Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по определению безопасных районов, пригодных для размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в субъектах Российской Федерации (в том числе с учетом возможности использования районов с минимальными пор

Утверждаю

Главный военный эксперт

МЧС России

генерал-полковник

П.В.ПЛАТ

26 апреля 2012 г. N 2-4-87-11-14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ РАЙОНОВ, ПРИГОДНЫХ

ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭВАКУИРУЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ

И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЙОНОВ

С МИНИМАЛЬНЫМИ ПОРАЖАЮЩИМИ ФАКТОРАМИ)

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

2. В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации", ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных современных средств поражения. Однако в случае возникновения военного конфликта с применением обычных современных средств поражения, ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

Тем не менее вероятность глобальной войны ядерных держав друг против друга и применение оружия массового уничтожения другими государствами невысока.

Поэтому в настоящих Методических рекомендациях принято, что применение оружия массового поражения, в том числе и ядерного, по территории Российской Федерации маловероятно, наиболее вероятен конфликт с применением обычных современных средств поражения. При этом принимается, что образование зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) возможно только вокруг радиационно опасных объектов.

3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей осуществляется из городов и иных населенных пунктов:

а) отнесенных к группам по гражданской обороне;

б) имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне;

в) имеющих железнодорожные станции первой категории;

г) расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений.

4. Эвакуируемое население размещается в безопасных районах в загородной зоне, представляющей собой территорию в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенную вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения). Безопасные районы подготавливаются для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

II. Определение загородной зоны

5. Определение загородной зоны осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в следующем порядке:

5.1. На карте субъекта Российской Федерации определяются зоны опасности, предусмотренные СНиП 2.01.51-90 в соответствии с Приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

При наложении двух и более зон опасности устанавливается общая граница этих зон по их внешним контурам.

Территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, не попадающая ни в одну из указанных зон, образует загородную зону.

5.2. При недостаточности загородной зоны, с учетом принятых в пункте 2 настоящих Методических рекомендаций допущений, в нее также включаются территории, попадающие в зоны возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, при условии принятия дополнительных мер по защите населения, предусматривающих инженерно-технические и организационные мероприятия.

6. Настоящими Методическими рекомендациями принято считать данные территории районами с минимальными поражающими факторами.

7. Инженерно-технические мероприятия в районах с минимальными поражающими факторами включают: строительство и оборудование противорадиационных укрытий, мероприятия по защите источников водоснабжения и запасов продовольствия и другие инженерно-технические мероприятия.

8. Организационные мероприятия могут включать установление специального режима функционирования с учетом радиоактивного заражения местности, мероприятия по информированию населения и др.

III. Определение безопасных районов для размещения

населения, размещения и хранения материальных

и культурных ценностей

9. Определение безопасных районов в загородной зоне для размещения населения, материальных и культурных ценностей осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления, главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации и органами военного управления.

10. Безопасными районами являются населенные пункты (территории), расположенные в пределах загородной зоны, подготовленные для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения материальных и культурных ценностей.

11. Подготовка безопасных районов к жизнеобеспечению местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей осуществляется заблаговременно в мирное время.

12. Перечень безопасных районов в загородной зоне определяется нормативным правовым (распорядительным) актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

по определению

безопасных районов,

пригодных для размещения

эвакуируемого населения,

материальных и культурных

ценностей в субъектах

Российской Федерации

(в том числе с учетом

возможности использования

районов с минимальными

поражающими факторами)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗОН ОПАСНОСТИ

1. Определение зоны возможных разрушений

Территория с расположенными на ней городами, отнесенными к группам по гражданской обороне, и организациями, отнесенными к категории особой важности по гражданской обороне, на которой может возникать избыточное давление во фронте воздушной ударной волны , равное 10 кПа (0,1 кгс/кв. см) и более, составляет зону возможных разрушений.

Часть территории зоны возможных разрушений, в пределах которой избыточное давление во фронте воздушной ударной волны , равное 30 кПа (0,3 кгс/кв. см) и более, составляет зону возможных сильных разрушений.

Территория, заключенная между границами зоны возможных сильных разрушений и зоны возможных разрушений, составляет зону возможных слабых разрушений.

Зона возможных разрушений определяется в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

УДАЛЕНИЕ ГРАНИЦ ЗОН ВОЗМОЖНЫХ РАЗРУШЕНИЙ ОТ ГРАНИЦ ПРОЕКТНОЙ

ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ГРУППАМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЕ, И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИИ ОСОБОЙ

ВАЖНОСТИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

2. Определение зоны возможного опасного химического заражения

Территория, прилегающая к химически опасным объектам, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с аварийно химически опасными веществами (АХОВ) вероятно распространение последних с концентрациями, вызывающими поражения незащищенных людей, составляет зону возможного опасного химического заражения.

Удаление границы зоны возможного опасного химического заражения от емкостей с АХОВ определяется в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

УДАЛЕНИЕ ГРАНИЦ ЗОНЫ ВОЗМОЖНОГО ОПАСНОГО ХИМИЧЕСКОГО

ЗАРАЖЕНИЯ ОТ 50-ТОННЫХ ЕМКОСТЕЙ С АХОВ

Расстояния, указанные в таблице 2, следует определять:

для необвалованных емкостей - от стенок резервуара;

для обвалованных емкостей - от внутренней границы обвалования (от поддона, стакана).

Для определения удаления границ зон возможного опасного химического заражения при других количествах АХОВ в емкостях необходимо использовать коэффициенты, приведенные в таблице 3.

Таблица 3

ПОПРАВОЧНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА АХОВ В ЕМКОСТЯХ

3. Определение зоны катастрофического затопления

Зону катастрофического затопления составляет территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушение зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.

Размеры зон возможного катастрофического затопления должны определяться при разработке обосновывающих материалов (ТЭО, ТЭР) выбора площадки (трассы) для строительства городских и сельских поселений, объектов, зданий и сооружений.

4. Определение зоны опасного радиоактивного заражения (загрязнения)

Зона возможных разрушений вокруг проектной застройки города, отнесенного к группе по гражданской обороне, и организации, отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, с прилегающей к этой зоне полосой территории шириной 20 км составляет зону возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения). Для атомной станции (АС) зону опасного радиоактивного заражения (загрязнения) составляет зона ее возможного разрушения и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для АС установленной мощностью до 4 ГВт включительно и 40 км - для АС установленной мощностью более 4 ГВт.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте