вноситься в летную книжку.

1.4. Подготовка пилотов ЛВС и СВС, пилотов ЛВС и СВС - инструкторов, подготовка пилотов СВС к выполнению авиационных работ, подготовка пилотов к выполнению работ по оценке летной годности СВС проводится в сертифицированных авиационных учебных центрах.

1.5. Проверка уровня подготовки на конкретном воздушном судне и соответствующих навыков требованиям, установленным ФАП-147 (далее - проверка подготовки), проводится экзаменаторами, привлекаемыми ТКК и ВКК.

1.6. Обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна, пилота планера, пилота свободного аэростата, частного пилота, коммерческого пилота или линейного пилота для эксплуатации дополнительного вида воздушного судна должен получить соответствующую квалификационную отметку о виде воздушного судна, выдаваемую при условии выполнения требований ФАП-147, установленных для соответствующего вида воздушного судна.

2. Порядок проведения проверок, аттестации и выдачи

свидетельств пилотов ЛВС и СВС АОН

Постоянно действующим органом по организации проверок аттестации и выдаче свидетельств пилотов ЛВС и СВС АОН является высшая квалификационная комиссия (ВКК) и территориальные квалификационные комиссии (ТКК).

Для выдачи свидетельства и внесения квалификационных и других отметок лицу, прошедшему подготовку в соответствии с программами, утвержденными уполномоченным органом в области ГА, в АУЦ, кандидат должен представить в ВКК (ТКК) следующие документы:

1. заявление о проверке знаний - (приложение 1);

2. представление или заявление на выдачу свидетельства или внесение квалификационной отметки - (приложение 2);

3. копия документа, удостоверяющего личность кандидата на получение свидетельства (копия паспорта или удостоверения личности);

4. копия документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства (копия свидетельства о прохождении курса обучения по утвержденной программе подготовки) - (приложение 3).

5. копия протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства (заполняется ВКК Росавиации или ТКК МТУ);

6. копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства - (приложение 4);

7. копия документа (документов), подтверждающего опыт кандидата на получение свидетельства (приложение 5);

8. копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства;

9. квитанция об уплате госпошлины.

В квитанции об уплате госпошлины указываются реквизиты, опубликованные на сайтах Росавиации или ее территориальных управлений по месту получения свидетельства.

Проверка навыков кандидата на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции пилота:

- осуществляется лицом, обладающим свидетельством с внесенной в него записью о праве проведения подготовки кандидатов на получение свидетельств соответствующего вида;

- осуществляется на воздушном судне, класс или тип которого соответствует получаемому свидетельству, с двойным управлением в полете или на тренажерном устройстве имитации полета, допущенном к применению в целях контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов;

- не может осуществляться лицом, участвовавшим в подготовке (обучении) кандидата на получение свидетельства.

Документ, подтверждающий опыт кандидата, содержит сведения:

- об опыте управления воздушным судном в полете (налете часов) и о тренировках на тренажерном устройстве имитации полета, допущенном к применению в целях подготовки членов летных экипажей гражданских воздушных судов;

- о дате и месте выдачи документа;

- о фамилии, имени, отчестве (при наличии) кандидата на получение свидетельства;

- о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и номере свидетельства (при наличии) лица, подписавшего документ.

Документ, подтверждающий опыт кандидата на получение свидетельства, подписывается лицом, под руководством которого работал или проходил подготовку кандидат на получение свидетельства.

Приложение 1

Приложение 2.1

Приложение 2.2

Приложение 2.3

Приложение 2.4

Приложение 3.1

Содержание курса обучения (пример)

N п/п

Дисциплины, программы подготовки

Кол-во часов

Оценка

1.

Нормативные документы, регламентирующие летную деятельность

10

Отл.

2.

Подготовка в области человеческого фактора, предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопасности полетов

16

Хор.

3.

Конструкция СВС

6

Отл.

4.

Практическая аэродинамика

10

Хор.

5.

Самолетовождение и основы аэронавигации

10

Хор.

6.

Авиационная метеорология

8

Хор.

7.

Летная эксплуатация СВС

14

Отл.

8.

Техническая эксплуатация СВС

10

9.

Приборное оборудование СВС, его летная и техническая эксплуатация

6

Хор.

10.

Радиооборудование СВС, его летная и техническая эксплуатация

6

Отл.

11.

Поисковые и аварийно-спасательные работы. Охрана СВС и действия экипажа в чрезвычайных обстоятельствах

6

Хор.

12.

Выполнение полетов по уведомительному порядку использования воздушного пространства РФ

8

Хор.

13.

Первоначальная летная подготовка (вывозные полеты), кол-во полетов/часов

176/14

Хор.

14.

Отработка техники пилотирования (самостоятельные полеты) кол-во полетов/часов

78/14

Хор.

15.

Тренировочных полетов по маршруту с дальностью не менее 35 км/с дальностью не менее 60 км/часов

2/3/5

Отл.

17.

Количество посадок с выключенным двигателем

6

Хор.

Приложение 3.2

Содержание курса обучения

N п/п

Дисциплины, программы подготовки

Кол-во часов

Оценка

1.

Методика летного обучения.

24

По пятибалльной шкале

2.

Программы и задачи первоначального обучения пилотов СВС.

14

3.

Авиационная психология.

8

4.

Основы педагогики и спортивной тренировки.

6

5.

Отработка техники пилотирования с инструкторского сиденья.

5

6.

Методические полеты.

6

Приложение 3.3

Содержание курса обучения

N п/п

Дисциплины, программы подготовки

Кол-во часов

Оценка

1.

Документы, регламентирующие применение СВС для выполнения авиационных работ.

2

По пятибалльной шкале

2.

Специальное оборудование, используемое для выполнения сельскохозяйственных работ.

10

3.

Оборудование, используемое для аэрофотосъемки и видеосъемки.

4

4.

Оборудование, используемое для экологического мониторинга.

2

5.

Технологии и правила выполнения авиахимических работ и работ по биологической защите растений.

12

6.

Технологии аэрофотосъемки и видеосъемки.

4

8.

Технологии выполнения работ, связанных с измерением параметров воздушной среды.

2

9.

Обеспечение безопасности полетов и экологической безопасности при выполнении авиационных работ.

6

10.

Подготовка к патрулированию и аэросъемочных работ.

7 ч 30 мин.

11.

Подготовка к выполнению авиационных химических работ.

9 ч 50 мин.

Приложение 3.4

Содержание курса обучения

N п/п

Дисциплины, программы подготовки

Кол-во часов

Оценка

1.

Документы, регламентирующие наземные летные испытания СВС. Требования к летной годности СВС.

10

По пятибалльной шкале

2.

Программы и задачи наземных и летных испытаний СВС.

8

3.

Методы наземных и летных испытаний. Конструкция и эксплуатация испытательного оборудования.

8

4.

Порядок выполнения полетов и методы оценки соответствия летных характеристик, устойчивости и управляемости СВС.

12

5.

Особенности летных характеристик, устойчивости и управляемости СВС. Опасные режимы полета СВС. Меры по обеспечению безопасности полетов при летных испытаниях.

12

6.

Доказательная документация и порядок ее оформления.

10

7.

Общая летная подготовка.

7 ч 40 мин.

8.

Специальная летная подготовка.

11 ч 50 мин.

Приложение 4.1

КОНТРОЛЬ ГОТОВНОСТИ

N

Наименование процедуры

Оценка

Подпись проверяющего

1.

Летно-технические характеристики выпускного ВС

Оценка по пятибалльной шкале (заполняется от руки)

2.

РЛЭ выпускного ВС

3.

Приборное и специальное оборудование выпускного ВС

ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

N

Наименование процедуры

Оценка

Подпись проверяющего

1.

Подготовка к полету

(не) соответствует (заполняется от руки)

2.

Расчет массы и центровки

3.

Предполетный осмотр и обслуживание самолета

4.

Запуск двигателя

5.

Руление

6.

Выполнение контрольных карт

ОБЩАЯ РАБОТА В ВОЗДУХЕ

7.

Взлет в нормальных условиях

8.

Набор высоты

9.

Развороты в наборе высоты

10.

Переход в горизонтальный полет

11.

Полет по схемам движения

12.

Методы и меры предотвращения столкновений

13.

Управление ВС с помощью внешних визуальных ориентиров

14.

Развороты с кренами до 30°

15.

Полет на критически малой скорости

16.

Предотвращение штопора

17.

Распознавание начального и развивающегося сваливания и выход из него

18.

Полет на максимальной скорости

19.

Развороты на снижении

20.

Посадка в нормальных условиях

21.

Взлет при боковом ветре

22.

Посадка при боковом ветре

23.

Взлет с коротким разбегом (с укороченной ВПП)

24.

Посадка на аэродром ограниченных размеров

25.

Полет только по приборам, включая выполнение разворота на 180° в горизонтальной плоскости

26.

Распознавание и контролирование факторов угроз и ошибок

27.

Умение управлять ВС в пределах ограничений его характеристик

28.

Плавность и точность выполнения всех маневров

29.

Правила ведения радиосвязи и фразеология

30.

Внутрикабинный контроль (расхода топлива, систем)

31.

Правильность принятий решений

32.

Осмотрительность

ДЕЙСТВИЯ В НЕСТАНДАРТНЫХ И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

33.

Полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования

34.

Полет при имитации отказа двигателя

НАВИГАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

35.

План полета; использование карт

36.

Полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методов счисления пути и радионавигационных средств

37.

Полет на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения

38.

Выдерживание высоты и курса

39.

Определение местоположения, контроль времени и коррекция расчетного времени прибытия

40.

Применение знаний в области аэронавигации

41.

Уход на запасной аэродром (планирование и выполнение)

Приложение 4.2

КОНТРОЛЬ ГОТОВНОСТИ

N

Наименование процедуры

Оценка

Подпись проверяющего

1.

Летно-технические характеристики выпускного ВС

Оценка по пятибалльной шкале (заполняется от руки)

2.

РЛЭ выпускного ВС

3.

Приборное и специальное оборудование выпускного ВС

ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

N

Наименование процедуры

Оценка

Подпись проверяющего

1.

Подготовка к полету

соответствует (заполняется от руки)

2.

Расчет массы и центровки

3.

Предполетный осмотр и обслуживание вертолета

4.

Запуск двигателя и опробование двигателя

5.

Руление (подлет), перемещения у земли

6.

Выполнение контрольных карт

ОБЩАЯ РАБОТА В ВОЗДУХЕ

7.

Порядок выполнения контрольного висения

8.

Взлет, висение в нормальных условиях

9.

Набор высоты

10.

Развороты в наборе высоты

11.

Переход в горизонтальный полет

12.

Управление вертолетом с помощью внешних визуальных ориентиров

13.

Полет по схемам движения

14.

Методы и меры предотвращения столкновений

15.

Развороты и виражи

16.

Маневрирование скорости (минимальная и максимальная)

17.

Посадка в нормальных условиях

18.

Взлет и висение с боковым ветром

19.

Посадка с боковым ветром

20.

Взлет и висение с попутным ветром

21.

Посадка с попутным ветром

22.

Взлет и посадка на площадку ограниченных размеров вне аэродрома, быстрое торможение

23.

Взлет и посадка на площадку ограниченных размеров вне аэродрома с уклоном

24.

Взлет и посадка с максимальным взлетным весом

25.

Полет только по приборам, включая выполнение разворота на 180° в горизонтальной плоскости

26.

Распознавание и контролирование факторов угроз и ошибок

27.

Правила ведения радиосвязи и фразеология

28.

Внутрикабинный контроль (расхода топлива, систем)

29.

Умение управлять вертолетом в пределах ограничений его характеристик

30.

Плавность и точность выполнения всех маневров

31.

Правильность принятий решений

32.

Осмотрительность

ДЕЙСТВИЯ В НЕСТАНДАРТНЫХ И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

33.

Полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования

34.

Полет при имитации отказа двигателя

35.

Вывод на начальном этапе из режима "вихревого кольца"

36.

Действия при падении оборотов несущего винта

37.

Заход на посадку на режиме авторотации

НАВИГАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

38.

План полета; использование карт

39.

Полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методов счисления пути и радионавигационных средств (при их наличии) при часовом полете

40.

Полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения

41.

Выдерживание высоты и курса

42.

Определение местоположения, контроль времени и коррекция расчетного времени прибытия

43.

Применение знаний в области аэронавигации

44.

Уход на запасной аэродром (планирование и выполнение)

Приложение 4.3

КОНТРОЛЬ ГОТОВНОСТИ

N

Наименование процедуры

Оценка

Подпись проверяющего

1.

Летно-технические характеристики выпускного ВС

Оценка по пятибалльной шкале (заполняется от руки)

2.

РЛЭ выпускного ВС

3.

Приборное и специальное оборудование выпускного ВС

N

Наименование процедуры

Оценка

Подпись проверяющего

ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

1

Подготовка к полету

2

Расчет массы

3

Предполетный осмотр

4

Запуск двигателя

ОБЩАЯ РАБОТА В ВОЗДУХЕ

5

Выполнение технических приемов и правил, применяемых при используемом методе старта, включая соответствующие ограничения воздушной скорости

6

Взлет

7

Набор высоты

8

Развороты в наборе высоты

9

Переход в горизонтальный полет

10

Управление СВС с помощью внешних визуальных ориентиров

11

Развороты

12

Полет на критически малой скорости

13

Предотвращение штопора

14

Распознавание начального и развившегося сваливания и вывода из него, и других опасных режимов полета

15

Полет на максимальной скорости

16

Управление сверхлегким воздушным судном в пределах его ограничений

17

Развороты на снижении

18

Взлет с боковым ветром

19

Посадка с боковым ветром

20

Взлет с коротким разбегом

21

Посадка на площадку ограниченных размеров

22

Посадок с выключенным двигателем

23

Распознавание и контролирование факторов угроз и ошибок

24

Плавность и точность выполнения всех маневров

ДЕЙСТВИЯ В НЕСТАНДАРТНЫХ И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

25

Полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования

26

Полет при имитации отказа двигателя

27

Предотвращение выхода на опасные режимы полета

НАВИГАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

28

План полета, использование карт

29

Полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методов счисления пути

30

Полет на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения

31

Правила ведения радиосвязи и фразеологии

32

Выдерживание высоты и курса

33

Определение местоположения, контроль времени и коррекция расчетного времени прибытия

34

Уход на запасной аэродром (планирование и выполнение)

35

Внутрикабинный контроль (расхода топлива, систем, обледенения карбюратора и др.)

36

Применение знаний в области аэронавигации

37

Принятие правильных решений и квалифицированное осуществление наблюдений в полете

Приложение 5.1

Приложение 5.2

Другие документы по теме
Ошибка на сайте